Адаптированная программа для детей школьного возраста с нарушениями интеллекта по предмету «Математика» (2 класс)
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЗЫКОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
«РАССМОТРЕНО» «СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДАЮ»
на заседании МО Зам. директора по УВР Директор школы
Руководитель ________ / Э.О.Плодухина ______/ Е.В.Агапова
_______/ А.Л.Сивцова «30» августа 2021 года Приказ по школе № 01-18-36/6
Протокол № 1 от от «30» августа 2021 г.
«27» августа 2021 года
Адаптированная
рабочая программа
для детей школьного возраста
с нарушениями интеллекта (вариант первый)
по учебному предмету «Математика»
для 2 класса
на 2021-2022 учебный год
Составитель программы:
учитель Ухтинская Е.Г.
с. Зыково, 2021 г.
Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Математика» для учащейся, обучающейся на индивидуальном обучении на дому, по адаптированной основной общеобразовательной программе для УО во 2 классе составлена в соответствии с нормативно - правовыми документами:
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 42,55,59,79);
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373;
Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (в ред. изменений № 1, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.06.2011 № 85; изменений № 2, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.12.2013 № 72; изменений № 3, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 24.11.2015 № 81).
Письма «О методических рекомендациях по организации деятельности образовательных учреждений надомного обучения № 27/2643-6 »;
Письма Минобразования России от 30.03. 2001 года № 29/ 1470 - 6 «Об организации образовательных учреждений надомного обучения (школ надомного обучения)»;
Адаптированной основной общеобразовательной программы образования для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) МОУ «Зыковская СОШ».
Рабочая программа ориентирована на учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированную основную общеобразовательную программу образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1). – Алышева Т.В. Математика. 2 класс. В 2-х ч.
Программа рассчитана на 102 часа в год, по 3 часа в неделю.
Цель: социальная реабилитация и адаптация учащихся с интеллектуальными нарушениями в современном обществе.
Задачами обучения математике являются:
Формирование доступных умственно обучающимся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) математических знаний и умений, необходимых для решения учебно-познавательных, учебно-практических, житейских и профессиональных задач и развитие способности их использования при решении соответствующих возрасту задач.
Коррекция и развитие познавательной деятельности и личностных качеств обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) средствами математики с учетом их индивидуальных возможностей.
Формирование положительных качеств личности, в частности аккуратности, настойчивости, трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, любознательности, умений планировать свою деятельность, доводить начатое дело до конца, осуществлять контроль и самоконтроль.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета «Математика»
Освоение обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) АООП в предметной области «Математика» предполагает достижение ими двух видов результатов: личностных и предметных.
Личностные результаты:
готовность ученика целенаправленно использовать знания в учении и в повседневной жизни для исследования математической сущности предмета (явления, события, факта);
способность характеризовать собственные знания по предмету, формулировать вопросы, устанавливать, какие из предложенных математических задач могут быть им успешно решены;
познавательный интерес к математической науке.
Предметные результаты
Планируемые предметные результаты предусматривают овладение обучающимися математическими знаниями и умениями и представлены дифференцированно по двум уровням: достаточному и минимальному.
