Урок русского языка в 3 классе «Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне»

0
0
Материал опубликован 11 May 2019

ПРАВОПИСАНИЕ СЛОВ С ГЛУХими и ЗВОНКИми СОГЛАСНЫМИ В КОРНЕ.

Педагогические
цели

Способствовать развитию умения обозначать буквой парный по глухости-звонкости согласный звук

Тип урока

Решение частных учебных задач

Планируемые
результаты
(предметные)

Участвуют в устном общении на уроке; определяют разновидности орфограмм и соотносят их с изученными правилами; применяют разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор
однокоренного слова, использование орфографического словаря

Личностные
результаты

Проявляют интерес к познанию русского языка, языковой деятельности; ориентируются на развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке

Универсальные учебные действия
(метапредметные)

Познавательные: осознают познавательную задачу, решают ее; строят несложные рассуждения, устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы, формулируют их.

Регулятивные: овладевают способами решения учебной задачи, проявляют познавательную инициативу;
учитывают алгоритм в планировании и контроле способа решения задачи.

Коммуникативные: участвуют в диалоге, общей беседе, совместной деятельности; договариваются с партнерами о способах решения учебной задачи; выражают свои мысли в устной и письменной форме

Основное содержание темы, понятия
и термины

Части слова, корень слова, проверочное слово; глухие и звонкие согласные, парные по глухости-звонкости; орфографический словарь, орфограмма, признаки орфограммы, сильная и слабая позиция согласного звука,
гласного звука

Образовательные
ресурсы

1. Учебник,

2. Таблица «Звонкие и глухие звуки».

3. Орфографический словарь

 

организационная структура (сценарий) урока

 

Этапы урока

Формы,
методы
методические
приемы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Приемы
контроля

осуществляемые
действия

формируемые умения

I. Мотивирование к учебной
деятельности
(организационный момент)

Фронтальный. Словесный. Слово учителя

Приветствует учащихся.

Вот звонок нам дал сигнал:

Он учиться нас позвал,

А мы время не теряем

И урок наш начинаем.

Мы работать будем дружно,

Чтоб услышать нам в конце:

«Все ребята – молодцы!»

– Проверим готовность к уроку

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей
на столе

Л – проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя

 

II. Чистописание

Фронтальная, индивидуальная. Практический. Письмо

– Выполните письмо по образцу.

На доске: Друг познается в беде.

Выполняют письмо
по образцу

Пр. – вырабатывают
каллиграфический почерк

Правильное написание

III. Актуализация знаний

Фронтальный. Словесный.

Беседа по вопросам

– Прочитайте, что это? (Пословица.)
– Объясните ее смысл.

Объясните написание. Друг познается в беде» - многие знают эту поговорку, но поверить в нее можно только проверив на собственном опыте. Человек общается с людьми, которые близки ему по характеру, увлечениям, вкусам, интересам, но не всех этих знакомых можно называть друзьями, друг - это нечто большее.

– Какую орфограмму вы увидели.

Почему я обратила на неё внимание.

Находят слова с заданными орфограммами, воспроизводят правила, регулирующие написание
в этих словах

Пр. – применяют на практике изученные орфографические правила.

Р – принимают учебную
задачу, поставленную
учителем

Фронтальный. Монологические ответы (проверка знания орфографических правил)

IV. Постановка учебной задачи

 

 

Фронтальная

– Всё ли вам удалось сделать
в упражнении? Были ли вопросы, вызвавшие затруднения?

– Сегодня на уроке мы должны закрепить знания о правописании парных согласных в корне слова. Как её проверить:

Дерево решений:

Для того чтобы определить какую букву все-таки написать, необходимо подобрать такие проверочные слова, чтобы после спорной буквы стояла гласная или буквы М, Н, Л, Р (ошибка - ошиблись, мороз - морозный). Бывает достаточно сделать у проверяемого слова множественное число или поменять падеж, как спорная буква проявляет себя.

http://cdn01.ru/files/users/images/3b/0e/3b0ea65caf3372cde32d64b05ed9d764.jpg

 

Слушают учителя, оценивают уровень усвоения материала, высказывают свои формулировки цели работы на уроке

П – овладевают общим способом решения конкретных лингвистических задач.

