Урок музыки «Русские народные инструменты» в коррекционной школе VIII вида
Урок музыки в 4 классе в коррекционной школе 8 вида
Тема урока: «Русские народные инструменты».
Цель:
1. Знакомство с инструментами, входящими в состав оркестра русских народных инструментов.
2. Обучение игре на простейших музыкальных инструментах.
Задачи :
Воспитательные:
1. формирование чувства гордости и любви к русской национальной культуре;
2. привить детям желание самим прикоснуться к истокам русского народного творчества и увидеть результат своего труда;
3.воспитание чувства коллективизма, ответственности, взаимопомощи и взаимопонимания;
4. воспитания чувства любви к прекрасному;
5. воспитание бережного отношения к музыкальным инструментам;
6. привить интерес к истории своей Родины.
Образовательные:
1.знакомство с русской национальной культурой и ее историей;
2. научить различать голоса народных инструментов в составе оркестра русских народных инструментов;
3. обучение игре на простейших русских народных музыкальных инструментах (бубен, ложки, металлофон, маракасы, треугольник, трещотки, свирель)
Развивающие:
1. развивать эмоционально-ценностное отношение к жизни через музыкальные произведения русского народного творчества, произведения русских композиторов.
Коррекционые :
1. Работа над совершенствованием слухового аппарата.
Оборудование:
Презентация, музыкальный центр, аудиозаписи, инструменты (бубны, ложки, металлофоны, маракасы, треугольник, трещотки, свирели).
Ход урока.
1. Организационный момент.
1. Вход в класс под русскую народную песню «Во поле береза стаяла».
2. Музыкальное приветствие на мотив р.н.п. «Во поле береза стояла».
Учитель: Музыка опять зазвучала, Возвестив урока начало.
Рада видеть вас, ребята: И мальчишки и девчата!
Дети: Здрвствуйте учитель, Добрый день гости наши.
- Ребята, а под какую музыку вы вошли в класс, она вам знакома?
- Какой у нее характер?
- о ком в ней поется?
А вы знаете кто написал эту музыку?
2. Настрой на урок.
Сейчас мы с вами встанем поудобнее, закроем глаза, поднимем руки ладонями вверх и слушая музыку настроимся на урок.
Музыка утра (слушают)
Льется музыка рекою
Закружила все вокруг
И кораблики мелодий
Выплывают из под рук
Их волна крутая гонит,
Но унять не может, нет
В царстве музыки волшебной
Поплывем за ними в след!
Учитель:
Что мы с вами должны сделать в начале урока музыки?
Распеться.
3. Дыхательная гимнастика.
Правильно. Чтобы научиться правильно, петь, надо научиться правильно, дышать и распеваться. Сегодня мы с вами разучим новые упражнения на дыхание.
«Паровозик». Выпрямить спину, расправить плечи, глубокий ровный вдох носом, кратковременная задержка дыхания, ровный медленный выдох (через рот на звук –У-). Повторить упражнение 2 – 3 раза.
«Мышка» Глубокий медленный вдох носом, задержка дыхания, выдох производится понемногу резкими рывками на звук –пи-пи-пи- активно работая диафрагмой. Повторить упражнение 2 – 3 раза.
«А» Вдох резкими рывками носом, задержка дыхания, медленный ровный выдох через рот на звук –а-. Повторить упражнение 2 – 3 раза.
4. «Шарик» Надуваемся как шар: глубокий вдох, одновременно разводим руки как бы показывая увеличивающийся шар, задержка дыхания и очень медленный выдох опуская руки (шарик медленно сдувается). Повторить упражнение 2 – 3 раза.
4. Артикуляционная гимнастика
1. «Футбол» с закрытым ртом, языком натягивать по очереди щеки.
2. «Вальс» с закрытым ртом, делать круговые движения языком.
3. «Туча» и «Солнышко»вытягиваем губы вперед “в трубочку”, затем, растягиваем в широкой улыбке.
4. «Лошадка», «Цокать » при этом губы вперед “в трубочку”, затем, растягиваем в широкой улыбке по руке дирижера.
Учитель: Как приятно было смотреть на девочек и мальчиков с хорошей осанкой.
Правило № 2. Правильная осанка необходима всегда, а во время пения особенно.
Чтобы голос звучал свободно, легко, нужно, чтобы ему ничего не мешало: плечи должны быть опущены, спина прямой, не нужно вытягивать шею и высоко поднимать подбородок, а то сразу же станешь похожим на петуха, который всех хочет перекричать.
5. Распевка.
Си-си-си, в водоёме караси. Вверх.
Ся-ся-ся, вот поймать бы карася!
Се-се-се, карасей мы ловим все.
Ся-ся-ся, не поймали карася!
