12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Паненкова Ирина Михайловна13745
Россия, Смоленская обл., Вязьма
Материал размещён в группе «КАК ПРЕКРАСЕН ЭТОТ МИР»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

СТАНЦИЯ ЮНЫХ НАТУРАЛИСТОВ

                                            Г. ВЯЗЬМЫ СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ


МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ПРАЗДНИК "ДЕНЬ ПТИЦ"



                                                                              Автор: Паненкова Ирина

                                                                                        Михайловна, педагог

                                                                                   дополнительного образования

                                                           

2020 год


Праздник "День птиц".

Форма: праздник.

Методы: словесный, практический, наглядно-иллюстративный.

Цели: учить биологическим особенностям птиц; развивать творческие, зрительные и двигательные способности учащихся; прививать любовь к живому, воспитывать коллективизм и дружелюбие.

Наглядность: листовки птиц: "Серый журавль"; "Пеночка"; "Синица"; "Цапля"; "Ворона"; "Сорока"; "Выпь"; "Певчий дрозд"; "Чечевица"; "Овсянка"; "Зяблик"; "Поползень"; "Жаворонок"; "Скворец"; "Дятел"; "Кукушка"; "Свиристель"; "Снегирь"; "Соловей"; "Трясогузка"; "Сова";"Клёст"; "Танец журавлей"; "Танец лебедей"; "Танец фламинго"; "Полёт воробья"; "Полёт чайки"; "Полёт орла".

Оборудование: указка, фотоаппарат.

Литература: Козлова И.С., Щербакова Ю.В. Интеллектуальные игры для
школьников. Биология. - Р: Феникс, 2015 г.

Лещинская В. В., Рубайло В.Е. Праздники для младших
школьников - М: Аделант, 2009 г.

                                                        Ход праздника:

I Оргмомент. Звучит песня в исполнении Марка Бернеса "Журавли":

Мне кажется, порою, что солдаты
С кровавых, не пришедшие ,полей,
Не в землю нашу полегли когда-то,
А превратились в белых журавлей.

Они, до сей поры, с времен тех дальних,
Летят и подают нам голоса.
Не потому ль, так часто и печально,
Мы замолкаем, глядя, в небеса?

Летит, летит по небу клин усталый,
Летит в тумане, на исходе дня.
И в том строю есть промежуток малый -
Быть может, это место для меня.

Настанет день, и журавлиной стаей
Я поплыву, в такой же сизой мгле.
Из-под небес, по-птичьи окликая,
Всех вас, кого оставил на земле.

Мне кажется, порою, что солдаты
С кровавых, не пришедшие, полей,
Не в землю нашу полегли когда-то,
А превратились в белых журавлей.

                                                                                                                 (Расул Гамзатов).

Руководитель: Мы, не случайно, начинаем свой праздник, именно, с этой песни, не только потому, что в этом году юбилейная дата со Дня Победы в ВОВ, и вся наша страна будет праздновать её 75-летие, но ещё и потому, что 2020 год объявлен Международным фондом охраны журавлей и группой специалистов по журавлям - Всемирным годом журавлей. Союз охраны птиц России выбрал серого журавля - Птицей 2020 года в России.

II. 1. Конкурс "Спойте песню птицы и угадайте её".

Руководитель: Песня русская - в берёзках,

                         В птицах края и в хлебах,

                         На покосах, на морозах,

                         И в полях, и на лугах.

Спойте песню зяблика, синицы, овсянки, пеночки, певчего дрозда, чечевицы, поползня: участник каждой команды поёт песню птицы, которую вытянет на картонке, должен угадать её, как и все остальные участники команд. Правильный ответ я буду подтверждать иллюстрацией угаданной птицы.

- Мелодичная песня, которую можно передать словами:

"ФИ-ЛИП, ФИ-ЛИП, ПРИ - ДИ, ПРИ - ДИ, ЧАЙ - ПИТЬ, ЧАЙ - ПИТЬ". (Певчий дрозд).

- Какая птица в своей песне, как бы спрашивает?

"ВИ - ТЮ ВИ- ДЕЛ ?, ВИ - ТЮ ВИ - ДЕЛ ?, ВИ - ТЮ ВИ - ДЕЛ ?" (Чечевица).

-Смешная радостная песня:

"ПИНЬ - ПИНЬ - ТА - РА -РАХ!, ПИНЬ - ПИНЬ - ТА - РА -РАХ!" (Синица).

-В этой песне птицы слышится отрывистое:

"ТЁ - ТЕ - НЬ -КА, ТЁ - ТЕ - НЬ -КА, ТЁ - ТЕ - НЬ -КА".

(Пеночка - теньковка).

