Конспект урока «Правописание парных звонких и глухих согласных в корне и конце слова» (Русский язык, 3 класс)
Предмет: русский язык
Тема. «Правописание парных звонких и глухих согласных в корне и конце слова».
Тип урока: урок «открытия» нового знания (ОНЗ).
Класс: 3д кл.
УМК «Школа России», АОП для обучающихся ЗПР (вариант 7.1)
Автор работы: Соколан Ольга Владимировна
Педагогический стаж: 30 лет.
Место работы: МАОУ «Тогурская начальная общеобразовательная школа» с Тогур,
Колпашевского района.
Занимаемая должность: учитель начальных классов.
Тема урока. Правописание парных звонких и глухих согласных в корне на конце слова.
Цели урока.
Обучающие цели урока: Содействовать овладению учащимися системой знаний о парных согласных; практическими умениями и навыками проверки парных согласных в корне слова.
Развивающие цели: Содействовать формированию общеучебных и предметных компетенций. Способствовать развитию коммуникативной культуры, осуществлению самоконтролю и самооценки.
Воспитывающие цели: Способствовать воспитанию положительного отношения к процессу обучения. Способствовать формированию самостоятельности и самооценки.
Тип урока: урок открытия новых знаний (ОНЗ).
УУД:
Личностные: уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Регулятивные: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё мнение.
Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения и следовать им.
Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний; отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания; находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Средства, обеспечивающие учебный процесс на уроке: дидактические карточки для индивидуальной работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи, компьютер, мультимедиа, проектор, презентация Power Point, карточка для контроля знаний.
Технологическая карта урока
Ход урока |
Дифференцированный подход к ученику с тяжелыми нарушениями речи. |
Организационный момент Приветствие -Здравствуйте, дети. Здравствуйте, гости. Прозвенел звонок весёлый, Мы начать урок готовы. Будем слушать, рассуждать И друг другу помогать. Психологический настрой. Садитесь. Улыбнитесь друг другу. Я рада видеть ваши улыбки. Пусть этот урок принесёт вам радость общения. А солнышко с экрана будет дарить вам тепло и спокойствие. Пальчиковая гимнастика. «Волшебные перчатки» Возьмите колечки Су-Джок. Подготовим пальчики для красивого письма. Повторяйте хором стишок и катайте колечко по пальчику. - Этот пальчик маленький – мизинчик удаленький. Безымянный - кольцо носит, никогда его не бросит. Средний пальчик – самый длинный, Он как раз посередине. Этот указательный – пальчик замечательный. Большой палец – хоть не длинный, Среди братьев самый сильный. Работа в тетради. Осанка. Положение тетради. Запись числа, дня недели. Дежурные комментируют : Двадцать первое декабря. Среда. Классная работа. Называют орфограммы. Актуализация знаний. На экране согласные буквы. Л С Щ К Ч З Р Ф М Ж Г Д Ц В Ш Й Т Г Б Х П - Назовите буквы. Как их назвать одним словом? Разделите их на 2 группы. Назовите эти группы. (Парные и непарные согласные) - На доске снежинки с парными согласными. Возьмите по 1 снежинке, прочитайте букву и найдите свою пару. ( Дети находят пары. Каждая пара называет свою букву. ) -Каждая пара должна расположить на доске буквы так: одна вверху, другая снизу. Объясните своё действие. (звонкие согласные вверху, глухие согласные внизу) - Почему ваши согласные в паре? (одинаковая артикуляция) Отгадайте загадку Греет руки пара печек Из шерсти от овечек. ВАРЕЖКИ Определение темы и цели урока. - Запишите слово. (на доске) - Произнесите это слово с закрытыми глазами. - Вы уверены, что слово написано правильно? -Назовите орфограмму (парная согласная в опасной позиции) - В какой части слова возникла проблема? - Как узнать, верно ли написана орфограмма? (подобрать проверочное слово) Определите тему урока : Правописание парных звонких и глухих согласных в корне слова. Главная задача урока : - Что мы должны сделать на уроке? Найти способы проверки, научиться подбирать проверочные слова. Какой цели мы будем добиваться? - Будем правильно подбирать … (проверочные слова). - Тогда научимся правильно … (писать орфограмму парных звонких и глухих согласных). Вернёмся к слову ВАРЕЖКИ позже Практическая деятельность. Этап формирования умения подбирать проверочные слова. 