Учитель: Человеческий голос очень хрупок. Ваш детский организм постоянно растёт. Чтобы голос был хорошим нужно беречь горло.
Правило № 3. Очень важно чтобы вы в жизни говорили спокойно, без крика и пели естественным голосом.
Учитель:
-А народ какую музыку сочиняет?
Давайте вспомним, какие народные песни мы с вами знаем? (ответы
учащихся)
-А скажите мне если песня поется без музыки как она называется?
Правильно акапельная.
6. Песня «Камара муха любила»
Учитель:
Поднимает руки класс – это раз,
Повернулась голова – это два.
Развернули руки шире, повернулись – три, четыре,
Крепко их к плечам прижать – это пять.
Всем ребятам тихо сесть – это шесть.
Изучение нового материала.
Учитель:
О чём нам могут рассказать народные песни?
Об историческом прошлом наших предков, традициях, обрядах. «Видите, как много песен сложено в России. Ни в одной другой стране нет таких песен и мы все должны гордиться своей народной музыкой, ее песнями, ее певцами.
- Музыка – волшебная страна
Пусть тебе откроется она!
Обо всём, что слышишь ты вокруг.
Музыка тебе расскажет, друг.
Отгадайте, пожалуйста, загадку, которую я сейчас прочитаю:
Балалайки, гусли, домры
И баяны, и гармошки.
Есть трещотки, дудки, бубны
Даже расписные ложки.
Все играют звонко дружно
Слушать их не надоест.
Отгадать, ребята, нужно
Что это? (Это оркестр.)
- Правильно, Когда играет много инструментов – это оркестр. Значит, оркестр – это коллектив музыкантов, играющих на различных инструментах.
Ребята, оркестры по своему составу, как вы знаете, бывают разные. О каком оркестре идет речь в моей загадке?
- Об оркестре русских народных инструментов. (Дети называют русские народные инструменты.)
Значит тема нашего урока?
- Молодцы, ребята! Вы отлично справились с заданием.
Тема нашего урока Русские народные инструменты.
Сегодня вы узнаете много нового об оркестре и русских народных инструментах, входящих в его состав. А при помощи инструментов, которые есть в классе, мы организуем свой оркестр.
Клип «Сказки»
- Ребята, а любите ли вы сказки?
А за что вы их любите? Что обычно происходит в сказках?
- Сегодняшний урок мы проведём вместе со сказкой. С древнейших времён люди любили рассказывать друг другу сказки. У каждого народа мира есть свои любимые сказочные герои, это - добрые и злые волшебники, прекрасные принцессы и храбрые принцы. Любят сказку за то, что в ней происходят всевозможные чудеса. Только в сказке, простой паренёк может стать Иваном-царевичем, а Василиса Прекрасная - превратиться в лягушку. Я думаю, что вы, дорогие ребята, любите и хорошо знаете русские народные сказки и их героев. Назовите, пожалуйста, известные вам русские народные сказки.
Слайд 1
- А вот сказку, которую я вам сегодня хочу рассказать, вы не найдёте ни в одной книге сказок. Потому что, придумала её для вас я сама. И называется она так: «Сказка про то, как умные и полезные вещи стали музыкальными инструментами». Эта сказка поможет нам в изучении темы нашего урока: «Русские народные музыкальные инструменты».
На нашем уроке вы не только услышите сказку, но и познакомитесь с названиями народных музыкальных инструментов, услышите их голоса, а также узнаете, как играют на них.
Основной этап урока. Объяснение нового материала.
Слайд 2
- Давно это было. Жили, поживали себе в небольшой деревушке, в деревянной избушке, умные и полезные вещи: ложки деревянные, рубель, трещотка и рожок.
Слайд 3
- Жили они в большой дружной семье. С раннего утра и до позднего вечера умные и полезные вещи трудились, не покладая рук, вместе со своими хозяевами.
Деревянные ложки варили на кухне щи да кашу, а потом кормили всю семью вкусным обедом.
Рубель - помогал хозяйке дома стирать и гладить бельё, чтобы все в семье были чистыми и опрятными.
Рожок – вместе с хозяином дома ранним утром выгонял стадо коров и овец на луг, а вечером, своим громким голосом созывал всё стадо домой.
Трещотка – охраняла сады и огороды от непрошенных птиц, чтобы они не испортили урожай плодов и ягод. Так и жили они все вместе, до поры до времени.
Слайд 4
- Однажды, в той деревушке появились скоморохи. Так в старинные времена на Руси называли бродячих артистов, певцов и музыкантов. Скоморохи шли по улице с весёлой песней.
Вся деревня собралась, чтобы посмотреть на весёлое представление скоморохов.
Звучит р.н.п «И шли, вышли веселые…» (Скоморошина)
Слайд 5
- В руках скоморохов пели, звенели, бренчали и играли музыкальные инструменты. Были среди них гусли (фонограмма) и балалайка (фонограмма).
