12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Скоркина Любовь Леонидовна191

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Специальная школа – интернат г. Задонска»







Статья на тему:


«Использование здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе с детьми с ОВЗ»





Автор: учитель начальных классов

Скоркина Любовь Леонидовна.








Формирование здорового образа жизни среди детей и молодежи является главной задачей государства. Поэтому процесс формирования культуры здорового и безопасного образа жизни ставится во главу угла обучения и воспитания детей в школе. Связано это с увеличением количества заболевших детей. Статистика сухим языком цифр говорит о том, что заболеваемость детей от 0 до 14 лет возросла с 36837 тыс. в 2005 году до 45210,9 тыс. в 2018 году.

Из них около 200 тыс детей – дети с ОВЗ. Для таких детей созданы коррекционные классы и коррекционные школы. Одна из таких школ – ГБОУ «Специальная школа – интернат г. Задонска». В этой школе учатся около 100 детей, имеющие «особые возможности». Здоровьесбережение является приоритетной задачей всего коллектива школы. Это, я думаю, понятно, почему: здоровья у наших детей меньше, чем у их сверстников.

Начнем с самого начала. Что такое педагогическая технология? «Педагогическая технология - это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя» (В.М.Монахов).

Педагог должен владеть технологиями, чтобы находить пути эффективного обучения на уроках, наиболее полного раскрытия способностей детей, сбережения их здоровья.

ФГОС ставит задачу всестороннего сохранения здоровья: не только физического, но и психического. Поэтому во все этапы обучения и воспитания детей должны быть вплетены здоровьесберегающие технологии.

Проработав в школе много лет, могу сделать вывод, что традиционные методы обучения и воспитания детей с ОВЗ не всегда достигают успеха.

Детям дают много информации, много заданий, поэтому происходит сильное переутомление, как физическое, так и психическое. У школьников часто бывают головные боли, внутричерепное давление, ухудшение памяти, что приводит к резкому снижению работоспособности и успеваемости.

Снизить нагрузку на детей, восстановить желание учиться является основной моей задачей, как педагога. Поэтому я на своих занятиях применяю непрерывно здоровьесберегающие технологии.

«Здоровьесберегающие технологии - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития». В концепции образования говорится не только сохранение, но и активное формирование здорового образа жизни и здоровья обучающихся.

Дети с «особенными» возможностями развивается медленнее, чем их сверстники. Это является причиной трудностей вливания в социальную среду. Поэтому, одним из принципов технологии здоровьясбережения – корректировка недостатков психофизического развития детей. Для этого на занятия я использую специальные методические приемы, которые позволяют преодолевать и ослаблять недостатки в развитии, а значит и в освоении учебным материалом.

В своей работе применяю:

Для сохранения и укрепления здоровья.

Физкультминутки на каждом занятии. После четвертого урока динамическая пауза 40 мин. Гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика. Все это снижает утомление и напряжение.

Подвижные и спортивные игры, прогулки.

Дети занимаются не только на физкультуре, но и на занятиях «Будь здоров!» и ритмике. Подвижные игры на переменах. Если позволяет погода, все эти занятия, а также прогулки, на свежем воздухе. Это также позволяет не допустить переутомления.

3) Релаксация.

Применяю для снятия напряжения, раздражения у детей. Использую спокойную, часто классическую музыка, звуки природы (пенье птиц, шум моря и т.д.). Лепка из пластилина или песка. Читаю небольшие рассказы для детей, сказки.

4) Пальчиковая гимнастика.

Использую упражнения для пальцев рук, что позволяет развивать мелкую моторику и речь ребенка, т. к. повышает работоспособность головного мозга, а значит, развивает интеллект.

5) Дыхательная гимнастика.

Применение дыхательной гимнастики способствует корректировки речевого дыхания. Это позволяет улучшить звукопроизношение, развитие голоса и артикуляцию. Правильное дыхание способствует укреплению и сохранению здоровья ребенка.

6) Точечный массаж.

Точечный массаж и пальчиковую гимнастику провожу в сопровождении с текстом шуточного стихотворения. Это благотворно влияет на здоровье и обогащает внутренний мир.

7) Пропаганда здорового образа жизни.

Дети должны знать, что хорошо для их здоровья, а что нет. Питание, витамины, прогулки и игры на свежем воздухе, распорядок дня, гигиена должны стать неотъемлемой частью жизни ребенка. Поэтому постоянно знакомлю их со здоровым образом жизни. Для этого использую беседы, просмотр просветительских видео материалов, создание проектов, например «Польза витаминов», учебный материал по данной теме.

И, наконец, хочу сказать самое главное: для детей педагог должен быть примером человека, ведущего здоровый образ жизни. Поэтому старайтесь быть оптимистом, во всех людях видеть только хорошее. Исключайте, по возможности перегрузки на работе и дома. Если есть время гуляйте на свежем воздухе, в лесу, парке. Не забывайте, что вы красивы и талантливы.

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.