Урок русского языка в 3 классе «Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне»
ПРАВОПИСАНИЕ СЛОВ С ГЛУХими и ЗВОНКИми СОГЛАСНЫМИ В КОРНЕ.
Педагогические |
Способствовать развитию умения обозначать буквой парный по глухости-звонкости согласный звук |
Тип урока |
Решение частных учебных задач |
Планируемые |
Участвуют в устном общении на уроке; определяют разновидности орфограмм и соотносят их с изученными правилами; применяют разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор |
Личностные |
Проявляют интерес к познанию русского языка, языковой деятельности; ориентируются на развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке |
Универсальные учебные действия |
Познавательные: осознают познавательную задачу, решают ее; строят несложные рассуждения, устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы, формулируют их. Регулятивные: овладевают способами решения учебной задачи, проявляют познавательную инициативу; Коммуникативные: участвуют в диалоге, общей беседе, совместной деятельности; договариваются с партнерами о способах решения учебной задачи; выражают свои мысли в устной и письменной форме |
Основное содержание темы, понятия |
Части слова, корень слова, проверочное слово; глухие и звонкие согласные, парные по глухости-звонкости; орфографический словарь, орфограмма, признаки орфограммы, сильная и слабая позиция согласного звука, |
Образовательные |
1. Учебник, 2. Таблица «Звонкие и глухие звуки». 3. Орфографический словарь |
организационная структура (сценарий) урока
Этапы урока |
Формы, |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Приемы |
|
осуществляемые |
формируемые умения |
||||
I. Мотивирование к учебной |
Фронтальный. Словесный. Слово учителя |
Приветствует учащихся. Вот звонок нам дал сигнал: Он учиться нас позвал, А мы время не теряем И урок наш начинаем. Мы работать будем дружно, Чтоб услышать нам в конце: «Все ребята – молодцы!» – Проверим готовность к уроку |
Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей |
Л – проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя |
|
II. Чистописание |
Фронтальная, индивидуальная. Практический. Письмо |
– Выполните письмо по образцу. На доске: Друг познается в беде. |
Выполняют письмо |
Пр. – вырабатывают |
Правильное написание |
III. Актуализация знаний |
Фронтальный. Словесный. Беседа по вопросам |
– Прочитайте, что это? (Пословица.) – Какую орфограмму вы увидели. Почему я обратила на неё внимание. |
Находят слова с заданными орфограммами, воспроизводят правила, регулирующие написание |
Пр. – применяют на практике изученные орфографические правила. Р – принимают учебную |
Фронтальный. Монологические ответы (проверка знания орфографических правил) |
IV. Постановка учебной задачи
|
Фронтальная |
– Всё ли вам удалось сделать – Сегодня на уроке мы должны закрепить знания о правописании парных согласных в корне слова. Как её проверить: Дерево решений: Для того чтобы определить какую букву все-таки написать, необходимо подобрать такие проверочные слова, чтобы после спорной буквы стояла гласная или буквы М, Н, Л, Р (ошибка - ошиблись, мороз - морозный). Бывает достаточно сделать у проверяемого слова множественное число или поменять падеж, как спорная буква проявляет себя.
|
Слушают учителя, оценивают уровень усвоения материала, высказывают свои формулировки цели работы на уроке |
П – овладевают общим способом решения конкретных лингвистических задач. Р – принимают и сохраняют учебную задачу, в сотрудничестве с учителем задачи, выполняют действия по намеченному плану. Л – проявляют способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности |
Коллективный (ответы на вопросы учителя) |
V. Проверка С.114 упр. 217 |
Фронтальная, парная, индивидуальная. Практический. Письмо |
Организует проверку домашнего задания, просматривает письменные работы (несколько работ может быть взято на контрольную проверку) – Какие орфограммы встретились? (Непроверяемые гласные, проверяемые гласные, правописание парных согласных.) – Устно подберите проверочные слова для проверяемых гласных В каком значении употреблено слово дружба?
|
Зачитывают текст, со вставленными пропущенными буквами и обозначенными орфограммами. Устно подбирают проверочные слова.
