Внеклассное мероприятие «Праздник урожая с выходом на природу»
Праздник урожая с выходом на природу
Методическая разработка для школ, имеющих учебно- опытные участники
Мероприятие предназначено для учащихся 5-9 классов.
Цели:
1.Подвести итоги работы на пришкольном участке.
2.Закрепить знания об овощах, фруктах, лекарственных растениях и их использовании.
3.Закрепить навыки ориентирования, умения работать в коллективе, находить выход из нестандартной ситуации.
4.Развивать творческую фантазию, умение находить и видеть красивое в природе.
5.Закрепить знания о правилах поведения на природе.
Оборудование:
- компасы по количеству групп;
- маршрутные листы;
- конверты со схемой пути.
Подготовительный этап
1.За неделю до праздника оформляются два стенда:
Первый стенд отражает итоги летней трудовой четверти:
- количество выращенных овощей (в килограммах);
- количество заработанных денег;
-списки учащихся, хорошо отработавших практику на участке, и списки прогульщиков.
На первом стенде также вывешивается объявление о предстоящем празднике (число, время, место сбора).
Второй стенд – познавательный: содержит сведения о новых сортах культуры растений, об ученых – селекционерах, о происхождении некоторых культурных растений, занимательный материал и т.п.
2.Ученики делятся на команды – группы, состоящие из классов – параллелей или из разновозрастных учеников (для малокомплектных школ). В группе ребята сами избирают командира и его помощника.
3.Накануне преподаватели разрабатывают маршруты ,ведущие к месту костра, где будет проходить праздник. У каждой из команд – свой маршрутный лист. Схема маршрута и его подробное описание выдаются командирам перед началом праздника в запечатанном конверте, вскрыть которой можно только в случае крайней необходимости. Ребята должны пройти свой маршрут, используя азимут и ориентиры.
Перед началом мероприятия каждая группа получает план местности и записку, где указан начальный азимут и ориентир для нахождения второй записки, которой указан путь к следующей записке и т.д. Конечная точка маршрута у всех групп – место костра. Записки с указанием маршрута каждой группы упаковываются в целлофановый пакеты или фольгу. У каждой команды свой цвет записок и маршрутного листа, чтобы не возникло путаницы. Исходя из присвоенного команде цвета, ребята выбирают и название команды : например, «Красные перцы», «Желтые лимончики», «Молодо – зелено».
4.На цветном картоне (у каждой команды свой цвет) готовится маршрутный лист (см. Приложение №1 ), в котором записаны задания командам до и во время следования по маршруту.
5.Несколько преподавателей ( можно привлечь и родителей учащихся) заранее готовят место костра: выбирают поляну и оборудуют ее, готовят дрова. В день мероприятия они кипятят чай, пекут картошку.
6.Учащиеся заранее готовят творческие задания: инсценировки, сказки, песни, частушки и т.д. о растениях огорода, о том, как выращивался урожай, о качестве урожая и его реализации.
Ход праздника
В день праздника одетые по погоде участники команд собираются у школы. Ведущий проверяет готовность команд.
Ведущий. Настроение каково?
Ученики. Во! (Показывают поднятый вверх большой палец.)
Ведущий. Настроение как?
Ученики. Так! (Как правило, ребята в ответ опускают большой палец вниз.)
Ведущий называет фразы в разном порядке, показывая при этом неверные движения и пытаясь запутать ребят. Команды должны отвечать правильно.
После такой разминки капитаны команд получают маршрутные листы, компасы и карточки с начальным азимутом. По сигналу ведущего команды уходят на маршруты. В пути команды выполняют задания, написанные в маршрутном листе.
По прибытии команд к костру жюри учитывают их время в пути, количество найденных записок, пользовалась ли команда схемой и описанием маршрута, запечатанными в конверт. Пока жюри подводит итоги, у команд – время отдыха: чаепитие и небольшой обед, подготовленный взрослыми. После отдыха – продолжение конкурсной программы.
Конкурсная программа
1.Представление команд в шутливой форме.
Например:
Этот «перчик» - самый умный.
«Перчик» Вася – самый шумный.
Это – наш руководитель,
Самый мудрый предводитель!
2.Отчет о пройденном маршруте.
3.Демонстрация головных уборов.
Мальчики и девочки могут поменяться головными уборами, необычно надевать их.
4.Букет «Подарок духу Осени».
Команды демонстрируют составленные в пути букеты. Задание – назвать растения, составляющие букет соперников. Жюри оценивает декоративность композиции. Если букеты составлены из сухих трав и листьев, то после подведения итогов конкурса можно изготовить из всех букетов общее чучело осени.
5. Конкурс «Хороши ли вы хозяин?».
Задание – сложить всю доставленную командой картошку в один, пересчитав ее. Соперники должны угадать, сколько картофеля в мешке у соседей. Затем картофель передаётся взрослым для запекания.
6. Конкурс «Реклама».
Задание – углём из костра нарисовать овощ и придумать ему рекламу.
7. Инсценировка.
Командам даётся начало для короткой инсценировки, они должны развить сюжет и сыграть мини – спектакль, используя для декораций подручные средства. Начало может быть таким:
- «Посадил дед тыквенное семечко и стал ждать…»;
- «Поселились в теплице Мышка- норушка и Бабочка- капустница…»;
- «Поссорились как- то Горох с Петрушкой, а Лук попытался их покормить, но…».
8. Реклама собранных в пути лекарственных растений (с учётом тез заболеваний, которые они лечат).
9. Игра «Сбор урожая».
Задание – за 10 минут собрать шишки: какая команда больше?
10.Игра «Живой сноп».
Вся команда образует «сноп» и обвязывается веревкой. Кто быстрее?
11. Конкурс капитанов «Угадай, что в свертке!».
В свертке из бумаги находится один из овощей с пришкольного участка. Задание капитанам – угадать, что в свертке, задавая ведущему наводящие вопросы. Ведущий может отвечать только словами «да» или «нет».
12. Творческие задания (домашние задании команд).
Праздник заканчивается «завтраком на траве» (печеная картошка, овощи, чай), подвижными играми у костра.
Приложение №1.
Маршрутный лист
Задания до и во время следования по маршруту:
1.Придумать название команды и ее визитную карточку, выбрать капитана и помощника, подготовить творческое задание.
2.Одеться по погоде, обязательно иметь при себе головной убор, обувь и носки на смену, кружку и 3-4 картофелины.
3.Прибыть к месту сбора, не растеряв участников группы.
4. Принести с собой все найдены записки- указатели.
5.Вскрывать конверт только в случае крайней необходимости (если команда заблудилась).
6.Составить во время следования по маршруту букет «Подарок духу Осени».
7.Найти во время пути два лекарственных растениях и придумать для них рекламу.