- Песня этой птицы звенящая, а пение, похожее на звон маленького колокольчика, песня птицы оформленная, в быстром темпе:

"ЗИНЬ- ЗИНЬ- ЗИНЬ- СИИ-ЗИИ, ЗИНЬ- ЗИНЬ- ЗИНЬ- СИИ-ЗИИ".

(Овсянка обыкновенная).

- Песня этой птицы громкая, звучная, в мажорном тоне, оформленная:

"ФЬЮ-ФЬЮ-ФЬЮ-ФИ- ЛЯЛЯ - ВИЧ - ЧУЖИК".

(Зяблик).

"ТИСЬ - ТИСЬ - ТИСЬ - ТИСЬ - БЛЯМ- БЛЯМ- БЛЯМ- ФЕДЯ..."

(Зяблик).

- Песня громкая, задорная, звонкая:

"ТВЯТ...ТВЯТ...ТВЯТ... ТВЯТ...ТВЯТ...ТВЯТ... ТВЯТ...ТВЯТ...ТВЯТ..."

(Поползень).

Все молодцы! Как вы дружно все постарались.

2. Конкурс "Птица из сказки".

Руководитель: А теперь давайте вспомним русские сказки. Я вам буду читать отрывок из сказки, а вы должны сказать, о какой птице идёт речь, и из какой она сказки, её название нужно сказать.

- Жили Чик и Чирик.

Однажды Чику пришла посылка от бабушки. Целый ящик пшена. Но Чик об этом ни словечка не сказал своему приятелю.

«Если я пшено раздавать буду, то себе ничего не останется», — подумал он. Так и склевал все зёрнышки один. А когда ящик выбрасывал, то несколько зёрнышек все же просыпалось на землю.

Нашёл эти зёрнышки Чирик, собрал в пакетик аккуратно и полетел к своему приятелю Чику.

Здравствуй, Чик! Я сегодня нашёл десять зёрнышек пшена. Давай их

поровну разделим и склюём.

Не надо… Зачем?.. — стал отмахиваться крылышками Чик. — Ты нашёл — ты и клюй!

Но мы же с тобой друзья, — сказал Чирик. — А друзья всё должны делить пополам. Разве не так?

Ты, наверно, прав, — ответил Чик.

Ему стало очень стыдно. Ведь он сам склевал целый ящик пшена и не поделился с другом, не дал ему ни одного зёрнышка. А сейчас отказаться от подарка приятеля, это значит обидеть его.

Взял Чик пять зёрнышек и сказал: — Спасибо тебе, Чирик! И за зёрнышки, и за ...

- Как называется эта сказка и о каких птицах идёт речь? ("Урок дружбы, о воробьях").

- Раз вечером, когда солнце так красиво закатывалось, из-за кустов поднялась целая стая чудных, больших птиц; он сроду не видал таких красавцев: все они были белы как снег, с длинными, гибкими шеями! То были лебеди. Они испустили какой-то странный крик, взмахнули великолепными, большими крыльями и полетели с холодных лугов в тёплые края, за синее море. Они поднялись высоко-высоко, а его бедного охватило какое-то смутное волнение. Он завертелся в воде, как волчок, вытянул шею и тоже испустил такой громкий и странный крик, что и сам испугался. Чудные птицы не шли у него из головы, и когда они окончательно скрылись из виду, он нырнул на самое дно, вынырнул опять и был словно вне себя. Он не знал, как зовут этих птиц, куда они летели, но полюбил их, как не любил до сих пор никого. Он не завидовал их красоте; ему и в голову не могло прийти пожелать походить на них; он рад бы был и тому, чтоб хоть утки-то его от себя не отталкивали. Бедный безобразный...                              ( Дети хором: "Гадкий утёнок"). 

- Мы, птицы, имеем крылья, чтобы летать, — сказал он утке. — Передай это завтра лисе, когда она придёт. Если лиса повалит пальму — улетайте и садитесь на другую.

                                                             (Сказка называется "Дикая утка, лиса и ворон").

- В целом мире не нашлось бы дворца лучше императорского; он весь был из драгоценного фарфора, зато такой хрупкий, что страшно было до него дотронуться.

В саду росли чудеснейшие цветы; к самым лучшим из них были привязаны серебряные колокольчики; звон их должен был обращать на цветы внимание каждого прохожего. Вот как тонко было придумано! Сад тянулся далеко-далеко, так далеко, что и сам садовник не знал, где он кончается.

Из сада можно было попасть прямо в густой лес; в чаще его таились глубокие озёра, и доходил он до самого синего моря. Корабли проплывали под нависшими над водой вершинами деревьев, и в ветвях их жил он, который пел так чудесно, что его заслушивался, забывая о своём неводе, даже бедный, удручённый заботами рыбак. «Господи, как хорошо!» — вырывалось наконец у рыбака, но потом бедняк опять принимался за своё дело и забывал о нём. На следующую ночь снова заслушивался его и снова повторял то же самое: «Господи, как хорошо!»

