I. Основные положения Программы.
1.1. Пояснительная записка.
Правовое воспитание является одним из важных условий формирования правовой культуры и законопослушного поведения человека в обществе.
Воспитание правовой культуры и законопослушного поведения школьников – это целенаправленная система мер, формирующая установки гражданственности, уважения и соблюдения права, цивилизованных способов решения споров, профилактики правонарушений.
Все это необходимо рассматривать как фактор проявления правовой культуры личности. К структурным элементам правовой культуры личности относится знание системы основных правовых предписаний, понимание принципов права, глубокое внутреннее уважение к праву, законам, законности и правопорядку, убежденность в необходимости следования их требованию, активная жизненная позиция в правовой сфере и умение реализовывать правовые знания в процессе правомерного социально-активного поведения.
Правовое воспитание как система, как комплекс целенаправленных мер и средств воздействия на сознание школьников приобретает актуальность в 10-14 лет, когда подростки могут уже сознательно воспринимать сущность законов.
Система правового воспитания должна быть ориентирована на формирование привычек и социальных установок, которые не противоречат требованиям юридических норм. Центральной задачей правового воспитания является достижение такого положения, когда уважение к праву становится непосредственным, личным убеждением школьника.
Важно, чтобы учащиеся хорошо ориентировались в вопросах законности и правопорядка, знали правоохранительные органы, систему судов в РФ, ориентировались в вопросах правомерного поведения, знали правонарушения и юридическую ответственность, которая предусмотрена за них. Необходимо уделить внимание понятиям «доброта», «порядочность», вопросам морали, морального облика, кодекса чести. В этом состоит уникальность воспитания правовой культуры, формирования законопослушного поведения школьников.
Проблема воспитания правовой культуры, формирование законопослушного поведения школьников в настоящее время в стране достаточно актуальна.
В последние годы проблема безнадзорности, беспризорности детей школьного возраста стала одной из главных. Рост правонарушений и преступности в обществе, а, следовательно, и в среде школьников, рост неблагополучных семей, а также семей находящихся в социально-опасном положении и не занимающихся воспитанием, содержанием детей является основанием воспитания правовой культуры, формирования законопослушного поведения, как учащихся, так и их родителей.
Противоправные деяния отчетливо проявляются и в детской и в подростковой среде. Вот почему необходимо всестороннее изучение, исследование данной проблемы и ее решение.
Однако репродуктивное усвоение правовой информации нельзя рассматривать как основную задачу воспитания правосознания школьников, так как современное российское законодательство очень изменилось. Кроме того, правовые знания нужны школьникам не сами по себе, а как основа поведения в различных житейских ситуациях, имеющих юридический смысл. Таким образом, в школьном правовом воспитании необходима такая
педагогическая технология, которая отвечала бы потребностям самого ученика, общества и учитывала закономерности формирования правового сознания.
Практическая направленность правового воспитания, формирования законопослушного гражданина предполагает, что недостаточно иметь юридическую информацию, важно уметь грамотно ею пользоваться. Только тогда право защищает человека. В процессе учёбы школьники должны освоить специальные умения и навыки, научиться законным и нравственным способом защиты прав и свобод. Гражданское общество начинается с воспитания гражданина.
1.2. Цель и задачи Программы.
Цель - формирование и развитие правовых знаний и правовой культуры школьников, законопослушного поведения и гражданской ответственности; развитие правового самопознания; оптимизация познавательной деятельности, профилактика безнадзорности, правонарушений и преступлений школьников, воспитание основ безопасности.
Задачи:
1. Воспитание у школьников уважения к Закону, правопорядку, позитивным нравственно-правовым нормам.
2. Развитие интереса к правам человека среди учащихся, их родителей и педагогов.
3.Содействие повышению качества образования в области прав человека, законопослушного поведения школьников.
4. Привитие навыков избирательного права.
5. Усилить профилактическую работу по предупреждению правонарушений, преступлений и асоциального поведения школьников.
