Представление опыта работы по использованию СПС «КП» в учебно-воспитательном процессе
Свое выступление я хочу начать притчей.
«Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая – я ее умерщвлю, скажет мертвая - выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках».
В современном обществе цель образования – построение образа себя самого: главное – личностный рост, развитие сознания и самосознания человека. Это в наших руках.
Стратегия модернизации содержание образования – переход на компетентностно ориентированное обучение. Современный ученик многое должен уметь, чтобы достичь в жизни успеха. Это так же в наших руках.
В наших руках возможность формировать компетентную личность.
Компетентность – это способность личности к выполнению какой-либо деятельности на основе жизненного опыта, приобретенных знаний, умений, навыков.
Какие ассоциации возникают у нас, когда слышим слово «компетентность»?
К – креативность ()
О – организованность (подготовленность для чего - либо)
М – модернизация (усовершенствование)
П – планирование (располагать в соответствии с планом)
Е – единство (общность, полное сходство)
Т – толерантность ()
Е – единомышленники (те, кто находится в полном единомыслии с кем-либо, чем-либо)
Н – новизна (нечто новое в чем-либо)
Т – творчество (создание нового)
Н - научность (основанное на принципах науки)
О – осведомленность (обладать какими-либо знаниями, сведениями)
С – сотрудничество (принимать участие в общем деле)
Т – терпимость (терпимое отношение к кому-либо)
Ь
Так, какая же она компетентная личность?
Любознательная, интересующаяся, активно познающая мир;
Умеющая учиться, способная к организации собственной деятельности;
Уважающая и принимающая ценности семьи и общества, историю и культуру каждого народа;
Доброжелательная, умеющая слушать и слышать партнера, уважающая свое и чужое мнение;
Готовая самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки.
В настоящее время гражданское образование учащихся становится самостоятельным и важным звеном российского образования.
Главной целью гражданского образования является воспитание ответственных граждан, активно участвующих в общественной жизни своей страны.
Гражданское образование направлено на формирование гражданской компетентности личности. Задачи гражданского образования выдвигаются самой жизнью и признаются актуальными и государством, и обществом. Идеи образования и воспитания граждан, уважающих закон, активных и ответственных, способных эффективно применять свои знания и умения на практике, являются в данном аспекте ключевыми.
Формировать гражданскую компетентность личности мне помогает СПС «КП».
Со СПС «КП» я познакомилась в 2007 г. во время прохождения курсов повышения квалификации. Открыв СПС «КП» я крикнула «Ура!» - ведь это своего рода электронная хрестоматия к школьным курсам истории, обществознания, права с использованием современных технологий.
Стандарты второго поколения делают акцент на деятельностный подход в образовании. Поэтому в своей работе я применяю активные методы обучения. Они заключаются в целенаправленном активном восприятии учащимися изучаемых явлений, их осмыслении, переработке и применении. Этот принцип подразумевает такое качество учебной деятельности, которое характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью в усвоении знаний и умений, результативностью и соответствию социальных норм.
Важнейшая задача педагога – применение таких приемов педагогической техники, которые позволили бы проводить некоторые мыслительные операции с единицами знаний, трансформировать их. Давайте задумаемся над значением слова учащийся – «учащий сам себя». Задача современного педагога не в том, чтобы дать ученикам как можно больше знаний, а чтобы научить учиться, приобретать знания, умения и опыт. В этом мне помогает СПС «КП».
В своей работе я применяю многие современные технологии.
Работая в образовательной технологии «Дебаты», учитель формирует компетентного ученика, готовя его к жизни в современном мире. Дебаты по таким темам, как «Молодежь должна участвовать в выборах», «Жить – Родине служить», «Комендантский час – это профилактика правонарушений подростков», «СМИ должны быть под жестким контролем государства», немыслимы без использования «КП» в качестве аргументов.
«КП» предоставляет огромные возможности для проблемного обучения. Аналитическое сопоставление источников на уроках истории, обществознания и права позволяет развивать не только логическое мышление, но и мгновенно производить проверку гипотез, выдвинутых самими учениками.
Проблемный метод – этот метод, основанный на создании проблемной ситуации, активной деятельности учащихся, состоящей в поиске решения вопроса.
Например. Предмет: обществознание – 9 кл., тема «Конституция РФ». Данная тема мною изучается на двух уроках. Второй урок посвящен изучению прав человека. Учащимся предлагаю просмотреть видеофрагменты из мультфильмов и с помощью «КП» определяют, какие права человека нарушены в данном фрагменте.
Важнейшим проявлением развития познавательных навыков учащихся является их проектная деятельность. Метод проектов – это способы организации самостоятельной деятельности учащихся по достижению определенного результата.
Например. Элективный курс «Права и обязанности ребенка» 7 кл. после изучения темы «Декларация прав ребенка» учащиеся сделали видеофильм. На уроке всеобщей истории в 9 кл. по изучению темы «Антигитлеровская коалиция», учащиеся работая по группам со СПС «КП» делали мини-проекты.
СПС «КП» не заменимый помощник при работе с документом. У учащихся активизируется интерес к теме, если они учатся читать документ, оценивают его значение.
