12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Надежда Крюкова406
Работаю в системе дополнительного образования. Пропагандирую здоровый образ жизни среди детей.
Россия, Мордовия респ., Саранск
Материал размещён в группе «Внеурочная деятельность»


 

 

I. Основные положения Программы.

 

1.1.  Пояснительная записка.

 Правовое воспитание является одним из важных условий формирования правовой культуры и законопослушного поведения человека в обществе.

  Воспитание правовой культуры и законопослушного поведения школьников – это целенаправленная система мер, формирующая установки гражданственности, уважения и соблюдения права, цивилизованных способов решения споров, профилактики правонарушений.

   Все это необходимо рассматривать как фактор проявления правовой культуры личности. К структурным элементам правовой культуры личности относится знание системы основных правовых предписаний, понимание принципов права, глубокое внутреннее уважение к праву, законам, законности и правопорядку, убежденность в необходимости следования их требованию, активная жизненная позиция в правовой сфере и умение реализовывать правовые знания в процессе правомерного социально-активного поведения.

   Правовое воспитание как система, как комплекс целенаправленных мер и средств воздействия на сознание школьников приобретает актуальность в 10-14 лет, когда подростки могут уже сознательно воспринимать сущность законов.

   Система правового воспитания должна быть ориентирована на формирование привычек и социальных установок, которые не противоречат требованиям юридических норм. Центральной задачей правового воспитания является достижение такого положения, когда уважение к праву становится непосредственным, личным убеждением школьника.

   Важно, чтобы учащиеся хорошо ориентировались в вопросах законности и правопорядка, знали правоохранительные органы, систему судов в РФ, ориентировались в вопросах правомерного поведения, знали правонарушения и юридическую ответственность, которая предусмотрена за них. Необходимо уделить внимание понятиям «доброта», «порядочность», вопросам морали, морального облика, кодекса чести. В этом состоит уникальность воспитания правовой культуры, формирования законопослушного поведения школьников.

    Проблема воспитания правовой культуры, формирование законопослушного поведения школьников в настоящее время в стране достаточно актуальна.

    В последние годы проблема безнадзорности, беспризорности детей школьного возраста стала одной из главных. Рост правонарушений и преступности в обществе, а, следовательно, и в среде школьников, рост неблагополучных семей, а также семей находящихся в социально-опасном положении и не занимающихся воспитанием, содержанием детей является основанием воспитания правовой культуры, формирования законопослушного поведения, как учащихся, так и их родителей.

    Противоправные деяния отчетливо проявляются и в детской и в подростковой среде. Вот почему необходимо всестороннее изучение, исследование данной проблемы и ее решение.

    Однако репродуктивное усвоение правовой информации нельзя рассматривать как основную задачу воспитания правосознания школьников, так как современное российское законодательство очень изменилось. Кроме того, правовые знания нужны школьникам не сами по себе, а как основа поведения в различных житейских ситуациях, имеющих юридический смысл. Таким образом, в школьном правовом воспитании необходима такая

педагогическая технология, которая отвечала бы потребностям самого ученика, общества и учитывала закономерности формирования правового сознания.

    Практическая направленность правового воспитания, формирования законопослушного гражданина предполагает, что недостаточно иметь юридическую информацию, важно уметь грамотно ею пользоваться. Только тогда право защищает человека. В процессе учёбы школьники должны освоить специальные умения и навыки, научиться законным и нравственным способом защиты прав и свобод. Гражданское общество начинается с воспитания гражданина.

 1.2.  Цель и задачи Программы.

  Цель - формирование и развитие правовых знаний и правовой культуры школьников, законопослушного поведения и гражданской ответственности; развитие правового самопознания; оптимизация познавательной деятельности, профилактика безнадзорности, правонарушений и преступлений школьников, воспитание основ безопасности.

  Задачи:

1. Воспитание у школьников уважения к Закону, правопорядку, позитивным нравственно-правовым нормам.

2. Развитие интереса к правам человека среди учащихся, их родителей и педагогов.

3.Содействие повышению качества образования в области прав человека, законопослушного поведения школьников.

4. Привитие навыков избирательного права.

