12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Ососкова Ольга Петровна34

Тема

Правописание слов с  удвоенными согласными.

Тип

Изучение нового материала

Цель урока

Формировать умение писать слова русского и иностранного происхождения с удвоенными согласными буквами, подвести детей к пониманию того, что написание удвоенных согласных на стыке приставки и корня, корня и суффикса объясняется словообразованием, совершенствовать умение учащихся грамотно писать слова с удвоенными согласными.

Способствовать развитию у детей фонематического слуха, внимания, мышления, речи.

Планируемые результаты

Предметные:

находить и отмечать в слове изучаемую орфограмму;

образовывать слова с удвоенными согласными;

уметь находить и группировать слова на изученную орфограмму.

Метапредметные:

регулятивные: принимать и сохранять цель урока и учебную задачу; в сотрудничестве с учителем строить новые учебные задачи; планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; проводить рефлексию своих действий на уроке

познавательные: осуществлять анализ, сопоставление, классификацию, обобщение языкового материала по самостоятельно выделенным основаниям; строить несложные рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы на основе изученного материала;

коммуникативные: соблюдать нормы речевого этикета; отвечать на вопросы учителя, выражать и обосновывать свою точку зрения; работать в паре; слушать собеседника и вести диалог.

Личностные:

осознавать значимость изучения темы;

проявлять интерес к русскому языку;

проявлять уважительное отношение к иному мнению.

Основные понятия

Морфемы: приставка, суффикс, корень, окончание, словообразование, строение слова.

Методы обучения

Проблемный, частично – поисковый.

Формы работы

Фронтальная, индивидуальная, в паре.

Межпредмет-ные связи

Литературное чтение.

Ресурсы:

- основные

-дополнитель-ные

Учебник: Канакина В.П., Горецкий В.Г. «Русский язык», 1 часть, 3 класс, «Просвещение», 2017.

Персональный компьютер, мультимедийный проектор, экспозиционный экран; презентация.

Тема урока: «Правописание слов с удвоенными согласными».

1.Организационный момент

- Я приглашаю вас на урок русского языка.
 

Восточная мудрость гласит:

 

Слайд 1

Приобретать знания – храбрость.

Приумножать – мудрость.

А умело применять – искусство!
 

- Я желаю вам быть на уроке активными, думающими, работоспособными и дружными.
 

Актуализация знаний и фиксация затруднения. Выявление места и причины затруднения. Постановка учебной проблемы.

1. Работа с карточкой: 

- Сегодня на уроке вы будете опираться на знание частей слова. И я вам предлагаю выполнить небольшой тест, соединяя части определения.

(Самостоятельная работа) Слайд 2


 

Изменяемая часть слова


 

Часть слова без окончания


 

Общая часть родственных слов


 

Часть слова перед корнем, служит для образования новых слов


 

Часть слова после корня, служит для образования новых слов

суффикс


 

корень


 

окончание


 

основа


 

приставка


 

орфограмма


 

- Какое слово лишнее? Что такое орфограмма?

(Буква или слог, которые требуют правила проверки написания)


 

- Что нужно знать, чтобы проверить орфограмму в слове? (правило)


 

- В какой части слова вы можете проверить орфограмму? ( в корне)


 

- Какие правила правописания корней вы знаете?

Проверяемые безударные гласные.

Парные звонкие и глухие согласные.

Непроверяемые безударные гласные (словарные слова).

Непроизносимые согласные. Слайд 3

 

- Какая же тема нас интересует сегодня больше всего, мы узнаем, разгадав кроссворд

Слайд 4

Что нужно положить в тесто для пирогов, чтобы оно поднялось? Дрожжи

Группа дружных детей. Коллектив

Шестой день недели. Суббота

Игра на льду на коньках в небольшой мяч или шайбу.Хоккей

Устройство для приёма телевизионных передач, обычно устанавливаемое на крыше дома. Антенна

Во мне два к. Не забывайте!

Таким, как я, всегда бывайте

Я точный, чистый и опрятный,

Иным же словом - Аккуратный

7.Единица веса- Грамм, Килограмм

 

- Что особенного вы заметили в словах – отгадках?

В них по две одинаковых согласных буквы.

- Кто попробует сформулировать тему нашего урока?

(Правописание слов с удвоенными согласными)

-Ребята! Как вы думаете, как определить, что в слове две одинаковые буквы?

В этих словах слышится долгий согласный звук, а на письме обозначается двумя одинаковыми буквами.

- Запишите новые словарные слова и запомните их написание.

- Какой звук звучит долго в слове коллектив, грамм…. Сколько согласных пишем в этом слове, а сколько произносим? (Обьяснить транскрипцию, сделать фонетический разбор одного слова?)

-А можно ли проверить удвоенную согласную ?

