Вводный урок химии «Первоначальные химические понятия» (8 класс)
Разработка урока в соответствии с ФГОС
по теме «Предмет химии. Вещества и их физические свойства»
8-й класс.
УМК "Химия. 8 класс. Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г."
Цель урока:
Создать условия для формирования у учащихся понятий «химия», «тело», «вещество», «свойства веществ»; научить различать вещества на основе их физических свойств, описывать известные вещества; закрепить умения сравнивать, обобщать, делать выводы.
Планируемый результат.
Предметные умения
1. Устанавливать метапредметные связи; формулировать определения понятий «вещество», «свойства веществ» и химии как науки
2.Выявлять отличительные признаки физического тела и вещества.
3.Приводить примеры физических тел и веществ.
4.Описывать физические свойства, а так же сходные и отличительные свойства разных веществ.
УУД
Личностные:
1.Принятие социальной роли обучающегося.
2.Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения
3.Умение управлять своей познавательной деятельностью.
4.Развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в разных учебных ситуациях.
Регулятивные:
1.Умение планировать и регулировать свою деятельность.
2.Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
3.Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами
4.Владение основами самоконтроля и самооценки, принятие решений осуществление основного выбора в учебной и познавательной деятельности.
Познавательные:
1. Осуществлять поиск информации с использованием различных ресурсов.
2.Умение работать с текстом, выделять в нем главное.
2. Устанавливать причинно- следственные связи.
3.Давать определения понятиям.
Коммуникативные:
1.Готовность получать необходимую информацию, отстаивать свою точку зрения в диалоге и в выступлении, выдвигать гипотезу и доказательства.
2.Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с партнёрами
3.Умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы, аргументировать свою позицию
4.Умение слушать учителя и отвечать на вопросы.
Тип урока: урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний.
Форма урока: беседа, самостоятельная работа в парах, лабораторная работа.
Методы обучения: частично-поисковый, исследовательский, проблемный.
Материальное обеспечение урока: компьютер, проектор, экран, презентация по теме урока.
На демонстрационном столе: химические стаканы, колбы, фенолфталеин, карбонат натрия, соляная кислота, хлорид бария, сульфат натрия,
в химических стаканах - вода, соль, сахар.
Для проведения лабораторной работы:
1 вариант. В маленьких стаканчиках: вода, раствор нашатырного спирта, раствор уксусной кислоты.
2вариант. В маленьких стаканчиках твердые вещества белого цвета: поваренная соль, сахар, крахмал, вата.
3вариант. В маленьких стаканчиках твердые разноцветные вещества: речной песок, древесные опилки, медный купорос.
Ход урока:
Мотивация: Актуализация знаний.
Учитель. Ещё первобытные люди начали накапливать знания о том, что их окружает. По мере развития человечества этих знаний становилось всё больше и больше. Люди стремились как можно глубже познать окружающий мир. Постепенно возникли и стали развиваться различные науки. Одни из них исследуют природу, другие — жизнь людей, их духовный мир, историю, культуру, экономику. Природу в старину называли «естество». Поэтому науки о природе получили общее название естественные науки.
Какие науки о природе вы знаете?
Почему природу изучают различные науки?
Демонстрация презентации в программе PowerPoint
Слайд № 2 презентации.
Помогите юному исследователю найти ошибки в таблице соответствий. Работа в парах.
Приложение 1.
Наука |
Что изучает? |
Химия |
Наука об общих свойствах тел и их проявлениях |
Физика |
Наука о поверхности Земли |
Биология |
Наука о взаимосвязях между живыми организмами и средой обитания |
Экология |
Наука о составе, строении, истории развития земной коры и Земли |
Астрономия |
Наука о веществах и их превращениях |
Геология |
Наука о живых организмах |
География |
Наука о небесных телах |
1 ученик выполняет задание ресурса http://learningapps.org/display?v=px60hreat17
Обсуждение выполненного задания.
Слайд № 3 презентации.
Учитель. Все вы в детстве читали немало сказок про добрых фей и могущественных волшебников, но в жизни нет ни тех, ни других. А вот чудеса - они и в самом деле бывают, хотя совершают их вовсе не джинны, а люди, вооруженные знаниями. Наука - вот истинная волшебница.