5. Усилить профилактическую работу по предупреждению правонарушений, преступлений и асоциального поведения школьников.

6. Активизация разъяснительных работ среди учащихся и родителей по правовым вопросам и разрешению конфликтных ситуаций.

 7. Раскрытие творческого потенциала школьников через актуализацию темы прав человека, норм законов и ответственности за их несоблюдение.

 II. Общая характеристика содержания работы

   Реализация поставленной в программе цели – формирование законопослушного поведения школьников – предполагает следующую систему работы.

    Учреждение дополнительного образования детей организует тесное сотрудничество по вопросу правового воспитания с комиссией по делам несовершеннолетних, с учащимися, родителями и педагогами.

  III. План действий по реализации Программы

1.Мероприятия по правовому воспитанию

 

Мероприятие

Форма проведения

Дата проведения

Ответственный

Индивидуальные и профилактические разъяснительные беседы

Беседа

В течение года

Педагог доп.

образования

Зачем человеку нужны правила?

Дискуссия

Сентябрь

Педагог доп.

образования

Права и обязанности учащегося .

Изучение правил учащихся (воспитанника)

Февраль

Педагог доп.

образования

Цикл бесед по правовому воспитанию (изучение нормативных документов по правам ребѐнка, раскрытие понятия «гражданин», «гражданство»; об ответственности граждан за свои поступки и т.д.)

Беседы

В течение года .

Педагог доп.

образования

Внеклассные мероприятия о воспитании личности в коллективе («Правила поведения», «Добро и зло», «Милосердие». «Что такое справедливость и сочувствие» и т.д.)

Размышления, деловые игры и т.д.

В течение года.

Педагог доп.

образования

Внеклассное мероприятия по правовой направленности («Ребёнок и закон», «Поступок и ответственность», «Права ребёнка» и т.д.)

Беседы

В течение года .

Инспектор ПДН, педагог

дополнител.

образования

Работа с родителями. 

Индивидуальная

работа с родителями

В течение года

Педагог доп.

образования


 

2.Профилактика безнадзорности, правонарушений и преступлений среди учащихся.

  Профилактика правонарушений и преступлений становится наиболее актуальной, т.к. появилось немало подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. К этой категории относятся дети из семей, бюджет которых не позволяет организовать полноценный отдых и питание, в результате чего они, как правило, предоставлены сами себе.   Анализ правонарушений, беседы с подростками, анкетирование показывают, что правонарушения в основном совершаются во внеурочное время. Именно поэтому необходимо создать условия, которые не провоцируют отклонения в поведении, а расширяют безопасное пространство для ребѐнка, где ему хорошо и интересно. Предметом особого внимания является формирование системы дополнительного образования учащихся. Чтобы воспитать человека целеустремлѐнного, убеждѐнного, творчески мыслящего, доброго и отзывчивого, необходимо хорошо продумать систему работу во внеурочное время, поэтому необходимо выявлять интересы детей и стараться каждому из них найти дело по душе.

   Мероприятия по профилактике безнадзорности и правонарушениям среди несовершеннолетних направлены на совместную деятельность как детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, так и детей, легко адаптирующихся в социуме, лидеров в любых делах, что позволяет предоставить одинаковые возможности вовлечения всех учащихся в учебно-воспитательный процесс.

     Предметом особого внимания является формирование системы дополнительного образования учащихся. Чем больше ребѐнок будет задействован во внеурочной деятельности, тем меньше у него останется времени на совершение правонарушений. Внеурочная деятельность и дополнительное образование рассматриваются как важнейшие составляющие образовательного процесса, обеспечивающего развитие успешной личности. Основным принципом этого процесса является инициатива, идущая от самих учащихся и включение всех учащихся во внеучебную деятельность на бесплатной основе.

 Предполагаемый результат:

  Социально-педагогическая реабилитация учащихся, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Вовлечение малоактивных учащихся во внеучебную деятельность.

Выработка коммуникативных навыков для адаптации в социуме и утверждения учащихся, находящихся в трудной жизненной ситуации среди сверстников.

 

Опубликовано в группе «Внеурочная деятельность»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.