Урок на тему «Правописание слов с удвоенными согласными» (Русский язык, 3 класс)
Тема |
Правописание слов с удвоенными согласными. |
Тип |
Изучение нового материала |
Цель урока |
Формировать умение писать слова русского и иностранного происхождения с удвоенными согласными буквами, подвести детей к пониманию того, что написание удвоенных согласных на стыке приставки и корня, корня и суффикса объясняется словообразованием, совершенствовать умение учащихся грамотно писать слова с удвоенными согласными. Способствовать развитию у детей фонематического слуха, внимания, мышления, речи. |
Планируемые результаты |
Предметные: находить и отмечать в слове изучаемую орфограмму; образовывать слова с удвоенными согласными; уметь находить и группировать слова на изученную орфограмму. Метапредметные: регулятивные: принимать и сохранять цель урока и учебную задачу; в сотрудничестве с учителем строить новые учебные задачи; планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; проводить рефлексию своих действий на уроке познавательные: осуществлять анализ, сопоставление, классификацию, обобщение языкового материала по самостоятельно выделенным основаниям; строить несложные рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы на основе изученного материала; коммуникативные: соблюдать нормы речевого этикета; отвечать на вопросы учителя, выражать и обосновывать свою точку зрения; работать в паре; слушать собеседника и вести диалог. Личностные: осознавать значимость изучения темы; проявлять интерес к русскому языку; проявлять уважительное отношение к иному мнению. |
Основные понятия |
Морфемы: приставка, суффикс, корень, окончание, словообразование, строение слова. |
Методы обучения |
Проблемный, частично – поисковый. |
Формы работы |
Фронтальная, индивидуальная, в паре. |
Межпредмет-ные связи |
Литературное чтение. |
Ресурсы: - основные -дополнитель-ные |
Учебник: Канакина В.П., Горецкий В.Г. «Русский язык», 1 часть, 3 класс, «Просвещение», 2017. Персональный компьютер, мультимедийный проектор, экспозиционный экран; презентация. |
Тема урока: «Правописание слов с удвоенными согласными».
1.Организационный момент
- Я приглашаю вас на урок русского языка.
Восточная мудрость гласит:
Слайд 1
Приобретать знания – храбрость.
Приумножать – мудрость.
А умело применять – искусство!
- Я желаю вам быть на уроке активными, думающими, работоспособными и дружными.
Актуализация знаний и фиксация затруднения. Выявление места и причины затруднения. Постановка учебной проблемы.
1. Работа с карточкой:
- Сегодня на уроке вы будете опираться на знание частей слова. И я вам предлагаю выполнить небольшой тест, соединяя части определения.
(Самостоятельная работа) Слайд 2
Изменяемая часть слова
Часть слова без окончания
Общая часть родственных слов
Часть слова перед корнем, служит для образования новых слов
Часть слова после корня, служит для образования новых слов |
суффикс
корень
окончание
основа
приставка
орфограмма |
- Какое слово лишнее? Что такое орфограмма?
(Буква или слог, которые требуют правила проверки написания)
- Что нужно знать, чтобы проверить орфограмму в слове? (правило)
- В какой части слова вы можете проверить орфограмму? ( в корне)
- Какие правила правописания корней вы знаете?
Проверяемые безударные гласные.
Парные звонкие и глухие согласные.
Непроверяемые безударные гласные (словарные слова).
Непроизносимые согласные. Слайд 3
- Какая же тема нас интересует сегодня больше всего, мы узнаем, разгадав кроссворд
Слайд 4
Что нужно положить в тесто для пирогов, чтобы оно поднялось? Дрожжи
Группа дружных детей. Коллектив
Шестой день недели. Суббота
Игра на льду на коньках в небольшой мяч или шайбу.Хоккей
Устройство для приёма телевизионных передач, обычно устанавливаемое на крыше дома. Антенна
Во мне два к. Не забывайте!
Таким, как я, всегда бывайте
Я точный, чистый и опрятный,
Иным же словом - Аккуратный
7.Единица веса- Грамм, Килограмм
- Что особенного вы заметили в словах – отгадках?
В них по две одинаковых согласных буквы.
- Кто попробует сформулировать тему нашего урока?
(Правописание слов с удвоенными согласными)
-Ребята! Как вы думаете, как определить, что в слове две одинаковые буквы?
В этих словах слышится долгий согласный звук, а на письме обозначается двумя одинаковыми буквами.
- Запишите новые словарные слова и запомните их написание.
- Какой звук звучит долго в слове коллектив, грамм…. Сколько согласных пишем в этом слове, а сколько произносим? (Обьяснить транскрипцию, сделать фонетический разбор одного слова?)
-А можно ли проверить удвоенную согласную ?