Краткий рассказ о приемах игры на этих музыкальных инструментах…
- Умные и полезные вещи остались дома, но и до них, доносились звуки задорной музыки и весёлые песни скоморохов, потешавших народ.
- Вскоре наступил вечер, и скоморохи попросились переночевать к хозяевам той самой избушки, в которой жили умные и полезные вещи. После ужина, когда гости и хозяева уснули, вещи решили поговорить с музыкальными инструментами. «Как вам живётся у своих хозяев скоморохов?» - спросили деревянные ложки у музыкальных инструментов.
Слайд 6
«Весело живётся» - ответила балалайка, весёлая болтунья. «Везде бываем, песней звонкой народ потешаем».
«А мы, никогда дальше своей деревни не бывали» - отозвались трещотка и рубель.
Слайд 7
- Тут в разговор вступили гусли: «За песни, да за пляски весёлые, любят нас на Руси. Везде встречают, да привечают. Мы своей музыкой людям радость приносим».
«Ой!» - воскликнул рожок - «Как бы и нам хотелось тоже всем людям радость приносить».
«Так давайте вместе с нами по белу свету путешествовать. Вместе у нас ещё веселей да лучше музыка звучать станет» - предложили гусли и балалайка.
Слайд 8
- Так и решили умные и полезные вещи стать музыкальными инструментами, чтобы не только пользу людям приносить, но и радость им дарить.
- С тех самых пор, путешествуют они вместе большой дружной семьёй. И семья их стала называться – оркестром русских народных музыкальных инструментов.
Слайд 9
- Давно уже нет на свете ни той деревушки, ни деревянной избушки, ни скоморохов, а музыка в исполнении русских народных инструментов продолжает звучать и приносить радость всем, кто её слышит.
А вы, ребята, хотели бы послушать голоса русских народных инструментов в оркестре?---…
Слайд 10
Фонограмма «Светит месяц»
- А сказка наша продолжается. Не сразу научились музыкальным премудростям рубель, ложки, трещотка и рожок в оркестре. Узнали они, что у всех инструментов в оркестре своя мелодия. Если музыкант будет играть свою мелодию точно, ритмично, то он не будет мешать остальным музыкантам. Соединяясь вместе, все мелодии создадут в музыке красоту и созвучие.
Слайд 11
Музыкальная минутка «Представь себя инструментом народного оркестра»
Запоминаем названия инструментов, их месторасположение в оркестре; знакомимся с группами оркестра и приемами игры на инструментах; имитируем движениями игру на определенном инструменте.
Слайд 12
Загадка:
Кто невежливый такой:
Повернулся к нам спиной,
Стал размахивать руками
Прямо в зале перед нами.
Не приучен он к порядку
Или делает зарядку?
С кем звучит оркестр и хор?
Знаем, это … ДИРИЖЕР
- Что делает дирижер? --- …
Рефлексия. Обобщение полученных знаний.
- Вы сегодня познакомились с русскими народными музыкальными инструментами. Узнали историю их появления и значения в жизни человека, услышали их голоса, познакомились с приемами игры на них.
А теперь я предлагаю вам вспомнить, как называются музыкальные инструменты, о которых мы с вами говорили на уроке.
Слайд 13
Сделать это нам помогут загадки:
У неё есть три струны Их рукой щипать должны. Можно под неё плясать И по-русски приседать! |
Я весь круглый. Меня ударишь- Я бубенцами зазвучу, Меня положишь – я молчу. |
Мы собрали хоровод, Пригласили весь народ. А в кругу наш пастушок Дует весело в ……………. |
На дощечке - есть насечки. Проведи по ним рукой, И услышишь голос звонкий, Деревянный, озорной! |
А Садко на них играл И душевно напевал. Перебрал он много струн- Вышел из волны Нептун. |
С сороками имеет связь Его название. Владеть им может человек, Имеющий хоть малое призвание! |
И щи хлебают, И «барыню» играют. |
Игра на ударно – шумовых инструментах.
- А в конце урока мы попробуем стать оркестром народных инструментов. Возьмем в руки инструменты (ложки, свистульки, трещотки и т.п.) и разыграем песню.
Инсценировка шуточной песни «Был бы только музыкант»
Итог.
- Наш сказочный урок подошёл к своему завершению. Сказка сегодня была весь урок с нами. Она рассказывала нам об оркестре русских народных музыкальных инструментов, учила понимать их особое звучание. С помощью сказки вы научились слушать и понимать музыку, быть внимательнее и добрее по отношению друг к другу, и мне кажется, что мы должны сказать сказке сегодня «спасибо» за то, что она нас многому научила.
Слайд 14
- Наш урок окончен. До новых встреч.