Праздник «День Земли» (8 класс)
Праздник «День Земли»
Цель: формирование интереса у учащихся к защите окружающей среды, соблюдение и знание правил поведения в природе, бережного отношения к зверям, растениям и птицам.
( Звучит музыка. На сцене ведущие)
Здравствуйте, друзья! Как много вас сегодня собралось! Приветствуем всех на нашем празднике.
День 22 апреля 1994 г. был объявлен Всемирным днём Земли. В этот день множество отрезков материи с подписями россиян в защиту природы было пронесено и по нашей стране. Из кусков составили флаг Земли – драматический символ, призывающий людей относиться к природе с уважением. Это самый большой флаг, его площадь 660 м.
( Звучит музыка из Д.Маликова «Изумрудный город»)
Нам тоже небезразлична судьба планеты, и поэтому мы попытались сделать такой же флаг, правда в миниатюре. Это работы, выполненные каждым классом, которые затем мы объединили в один большой флаг, символизирующий наше единство в заботе о будущем Земли. И мы все давайте объединимся, возьмемся за руки во время торжественного поднятия нашего флага. Очень хочется, чтобы наша Земля была так же сказочно красива, как изумрудный город.
( Поднятие флага под музыку песни «Изумрудный город»)
Вот он, наш флаг!
На этих отрезках ткани все богатство вашего воображения.
А что именно вы нарисовали, хотелось бы узнать лично от вас. ( Представители классов рассказывают о своих рисунках.)
Спасибо, ребята!
Все ваши мечты – о хорошем будущем, о прекрасной Земле, о дружбе человека и природы. Вот это желание светлого, доброго, прекрасного будущего и объединяет нас здесь. И это замечательно!
( Демонстрация фрагмента документального фильма «Жить или не жить?»; диск «Экология»)
Земля, на которой селился человек, которая возделывалась его руками и которая на протяжении многих веков действительно была его кормилицей, становилась родной.
Уходя в другие края, наши предки брали с собой горсть родной земли и хранили ее как святыню. Они считали землю живым существом, самодействующим ( она родит из своей материнской утробы, пьет дождевую воду, судорожно дрожит при землетрясении, засыпает зимой и пробуждается с возвратом весны). Люди сравнивали широкие пространства суши с исполинским телом, в твердых скалах и камнях видели его кости, в водах – кровь, в древесных корнях – жилы, в травах и растениях – волосы.
( Демонстрация видеофильма «Русский лес».)
Кромсаем лед,
Меняем рек теченье,
Твердим о том, дел невпроворот…
Но мы ещё придем просить прощенье
У этих рек,
Барханов
И болот,
У самого гигантского восхода,
У самого мельчайшего малька…
Пока об этом
Думать неохота.
Сейчас нам не до этого
Пока.
Аэродромы, пирсы и перроны,
Леса без птиц
И реки без воды…
Всё меньше – окружающей природы…
Всё больше – окружающей среды.
Р. Рождественский
Планета наша весьма засорена, но мы ещё не осознали опасности жизни на огромной свалке. Мы – то пока на ней живем, но смогут ли жить наши дети?
Воздух. За год в атмосферу только одного углекислого газа выбрасывается 5 млрд. тонн.
В результате истончается озоновый слой, появляются озоновые дыры. Постоянная озонная дыра – над Антарктикой, временами расширяющаяся и уменьшающаяся – над Арктикой, Европой, Москвой. В эти дыры устремляются ультрафиолетовые лучи, от которых у людей возникают раковые заболевания. Кислорода на Земле становится все меньше и меньше. А выхлопных газов заводов черной и химической промышленности, котельных, транспорта все больше и больше.
Вода. Учёные подсчитали, что каждый год во всем мире в водоемы попадает столько вредных веществ, что ими можно было бы заполнить 10 тыс. товарных поездов. Даже в водах Арктики нашли стиральный порошок.
В результате деятельности человека в реках Европы – Сене, Дунае, Рейне, Волге – нельзя купаться. В сибирских реках из – за затонувшего леса, загрязненных стоков появились микроорганизмы, которые очень вредны для детей и животных.