(– А знаете ли вы, что почти все слова с удвоенными согласными — это ИНОСТРАНЦЫ? У себя на родине они писались с двойными согласными, наверное, поэтому им и оставили двойные согласные, как связь с родиной. В результате общения народов мира, люди делятся не только достижениями науки, культуры, но и заимствуют слова.)
-Многие слова с двойными согласными заимствованы из других языков, поэтому их написание нужно запомнить
Правило в учебнике с.121 прочитать!
(Удвоенные согласные – это орфограмма, написание которой нужно проверять по орфографическому словарю )
-Откройте словарик в конце учебника с.150-151
Чтобы лучше понять значение слова, чаще надо заглядывать в толковые словари известных филологов, знатоков русской словесности В. И. Даля, С. И. Ожегова, Д. Н. Ушакова
2. Прочитайте данные слова: бассейн, перрон, длинный, грамм ,рассказать, поддержка, осинник.
Слайд 3.
- Что их объединяет? (во всех есть удвоенная согласная) На какие группы вы бы разбили эти слова?
- Давайте определим, в какой значимой части слова находится удвоенная согласная?
- Попытайтесь объяснить, каковы должны быть ваши действия, когда вы встречаетесь с удвоенными согласными?
- Чему же вы должны научиться на уроке?
(Учиться находить слова с удвоенными согласными, грамотно писать эти слова и не только узнавать изучаемую орфограмму, но и определять, в какой части слова она находится.)
Построение проекта выхода из затруднений.
Наблюдения – исследования.
-Вернёмся к нашим словам.
-Давайте проследим, где в слове могут быть двойные согласные
Удвоенные согласные
встречаются…
В корне слова
бассейн, грамм, перрон
На стыке приставки и корня
рассказать, поддержка
На стыке корня и суффикса
длинный, осинник
Сделайте вывод: - Где в слове встречается удвоенная согласная?
-Запись Электронное приложение
Объяснение нового материала.
Работа в паре упр.236 с.122 Слайд 5
- Распределите слова в три столбика, в зависимости от места орфограммы в слове.
Перрон Ванна Шоссе Аккуратный Суффикс Коллектив Ссора |
Беззвездный Ввозить Рассказать |
Картинный Матросский Осинник |
2.Игра «Поймай слово»
-Я называю слова. Если в них встречается двойная согласная, то дети хлопают 2 раза в ладоши, а если в слове нет удвоенной согласной, то 1 раз в ладоши.
Упражнение, медленно, коридор, расстояние, класс, малина, масса, Алла, директор, русский, Россия.
- (Какое слово из произнесенных мной вы бы выделили? Почему?
Слайд 6 . Физ.пауза ДЛЯ ГЛАЗ
(Запишем предложение под диктовку----Почтальон принес срочную телеграмму…
- Как же нужно переносить слова с удвоенными согласными?
При переносе слов двойные согласные разделяются:
- Разделите слова для переноса (тен-нис, бас-сейн,кросс, пас-са-жир, класс, Ан-на, ап-пе-тит)
Вывод…(Эти буквы – близнецы
Удалые молодцы,
Ты одной закончи строчку,
А с другой её начни.)
3. Творческая работа ( работа в группе)
– Ребята, составьте из слов предложения, озаглавьте рассказ. Подчеркните слова с удвоенной согласной
в, воскресенье, ребят, поехала, группа, за город Слайд 7
кассе, купили, в, билеты, они
подошёл, перрону, к, поезд
пассажиры, вагоны, быстро, в, вошли
вагона, из, окна, смотреть, приятно
– Как озаглавить рассказ? («За город!», «Путешествие», «Экскурсия».)
– Кто прочитает рассказ (Один из учеников читает свой рассказ.)
– Какие слова с удвоенными согласными встретились в этом рассказе?
9 .Итог урока:
- Учитель; Можно ли проверить написание удвоенной согласной буквы в корне слова? Подобрать проверочное слово?
- Уч-ся. Нет. Написание слов с удвоенной согласной буквой надо запомнить.
Учитель. Как переносятся слова с удвоенной согласной?
Уч-ся. По слогам, но одна согласная буква остаётся на строке, а вторая переносится на другую строку
Учитель. Что нужно делать, чтобы уметь правильно писать слова с удвоенной согласной в корне?
Уч-ся. Уточнить, находится ли двойная согласная в корне слова и запоминать как можно больше таких слов. В случае затруднений можно посмотреть слово в словаре.
VI.Домашнее задание.
-Задание творческого характера. Составь и запиши рассказ на любую тему, используя слова с удвоенными согласными.
V. Рефлексия Закончите предложение.. Слайд 8
Я теперь знаю…
Я теперь буду знать… Итог урока - …Сегодня вы хорошо работали на уроке, молодцы! Главными помощниками были…
-Вернемся к нашим словам, которые были сказаны в начале урока ВОСТОЧНАЯ МУДРОСТЬ
/data/files/b1541864143.ppt (Презентация к уроку)