Достаточный уровень | Минимальный уровень |
- счет в пределах 20 по единице и равными числовыми группами; таблицу состава чисел (11—18) из двух однозначных чисел с переходом через десяток; - названия компонента и результатов сложения и вычитания; - математический смысл выражений «столько же», «больше на», «меньше на»; - различие между прямой, лучом, отрезком; - элементы угла, виды углов; - элементы четырехугольников — прямоугольника, квадрата, их свойства; - элементы треугольника. - выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 20 без перехода, с переходом через десяток, с числами, полученными при счете и измерении одной мерой; - решать простые и составные арифметические задачи и конкретизировать с помощью предметов или их заместителей и кратко записывать содержание задачи; - узнавать, называть, чертить отрезки, углы — прямой, тупой, острый — на нелинованной бумаге; - чертить прямоугольник, квадрат на бумаге в клетку; - определять время по часам с точностью до 1 часа. | - счет в пределах 20 по единице и равными числовыми группами; - таблицу состава чисел (11—18) из двух однозначных чисел с переходом через десяток; - названия компонента и результатов сложения и вычитания; - математический смысл выражений «столько же», «больше на», «меньше на»; - различие между прямой, отрезком; - виды углов; - прямоугольник, квадрат; - элементы треугольника - выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 20 без перехода; - решать простые задачи; - узнавать, называть, чертить отрезки, углы — прямой, тупой, острый — на линованной бумаге, с помощью учителя; - чертить прямоугольник, квадрат на бумаге в клетку по точкам с помощью учителя. |
учащиеся должны знать:
Количественные, порядковые числительные в пределах 20;
Состав однозначных чисел и числа 10 из двух слагаемых;
Десятичный состав двузначных чисел, место единиц и десятков в двузначном числе;
Линии – прямую, кривую, отрезок;
Единицы (меры) стоимости, длины, массы, ёмкости:1 к., 1 р., 1 см, 1 кг, 1 л.;
Название, порядок дней недели, количество суток в неделе;
учащиеся должны уметь:
Читать, записывать, откладывать на счётах, сравнивать числа в пределах 20, присчитывать, отсчитывать по 1, 2, 3, 4, 5;
Выполнять сложение, вычитание чисел в пределах 10, 20, опираясь на знание их состава из двух слагаемых, использовать переместительное свойство сложения : 5 + 3, 3 + 5, 10 + 4, 4 + 10;
Решать задачи на нахождение суммы, остатка, иллюстрировать содержание задачи с помощью предметов, их заместителей, рисунков, составлять задачи по образцу, готовому решению, краткой записи, предложенному сюжету, на заданное арифметическое действие;
Узнавать монеты, заменять одни монеты другими;
Чертить прямую линию, отрезок заданной длины, измерять отрезок;
Чертить прямоугольник, квадрат, треугольник по заданным вершинам.
Содержание учебного предмета
Основной формой организации процесса обучения математике является урок. Ведущей формой работы учителя с обучающимися на уроке является фронтальная работа при осуществлении дифференцированного и индивидуального подхода. Успех обучения математике во многом зависит от тщательного изучения учителем индивидуальных особенностей обучающегося. Учитель развивает познавательные и личностные качества, какими знаниями по математике владеет обучающийся, какие трудности он испытывает в овладении математическими знаниями, графическими и чертежными навыками, какие пробелы в его знаниях и каковы их причины, какими потенциальными возможностями он обладает, на какие сильные стороны можно опираться в развитии его математических способностей. Каждый урок математики оснащается необходимыми наглядными пособиями, раздаточным материалом, техническими средствами обучения.
Устный счет как этап урока является неотъемлемой частью почти каждого урока математики. Решение арифметических задач занимает не меньше половины учебного времени в процессе обучения математике. В программе указаны все виды простых задач, которые решаются в каждом классе, а начиная со 2 класса — количество действий в сложных задачах. Сложные задачи составляются из хорошо известных детям простых задач. Решения всех видов задач записываются с наименованиями. Геометрический материал включается почти в каждый урок математики. По возможности он должен быть тесно связан с арифметическим. В младших классах закладываются основы математических знаний, умений, без которых дальнейшее продвижение обучающихся в усвоении математики будет затруднено. Поэтому на каждом уроке надо уделять внимание закреплению и повторению ведущих знаний по математике, особенно знаниям состава чисел первого десятка, таблиц сложения и вычитания в пределах десяти, однозначных чисел в пределах 20, знаниям таблиц умножения и деления. При заучивании таблиц обучающиеся должны опираться не только на механическую память, но и владеть приемами получения результатов вычислений, если они их не запомнили.