Со всех концов света стекались в столицу императора путешественники; все они дивились на великолепный дворец и на сад, но, услышав птицу, говорили: «Вот это лучше всего!».

                                                                                                                    ("Соловей").

- Птица  сидела на дереве. Лисица подошла к ней и говорит:

Здравствуй, мой дружочек! Как услышала твой голосочек, так и пришла тебя проведать.

Спасибо на добром слове, — сказал он.

Лисица притворилась, что не расслышала и говорит:

Что говоришь? Не слышу. Ты бы, мой дружочек, сошёл на травушку погулять, поговорить со мной, а то я с дерева не расслышу.                                                ("Лиса и тетерев").

-  Кот да дрозд ходят в лес дрова рубить, а его одного оставляют.

Уходят — строго наказывают:

Мы пойдем далеко, а ты оставайся домовничать, да голоса не подавай; когда придёт лиса, в окошко не выглядывай.                                            ( "Петушок - золотой гребешок").

- Жили-были на болоте одна птица да другая птица. Построили они себе по концам избушки. Одной птице показалось скучно жить одному, и задумал он...   

                                                       (жениться. А сказка называется "Журавль и цапля").

- Жили-были две птицы. Один всё торопился, да торопился, а другая знай себе да приговаривает:

Петя, не торопись. Петя, не торопись.                     ("Петушок и бобовое зёрнышко").

- Яблонь, яблонь - матушка, спрячь меня!

Съешь моё лесное яблочко!

Поскорей съела. Яблонь её заслонила веточками, прикрыла листиками; птицы и пролетели.

                                                                                                             ("Гуси - лебеди").

- Жили себе дед и баба, а детей у них не было. Всё горюют они, а потом дед и говорит бабе:

Пойдем, старуха, в лес за грибами! Пошли. Собирает баба грибы, глядь — в кустике гнёздышко, а в гнёздышке сидит птичка. Вот и говорит баба деду:
— Погляди-ка, дед, какая красивая птичка!

Говорит дед:
— Возьмём её домой, пускай у нас живёт. Стали её брать, видят — у неё...

                                   (ножка переломана. А сказка называется "Хромоножка - уточка").

- Пришла однажды лиса на лужок. А на лужке птицы пасутся. Хорошие птицы, жирные.
Обрадовалась лиса и говорит:
— Вот я сейчас вас всех съем!

А птицы отвечают:
— Не ешь нас, лиса, пожалей нас!                                                        
( "Лиса и гуси").

3. Конкурс "Эмоции про птиц".

Руководитель: Ребята, вы видите в моих руках иллюстрации, но прежде чем вам их показать, нужно отгадать птицу, согласно пению и её поведению.

ВЕСЁЛАЯ

РАДОСТНАЯ

ИГРИВАЯ

ЗАДОРНАЯ

ЗВОНКАЯ   (Синица).

НЕЖНАЯ

ЛАСКОВАЯ

МЕЧТАТЕЛЬНАЯ

СВЕТЛАЯ

ПРОЗРАЧНАЯ

ЗАДУМЧИВАЯ (Пеночка).

ВАЖНАЯ

МАРШЕВАЯ

ПОБЕДНАЯ

БЕССТРАШНАЯ

РЕШИТЕЛЬНАЯ (Цапля).

ЗЛАЯ

ГРУБАЯ

ТЁМНАЯ

ТЯЖЁЛАЯ

СЕРДИТАЯ (Ворона).

ВОЛШЕБНАЯ

ОПАСЛИВАЯ

ВСТРЕВОЖЕННАЯ

БЕСПОКОЙНАЯ (Сорока).

ГРУСТНАЯ

ПЕЧАЛЬНАЯ

ЖАЛОБНАЯ

ТОСКЛИВАЯ (Выпь).


4. Конкурс "Приглашение в сад птиц".

Руководитель: А каких? Пособирайте-ка рассыпанные буквы, слоги, из которых надо получить название птицы. И вы узнаете, какие птицы вами приглашены в сад. Затем узнайте их по иллюстрациям.

- ЖАР  КОН  ВО  О          (Жаворонок).

- ВОР   ЦЕК    С              (Скворец).

- ПОЛ  ОП  НЕ  ЗЬ          (Поползень).

-ЛЯ   ДЕТ                       (Дятел).

-УШ   КА  УК   УК            (Кукушка).

- НИ  ЦИ  АС                   (Синица).

- ЕЛЬ  РИС   Т   ВИС        (Свиристель).

- РИС   НЬ    ГЕ                (Снегирь).