6. Активизация разъяснительных работ среди учащихся и родителей по правовым вопросам и разрешению конфликтных ситуаций.
7. Раскрытие творческого потенциала школьников через актуализацию темы прав человека, норм законов и ответственности за их несоблюдение.
II. Общая характеристика содержания работы
Реализация поставленной в программе цели – формирование законопослушного поведения школьников – предполагает следующую систему работы.
Учреждение дополнительного образования детей организует тесное сотрудничество по вопросу правового воспитания с комиссией по делам несовершеннолетних, с учащимися, родителями и педагогами.
III. План действий по реализации Программы
1.Мероприятия по правовому воспитанию
Мероприятие |
Форма проведения |
Дата проведения |
Ответственный |
Индивидуальные и профилактические разъяснительные беседы |
Беседа |
В течение года |
Педагог доп. образования |
Зачем человеку нужны правила? |
Дискуссия |
Сентябрь |
Педагог доп. образования |
Права и обязанности учащегося . |
Изучение правил учащихся (воспитанника) |
Февраль |
Педагог доп. образования |
Цикл бесед по правовому воспитанию (изучение нормативных документов по правам ребѐнка, раскрытие понятия «гражданин», «гражданство»; об ответственности граждан за свои поступки и т.д.) |
Беседы |
В течение года . |
Педагог доп. образования |
Внеклассные мероприятия о воспитании личности в коллективе («Правила поведения», «Добро и зло», «Милосердие». «Что такое справедливость и сочувствие» и т.д.) |
Размышления, деловые игры и т.д. |
В течение года. |
Педагог доп. образования |
Внеклассное мероприятия по правовой направленности («Ребёнок и закон», «Поступок и ответственность», «Права ребёнка» и т.д.) |
Беседы |
В течение года . |
Инспектор ПДН, педагог дополнител. образования |
Работа с родителями. |
Индивидуальная работа с родителями |
В течение года |
Педагог доп. образования |
2.Профилактика безнадзорности, правонарушений и преступлений среди учащихся.
Профилактика правонарушений и преступлений становится наиболее актуальной, т.к. появилось немало подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. К этой категории относятся дети из семей, бюджет которых не позволяет организовать полноценный отдых и питание, в результате чего они, как правило, предоставлены сами себе. Анализ правонарушений, беседы с подростками, анкетирование показывают, что правонарушения в основном совершаются во внеурочное время. Именно поэтому необходимо создать условия, которые не провоцируют отклонения в поведении, а расширяют безопасное пространство для ребѐнка, где ему хорошо и интересно. Предметом особого внимания является формирование системы дополнительного образования учащихся. Чтобы воспитать человека целеустремлѐнного, убеждѐнного, творчески мыслящего, доброго и отзывчивого, необходимо хорошо продумать систему работу во внеурочное время, поэтому необходимо выявлять интересы детей и стараться каждому из них найти дело по душе.
Мероприятия по профилактике безнадзорности и правонарушениям среди несовершеннолетних направлены на совместную деятельность как детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, так и детей, легко адаптирующихся в социуме, лидеров в любых делах, что позволяет предоставить одинаковые возможности вовлечения всех учащихся в учебно-воспитательный процесс.
Предметом особого внимания является формирование системы дополнительного образования учащихся. Чем больше ребѐнок будет задействован во внеурочной деятельности, тем меньше у него останется времени на совершение правонарушений. Внеурочная деятельность и дополнительное образование рассматриваются как важнейшие составляющие образовательного процесса, обеспечивающего развитие успешной личности. Основным принципом этого процесса является инициатива, идущая от самих учащихся и включение всех учащихся во внеучебную деятельность на бесплатной основе.
Предполагаемый результат:
Социально-педагогическая реабилитация учащихся, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Вовлечение малоактивных учащихся во внеучебную деятельность.
Выработка коммуникативных навыков для адаптации в социуме и утверждения учащихся, находящихся в трудной жизненной ситуации среди сверстников.