Статья «Формирование основ здорового образа жизни у детей младшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта»
Формирование основ здорового образа жизни у детей младшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта.
И.В.Маришина, учитель-дефектолог, ГКУ ВО «Суздальский специальный (коррекционный) детский дом», г. Суздаль, Владимирской области
Важно в дошкольном возрасте заложить фундамент начальных представлений о здоровом образе жизни. Известно, что самые устойчивые привычки как полезные, так и вредные, формируются в детстве.
Для нашего учреждения вопросы сохранения и укрепления здоровья дошкольников стоят особо остро, так как контингент наших детей имеет отклонения в развитии интеллекта с другими сопутствующими заболеваниями. У большинства детей наблюдается нарушения двигательной сферы: мышечного тонуса, координации движений, общей моторики, что связано с низким уровнем когнитивных процессов (восприятия, внимания, памяти), заболевания органов дыхания, аллергические заболевания, у всех детей нарушена речь.
В детском доме в первую очередь создаются условия для полноценного укрепления и улучшения здоровья детей, которые основываются на технологии подбора адаптированного режима учреждения. Это и материально-техническая база, и педагогические методы, направленные на развитие у детей начальных представлений о здоровье человека. Главная роль для практической реализации таких технологий принадлежит четкому взаимодействию всех сотрудников детского дома.
Цель работы всего коллектива детского дома – у детей должна быть сформирована установка на здоровый образ жизни и овладение правильными формами поведения в различных жизненных ситуациях.
Задача педагога – формирование у ребенка гигиенических навыков и помощь в соблюдении этих навыков.
Результат будет положительным, если к этому процессу подключится сам ребенок. Нужно только этому его научить.
Важно, чтобы ребенок осознал свою принадлежность к человеческому роду, познакомился со своими внутренними потребностями и возможностями, элементарными навыками ухода за своим телом.
Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта будет проходить наиболее эффективно, если организовать обучение на занятиях, а закреплять их в процессе повседневной жизни.
Применяем такие формы обучения как показ, инсценировка, наблюдения, игры, упражнения, дидактические игры, рассматривание иллюстраций, рассказывание, заучивание.
Используя данные форы, педагог дает представления детям о частях тела, их назначении, функциях, мерах безопасности.
Для закрепления полученных знаний, полезно художественно слово: потешки «Сорока-сорока», «Водичка-водичка», «Расти коса до пояса» и др., попевки, небольшие стишки, загадки, отрывки из стихотворений «Мойдодыр» и др., где просим детей показать ротик, носик, глазки, пальчики.
Важно, чтобы ребенок в этом возрасте усвоил, что за всеми частями тела надо одинаково заботиться. Объясняем детям для чего это нужно.
Игры «В гости к Айболиту», «Доктор» также поможет ребенку усвоить названия частей тела, их назначение, подведет ребенка к пониманию того, что нужно бережно относиться к своему здоровью.
Для того чтобы привить ребенку культуру питания, проводим игровые действия с игрушками: «Покормим куклу Катю», «В гости к Мишутке», «Поездка в гости» и т.д.
В качестве профилактики утомления используем на занятиях динамические паузы, физкультминутки. А как полезны для физического и нравственного здоровья детей совместные подвижные игры. Они помогают развивать не только физические качества и умения, снимают напряжение, но и приносят чувство радости, что стимулирует у детей стремление к еще большей физической активности и организации здорового образа жизни.
Обязательно формируется представления о важности бережного отношения к органам чувств. С детьми проводим упражнения по самомассажу, формируем навыки ухода за ушами, глазами, ротовой полостью.
Таким образом, установка к здоровому образу жизни – это основная, жизненно значимая привычка. Она содержит в себе результат применения существующих средств физического воспитания дошкольного возраста для решения оздоровительных, образовательных и воспитательных задач. Именно поэтому педагог закладывает основы здорового образа жизни детям с нарушением интеллекта в младшем возрасте, используя различные формы работы. Таким детям необходима помощь, чтобы ребенок убедился в том, что он способен быть сильным, умелым, может управлять собой и помогать себе.
Ученый Н.М.Амосов рассматривает физическое здоровье человека в тесной взаимосвязи с нравственным здоровьем. Знаменательна его фраза: «Чтобы быть здоровым – очень важно быть счастливым».
Литература.
Антонов Ю.Е., Саулина Т.Ф. Здоровый дошкольник. Социально-оздоровительная технология XXI века. – М., 2000
Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта. – М., 2005. – С. 23-27.
Козлова С.А. Социальное развитие дошкольника. – М., 2004. –
С. 11-17.
3