Чтобы убедить вас в том, что химия нескучная, а очень интересная и увлекательная наука, посмотрим несколько занимательных опытов. Ответы на них вы получите при дальнейшем изучении химии, и убедитесь, что каждый раз происходит химическое превращение веществ.
Опыт № l
Превращение воды в малиновый сок и малинового сока в воду
Оборудование: два стакана и колба
В колбе содовый раствор, на дне первого стакана 10-15 капель фенолфталеина, а на дне второго немного соляной кислоты. Когда содовый раствор из колбы прилили в первый стакан - он превращается в малиновый сок, а переливая сок во второй стакан - сока как небывало.
Опыт № 2
Превращение воды в молоко
Оборудование: два химических стакана
В одном стакане - раствор хлорида бария, а в другом – раствор сульфата натрия. При добавлении содержимого одного стакана в другой, получается молоко.
Изучение нового материала и первичный контроль:
Что же изучает наука химия? Химия изучает:
· Вещества.
· Свойства веществ.
· Превращения веществ.
Химия – это наука о веществах, их свойствах, превращениях и явлениях, сопровождающих эти превращения.
Вещество – это то, из чего состоит тело.
Тело – это часть вещества, ограниченная в пространстве (запись в тетради)
Слайд № 4 презентации.
Задание 1:
Из приведенного перечня определить вещество или тело:
Телефон, железо, ваза, вода, соль , шурупы, нефть, золото, пружина, чашка, снег, кольцо.
1 ученик выполняет задание ресурса http://LearningApps.org/display?v=pt2d8zvv517
Обсуждение выполненного задания.
Задание 2:
Слайд №5 презентации
Указать вещества, из которых сделаны тела: вилка, линейка, пробирка, авторучка. Обсуждение выполненного задания.
Задание3:
Слайд № 6 презентации.
О каких веществах можно сказать:
а) при обычных условиях – бесцветная жидкость без вкуса, запаха, tкип. = 100°С, затвердевает при 0°С. Почему?
б) твердое вещество красноватого цвета, хорошо проводит электрический ток, обладает высокой пластичностью, позволяет изготавливать тонкую проволоку.
Обсуждение выполненного задания.
Итак, мы говорим с вами о свойствах веществ
Вещества и их свойства
Все науки имеют свой объект изучения. Так, русский язык изучает звуки речи, слова, словосочетания, предложения, тексты. Объект изучения химии – вещества.
Учащиеся подбирают однокоренные слова к данному термину:
вещество – вещь, вещественный.
Слайд № 7 презентации
Учитель дает определение слов из словаря русского языка С.И. Ожегова: «Вещь – всякое материальное явление, отдельный предмет изучения вещества», а «вещество – качественная сущность материи, то из чего состоит физическое тело».
Задача на данном этапе урока – описать свойства вещества. Каждому варианту предлагается выбрать один правильный ответ, относящийся к наиболее полному описанию физических свойств вещества:
I вариант – вода;
II вариант - соль;
III вариант – сахар
Возможные варианты ответов
Слайд № 8 презентации
I вариант
1) вкусная, утоляет жажду, применяется в быту;
2) прозрачная, проводит электрический ток и тепло;
3) бесцветная, безвкусная, без запаха, существует одновременно в трех состояниях;
4) кипит при 1000С, а при 00С превращается в лед.
II вариант
1) бывает каменная и йодированная;
2) применяется в быту (добавка в пищу, чистят посуду),
3) растворяется в воде,
4) твердая, белая, соленая, без запаха
III вариант
1) бывает белый, желтый и коричневый;
2) твердый, белый, сладкий, без запаха;
3) применяется в кондитерской промышленности;
4) растворяется в воде, при нагревании плавится.
(Правильные варианты ответов на слайде).
Свойства− это признаки, по которым одни вещества отличаются от других или сходны между собой.
Свойства бывают физические и химические.
Физические свойства это свойства, которые можно описать с помощью органов чувств или приборов.
К физическим свойствам вещества относятся: агрегатное состояние, цвет, плотность, блеск, запах, растворимость, температура плавления и кипения, электропроводность.
