12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Татьяна149 Учитель начальных классов Россия, Оренбургская обл., Гай |
Урок «Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне»
ПРАВОПИСАНИЕ СЛОВ С ГЛУХими и ЗВОНКИми СОГЛАСНЫМИ В КОРНЕ.
Педагогические | Способствовать развитию умения обозначать буквой парный по глухости-звонкости согласный звук |
Тип урока | Решение частных учебных задач |
Планируемые | Участвуют в устном общении на уроке; определяют разновидности орфограмм и соотносят их с изученными правилами; применяют разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор |
Личностные | Проявляют интерес к познанию русского языка, языковой деятельности; ориентируются на развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке |
Универсальные учебные действия | Познавательные: осознают познавательную задачу, решают ее; строят несложные рассуждения, устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы, формулируют их. Регулятивные: овладевают способами решения учебной задачи, проявляют познавательную инициативу; Коммуникативные: участвуют в диалоге, общей беседе, совместной деятельности; договариваются с партнерами о способах решения учебной задачи; выражают свои мысли в устной и письменной форме |
Основное содержание темы, понятия | Части слова, корень слова, проверочное слово; глухие и звонкие согласные, парные по глухости-звонкости; орфографический словарь, орфограмма, признаки орфограммы, сильная и слабая позиция согласного звука, |
Образовательные | 1. Учебник, 2. Таблица «Звонкие и глухие звуки». 3. Орфографический словарь |
организационная структура (сценарий) урока
Этапы урока | Формы, | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Приемы | |
осуществляемые | формируемые умения | ||||
I. Мотивирование к учебной | Фронтальный. Словесный. Слово учителя | Приветствует учащихся. Вот звонок нам дал сигнал: Он учиться нас позвал, А мы время не теряем И урок наш начинаем. Мы работать будем дружно, Чтоб услышать нам в конце: «Все ребята – молодцы!» – Проверим готовность к уроку | Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей | Л – проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя |
|
II. Чистописание | Фронтальная, индивидуальная. Практический. Письмо | – Выполните письмо по образцу. На доске: Друг познается в беде. | Выполняют письмо | Пр. – вырабатывают | Правильное написание |
III. Актуализация знаний | Фронтальный. Словесный. Беседа по вопросам | – Прочитайте, что это? (Пословица.) – Какую орфограмму вы увидели. Почему я обратила на неё внимание. | Находят слова с заданными орфограммами, воспроизводят правила, регулирующие написание | Пр. – применяют на практике изученные орфографические правила. Р – принимают учебную | Фронтальный. Монологические ответы (проверка знания орфографических правил) |
IV. Постановка учебной задачи
| Фронтальная | – Всё ли вам удалось сделать – Сегодня на уроке мы должны закрепить знания о правописании парных согласных в корне слова. Как её проверить: Дерево решений: Для того чтобы определить какую букву все-таки написать, необходимо подобрать такие проверочные слова, чтобы после спорной буквы стояла гласная или буквы М, Н, Л, Р (ошибка - ошиблись, мороз - морозный). Бывает достаточно сделать у проверяемого слова множественное число или поменять падеж, как спорная буква проявляет себя.
| Слушают учителя, оценивают уровень усвоения материала, высказывают свои формулировки цели работы на уроке | П – овладевают общим способом решения конкретных лингвистических задач. Р – принимают и сохраняют учебную задачу, в сотрудничестве с учителем задачи, выполняют действия по намеченному плану. Л – проявляют способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности | Коллективный (ответы на вопросы учителя) |
V. Проверка С.114 упр. 217 | Фронтальная, парная, индивидуальная. Практический. Письмо | Организует проверку домашнего задания, просматривает письменные работы (несколько работ может быть взято на контрольную проверку) – Какие орфограммы встретились? (Непроверяемые гласные, проверяемые гласные, правописание парных согласных.) – Устно подберите проверочные слова для проверяемых гласных В каком значении употреблено слово дружба?
| Зачитывают текст, со вставленными пропущенными буквами и обозначенными орфограммами. Устно подбирают проверочные слова.