Организация самостоятельных работ должна быть обязательным требованием к каждому уроку математики. Самостоятельно выполненная обучающимся работа должна быть проверена учителем, допущенные ошибки выявлены и исправлены, установлена причина этих ошибок, с учеником проведена работа над ошибками. Домашние задания обязательно ежедневно проверяются учителем. Наряду с повседневным, текущим контролем над состоянием знаний по математике учитель проводит 2 раза в четверти контрольные работы. Программа в целом определяет оптимальный объем знаний и умений по математике, который доступен большинству обучающихся. Однако есть в каждом классе часть обучающихся, которые постоянно отстают от одноклассников в усвоении знаний и нуждаются в дифференцированной помощи со стороны учителя. Учитывая указанные особенности этой группы школьников, настоящая программа определила те упрощения, которые могут быть сделаны в пределах программных тем. Усвоение этих знаний и умений дает основание для перевода учащихся в следующий класс. Встречаются ученики, которые удовлетворительно усваивают программу вспомогательной школы по всем предметам, кроме математики. Эти обучающиеся (с так называемым локальным поражением или грубой акалькулией) не могут быть задержаны в том или ином классе только из-за отсутствия знаний по одному предмету.
Такие ученики должны заниматься по индивидуальной программе, они обучаются в пределах своих возможностей, соответственно аттестуются и переводятся из класса в класс. Решение об обучении учащихся по индивидуальной программе по данному предмету принимается педагогическим советом школы.
Счёт в пределах 20.
Присчитывание, отсчитывание по 1, 2, 3, 4, 5, 6 в пределах 20 в прямой и обратной последовательности. Сравнение чисел. Знаки отношений больше (>), меньше (<), равно (=). Состав чисел из десятков и единиц, сложение и вычитание чисел без перехода через десяток.
Сложение однозначных чисел с переходом через десяток путем разложения второго слагаемого на два числа.
Вычитание однозначных чисел из двузначных с переходом через десяток путем разложения вычитаемого на два числа.
Таблицы состава двузначных чисел (11—18) из двух однозначных чисел с переходом через десяток. Вычисление остатка с помощью данной таблицы.
Названия компонентов и результатов сложения и вычитания в речи учащихся.
Число 0 как компонент сложения.
Единица (мера) длины — дециметр. Обозначение: 1 дм. Соотношение: 1 дм = 10 см.
Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении одной мерой стоимости, длины (сумма (остаток) может быть меньше, равна или больше 1 дм), массы, времени.
Понятия «столько же», «больше (меньше) на несколько единиц».
Простые арифметические задачи на увеличение (уменьшение) чисел на несколько единиц. Составные арифметические задачи в два действия.
Прямая, луч, отрезок. Сравнение отрезков.
Угол. Элементы угла: вершина, стороны. Виды углов: прямой, тупой, острый. Сравнение углов с прямым углом. Черчение прямого угла с помощью чертежного треугольника.
Четырехугольники: прямоугольник, квадрат. Свойства углов, сторон. Треугольник: вершины, углы, стороны. Черчение прямоугольника, квадрата, треугольника на бумаге в клетку по заданным вершинам.
Часы, циферблат, стрелки. Измерение времени в часах, направление движения стрелок. Единица (мера) времени — час. Обозначение: 1 ч. Измерение времени по часам с точностью до 1 ч. Половина часа (полчаса).
Деление предметных совокупностей на две равные части (поровну).
Примечание:
Присчитывание и отсчитывание в пределах 20 только по 1 – 2 единице.
Сумма и остаток вычисляются с помощью предметов приёмов пересчитывания и присчитывания, отсчитывания.
Замена одних монет другими производится в пределах 10 к., 5 р.
Черчение и измерение отрезков выполняются с помощью учителя.
Прямоугольник, квадрат, треугольник вычерчиваются по точкам, изображённым учителем.
Программа рассчитана на 102 часа в год, по 3 часа в неделю.
