12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовала
Пономарева Надежда Михайловна3563
Учитель начальных классов в школе - интернате. Школа для обучающихся с умственной отсталостью.
Россия, Пермский край, с. Сергино

УТВЕРЖДАЮ

Зам. директора по УР: __________Скрипник Л. В.

«__» ________2015 г.

План проведения предметной недели

по ИЗО и музыке

02. 03. – 06.03.

Тема: Народное творчество.

Дата

Мероприятие

Класс

Ответственные

Понедельник – 02.03.

«Русская матрешка»

- Нарисовать матрешку.

- Выучить частушки про матрешек.

1-5 класс

Пономарёва Н.М., воспитатели.

Вторник –

03.03.

«Народные музыкальные инструменты»

- Отгадать музыкальные инструменты.

- Нарисовать и раскрасить музыкальный инструмент росписью «Хохлома»

1-5 класс

Классные руководители воспитатели.

Среда –

04.03.

«Гжель»

- Ответить на вопросы викторины по музыке.

- Раскрасить доску росписью «Гжель».

1-5 класс

Классные руководители воспитатели.

Четверг –

05.03.

«Русская народная песня»

- Нарисовать иллюстрацию к русской народной песне, раскрасить росписью «Городец»

- Урок «Декоративно- прикладное искусство и народная песня»

1-4 класс

5 класс

Пономарёва Н.М.

Пятница –

06.03.

Внеклассное мероприятие «Веселое ассорти»

1-4 класс

Пономарёва Н.М., учителя начальных классов.

Март, 2015

Русские матрешки

О чем идёт речь в стихотворении?

Кукла первая толста,

А внутри она пуста.

Разнимается она

На две половинки.

В ней живёт ещё одна

Кукла в серединке.

Эту куклу открой –

Будет третья во второй.

Половинку отвинти,

Плотную, притёртую,

И сумеешь ты найти

Куколку четвертую.

Вынь её и посмотри,

Кто в ней прячется внутри.

Прячется в ней пятая

Куколка пузатая,

А внутри пустая,

В ней живёт шестая.

А в шестой – седьмая,

А в седьмой – восьмая.

Эта кукла меньше всех,

Чуть побольше, чем орех.

Как же появилась первая русская матрешка?

Более ста лет назад в подмосковное село Абрамово попала японская деревянная игрушка- японец, а в ней – мал мала меньше вся его семья. Вот тогда мастер из Загорска Василий Звёздочкин выточил похожую игрушку – русскую матрёшку. Матрёшку расписал Сергей Малютин. Яблоками лёг на щёки румянец. Голову покрыл яркий цветастый платок, а из-под него свисала русская коса.

Название игрушка получила от имени Мартёна.

Матрёшки бывают разные:

Загорская – в сарафане, кофта с вышивкой, яркий платок и передник. Одежду украшает орнамент кругляшки- горошки.

Семеновская – большой букет цветов украшает всю фигуру игрушки, край платка – цепь небольших бутонов.

Полхов – Майданская – фигура закрыта листьями, буйно цветущими ветками цветов, ягодами.

Воронежская – схожа с яйцом.

Нарисуйте матрешку, выучите частушки.

 


 

Дуйте в дудки, бейте в ложки
В гости к нам пришли матрешки
Ложки деревянные
Матрешечки румяные.

Очень любим мы, матрешки,
Разноцветные одежки.
Сами ткем и прядем,
Сами в гости к вам идем.

Весь народ глядит в окошки,
Танцевать пошли матрешки.
Восемь - водят хоровод,
А девятая - поет.

Вы, матрёшки, вы, подружки,
Раз, два, три, четыре, пять...
Все вы разные по росту,
Я устала вас считать...

Ох, матрёшки, ох,  подружки,
Мне вас всех не сосчитать...
А  поставила вас рядом, 
Оказалось - двадцать пять...

Наша русская матрёшка 
Не стареет сотню лет! 
В красоте, в таланте русском 
Весь находится секрет! 


 


 


 


 


 


 

Народные музыкальные инструменты

Из букв составьте названия народных музыкальных инструментов.

НАЯБ -

ИЛСГУ -

АБЛАЛААЙК -

ОЖРОК –


2. Здесь спрятаны шесть музыкальных инструментов. Ты их найдешь, если будешь читать по горизонтали. 

Л

О

Ж

С

В

И

Р

Е

Л

Ь

Г

У

С

Л

И

О

Л

Т

К

А

П

Р

О

П

А

Д

О

М

Р

А

С

Б

А

Л

А

Л

А

Й

К

А

А

М

Н

Б

У

Б

Е

Н

Т

В

Д

Л

О

Ж

К

И

Л

П

К

В


3. Подпишите названия музыкальных инструментов.