Р – принимают и сохраняют учебную задачу, в сотрудничестве с учителем
ставят новые учебные

задачи, выполняют действия по намеченному плану.

Л – проявляют способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

Коллективный (ответы на вопросы учителя)

V. Проверка
домашнего
задания

С.114 упр. 217

Фронтальная, парная, индивидуальная. Практический. Письмо

Организует проверку домашнего задания, просматривает письменные работы (несколько работ может быть взято на контрольную проверку)

– Какие орфограммы встретились? (Непроверяемые гласные, проверяемые гласные, правописание парных согласных.)

– Устно подберите проверочные слова для проверяемых гласных
и согласных.

В каком значении употреблено слово дружба?

 

Зачитывают текст, со вставленными пропущенными буквами и обозначенными орфограммами. Устно подбирают проверочные слова.

 

Пр. – применяют изученные орфографические правила на практике.

Р – классифицируют слова с пропущенными буквами по принципу принадлежности к какой-либо орфограмме.

К – ориентируются на позицию партнера в общении
и взаимодействии; применяют приобретенные коммуникативные умения в практике общения на уроке

Фронтальный (правильность написания), индивидуальный

(работа
на обратной стороне доски и в тетрадях)

VI. Закрепление знаний
и способов действий

1.      Словарно-
орфографическая работа

 

 

Фронтальная. Словесный.

Сообщение
учителя, беседа, чтение

– Предлагаю вспомнить словарные слова, в которых есть парные согласные на конце слова. Отгадайте загадки.

Красный нос в землю врос,

А зеленый хвост снаружи.

Нам зеленый хвост не нужен,

Нужен только красный нос.

                                  (Морковь.)

Я взял муки и взял творог,

Испек рассыпчатый... (пирог).

То я в клетку, то в линейку,

Написать на мне сумей-ка!

Можешь и нарисовать.

Что такое я? (Тетрадь.)

Косолапый он и бурый.
Если мёда нет – понурый.
Любит сызмала реветь,
Потому что он …
(Медведь)

Он имеет рост гигантский
Не в пустыне, не в горах
По саванне Африканской
Ходит медленно...
(Жираф

Змей совсем не ядовитый,

Хоть и выглядит сердитым.

Голова уплощена

И имеет два пятна.

Может встретиться у луж.

Этот змей зовётся ... УЖ.
 

– Запишите отгадки. Какое
правило объединяет эти слова? Подберите проверочные слова
к данным. Прочитайте еще раз все записанные слова. Какой вывод можно сделать?

Слушают учителя. Устно произносят отгадки. Один ученик на закрытой части доски записывает эти слова.

Проверяют написание словарных слов. Находят слова
с изучаемой орфограммой. Подбирают проверочные слова

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слова можно разделить на две группы: живая и неживая природа. Как мы должны относиться к живой природе, к животным. Беречь, не обижать братьев наших меньших.

Пр. – находят признаки
изученной орфограммы
в словах и обосновывают условия выбора написания.

П – осуществляют синтез, сравнение, сопоставление, классификацию языкового материала по самостоятельно выделенным
основаниям.

Р – принимают учебную
задачу, сформулированную вместе с учителем; применяют правило и алгоритм для решения орфографической задачи.

К – строят монологическое высказывание с учетом поставленной коммуникативной задачи

Фронтальный (беседа по вопросам). Индивидуальный (словарно-орфографическая
работа)

Физкультминутка

Коллективная. Практический

Шка(ф,в) –

Гри(б,п) –

Тру(д,т) –

Ле(с,з) –

Стри(ж,ш) —

Мя(г,к)кий -

Но(ж,ш)ки -

Яго(д,т)ка -

Бро(с,з)кий –

Выполняют движения по тексту под руководством учителя

Л – осуществляют профилактику утомления, ориентируются на здоровый образ жизни, придерживаются здорового режима дня, активно участвуют
в физкультминутке

Правильное выполнение движений

2. Составление предложений
из отдельных слов (учебник, упр. 220)

 

 

Индивидуальная (работа
в тетрадях)

Прочитайте фамилии авторов. Кто из них писал о животных? Как вы думаете, что нужно сделать?