Тематическое планирование
№ п/п | Название раздела | Кол-во часов |
1 | Первый десяток | 10 |
2 | Второй десяток | 18 |
3 | Сложение и вычитание чисел | 74 |
| Итого | 102 |
Календарно – тематическое планирование учебного предмета «Математика»
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Дата | |
План | Факт | |||
Первый десяток (10 ч.) | ||||
1 | Первый десяток. Повторение | 1 | 2.09 | |
2 | Первый десяток. Повторение | 1 | 3.09 | |
3 | Присчитывание и отсчитывание по 1,2,3 в пределах 10 в прямой и обратной последовательности. | 1 | 7.09 | |
4 | Присчитывание и отсчитывание по 1,2,3 в пределах 10 в прямой и обратной последовательности. | 1 | 9.09 | |
5 | Числа от 1 до 10. Счет предметов. Решение простых задач | 1 | 10.09 | |
6 | Решение простых задач | 1 | 14.09 | |
7 | Сравнение чисел. | 1 | 16.09 | |
8 | Сравнение чисел. | 1 | 17.09 | |
9 | Сравнение чисел. | 1 | 21.09 | |
10 | Самостоятельная работа по теме «Повторение». | 1 | 23.09 | |
Второй десяток (18 ч.) | ||||
11 | Числа от 10 до 20. Числа 11,12, 13. | 1 | 24.09 | |
12 | Счет в пределах 11,12,13. | 1 | 28.09 | |
13 | Предшествующее и последующее число. | 1 | 30.09 | |
14 | Числа 14,15, 16. | 1 | 1.10 | |
15 | Предшествующее и последующее число. | 1 | 5.10 | |
16 | Числа 17,18,19. Счёт в пределах 17,18,19. | 1 | 7.10 | |
17 | Числа 10,20. | | 8.10 | |
18 | Счёт в пределах 10, 20. Предшествующее и последующее число. | 1 | 12.10 | |
19 | Мера длины: дециметр. | 1 | 14.10 | |
20 | Мера длины: дециметр. | 1 | 15.10 | |
21 | Увеличение числа на несколько единиц. | 1 | 19.10 | |
22 | Увеличение числа на несколько единиц. | 1 | 21.10 | |
23 | Увеличение числа на несколько единиц. | 1 | 22.10 | |
24 | Уменьшение числа на несколько единиц. | 1 | 26.10 | |
25 | Контрольная работа по теме «Числа от 10 до 20». | 1 | 28.10 | |
26 | Работа над ошибками. Уменьшение числа на несколько единиц. | 1 | 29.10 | |
27 | Уменьшение числа на несколько единиц. | 1 | 9.11 | |
28 | Луч. | 1 | 11.11 | |
Сложение и вычитание чисел (74 ч.) | ||||
29 | Сложение чисел в пределах 20 без перехода через десяток. | 1 | 12.11 | |
30 | Сложение чисел в пределах 20 без перехода через десяток. | 1 | 16.11 | |
31 | Сложение чисел в пределах 20 без перехода через десяток. | 1 | 19.11 | |
32 | Сложение чисел в пределах 20 без перехода через десяток. | 1 | 23.11 | |
33 | Сложение и вычитание чисел в пределах 20 без перехода через десяток. | 1 | 25.11 | |
34 | Сложение и вычитание чисел в пределах 20 без перехода через десяток. | 1 | 26.11 | |
35 | Вычитание чисел в пределах 20 без перехода через десяток. | 1 | 30.11 | |
36 | Вычитание чисел в пределах 20 без перехода через десяток. | 1 | 2.12 | |
37 | Вычитание чисел в пределах 20 без перехода через десяток. | 1 | 3.12 | |
38 | Вычитание чисел в пределах 20 без перехода через десяток. Самостоятельная работа. | 1 | 7.12 | |
39 | Вычитание чисел в пределах 20 без перехода через десяток. | 1 | 9.12 | |
40 | Вычитание чисел в пределах 20 без перехода через десяток. | 1 | 10.12 | |
41 | Контрольная работа по теме «Вычитание чисел в пределах 20 без перехода через десяток». | 1 | 14.12 | |
42 | Углы. Прямой, тупой, острый угол. | 1 | 16.12 | |
43 | Сложение и вычитание при измерении длины. | 1 | 17.12 | |
44 | Сложение и вычитание при измерении длины. | 1 | 21.12 | |
45 | Сложение и вычитание при измерении длины. Контрольная работа. | 1 | 23.12 | |