4. Нарисуйте народный музыкальный инструмент и раскрасьте его росписью «Хохлома». Не забывайте, что в хохломской росписи используются только красный, зеленый, черный и золотистый (желтый) цвета.


 


 


 


 


 

«Гжель»

Ответь на вопросы викторины.

Ансамбль из трёх исполнителей. __________________

Руководитель оркестра.______________________

Ансамбль из четырёх исполнителей. _____________________

Произведение, состоящее из музыки и слов. ________________

Артист, исполняющий самостоятельную партию. ____________

Союз двух исполнителей. ___________________

Часть песни с повторяющимся текстом. ____________________

Песенка на ночь.________________________

Чтобы пьесы исполнять

Ноты нужно твёрдо знать.

Напиши ноты: ___ ___ ___ ___ ____ ____ ____

Какой ноты не существует?

ДО - МИ - НО

Вот животные запели

Очень громко зашумели

Ручку ты скорей бери

И порядок наведи


 

КОРОВА ХРЮ-ХРЮ

ЛОШАДЬ МЯУ – МЯУ

КОШКА МУ-У-У

ОВЦА МЕ-Е-Е

СОБАКА ИГО-ГО

КОЗА БЕ-Е-Е

СВИНЬЯ ГАВ-ГАВ

Человек, который сочиняет музыку, называется _____________

Человек, который играет на баяне _____________________

Распредели, что относится к песне, а что к танцу

«КАДРИЛЬ»

«ВО ПОЛЕ БЕРЁЗА СТОЯЛА»

ТАНЕЦ «ЧАСТУШКА" ПЕСНЯ

«БАРЫНЯ»

«КАК НА ТОНЕНЬКИЙ ЛЕДОК»

«АХ, ВЫ СЕНИ, МОИ СЕНИ»

«ХОРОВОД»

 Раскрасить доску роспись «Гжель».


«Русская народная песня»

Нарисовать иллюстрацию к русской народной песне, раскрасить росписью «Городец»


Урок «Декоративно- прикладное искусство и народная песня»

Цели и задачи:

-повторить с учащимися некоторые виды декоративно- прикладного искусства (гжель, хохлома, городец);

-научить различать декоративные росписи по их признакам, элементам, цвету;

- распознавание народной песни по мелодии;

- умение различать народные музыкальные инструменты;

- развитие мелкой моторики, внимания, мышления, памяти, воображения;

- прививать любовь к народному искусству.

Оборудование: картинки – задания, краски, кисточки, баночки с водой, предметные фигурки с рисунками, разноцветные квадратики, изделия декоративно-прикладного искусства, музыкальное сопровождение.

Ход занятия:

- Сегодня у нас с вами урок «Декоративной росписи».

- Кто скажет, что значит декоративная?

Декоративная – декорация – оформление – узор, рисунок.

- Наше декоративное искусство славится своими традициями. По разнообразию материалов, цветовой окраске и фольклорных узоров, оно поистине уникально. Декоративная роспись используется для оформления посуды, одежды, игрушек, пряников, резных окон и ворот, платков, ювелирных изделий. На Руси издавна существовали центры (города) народных промыслов. С некоторыми из них мы сегодня познакомимся и даже будем народными мастерами – художниками.

Чтобы повторить первый вид декоративно – прикладного искусства, вы должны угадать название его центра. Для этого расставьте буквы под зашифрованными знаками и прочитайте название.

А

Х

О

Л

М

=

+

-

=

=

+

-

Х

О

Х

Л

О

М

А

Хохлома или хохломская роспись – название произошло от села Хохлома в Нижегородской области. Для неё характерны красные, черные и золотистые (желтые) цвета. (квадратики этих цветов вывешиваются на доску)

Узоры этой росписи: растительные – цветы, ягоды, завитки (выставляются изделия, расписанные хохломской росписью, рисунки, картинки).

Задание: раскрасьте «кружку» хохломской росписью. Дети выполняют творческую работу.

- Отгадайте загадки.

* В руки ты её возьмешь,

То растянешь, то сожмешь!

Звонкая, нарядная,

Русская двухрядная.

Заиграет, только тронь,

Как зовут её? (гармонь)

Ой, звенит она, звенит,

Всех игрою веселит!

А всего-то три струны

Ей для музыки нужны.

Кто такая? Отгадай-ка.

Это наша ……. (балалайка)

У него рубашка в складку,

Любит он плясать вприсядку,

Он и пляшет и поёт –

Если в руки попадёт.

Сорок пуговиц на нем

С перламутровым огнём.