– Ознакомьтесь с заданием упражнения 220. Постройте предложение из данных слов и ответьте на предложенные вопросы

Самостоятельно выполняют упражнение учебника: восстанавливают предложения, производят орфографический,

синтаксический
разбор

Пр. – владеют орфографической зоркостью, выполняют орфографический
и морфемный разборы.

Р – применяют изученные алгоритмы для решения

учебных задач

Индивидуальный

(письменная работа

в тетради)

3. Работа по карточкам

Работа в парах

Вставьте пропущенные буквы.

Вертит хвостом, с Вороны гла… не сводит. И говорит так сла…ко, чуть дыша. Ну что за шейка, что за гла…ки! Рассказывать, так, право, ска…ки! Сыр выпал - с ним была плуто…ка такова. Что только бры…ги засверкали.

Выполняют орфографический разбор слов, работая в паре

Пр. – владеют орфографической зоркостью.

Р – применяют изученные алгоритмы для решения учебных задач.

К – ориентируются на позицию партнера в общении и взаимодействии

Индивидуальный
(представление результатов работы в паре)

4. Самостоятельная работа (учебник, упр. 221)

Коллективная. Индивидуальная. Практическая. Письмо. Устное высказывание

– Прочитайте задание к упр. 145.

– Вставьте пропущенные буквы.

– Устно объясните значение
выделенного предложения

Читают задание, вставляют пропущенные буквы, раскрывают лексическое значение слова; объясняют смысл выделенного предложения

Пр. – применяют изученные орфографические правила на практике; объясняют лексическое значение указанного слова.

П – воспринимают смысл читаемых текстов, строят речевое высказывание
в устной форме.

К – учитывают разные
мнения и интересы, высказывают свое собственное мнение

Фронтальный (правильность написания, монологический
ответ)

5. Работа по карточкам

Работа в парах

Найдите орфограммы
и обозначьте их:

На лад их дело не пойдет. Однажды Лебедь, Рак да Щука
Везти с поклажей воз взялись. И вместе трое все в него впряглись.

Поклажа бы для них казалась и легка. Кто виноват из них, кто прав - судить не нам. Какие у нее ужимки и прыжки! Ей Мишка отвечал. А он украдкою кивает на Петра.

Выполняют самостоятельно работу.

Пр. – владеют орфографической зоркостью.

Р – применяют изученные алгоритмы для решения учебных задач.

К – ориентируются на позицию партнера в общении и взаимодействии

Индивидуальный
(представление результатов работы в паре)

6. Инсценировка басни «Ворона и Лисица»

 

 

2 человека читают слова автора. 2 человека играют роль вороны и лисицы

 

 

VII. Рефлексия учебной деятельности
на уроке (итог)

Фронтальная. Словесный.

Беседа

– Закончите предложения:

  Я сегодня узнал…

  Я научился…

  Мне было…

  Я рад…

Дерево решений:

Для того чтобы определить какую букву все-таки написать, необходимо подобрать такие проверочные слова, чтобы после спорной буквы стояла гласная или буквы М, Н, Л, Р (ошибка - ошиблись, мороз - морозный). Бывает достаточно сделать у проверяемого слова множественное число или поменять падеж, как спорная буква проявляет себя.

http://cdn01.ru/files/users/images/3b/0e/3b0ea65caf3372cde32d64b05ed9d764.jpg

 

Заканчивают предложения в зависимости от своего состояния, впечатления
от урока

Р – открыто осмысливают
и оценивают свою деятельность на уроке

Беседа
по вопросам. Само-регуляция

мягкий -

ножки -

ягодка -

броский –

крошка,

подушка чашка лебедушка

компот

кровать

карандаш

катрешка

ромашка

Цифра

Хвост

Салат

Вершки

Корешки

луг - луга

морковь - моркови

сад - сады

столб - столбик

стог - стога

снег - снега

репортаж - репортажи

масштаб - масштабы

враг - враги

друг - друга

 

 

 

 

 

Вставьте пропущенные буквы, выделите корень.

Вертит хвостом, с Вороны гла… не сводит. И говорит так сла…ко, чуть дыша. Ну что за шейка, что за гла…ки! Рассказывать, так, право, ска…ки! Сыр выпал - с ним была плуто…ка такова. Что только бры…ги засверкали.