46 | Сложение и вычитание чисел в пределах 20. | 1 | 24.12 | |
47 | Сложение и вычитание до 20 без перехода через десяток. | 1 | 28.12 | |
48 | Сложение и вычитание при измерении длины. | 1 | 11.01 | |
49 | Сложение и вычитание при измерении длины. | 1 | 13.01 | |
50 | Сложение и вычитание при измерении длины. | 1 | 14.01 | |
51 | Сложение и вычитание при измерении длины. | 1 | 18.01 | |
52 | Самостоятельная работа по теме «Сложение и вычитание в пределах 20». Меры времени. | 1 | 20.01 | |
53 | Меры времени. | 1 | 21.01 | |
54 | Сложение и вычитание чисел в пределах 20 без перехода через десяток. | 1 | 24.01 | |
55 | Сложение и вычитание чисел в пределах 20 без перехода через десяток. | 1 | 27.01 | |
56 | Сложение и вычитание чисел в пределах 20 без перехода через десяток. | 1 | 28.01 | |
57 | Контрольная работа по теме «Сложение и вычитание в пределах 20». | 1 | 1.02 | |
58 | Углы. Прямой, тупой, острый угол. | 1 | 3.02 | |
59 | Решение арифметических задач. | 1 | 4.02 | |
60 | Решение арифметических задач. | 1 | 8.02 | |
61 | Решение арифметических задач. | 1 | 10.02 | |
62 | Решение арифметических задач. | 1 | 11.02 | |
63 | Сложение чисел в пределах 20 с переходом через десяток. | 1 | 15.02 | |
64 | Сложение чисел в пределах 20 с переходом через десяток. | 1 | 17.02 | |
65 | Сложение чисел в пределах 20 с переходом через десяток. | 1 | 18.02 | |
66 | Сложение чисел в пределах 20 с переходом через десяток. | 1 | 22.02 | |
67 | Сложение чисел в пределах 20 с переходом через десяток. | 1 | 24.02 | |
68 | Контрольная работа. Сложение чисел в пределах 20 с переходом через десяток. | 1 | 25.02 | |
69 | Прибавление 6. | 1 | 1.03 | |
70 | Прибавление 6. | 1 | 3.03 | |
71 | Прибавление 7. | 1 | 4.03 | |
72 | Прибавление 7. | 1 | 10.03 | |
73 | Прибавление 8. | 1 | 11.03 | |
74 | Прибавление 8. | 1 | 15.03 | |
75 | Контрольная работа за третью четверть. Прибавление 9. | 1 | 17.03 | |
76 | Работа над ошибками. Прибавление 9. | 1 | 18.03 | |
77 | Сложение чисел в пределах 20 с переходом через десяток. Закрепление. | 1 | 22.03 | |
78 | Сложение чисел в пределах 20 с переходом через десяток. Закрепление. | 1 | 24.03 | |
79 | Сложение чисел в пределах 20 с переходом через десяток. Закрепление. | 1 | 25.03 | |
80 | Сложение чисел в пределах 20 с переходом через десяток. Закрепление. | 1 | 5.04 | |
81 | Четырехугольники. Квадрат. Прямоугольник. | 1 | 7.04 | |
82 | Четырехугольники. Квадрат. Прямоугольник. | 1 | 8.04 | |
83 | Вычитание чисел в пределах 20 с переходом через десяток. | 1 | 12.04 | |
84 | Вычитание чисел в пределах 20 с переходом через десяток. | 1 | 14.04 | |
85 | Вычитание 5. | 1 | 15.04 | |
86 | Вычитание 5. | 1 | 19.04 | |
87 | Вычитание 5. | 1 | 21.04 | |
88 | Вычитание 6. | 1 | 22.04 | |
89 | Вычитание 6. | 1 | 26.04 | |
90 | Вычитание 6. | 1 | 28.04 | |
91 | Вычитание 7. | 1 | 29.04 | |
92 | Вычитание 7. | 1 | 3.05 | |
93 | Вычитание 7. | 1 | 5.05 | |
94 | Вычитание 8. | 1 | 10.05 | |
95 | Вычитание 8. | 1 | 12.05 | |
96 | Вычитание 8. | 1 | 13.05 | |
97 | Вычитание 9. | 1 | 17.05 | |
98 | Итоговая контрольная работа. | 1 | 19.05 | |
99 | Работа над ошибками. Сложение и вычитание чисел в пределах 20 с переходом через десяток. Закрепление | 1 | 20.05 | |
100 | Сложение и вычитание. Треугольники. | 1 | 24.05 | |
101 | Закрепление изученного за год. | 1 | 26.05 | |
102 | Итоговый урок «Что узнали и чему научились за год». | 1 | 27.05 | |