Правовое воспитание учащихся
Правовое воспитание учащихся
Научить граждан действовать в соответствии с законом является одной из главных задач государства, на пути утверждения верховенства закона и правопорядка, а также укрепления государственности России, которая возложена на образовательные организации.
Целью правового просвещения учащихся, включая правовое воспитание, является формирование правовых знаний и навыков, правовой культуры у них.
Проведение правового просвещения учащихся может быть осуществлено при создании многоступенчатой системы правового просвещения, посредством которого можно передать знания о праве и правовых ценностях учащимся, таким образом, эти знания становятся личным убеждением и внутренний ориентиром в их поведении. Для того чтобы распространить знания о праве, правопорядке, необходимо использовать следующие средства: юридическую литературу, образовательные организации (школы, юридические вузы), СМИ и интернет, привлекать к сотрудничеству сотрудников различных правоохранительных органов и социальных служб.
В качестве основных направлений правового воспитания, учащихся можно определить патриотическое, духовное, трудовое и гражданское.
В процессе воспитания важно сформировать у учащихся правильную осознанность роли права в жизни общества, его значимости и необходимости. Воспитывать у них чувство защиты со стороны государства, чувство своего достоинства, правоты, при этом стремление борьбы за свои права и права других людей, не забывая о своих обязанностях.
Особое значение имеет деятельность по повышению правовой культуры учащихся, ознакомления их с основными правовыми документами, принятыми на международном и российском уровне, в которых зафиксированы главные права, свободы и обязанности человека, гражданина, включая права и обязанностей детей.
Стоит отметить, что юридическая культура учащегося это не только знания и понимания прав и свобод, но и положительное отношение к праву, и в первую очередь действия в соответствии с ним. Основная цель формирования правового образования учащегося – приобретение умений и навыков использовать полученные знания в повседневной жизни, в самостоятельном решении правовых проблем и обеспечение сознательного и активного правомерного поведения.
Дети являются особой социальной и демографической группой, которые чутко реагируют на изменения социальной, экономической, политической ситуации в обществе. Поэтому сегодня в нашем обществе важно не только взрослым знать права детей, но и самим детям знать свои права.
Целью нашей работы является повышение юридической грамотности учащихся и организация правового просвещения педагогов школы в области законодательства о защите прав ребенка, уменьшение уровня правонарушений и преступлений среди учащихся, приобщение к работе по социализации детей.
Вопросы правового просвещения учащихся начинают рассматривать в начальной школе на уроках «Окружающий мир», в основной школе поднимаются вопросы правового просвещения на уроках «Обществознание» и внеурочных курсах «Юные друзья полиции», «Познавательное право», в старшей школе рассматриваются отдельные вопросы правового просвещения в курсах «Право» и «Практическое право».
Также через систему внутри школьных и городских мероприятий педагоги школы формирует у учащихся навыки самостоятельности, культуры поведения и чувство ответственности в отношении общества и государства, способствуют развитию интересов учащихся к правовому образованию, помогают учащимся составить собственное представление о роли права в жизни общества, а также формировать личностные убеждения на основе современной правовой и моральной ценности общества, опирающейся на современные правовые и моральные ценности.
Одним из главных условий эффективности осуществления программы правового воспитания является предоставление учащимся и педагогам школы юридической литературы в библиотеках школ, городских библиотеках и доступ к информационным правовым системам «Консультант+» и «Гарант».
С практической направленности правовое воспитание в школе предполагает, что недостаточно владеть юридической информацией, важно грамотно уметь ею пользоваться. Только тогда право защищает человека.