| Пр. – применяют изученные орфографические правила на практике. Р – классифицируют слова с пропущенными буквами по принципу принадлежности к какой-либо орфограмме. К – ориентируются на позицию партнера в общении | Фронтальный (правильность написания), индивидуальный (работа |
VI. Закрепление знаний 1. Словарно-
| Фронтальная. Словесный. Сообщение | – Предлагаю вспомнить словарные слова, в которых есть парные согласные на конце слова. Отгадайте загадки. Красный нос в землю врос, А зеленый хвост снаружи. Нам зеленый хвост не нужен, Нужен только красный нос. (Морковь.) Я взял муки и взял творог, Испек рассыпчатый... (пирог). То я в клетку, то в линейку, Написать на мне сумей-ка! Можешь и нарисовать. Что такое я? (Тетрадь.) Косолапый он и бурый. Он имеет рост гигантский Змей совсем не ядовитый, Хоть и выглядит сердитым. Голова уплощена И имеет два пятна. Может встретиться у луж. Этот змей зовётся ... УЖ. – Запишите отгадки. Какое | Слушают учителя. Устно произносят отгадки. Один ученик на закрытой части доски записывает эти слова. Проверяют написание словарных слов. Находят слова
Слова можно разделить на две группы: живая и неживая природа. Как мы должны относиться к живой природе, к животным. Беречь, не обижать братьев наших меньших. | Пр. – находят признаки П – осуществляют синтез, сравнение, сопоставление, классификацию языкового материала по самостоятельно выделенным Р – принимают учебную К – строят монологическое высказывание с учетом поставленной коммуникативной задачи | Фронтальный (беседа по вопросам). Индивидуальный (словарно-орфографическая |
Физкультминутка | Коллективная. Практический | Шка(ф,в) – Гри(б,п) – Тру(д,т) – Ле(с,з) – Стри(ж,ш) — Мя(г,к)кий - Но(ж,ш)ки - Яго(д,т)ка - Бро(с,з)кий – | Выполняют движения по тексту под руководством учителя | Л – осуществляют профилактику утомления, ориентируются на здоровый образ жизни, придерживаются здорового режима дня, активно участвуют | Правильное выполнение движений |
2. Составление предложений
| Индивидуальная (работа | Прочитайте фамилии авторов. Кто из них писал о животных? Как вы думаете, что нужно сделать? – Ознакомьтесь с заданием упражнения 220. Постройте предложение из данных слов и ответьте на предложенные вопросы | Самостоятельно выполняют упражнение учебника: восстанавливают предложения, производят орфографический, синтаксический | Пр. – владеют орфографической зоркостью, выполняют орфографический Р – применяют изученные алгоритмы для решения учебных задач | Индивидуальный (письменная работа в тетради) |
3. Работа по карточкам | Работа в парах | Вставьте пропущенные буквы. Вертит хвостом, с Вороны гла… не сводит. И говорит так сла…ко, чуть дыша. Ну что за шейка, что за гла…ки! Рассказывать, так, право, ска…ки! Сыр выпал - с ним была плуто…ка такова. Что только бры…ги засверкали. | Выполняют орфографический разбор слов, работая в паре | Пр. – владеют орфографической зоркостью. Р – применяют изученные алгоритмы для решения учебных задач. К – ориентируются на позицию партнера в общении и взаимодействии | Индивидуальный |
4. Самостоятельная работа (учебник, упр. 221) | Коллективная. Индивидуальная. Практическая. Письмо. Устное высказывание | – Прочитайте задание к упр. 145. – Вставьте пропущенные буквы. – Устно объясните значение | Читают задание, вставляют пропущенные буквы, раскрывают лексическое значение слова; объясняют смысл выделенного предложения | Пр. – применяют изученные орфографические правила на практике; объясняют лексическое значение указанного слова. П – воспринимают смысл читаемых текстов, строят речевое высказывание К – учитывают разные | Фронтальный (правильность написания, монологический |
5. Работа по карточкам | Работа в парах | Найдите орфограммы На лад их дело не пойдет. Однажды Лебедь, Рак да Щука Поклажа бы для них казалась и легка. Кто виноват из них, кто прав - судить не нам. Какие у нее ужимки и прыжки! Ей Мишка отвечал. А он украдкою кивает на Петра. | Выполняют самостоятельно работу. | Пр. – владеют орфографической зоркостью. Р – применяют изученные алгоритмы для решения учебных задач. К – ориентируются на позицию партнера в общении и взаимодействии | Индивидуальный |
6. Инсценировка басни «Ворона и Лисица» |
|
| 2 человека читают слова автора. 2 человека играют роль вороны и лисицы |
|
|
VII. Рефлексия учебной деятельности | Фронтальная. Словесный. Беседа | – Закончите предложения: • Я сегодня узнал… • Я научился… • Мне было… • Я рад… Дерево решений: Для того чтобы определить какую букву все-таки написать, необходимо подобрать такие проверочные слова, чтобы после спорной буквы стояла гласная или буквы М, Н, Л, Р (ошибка - ошиблись, мороз - морозный). Бывает достаточно сделать у проверяемого слова множественное число или поменять падеж, как спорная буква проявляет себя.
| Заканчивают предложения в зависимости от своего состояния, впечатления | Р – открыто осмысливают | Беседа |
мягкий - ножки - ягодка - броский – крошка, подушка чашка лебедушка компот кровать карандаш катрешка ромашка Цифра Хвост Салат Вершки Корешки | луг - луга морковь - моркови сад - сады столб - столбик стог - стога снег - снега репортаж - репортажи масштаб - масштабы враг - враги друг - друга |
|
|
|
|
Вставьте пропущенные буквы, выделите корень. Вертит хвостом, с Вороны гла… не сводит. И говорит так сла…ко, чуть дыша. Ну что за шейка, что за гла…ки! Рассказывать, так, право, ска…ки! Сыр выпал - с ним была плуто…ка такова. Что только бры…ги засверкали. | Вставьте пропущенные буквы, выделите корень. Вертит хвостом, с Вороны гла… не сводит. И говорит так сла…ко, чуть дыша. Ну что за шейка, что за гла…ки! Рассказывать, так, право, ска…ки! Сыр выпал - с ним была плуто…ка такова. Что только бры…ги засверкали. | Вставьте пропущенные буквы, выделите корень. Вертит хвостом, с Вороны гла… не сводит. И говорит так сла…ко, чуть дыша. Ну что за шейка, что за гла…ки! Рассказывать, так, право, ска…ки! Сыр выпал - с ним была плуто…ка такова. Что только бры…ги засверкали. |
Вставьте пропущенные буквы, выделите корень. Вертит хвостом, с Вороны гла… не сводит. И говорит так сла…ко, чуть дыша. Ну что за шейка, что за гла…ки! Рассказывать, так, право, ска…ки! Сыр выпал - с ним была плуто…ка такова. Что только бры…ги засверкали. | Вставьте пропущенные буквы, выделите корень. Вертит хвостом, с Вороны гла… не сводит. И говорит так сла…ко, чуть дыша. Ну что за шейка, что за гла…ки! Рассказывать, так, право, ска…ки! Сыр выпал - с ним была плуто…ка такова. Что только бры…ги засверкали. | Вставьте пропущенные буквы, выделите корень. Вертит хвостом, с Вороны гла… не сводит. И говорит так сла…ко, чуть дыша. Ну что за шейка, что за гла…ки! Рассказывать, так, право, ска…ки! Сыр выпал - с ним была плуто…ка такова. Что только бры…ги засверкали. |
|
|
|
| Найдите орфограммы На лад их дело не пойдет. Однажды Лебедь, Рак да Щука. Поклажа бы для них казалась и легка. Кто виноват из них, кто прав - судить не нам. Какие у нее ужимки и прыжки! Ей Мишка отвечал. А он украдкою кивает на Петра. |
|
Найдите орфограммы
и обозначьте их:
На лад их дело не пойдет. Однажды Лебедь, Рак да Щука.
Везти с поклажей воз взялись. И вместе трое все в него впряглись.
Поклажа бы для них казалась и легка. Кто виноват из них, кто прав - судить не нам. Какие у нее ужимки и прыжки! Ей Мишка отвечал. А он украдкою кивает на Петра.
Найдите орфограммы, подчеркните, выделите корень. На лад их дело не пойдет. Однажды Лебедь, Рак да Щука. Везти с поклажей воз взялись. И вместе трое все в него впряглись. Поклажа2 бы для них казалась и легка. Кто виноват из них, кто прав - судить не нам. Какие у нее ужимки и прыжки! Ей Мишка отвечал. А он украдкою кивает на Петра.4
| Найдите орфограммы, подчеркните, выделите корень. На лад их дело не пойдет. Однажды Лебедь, Рак да Щука. Везти с поклажей воз взялись. И вместе трое все в него впряглись. Поклажа2 бы для них казалась и легка. Кто виноват из них, кто прав - судить не нам. Какие у нее ужимки и прыжки! Ей Мишка отвечал. А он украдкою кивает на Петра.4
|
Найдите орфограммы, подчеркните, выделите корень. На лад их дело не пойдет. Однажды Лебедь, Рак да Щука. Везти с поклажей воз взялись. И вместе трое все в него впряглись. Поклажа2 бы для них казалась и легка. Кто виноват из них, кто прав - судить не нам. Какие у нее ужимки и прыжки! Ей Мишка отвечал. А он украдкою кивает на Петра.4
| Найдите орфограммы, подчеркните, выделите корень. На лад их дело не пойдет. Однажды Лебедь, Рак да Щука. Везти с поклажей воз взялись. И вместе трое все в него впряглись. Поклажа2 бы для них казалась и легка. Кто виноват из них, кто прав - судить не нам. Какие у нее ужимки и прыжки! Ей Мишка отвечал. А он украдкою кивает на Петра.4
|