Весельчак, а не буян

Голосистый мой…….. (баян)

- О чем эти загадки? (народные музыкальные инструменты)

Задание: прослушайте звучание музыкальных инструментов, отгадайте какой инструмент играет. (баян, балалайка, гармонь, гусли, ложки)

- Чтобы повторить другой вид декоративной росписи, вам надо угадать название села, где живут умельцы этой росписи. Для этого вам нужно прочитать слово по первым звукам в названии предметов.

ГЖЕЛЬ

Гжель или гжельская роспись – для неё характерен синий цвет (квадрат синего цвета вывешивается на доску). Гжель – это дивные, диковинные синие цветы, травы, листья на белой керамике. Используется цвет от голубоватого до темно-синего цвета с переливами. (выставляются изделии)

Задание: раскрасить «тарелку» гжельской росписью.

- Угадайте песню по строчке, спойте по одному куплету.

* «Покатилась голова за новые ворота».

* «Во поле кудрявая стояла».

* «Новые, кленовые, решетчатые».

* «Выпал беленький снежок».

* «Они, они куют».

- Название третьего вида, который мы повторим, вы также определите сами. Для этого расставьте числа по порядку, переверните буквами вверх и прочитайте слово.

2

5

1

6

3

7

4

О

Д

Г

Е

Р

Ц

О

Городец или городецкая роспись – возникла в городе Городец Нижегородской губернии.

Выполняется красными, розовыми, синими, голубыми, зелеными и черными красками на ярко-желтом фоне, со свободными мазками белой и черной краской (вывешиваются квадратики определенных цветов). Для городца характерны рисунки – цветы, животные, разнообразные жанровые сценки (выставляются изделия с городецкой росписью, рисунки).

Задание : раскрасить «Птицу» городецкой росписью.

- Угадай мелодию народного танца.

* «Хоровод»

* «Цыганочка»

* «Кадриль»

* «Барыня»

* «Частушки» - каждый поет по одной выученной частушке.

Итог урока. Выставка нарисованных предметов. Награждение.

 

Внеклассное мероприятие

«Весёлое ассорти»

Цели и задачи: - активизировать знания по музыке и ИЗО;

- умение различать народные музыкальные инструменты;

- развитие мелкой моторики, внимания, мышления, памяти, воображения;

- прививать любовь к народному искусству.

Оборудование: кисточки, краски, баночки с водой, картинки- шаблоны птицы, картинки- с музыкальными инструментами, образцы различных росписей.

Ход занятия:

- Мы сегодня собрались

Подвести итоги.

Ты сегодня веселись,

Не жалей ты ноги.

И ладошек не жалей,

Ты в ладоши громко бей.

Песни пойте от души,

Будьте все вы молодцы!

Игра – кричалка «Вот так».

Я буду задавать вопросы, а вы должны , подняв вверх большой палец, отвечать «Вот так!»

- Как живёшь?

- А плывёшь?

- Вдаль глядишь?

- Как бежишь?

- Утром спишь?

- А шалишь?

- На урок спешишь?

- На часы глядишь?

- А поёшь?

- Сейчас мы проверим как вы умеете петь частушки. Каждому классу давались по две частушки про матрешки. Просим артистов на сцену. (дети поют частушки)

«Угадай народный музыкальный инструмент»

Детям показываются музыкальные инструменты, они должны назвать его.

Выступление 2 класса с песней – танцем «Во поле берёза стояла».

«Угадай роспись или матрешку»

- Узоры этой росписи: растительные – цветы, ягоды, завитки .Для неё характерны красные, черные и золотистые (желтые) цвета. (Хохлома)

- Это дивные, диковинные синие цветы, травы, листья на белой керамике.

Для неё характерен синий цвет. (Гжель)

- В сарафане, кофта с вышивкой, яркий платок и передник. Одежду украшает орнамент кругляшки- горошки. (Загорская )

- Эта матрешка схожа с яйцом. (Воронежская)

- Большой букет цветов украшает всю фигуру игрушки, край платка – цепь небольших бутонов. (Семеновская)

 

Выступление 3 класса с инсценировкой песни «Как на тоненький ледок»

«Городец» - рисование птицы.

Выполняется красными, розовыми, синими, голубыми, зелеными и черными красками на ярко-желтом фоне, со свободными мазками белой и черной краской. Для городца характерны рисунки – цветы, животные, разнообразные жанровые сценки (выставляются изделия с городецкой росписью, рисунки).

Выполняется по плану:

А) Раскрасить синей краской.

Б) Выполнение узора белой краской по образцу учителя.

8. Выступление 4 класса с инсценировкой песни «А я по лугу».

9. Подведение итогов. Награждение.

Опубликовано


Комментарии (2)

Ватолина Светлана Анатольевна, 30.06.18 в 08:04 0 Ответить Пожаловаться
Отличная разработка! Спасибо!
Наталья, 20.01.19 в 11:41 0 Ответить Пожаловаться
Спасибо за разработку!!!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.