|
Пр. – применяют изученные орфографические правила на практике. Р – классифицируют слова с пропущенными буквами по принципу принадлежности к какой-либо орфограмме. К – ориентируются на позицию партнера в общении |
Фронтальный (правильность написания), индивидуальный (работа |
VI. Закрепление знаний 1. Словарно-
|
Фронтальная. Словесный. Сообщение |
– Предлагаю вспомнить словарные слова, в которых есть парные согласные на конце слова. Отгадайте загадки. Красный нос в землю врос, А зеленый хвост снаружи. Нам зеленый хвост не нужен, Нужен только красный нос. (Морковь.) Я взял муки и взял творог, Испек рассыпчатый... (пирог). То я в клетку, то в линейку, Написать на мне сумей-ка! Можешь и нарисовать. Что такое я? (Тетрадь.) Косолапый он и бурый. Он имеет рост гигантский Змей совсем не ядовитый, Хоть и выглядит сердитым. Голова уплощена И имеет два пятна. Может встретиться у луж. Этот змей зовётся ... УЖ. – Запишите отгадки. Какое |
Слушают учителя. Устно произносят отгадки. Один ученик на закрытой части доски записывает эти слова. Проверяют написание словарных слов. Находят слова
Слова можно разделить на две группы: живая и неживая природа. Как мы должны относиться к живой природе, к животным. Беречь, не обижать братьев наших меньших. |
Пр. – находят признаки П – осуществляют синтез, сравнение, сопоставление, классификацию языкового материала по самостоятельно выделенным Р – принимают учебную К – строят монологическое высказывание с учетом поставленной коммуникативной задачи |
Фронтальный (беседа по вопросам). Индивидуальный (словарно-орфографическая |
Физкультминутка |
Коллективная. Практический |
Шка(ф,в) – Гри(б,п) – Тру(д,т) – Ле(с,з) – Стри(ж,ш) — Мя(г,к)кий - Но(ж,ш)ки - Яго(д,т)ка - Бро(с,з)кий – |
Выполняют движения по тексту под руководством учителя |
Л – осуществляют профилактику утомления, ориентируются на здоровый образ жизни, придерживаются здорового режима дня, активно участвуют |
Правильное выполнение движений |
2. Составление предложений
|
Индивидуальная (работа |
Прочитайте фамилии авторов. Кто из них писал о животных? Как вы думаете, что нужно сделать? – Ознакомьтесь с заданием упражнения 220. Постройте предложение из данных слов и ответьте на предложенные вопросы |
Самостоятельно выполняют упражнение учебника: восстанавливают предложения, производят орфографический, синтаксический |
Пр. – владеют орфографической зоркостью, выполняют орфографический Р – применяют изученные алгоритмы для решения учебных задач |
Индивидуальный (письменная работа в тетради) |
3. Работа по карточкам |
Работа в парах |
Вставьте пропущенные буквы. Вертит хвостом, с Вороны гла… не сводит. И говорит так сла…ко, чуть дыша. Ну что за шейка, что за гла…ки! Рассказывать, так, право, ска…ки! Сыр выпал - с ним была плуто…ка такова. Что только бры…ги засверкали. |
Выполняют орфографический разбор слов, работая в паре |
Пр. – владеют орфографической зоркостью. Р – применяют изученные алгоритмы для решения учебных задач. К – ориентируются на позицию партнера в общении и взаимодействии |
Индивидуальный |
4. Самостоятельная работа (учебник, упр. 221) |
Коллективная. Индивидуальная. Практическая. Письмо. Устное высказывание |
– Прочитайте задание к упр. 145. – Вставьте пропущенные буквы. – Устно объясните значение |
Читают задание, вставляют пропущенные буквы, раскрывают лексическое значение слова; объясняют смысл выделенного предложения |
Пр. – применяют изученные орфографические правила на практике; объясняют лексическое значение указанного слова. П – воспринимают смысл читаемых текстов, строят речевое высказывание К – учитывают разные |
Фронтальный (правильность написания, монологический |
5. Работа по карточкам |
Работа в парах |
Найдите орфограммы На лад их дело не пойдет. Однажды Лебедь, Рак да Щука Поклажа бы для них казалась и легка. Кто виноват из них, кто прав - судить не нам. Какие у нее ужимки и прыжки! Ей Мишка отвечал. А он украдкою кивает на Петра. |
Выполняют самостоятельно работу. |
Пр. – владеют орфографической зоркостью. Р – применяют изученные алгоритмы для решения учебных задач. К – ориентируются на позицию партнера в общении и взаимодействии |
Индивидуальный |
6. Инсценировка басни «Ворона и Лисица» |
|
|
2 человека читают слова автора. 2 человека играют роль вороны и лисицы |
|
|
VII. Рефлексия учебной деятельности |
Фронтальная. Словесный. Беседа |
– Закончите предложения: • Я сегодня узнал… • Я научился… • Мне было… • Я рад… Дерево решений: Для того чтобы определить какую букву все-таки написать, необходимо подобрать такие проверочные слова, чтобы после спорной буквы стояла гласная или буквы М, Н, Л, Р (ошибка - ошиблись, мороз - морозный). Бывает достаточно сделать у проверяемого слова множественное число или поменять падеж, как спорная буква проявляет себя.
|
Заканчивают предложения в зависимости от своего состояния, впечатления |
Р – открыто осмысливают |
Беседа |
мягкий - ножки - ягодка - броский – крошка, подушка чашка лебедушка компот кровать карандаш катрешка ромашка Цифра Хвост Салат Вершки Корешки |
луг - луга морковь - моркови сад - сады столб - столбик стог - стога снег - снега репортаж - репортажи масштаб - масштабы враг - враги друг - друга |
|
|
|
|
Вставьте пропущенные буквы, выделите корень. Вертит хвостом, с Вороны гла… не сводит. И говорит так сла…ко, чуть дыша. Ну что за шейка, что за гла…ки! Рассказывать, так, право, ска…ки! Сыр выпал - с ним была плуто…ка такова. Что только бры…ги засверкали. |
Вставьте пропущенные буквы, выделите корень. Вертит хвостом, с Вороны гла… не сводит. И говорит так сла…ко, чуть дыша. Ну что за шейка, что за гла…ки! Рассказывать, так, право, ска…ки! Сыр выпал - с ним была плуто…ка такова. Что только бры…ги засверкали. |
Вставьте пропущенные буквы, выделите корень. Вертит хвостом, с Вороны гла… не сводит. И говорит так сла…ко, чуть дыша. Ну что за шейка, что за гла…ки! Рассказывать, так, право, ска…ки! Сыр выпал - с ним была плуто…ка такова. Что только бры…ги засверкали. |
Вставьте пропущенные буквы, выделите корень. Вертит хвостом, с Вороны гла… не сводит. И говорит так сла…ко, чуть дыша. Ну что за шейка, что за гла…ки! Рассказывать, так, право, ска…ки! Сыр выпал - с ним была плуто…ка такова. Что только бры…ги засверкали. |
Вставьте пропущенные буквы, выделите корень. Вертит хвостом, с Вороны гла… не сводит. И говорит так сла…ко, чуть дыша. Ну что за шейка, что за гла…ки! Рассказывать, так, право, ска…ки! Сыр выпал - с ним была плуто…ка такова. Что только бры…ги засверкали. |
Вставьте пропущенные буквы, выделите корень. Вертит хвостом, с Вороны гла… не сводит. И говорит так сла…ко, чуть дыша. Ну что за шейка, что за гла…ки! Рассказывать, так, право, ска…ки! Сыр выпал - с ним была плуто…ка такова. Что только бры…ги засверкали. |
|
|
|
|
Найдите орфограммы На лад их дело не пойдет. Однажды Лебедь, Рак да Щука. Поклажа бы для них казалась и легка. Кто виноват из них, кто прав - судить не нам. Какие у нее ужимки и прыжки! Ей Мишка отвечал. А он украдкою кивает на Петра. |
|
Найдите орфограммы
и обозначьте их:
На лад их дело не пойдет. Однажды Лебедь, Рак да Щука.
Везти с поклажей воз взялись. И вместе трое все в него впряглись.
Поклажа бы для них казалась и легка. Кто виноват из них, кто прав - судить не нам. Какие у нее ужимки и прыжки! Ей Мишка отвечал. А он украдкою кивает на Петра.
Найдите орфограммы, подчеркните, выделите корень. На лад их дело не пойдет. Однажды Лебедь, Рак да Щука. Везти с поклажей воз взялись. И вместе трое все в него впряглись. Поклажа2 бы для них казалась и легка. Кто виноват из них, кто прав - судить не нам. Какие у нее ужимки и прыжки! Ей Мишка отвечал. А он украдкою кивает на Петра.4
|
Найдите орфограммы, подчеркните, выделите корень. На лад их дело не пойдет. Однажды Лебедь, Рак да Щука. Везти с поклажей воз взялись. И вместе трое все в него впряглись. Поклажа2 бы для них казалась и легка. Кто виноват из них, кто прав - судить не нам. Какие у нее ужимки и прыжки! Ей Мишка отвечал. А он украдкою кивает на Петра.4
|
Найдите орфограммы, подчеркните, выделите корень. На лад их дело не пойдет. Однажды Лебедь, Рак да Щука. Везти с поклажей воз взялись. И вместе трое все в него впряглись. Поклажа2 бы для них казалась и легка. Кто виноват из них, кто прав - судить не нам. Какие у нее ужимки и прыжки! Ей Мишка отвечал. А он украдкою кивает на Петра.4
|
Найдите орфограммы, подчеркните, выделите корень. На лад их дело не пойдет. Однажды Лебедь, Рак да Щука. Везти с поклажей воз взялись. И вместе трое все в него впряглись. Поклажа2 бы для них казалась и легка. Кто виноват из них, кто прав - судить не нам. Какие у нее ужимки и прыжки! Ей Мишка отвечал. А он украдкою кивает на Петра.4
|