Вставьте пропущенные буквы, выделите корень.

Вертит хвостом, с Вороны гла… не сводит. И говорит так сла…ко, чуть дыша. Ну что за шейка, что за гла…ки! Рассказывать, так, право, ска…ки! Сыр выпал - с ним была плуто…ка такова. Что только бры…ги засверкали.

Вставьте пропущенные буквы, выделите корень.

Вертит хвостом, с Вороны гла… не сводит. И говорит так сла…ко, чуть дыша. Ну что за шейка, что за гла…ки! Рассказывать, так, право, ска…ки! Сыр выпал - с ним была плуто…ка такова. Что только бры…ги засверкали.

Вставьте пропущенные буквы, выделите корень.

Вертит хвостом, с Вороны гла… не сводит. И говорит так сла…ко, чуть дыша. Ну что за шейка, что за гла…ки! Рассказывать, так, право, ска…ки! Сыр выпал - с ним была плуто…ка такова. Что только бры…ги засверкали.

Вставьте пропущенные буквы, выделите корень.

Вертит хвостом, с Вороны гла… не сводит. И говорит так сла…ко, чуть дыша. Ну что за шейка, что за гла…ки! Рассказывать, так, право, ска…ки! Сыр выпал - с ним была плуто…ка такова. Что только бры…ги засверкали.

Вставьте пропущенные буквы, выделите корень.

Вертит хвостом, с Вороны гла… не сводит. И говорит так сла…ко, чуть дыша. Ну что за шейка, что за гла…ки! Рассказывать, так, право, ска…ки! Сыр выпал - с ним была плуто…ка такова. Что только бры…ги засверкали.

 

 

 

 

Найдите орфограммы
и обозначьте их:

На лад их дело не пойдет. Однажды Лебедь, Рак да Щука.
Везти с поклажей воз взялись. И вместе трое все в него впряглись.

Поклажа бы для них казалась и легка. Кто виноват из них, кто прав - судить не нам. Какие у нее ужимки и прыжки! Ей Мишка отвечал. А он украдкою кивает на Петра.

 

 

Найдите орфограммы
и обозначьте их:

На лад их дело не пойдет. Однажды Лебедь, Рак да Щука.
Везти с поклажей воз взялись. И вместе трое все в него впряглись.

Поклажа бы для них казалась и легка. Кто виноват из них, кто прав - судить не нам. Какие у нее ужимки и прыжки! Ей Мишка отвечал. А он украдкою кивает на Петра.

 

Найдите орфограммы, подчеркните, выделите корень.

На лад их дело не пойдет. Однажды Лебедь, Рак да Щука. Везти с поклажей воз взялись. И вместе трое все в него впряглись. Поклажа2 бы для них казалась и легка. Кто виноват из них, кто прав - судить не нам. Какие у нее ужимки и прыжки! Ей Мишка отвечал. А он украдкою кивает на Петра.4

 

Найдите орфограммы, подчеркните, выделите корень.

На лад их дело не пойдет. Однажды Лебедь, Рак да Щука. Везти с поклажей воз взялись. И вместе трое все в него впряглись. Поклажа2 бы для них казалась и легка. Кто виноват из них, кто прав - судить не нам. Какие у нее ужимки и прыжки! Ей Мишка отвечал. А он украдкою кивает на Петра.4

 

Найдите орфограммы, подчеркните, выделите корень.

На лад их дело не пойдет. Однажды Лебедь, Рак да Щука. Везти с поклажей воз взялись. И вместе трое все в него впряглись. Поклажа2 бы для них казалась и легка. Кто виноват из них, кто прав - судить не нам. Какие у нее ужимки и прыжки! Ей Мишка отвечал. А он украдкою кивает на Петра.4

 

Найдите орфограммы, подчеркните, выделите корень.

На лад их дело не пойдет. Однажды Лебедь, Рак да Щука. Везти с поклажей воз взялись. И вместе трое все в него впряглись. Поклажа2 бы для них казалась и легка. Кто виноват из них, кто прав - судить не нам. Какие у нее ужимки и прыжки! Ей Мишка отвечал. А он украдкою кивает на Петра.4

 

 

Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации