Урок русского языка в 4 классе «Правописание звонких и глухих согласных на конце слова»
Тема урока: Правописание звонких и глухих согласных на конце слова. Умение объяснять их написание.
Цели урока: учить способу проверки слов с парными согласными на конце.
Задачи:
Образовательные:
– закрепить понятие «парные звонкие и глухие согласные»
- учить при подборе проверочного слова изменять слова по образцу;
Воспитательные:
- воспитание мотивации к учению;
- учить работать в группах, прислушиваясь к мнению других и отстаивая свою точку зрения;
- формировать навык самооценки;
Коррекционные:
- коррекция слухового восприятия на основе упражнений в узнавании и различении;
-коррекция зрительной памяти на основе упражнений в запоминании и воспроизведении;
Планируемые результаты
Предметные: содействовать формированию умений различать звонкие и глухие согласные, использовать средства устного общения (голос, мимику, темп речи) в соответствии с ситуацией конкретного общения.
Личностные БУД: интерес к предложенной предметной деятельности; внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к занятиям русским языком, к школе.
Форма работы: фронтальная, парная, индивидуальная
Ход урока.
1. Организация начала урока.
2. Актуализация знаний.
-Какое сейчас время года? Месяц? Какое явление характерно для осени? (Листопад)
-К нам на урок залетели осенние листья. Но это не простые листья, а с буквами. В полёте они потеряли пары. Давайте поможем каждой букве найти свою пару.
-Что вы можете сказать о них? (Это согласные звонкие и глухие, парные)
-Прочитаем образовавшиеся пары.
3. Упражнение для мелкой моторики рук.
Осенние листья
Раз, два, три, четыре, пять (загибаем пальцы по очереди, начиная с большого),
Будем листья собирать
Листья березы,
Листья рябины,
Листики тополя,
Листья осины,
Листики дуба мы соберем,
Маме осенний букет отнесем.
4. Работа в тетрадях.
-Откройте тетради, запишите сегодняшнее число.
-Повторим правописание некоторых словарных слов. Перед вами карточки со словарными словами. Вставьте пропущенные буквы. Проверьте себя, со словами из словарика в конце учебника. Исправьте допущенные ошибки, если они есть.
-Посмотрите на данные вам три словарных слова. Найдите букву, которая встречается во всех этих словах (к).
-Назовите её пару. Составьте узор из этих букв и напишите его в тетрадь. Подчеркните карандашом те буквы, которые у вас получились лучше всего.
5. Введение в тему.
-О каком дереве говорят: огромное, могучее, крепкое, твёрдое? (О дубе) СЛАЙД 1
-Произнесём слово «дуб». Какой звук слышим на конце слова?
-Правильно ли моё утверждение: «Если при произношении на конце мы слышим звук «п», то и пишем букву «п»? (Нет)
-А как узнать, какую букву надо написать на конце слова? (подобрать проверочное слово)
- Что мы сегодня на уроке будем учиться делать? (Подбирать проверочное слово)
-Чтобы делать это правильно, надо знать правило. СЛАЙД 2
Прочитайте это правило
«Парные согласные –
самые опасные!
Слово смело изменяй -
Рядом гласный подставляй»
-На какие слова в этом правиле надо обратить внимание? ( слово изменяй, гласный подставляй)
Подборка проверочных слов к слову «дуб» СЛАЙД 3
6. Закрепление пройденного материала.
Работа в парах.
Запись в тетради слова «Упражнение»
Перед вами лежат три карточки. На красной карточке написано слово со «опасными» буквами на конце. На зелёных карточках те же слова, но изменённые. Вы должны выбрать зелёную карточку с проверочным словом.
Один ученик из пары записывает слово на доске, другой объясняет выбор проверочного слова.
Остальные записывают пары в тетради.
Глаз-глазки, глаза.
Дуб-дубок, дубок.
Тетрадь – тетрадка, тетради.
Гриб-грибок, грибной.
Гараж- гаражный, гаражи.
Лошадь – лошадка, лошади.
Народ-народы, народный.
Мороз- морозный, морозы.
7. Физминутка.
Вышли уточки на луг
Кря-кря-кря.
Полетел зелёный жук
Ж-ж-ж.
Гуси шеи выгибали,
Клювом перья расправляли.
Зашумел в пруду камыш:
Ш-ш-ш.
8. Работа с интерактивным тренажёром.
-В выделенных словах вставьте нужную букву, кликну на неё мышкой. Подберите проверочное слово. СЛАЙД 4, 5
9. Работа в тетради и с интерактивной доской.
Вставьте пропущенную букву в слова. Устно подбери проверочное слово. Спишите в тетрадь.
Проверяем.
10.Рефлексия содержания учебного материала
Даётся начало фразы, а ученик заканчивает её:
-Я не знал…
- Теперь я знаю…