Слайд № 9 презентации
Одна из задач химии – изучение физических и химических свойств веществ.
Определите, какие еще задачи выполняет химия?
Физкультминутка.
Учитель перечисляет названия веществ и физических тел. Если названо вещество, то учащиеся поднимают руки вверх, а если физическое тело – руки лежат на парте.
А знаете ли вы вещества? Можете ли их отличить друг от друга?
Давайте проверим…
Слайд № 10 презентации
Игра “Угадайте вещество”.
Для проведения лабораторной работы:
1 вариант. В трёх маленьких стаканчиках: вода, раствор нашатырного спирта, раствор уксусной кислоты, колба с водой, стеклянная палочка.
2вариант. В трёх маленьких стаканчиках твердые вещества белого цвета: поваренная соль, крахмал, вата, колба с водой, стеклянная палочка.
3вариант. В трёх маленьких стаканчиках твердые разноцветные вещества: речной песок, древесные опилки, медный купорос, колба с водой, стеклянная палочка.
На демонстрационном столе учителя и на партах учеников стоят лотки c веществами –
в одном только бесцветные прозрачные жидкости,
в другом только белые твердые вещества,
в третьем – разноцветные твердые вещества.
Вам нужно определить предложенные вещества, обязательно поясняя свои действия.
Учитель предупреждает учащихся о соблюдении правил техники безопасности при выполнении эксперимента. (Приложение 2)
Лабораторная работа №1
Тема «Изучение физических свойств веществ».
Цель: определить физические свойства веществ доступные для наблюдения без применения приборов.
Оборудование: химические стаканы с веществами.
Ход выполнения работы
1.Рассмотрите выданные вам образцы различных веществ. Визуально определите основные физические свойства веществ, данные внесите в таблицу. Исследуйте растворимость твердых веществ. Результаты проведенного исследования внесите в таблицу.
С техникой безопасности знаком (а) ___________________________
ФИ 1 вариант
|
Вода |
Раствор нашатырного спирта |
Раствор уксусной кислоты |
Агрегатное состояние |
|
|
|
Цвет |
|
|
|
Запах |
|
|
|
Плотность |
1,0 г/см³ |
0,91 г/см³ |
1,0492 г/см³ |
Растворимость в воде |
- |
|
|
ФИ 2 вариант
|
Поваренная соль |
Крахмал |
Вата |
Агрегатное состояние |
|
|
|
Цвет |
|
|
|
Запах |
|
|
|
Плотность |
2,165 г/см³ |
1,5 г/см³ |
0,21 г/см³ |
Растворимость в воде |
|
|
|
ФИ 3 вариант
|
Речной песок |
Древесные опилки |
Медный купорос |
Агрегатное состояние |
|
|
|
Цвет |
|
|
|
Запах |
|
|
|
Плотность |
2,64 г/см³ |
0,4 г/см³ |
3,6 г/см³ |
Растворимость в воде |
|
|
|
На основании, какого свойства вы догадались о названии вещества.
Обсуждение выполненной лабораторной работы, запись результатов в таблицу.
Учитель. Сегодня состоялось ваше первое знакомство с химией. Среди страстных пропагандистов естественных наук, особенно химии, важное место принадлежит русскому писателю Алексею Максимовичу Горькому.
Слайды № 11,12 презентации.
Химия для него была одной из самых важных и увлекательных наук. Устами одного из персонажей своей пьесы «Дети солнца», профессора Протасова, писатель страстно пропагандировал химию, веря в могущество химического синтеза (на экране монитора появляется текст).
«Прежде всего и внимательней всего изучайте химию! Это изумительная наука, знайте!.. Ее зоркий, смелый взгляд проникает в огненную массу солнца, и во тьму земной коры, и в невидимые частицы вашего сердца, и в тайны строения камня и в безмолвную жизнь дерева. Она смотрит всюду и, везде открывая гармонию, упорно ищет начало жизни… И она найдет его, она найдет. Изучив тайны строения материи, она создает в стеклянной колбе живое вещество…»
Контроль усвоения:
Тест-самоконтроль с самопроверкой – ответы заранее заготовлены.