1 СПОСОБ. – Я назову слова ед. ч., а вы измените на мн. ч. Игра «Один - много» (учитель кидает мяч, называя слово, а дети образуют мн. ч.) Дуб - клад - лес - мышь – СТОЛБ - ЗУБ - СНЕГ- ШКАФ - На доске открываются слова. СТОЛ… - ЗУ… - СНЕ…- ШКА… - - Назовите пропущенные орфограммы и проверочное слово, используя данный способ изменения по числам. - Какая помощница помогла услышать согласный звук? (гласный). - Можно использовать этот способ проверки парных согласных в опасной позиции? Запишите слова с проверочным словом, выделите корень и орфограмму. – Как назовем первый способ? («Один-много») II способ. – Образуйте при помощи суффиксов уменьшительно-ласкательную форму слова. Игра «Назови ласково» Мороз - лист - портрет - Ёж - мост - ложка – На доске открываются слова. Ё… - МОС… - ЛО…КА - Назовите пропущенные орфограммы и проверочное слово, используя способ словообразования при помощи суффиксов. Какая помощница помогла услышать согласный звук? (гласный). Запишите слова с проверочным словом, выделите корень и орфограмму. - Как можно назвать второй способ проверки парных согласных в опасной позиции? («Назови ласково»)» способ. – Я назову слово, а вы измените его форму, как будто его нет. Игра «Чего-то нет?» Нос - куст - лук - Воз - ладошки - пилот – На доске открываются слова. ВО…- ЛАДО…КИ - ПИЛО…- - Назовите пропущенные орфограммы и проверочное слово, используя способ изменения формы слова. - Какая помощница помогла услышать согласный звук? (гласный). - Запишите слова с проверочным словом, выделите корень и орфограмму. - Как можно назвать второй способ проверки парных согласных в опасной позиции? («Чего-то нет»). Вернёмся к слову ВАРЕЖКИ . - Чтобы проверить парную согласную в корне, что надо сделать? - Какой способ подходит для проверки? (3). Запишите проверочное слово. V. Физминутка. Учитель рассказывает сказку «Репка». Дети выбирают себе героев сказки , встают и хлопают в ладоши над головой, когда называется этот герой. VI. Закрепление нового материала. - Назовите героев сказки. (На экране слова ДЕД, БАБКА, ВНУЧКА, Жучка, КОШКА, МЫШКА). - Вспомните тему урока и уберите лишние слова. (Жучка, внучка) Объясните свой выбор. 2) Послушайте или прочитайте отрывок из рассказа Константина Ушинского «Как рубашка в поле выросла». Константин Ушинский. Как рубашка в поле выросла I Видела Таня, как отец её горстями разбрасывал по полю маленькие блестящие зёрна, и спрашивает: — Что ты, батюшка, делаешь? — А вот сею ленок, дочка, вырастет рубашка тебе и Васе. Задумалась Таня: никогда она не видела, чтобы рубашки в поле росли. Недели через две покрылась полоска зелёной шелковистой травкой. Подумала Таня: «Хорошо, если бы у меня была такая рубашечка». - Как вы поняли название рассказа? - Назовите слова с парной согласной в опасной позиции в корне или на конце слова. Пометьте эти слова галочкой вверху. - В выделенном предложении подчеркните главные члены предложения. Найдите слова с парной звонкой или глухой согласной, выделите корень. - Проведите взаимопроверку парами. VII. Этап рефлексии и критериальное оценивание своих знаний. - Расскажите о сегодняшнем уроке. Вспомните тему урока. Выберите нужную фразу и продолжите: - Я узнал … - Я научился … - Я смогу … Оцените свою работу на уроке. Выберите картинку, поместите её на доску. – я все понял(а), могу работать самостоятельно, могу объяснить другому.
– я все понял(а). Но у меня остались вопросы.
– у меня ничего не получилось.
Кто все понял – вы будете моими помощниками на следующих уроках. У кого остались вопросы – я и мои помощники постараемся помочь вам их решить на следующих уроках. У кого ничего не получилось – не отчаивайтесь, у нас еще будет несколько уроков на тему «правописание парных звонких и глухих согласных в корне и на конце слова.». А сегодня урок окончен. Всем спасибо. |
Самостоятельная работа 1 карточка Зу…- зу…ы, ко… - ко…ы Из разрезной азбуки взять нужную согласую букву и вставить вместо точек. Прочитать и записать эти слова. 2 карточка Лис… - лис…ы, ё… - е…и Из разрезной азбуки взять нужную согласую букву и вставить вместо точек. Прочитать и записать эти слова. 3 карточка Лу…- нет лу…а, но… - нет но…а Из разрезной азбуки взять нужную согласую букву и вставить вместо точек. Прочитать и записать эти слова. |
Дуб мороз нос
Клад лист лук
Лес портрет воз
Мышь ёж ладошки
Столб мост пилот
Снег ложка
Зуб
Шкаф