- ЛОВ   СЕЙ    О               (Соловей).

- СОР   Г  ЯК  З  АУТ         (Трясогузка).

5. Конкурс "Танец птиц".

Руководитель: Много нового узнали,

                         Но ещё не станцевали,

                         Обойди хоть всю планету,

                         Лучше птичьей пляски нету.

Вам предлагается станцевать танец журавлей, лебедей и фламинго. ( Демонстрация иллюстраций: "Танец журавлей"; "Танец лебедей"; "Танец  фламинго").

6. Конкурс "Продолжи примету": Собери правильно:

- УВИДЕЛ ГРАЧА - (ВЕСНУ ВСТРЕЧАЙ);

- В МАРТЕ КУРИЦА - (ИЗ ЛУЖИ НАПЬЁТСЯ);

- ОДНА ЛАСТОЧКА (ВЕСНЫ НЕ ДЕЛАЕТ);

- ЛАСТОЧКА ВЕСНУ НАЧИНАЕТ,( А СОЛОВЕЙ КОНЧАЕТ);

- СЧАСТЬЕ – ВОЛЬНАЯ ПТИЦА, (ГДЕ ЗАХОТЕЛА, ТАМ И СЕЛА);

- СОВА КРИЧИТ (НА ХОЛОД);

- СИНИЧКА С УТРА НАЧИНАЕТ ПИЩАТЬ –( ЖДИ МОРОЗА);

- КУРИЦА НА ОДНОЙ НОГЕ СТОИТ – (К СТУЖЕ);

- ВОРОБЬИ В ПЫЛИ КУПАЮТСЯ – (К ДОЖДЮ);

- УТКИ РАЗЫГРАЛИСЬ – (К ДОЖДЮ).

7. Конкурс "Пингвинчики".

Руководитель: Чтоб на славу нам сегодня отдохнуть,

                         Мы продолжим занимательный наш путь.

                         Ждёт забава, не дождётся храбрецов,

                         Вызываю добровольцев - удальцов!

Участвуют сразу две команды. Каждой команде выдаётся по мячику, который вы будете зажимать между ног по очереди. Надо пройтись, как ходят пингвины, вперевалочку. Чья команда вся придёт на финиш, та и победила. Итак, со старта, начали!

8. Конкурс "Легенды о птицах".

Руководитель: Сейчас я вам буду зачитывать легенду о птице, вы должны её внимательно выслушать, затем ответить, о какой птице идёт речь. - Одни народы возвеличивали её, другие проклинали. Китайцы считали её символом благосостояния, полинезийцы - ночным злым богом, а у древних греков она олицетворяла мудрость. В Средние века церковь объявила эту птицу слугой дьявола. (Сова).    (Подсказка: иллюстрация птицы).

- Именно эти птицы прилетели и выдернули клювами гвозди, которыми Иисус Христос был прибит к кресту. За это Бог наградил их перекрещивающимися клювами и причислил к лику "святых". Удивительно, но факт: погибшие птицы долго не разлагаются, могут пролежать долгие годы без изменения. (Клесты).     (Подсказка: иллюстрация птицы).

- В предании говорится, что одна женщина погубила своего мужа, и в наказание была обращена Богом в птицу, которой не суждено иметь своей семьи. Горько плачет с тех пор птица, её слёзы превращаются в траву, а грустный голос слышен далеко вокруг, Сердобольные люди называют её "бедной вдовушкой", а каково её настоящее имя? (Кукушка).            (Подсказка: иллюстрация птицы).

9. Конкурс "Пантомима полёта птиц".

Руководитель: Ребята, вам предлагается изобразить пантомимой полёт воробья, полёт чайки, полёт орла. (Подсказка: иллюстрации: "Полёт воробья"; "Полёт чайки"; "Полёт орла").

III. Подведение итогов праздника. Рефлексия.

Руководитель: Вот и подошёл к концу наш праздник. Пусть улыбнётся тот, кому понравилось. До новой встречи, юннаты!

























































Опубликовано в группе «КАК ПРЕКРАСЕН ЭТОТ МИР»


Комментарии (4)

Кияйкина Наталья Федоровна, 04.04.20 в 19:24 1Ответить Пожаловаться
Благодарю за содержательный и полезный материал!
Паненкова Ирина Михайловна, 04.04.20 в 19:45 1Ответить Пожаловаться
Спасибо огромное, Наталья Фёдоровна!
Галина Васильевна Каратаева, 30.06.20 в 14:41 1Ответить Пожаловаться
Спасибо за методическую разработку. Конкурсы для ребят замечательные!
Паненкова Ирина Михайловна, 03.07.20 в 19:00 0Ответить Пожаловаться
Спасибо большое, Галина Васильевна!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.