Об усвоении судим по числу правильных ответов.
Приложение 3.
1. Любой предмет, нас окружающий – это:
а) физическое тело;
б) вещество
2. Стеклянная ваза, стеклянный стакан, стеклянная колба – это:
а) тела;
б) вещества.
3. Вещество – это:
а) то, из чего состоит физическое тело;
б) любой предмет нас окружающий.
4. В каком из предложений, приведенном ниже, речь идет о стекле как о физическом теле?
а) он разбил вазу;
б) ваза сделана из стекла.
5. Свойства вещества – это:
а) признаки, по которым вещества сходны или отличаются друг от друга;
б) цвет вещества.
Самооценка. Оценивание.
Домашнее задание §1, прочитать, ответить на вопросы 1-5,тесты.
Приложение 1
Наука |
Что изучает? |
Химия |
Наука об общих свойствах тел и их проявлениях |
Физика |
Наука о поверхности Земли |
Биология |
Наука о взаимосвязях между живыми организмами и средой обитания |
Экология |
Наука о составе, строении, истории развития земной коры и Земли |
Астрономия |
Наука о веществах и их превращениях |
Геология |
Наука о живых организмах |
География |
Наука о небесных телах |
Приложение 2
Лабораторная работа №1
Тема «Изучение физических свойств веществ».
Цель: определить физические свойства веществ доступные для наблюдения без применения приборов.
Оборудование: химические стаканы с веществами.
Ход выполнения работы
1.Рассмотрите выданные вам образцы различных веществ. Визуально определите основные физические свойства веществ, данные внесите в таблицу. Исследуйте растворимость твердых веществ. Результаты проведенного исследования внесите в таблицу.
С техникой безопасности знаком (а) ___________________________
ФИ класс 1 вариант
|
Вода |
Раствор нашатырного спирта |
Раствор уксусной кислоты |
Агрегатное состояние |
|
|
|
Цвет |
|
|
|
Запах |
|
|
|
Плотность |
|
|
|
Растворимость в воде |
|
|
|
Лабораторная работа №1
Тема «Изучение физических свойств веществ».
Цель: определить физические свойства веществ доступные для наблюдения без применения приборов.
Оборудование: химические стаканы с веществами.
Ход выполнения работы
1.Рассмотрите выданные вам образцы различных веществ. Визуально определите основные физические свойства веществ, данные внесите в таблицу. Исследуйте растворимость твердых веществ. Результаты проведенного исследования внесите в таблицу.
С техникой безопасности знаком (а) ___________________________
ФИ класс 2 вариант
|
Поваренная соль |
Крахмал |
Вата |
Агрегатное состояние |
|
|
|
Цвет |
|
|
|
Запах |
|
|
|
Плотность |
|
|
|
Растворимость в воде |
|
|
|
Лабораторная работа №1
Тема «Изучение физических свойств веществ».
Цель: определить физические свойства веществ доступные для наблюдения без применения приборов.
Оборудование: химические стаканы с веществами.
Ход выполнения работы
1.Рассмотрите выданные вам образцы различных веществ. Визуально определите основные физические свойства веществ, данные внесите в таблицу. Исследуйте растворимость твердых веществ. Результаты проведенного исследования внесите в таблицу.
С техникой безопасности знаком (а) ___________________________
ФИ класс 3 вариант
|
Речной песок |
Древесные опилки |
Медный купорос |
Агрегатное состояние |
|
|
|
Цвет |
|
|
|
Запах |
|
|
|
Плотность |
|
|
|
Растворимость в воде |
|
|
|
Приложение 3
Тест-самоконтроль.
1. Любой предмет, нас окружающий – это:
а) физическое тело;
б) вещество
2. Стеклянная ваза, стеклянный стакан, стеклянная колба – это:
а) тела;
б) вещества.
3. Вещество – это:
а) то, из чего состоит физическое тело;
б) любой предмет нас окружающий.
4. В каком из предложений, приведенном ниже, речь идет о стекле как о физическом теле?
а) он разбил вазу;
б) ваза сделана из стекла.
5. Свойства вещества – это:
а) признаки, по которым вещества сходны или отличаются друг от друга;
б) цвет вещества.