Например. Обществознание 9 кл. тема «Семейное право». Учащиеся не просто знакомятся с нормами Семейного кодекса РФ с помощью СПС «КП», а анализируют их с Кодексом обычного права народности Камерун (1969 г.) и заполняют таблицу.
Кодекс обычного права |
Семейный кодекс РФ |
Ст. 3 Не существует установленного возраста вступления в брак |
|
Ст. 14 Муж имеет право вступать в несколько браков, женщина такого права не имеет |
|
Ст. 15 До вступления в брак женщина находится под опекой своих родителей |
|
Ст. 22 Браку предшествуют переговоры. Юноша выбирает невесту и сообщает своим родителям. Отец юноши несет отцу девушки пальмовое вино, делает подарок |
|
Ст. 138 Муж имеет право наказывать жену за дурное поведение |
|
Ст. 143 Имущество, нажитое женщиной в период замужества, принадлежит мужчине, а жена на него права не имеет |
Мною разработано 37 уроков по истории России, всеобщей истории и обществознанию в 7- 9 кл. с использованием СПС «КП». На работе со СПС «КП» построены элективные курсы «Права и обязанности ребенка» для 7 кл., «Изучаем Конституцию РФ» для 8 кл., «Правоведение» для 9 кл.
Использование системы дает возможность делать занятия потрясающе интересными и познавательными. У учащихся не пропадает мотивация. Так ежегодно учащиеся 7-9-х кл. принимают участие в муниципальном этапе олимпиады по обществознанию и 9-х кл. правоведению. В этом учебном году учащиеся 8-9 кл. впервые приняли участие в республиканском конкурсе по избирательному праву с использованием СПС «КП». Выпускники лицея поступают на юридические, экономические, документоведческие факультеты ВУЗов Республики Коми и РФ. Ежегодно в нашем лицее проходят выборы в совет старшеклассников. Данные выборы проходят с соблюдением всех этапов избирательной компании. Поэтому перед началом избирательной компании все старшеклассники проходят лекторий по избирательному праву с использованием СПС «КП». Несмотря на то, что я не являюсь классным руководителем, тем не менее, принимаю активное участие в подготовке тематических внеклассных мероприятий. Мною разработан цикл классных часов по гражданскому и правовому воспитанию с использованием СПС «КП». Например: «Насилие и закон», «Права детей – забота государства», «Я имею право…», «Государственные символы России», «Закон и порядок». «Не давай уму лениться» - это девиз под которым я работаю. А для этого надо постоянно самосовершенствоваться. Так мною пройдено 7 курсов повышения квалификации (свидетельства о прохождении), принимаю участие в российских, республиканских, муниципальных профессиональных конкурсах (свидетельства, сертификаты), обобщаю свой педагогический опыт в форме мастер-классов, семинаров на республиканском и муниципальном уровне. Я учитель с более 20-летним стажем работы. Последние три года в моей педагогической деятельности использую СПС «КП». СПС «КП» работает для людей. Мои ученики оценили уровень компетентности ее создателей и сотрудников. Поэтому когда на уроках мы обращаемся к «КП», никому ничего объяснять не надо и доказывать необходимость подобного знания тоже. Уважение к закону воспитывается через уважение к людям, которые создали такой качественный и необходимый продукт. Закончить свое выступление я так же хочу притчей. «Один мудрец искал способного и талантливого ученика, который обладал бы достаточными навыками и умениями, чтобы передать ему свои знания, когда умрёт. Он решил собрать всех учеников. И вот собралось множество учеников. Мудрец сказал им: — У меня возникла проблема, и я хочу знать, кто из вас сможет её решить. Видите — в стене позади меня находится самая большая, тяжёлая и массивная дверь в городе. Кто из вас сможет открыть её без посторонней помощи? Некоторые из учеников просто опустили голову: проблема казалась неразрешимой. Другие исследовали дверь более тщательно, обсудили возможность использования рычага и особенности материала и пришли к выводу, что решить эту задачу невозможно. Все сказали, что сделать то, что просил мудрец, невозможно. Только один ученик подошёл к двери и подверг её тщательному исследованию. Он простучал её поверхность, пытаясь оценить её толщину и плотность материала, отметил, из чего сделана дверь и насколько надёжно смазаны петли. Он тщательно проверил её, используя свои глаза и руки. Он стучал по ней, нажимал, давил на определённые участки. Все предполагали, что дверь была закрыта или её заклинило. А на самом деле она была лишь слегка прикрыта. Ученик глубоко вздохнул, сосредоточился и мягко толкнул дверь. Дверь с лёгкостью и без малейшего сопротивления открылась. Она была разработана и сконструирована так безупречно, что достаточно было легчайшего толчка, чтобы она открылась. Мудрец нашёл себе преемника. Он повернулся к остальным ученикам и произнёс следующие слова: — Успех в жизни и работе зависит от нескольких ключевых факторов, и сегодня вы могли наблюдать их в действии. Во-первых, позвольте своим чувствам полностью исследовать и понять реальность, которая вас окружает. Во-вторых, не делайте поспешных и потому неправильных выводов. В-третьих, будьте достаточно смелы, чтобы принять решение. В-четвёртых, приняв его, действуйте уверенно и без сомнений. В-пятых, сосредоточьтесь и вложите в это действие всю вашу силу и энергию. И, наконец, не бойтесь совершить ошибку». |
Валеева Елена Николаевна