Почва. Почва образуется медленно: для этого нужны сотни и даже тысячи лет. А вот разрушить ее можно очень быстро. За последние сто лет на Земле уничтожена примерно ¼ часть всех плодородных почв. Люди осваивали целинные и залежные земли. Первые пять лет они получали хорошие урожаи. А потом ветры – суховеи стали поднимать миллиарды тонн плодородного слоя и уносить его к подножию гор. В результате почва оскудела и урожаи стали значительно хуже.
Никто не станет спорить, что нефть необходима человечеству. И никто не станет утверждать, что ее сознательно выбрасывают в море, что нарочно устраивают аварии на нефтепромыслах или поджигают танкеры, везущие нефть: в результате – миллионы тонн нефти по тем или иным причинам оказывается в воде.
Леса. Усиление идет «облысение» планеты. За последние 20 лет человек вырубил столько леса, сколько было уничтожено за все его предыдущее существование, не говоря уже о пожарах, которые возникают по вине человека. Для многих животных лес – родной дом.
А лесов на Земле становится все меньше и меньше. Значит, животные теряют свой дом. Значит, они обречены на гибель.
Человек опасен для природы не только пожарами и разливами нефти, но и бездумным уничтожением всего живого.
Чтобы человек об ответственности за жизнь животных и растений даже во время прогулок, существуют знаки предупреждения. И сейчас мы проверим, знаете ли вы, что они обозначают. Представьте, что во время прогулки по лесу вы встретили такой знак. Как вы объясните своим друзьям, что это за знак и для чего он нужен?
А теперь давайте попробуем представить, как вы выйдете из ситуаций, которые могут встретиться в природе.
Озеро, на котором живут дикие утки. Во время охотничьего сезона в него попадает много свинцовой дроби, отравляющей дно и воду водоема. Для пищеварения уткам необходимо заглатывать камешки. Но вместе с камешками они заглатывают и дробинки и нередко погибают от отравления свинцом. Ваша задача помочь уткам: на ощупь выбрать керамзит (дробинки) и оставить камешки на дне.
За лето на озере побывало много отдыхающих и вода покрылась слоем мусора. А у уток появилось потомство. Чтобы утята могли плавать по чистому озеру, надо очень быстро очистить водоем. На этом озере произошел однажды трагический случай.
Птице, которую вы увидели в сценке, повезло. Ее нашли, вылечили и выпустили на волю.
А многие птицы и звери, живущие в нашем зоопарке, никогда не смогут увидеть мест, где они родились, никогда не смогут подняться на воздух, потому что по вине человека они остались искалеченными.
Вот этому гусю сумели спасти жизнь, а крыло сохранить не удалось.
Как вы поступите, встретив в лесу раненного зверя или птицу?
А вот маленьких птенцов и детенышей зверей никогда не следует уносить домой и даже трогать руками. В природе о них заботятся их родители, которые находятся неподалеку.
Неужели на всей Земле природа находится под гнетом человека? Нет! Для изучения и сохранения нетронутых уголков природы государство создает охраняемые территории: заповедники, заказники, национальные парки.
Оставшись один в лесу, в степи, на реке, в поле, на болоте, человек остается наедине со своей совестью. Она для человека – единственный контролер. И может быть, одна из самых важных задач, которая стоит перед тем, кто хочет спасти природу на планете, - пробудить в людях совесть, понимание того, что можно делать и чего делать нельзя.
Все тесно связано вокруг.
Примеры мы не станем множить.
Цветка ты не заденешь вдруг,
Чтобы звезды не потревожить.
(Звучит продолжение песни «Изумрудный город».)
Эта неделя в нашей школе экологическая. Вам, ребята, предстоит совершить много полезных дел. Чем меньше будет мусора на планете: в вашем дворе, на вашей улице, в вашем селе, тем зеленее станут деревья, тем чище воздух. За каждое доброе слово, сделанное во имя природы, вы получите зеленый листочек. В зале развешаны листы ( у каждого класса свой) с нарисованными деревьями без листьев. Так, вот чье дерево окажется самым зеленым, тот наглядно покажет свою сплоченность, дружбу и единство в защите природы. И разумеется, победителей ждут призы.
Наш праздник закончился, но мы не прощаемся. Экологическая неделя продолжается.
Колесникова Е. А.
ГБОУ СОШ «ОЦ» с. Августовка
Самарской области
Наталья Владимировна
Абсалямова Айгуль Минихановна