(– А знаете ли вы, что почти все слова с удвоенными согласными — это ИНОСТРАНЦЫ? У себя на родине они писались с двойными согласными, наверное, поэтому им и оставили двойные согласные, как связь с родиной. В результате общения народов мира, люди делятся не только достижениями науки, культуры, но и заимствуют слова.)

-Многие слова с двойными согласными заимствованы из других языков, поэтому их написание нужно запомнить

Правило в учебнике с.121 прочитать!

(Удвоенные согласные – это орфограмма, написание которой нужно проверять по орфографическому словарю )

-Откройте словарик в конце учебника с.150-151

Чтобы лучше понять значение слова, чаще надо заглядывать в толковые словари известных филологов, знатоков русской словесности В. И. Даля, С. И. Ожегова, Д. Н. Ушакова

2. Прочитайте данные слова: бассейн, перрон, длинный, грамм ,рассказать, поддержка, осинник.

 Слайд 3.

- Что их объединяет? (во всех есть удвоенная согласная) На какие группы вы бы разбили эти слова?

- Давайте определим, в какой значимой части слова находится удвоенная согласная?

- Попытайтесь объяснить, каковы должны быть ваши действия, когда вы встречаетесь с удвоенными согласными?

- Чему же вы должны научиться на уроке?

(Учиться находить слова с удвоенными согласными, грамотно писать эти слова и не только узнавать изучаемую орфограмму, но и определять, в какой части слова она находится.) 

Построение проекта выхода из затруднений.

Наблюдения – исследования.

 

-Вернёмся к нашим словам.

-Давайте проследим, где в слове могут быть двойные согласные

Удвоенные согласные

встречаются…
 

В корне слова

бассейн, грамм, перрон

На стыке приставки и корня

рассказать, поддержка

На стыке корня и суффикса

длинный, осинник

 

Сделайте вывод: - Где в слове встречается удвоенная согласная?

-Запись Электронное приложение

Объяснение нового материала.


 

Работа в паре упр.236 с.122 Слайд 5

- Распределите слова в три столбика, в зависимости от места орфограммы в слове.


 

Перрон

Ванна

Шоссе

Аккуратный

Суффикс

Коллектив

Ссора

Беззвездный

Ввозить

Рассказать

Картинный

Матросский

Осинник

2.Игра «Поймай слово» 

-Я называю слова. Если в них встречается двойная согласная, то дети хлопают 2 раза в ладоши, а если в слове нет удвоенной согласной, то 1 раз в ладоши.

Упражнение, медленно, коридор, расстояние, класс, малина, масса, Алла, директор, русский, Россия.

- (Какое слово из произнесенных мной вы бы выделили? Почему?

 

Слайд 6 . Физ.пауза ДЛЯ ГЛАЗ

(Запишем предложение под диктовку----Почтальон принес срочную телеграмму…

- Как же нужно переносить слова с удвоенными согласными?

При переносе слов двойные согласные разделяются:

- Разделите слова для переноса (тен-нис, бас-сейн,кросс, пас-са-жир, класс, Ан-на, ап-пе-тит)

Вывод…(Эти буквы – близнецы
Удалые молодцы,
Ты одной закончи строчку,
 
А с другой её начни.)

3. Творческая работа ( работа в группе)

Ребята, составьте из слов предложения, озаглавьте рассказ. Подчеркните слова с удвоенной согласной

в, воскресенье, ребят, поехала, группа, за город Слайд 7
кассе, купили, в, билеты, они

подошёл, перрону, к, поезд

пассажиры, вагоны, быстро, в,  вошли
вагона, из, окна, смотреть, приятно

Как озаглавить рассказ? («За город!», «Путешествие», «Экскурсия».)
– Кто прочитает рассказ (Один из учеников читает свой рассказ.)
– Какие слова с удвоенными согласными встретились в этом рассказе?
 

9 .Итог урока:

Учитель; Можно ли проверить написание удвоенной согласной буквы в корне слова? Подобрать проверочное слово?

- Уч-ся. Нет. Написание слов с удвоенной согласной буквой надо запомнить.

Учитель. Как переносятся слова с удвоенной согласной?

Уч-ся. По слогам, но одна согласная буква остаётся на строке, а вторая переносится на другую строку

Учитель. Что нужно делать, чтобы уметь правильно писать слова с удвоенной согласной в корне?

Уч-ся. Уточнить, находится ли двойная согласная в корне слова и запоминать как можно больше таких слов. В случае затруднений можно посмотреть слово в словаре.

VI.Домашнее задание.

-Задание творческого характера. Составь и запиши рассказ на любую тему, используя слова с удвоенными согласными.

V. Рефлексия Закончите предложение.. Слайд 8

Я теперь знаю…

Я теперь буду знать… Итог урока - …Сегодня вы хорошо работали на уроке, молодцы! Главными помощниками были…

-Вернемся к нашим словам, которые были сказаны в начале урока ВОСТОЧНАЯ МУДРОСТЬ

/data/files/b1541864143.ppt (Презентация к уроку)

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.