12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Маршинина Татьяна Васильевна820
учитель-логопед
Россия, Новосибирская обл., Новосибирск

Статья «Из опыта работы учителя-логопеда с детьми ОВЗ»

Подготовил: учитель-логопед

МАОУ СОШ № 215, г. Новосибирска

Маршинина Т. В.

     Современное образование уделяет особое внимание детям с ограниченными возможностями здоровья. Недавно введенное понятие для данной категории детей как «дети с особыми образовательными потребностями» подчёркивает необходимость инклюзивного подхода в обучении и воспитании. Этот подход подразумевает создание таких условий, которые помогают интегрировать этих детей в среду сверстников без ограниченных возможностей здоровья.

     С развитием инклюзивного образования в общеобразовательной школе наблюдается усиление неоднородности состава обучающихся по уровню их умственного, речевого и психофизического развития. Успешная диагностика и знание сложной структуры дефекта обеспечивают верное направление коррекционной работы. Корректируя первичный дефект, мы органично воздействуем и на другие дефекты личности школьника.

     Для повышения эффективности процесса коррекционно-логопедического воздействия использование в работе информационных компьютерных технологий даёт учителю-логопеду решение таких задач как:

- повышение мотивации детей к логопедическим занятиям;
- формирование сотрудничества и новых форм общения между воспитанником и учителем-логопедом;
- адекватная оценка воспитанником своих действий во время занятий с компьютерной программой;
- положительное эмоциональное состояние воспитанника в процессе занятий, как залог успешности.

   Применение в коррекционной работе компьютерных игр способствует лучшему усвоению пройденного материала, развитию всех когнитивных функций: способности понимать, познавать, воспринимать и перерабатывать полученную информацию.

    Очень хорошо себя зарекомендовали интерактивные игры Мерсибо. В рамках комплексного подхода к коррекции речевых нарушений я использую в работе специализированные флешки от Мерсибо.

Для эффективной работы с различными нарушениями речи (дислалия, дизартрия, заикание) по звукопроизношению «Звукареку», «ЛогоАльбом», «Занимательная фонематика».

«Генератор корректурных таблиц» предназначен для развития внимания, профилактики и коррекции трудностей чтения и письма. Корректурные таблицы способствуют закреплению образа печатных или письменных букв, тренировке умения различать лево и право или смешиваемые буквы, запоминанию написания устойчивых написаний (жи-ши, ча-ща и др.), развитию математических умений, решению филвордов, отработке техники чтения слогов разной слоговой структуры.

«Русский без нагрузки» знакомит и дает возможность отработать правила русского языка для 1 и 2 классов: правописание жи-ши, ча-ща, чу-щу; раздельное написание предлогов со словами; правописание непроизносимых и парных согласных; перенос слов; расстановка слов в алфавитном порядке; обозначение мягкости согласного с помощью мягкого знака; выделение основных частей речи; однокоренные слова и др.

«Русский без нагрузки 2» охватывает темы младших классов по ознакомлению и закреплению правил русского языка в начальной школе: дифференциация согласных звуков в устной и письменной речи; различение предлогов и приставок на письме; образование слов с помощью приставки; подбор проверочных слов для безударных гласных в корне; определение рода и падежа имени существительного; нахождение грамматической основы предложения; обогащение речи с помощью фразеологизмов; отработка написания словарных слов и т.д.

Флешка «Читай-пиши без ошибок» предназначена для профилактики и коррекции трудностей чтения и письма, содержит печатные и интерактивные задания для: отработки всех видов звуко-буквенного анализа; развития зрительного внимания; проработки оптико-пространственных представлений; закрепления графомоторных навыков; чтения слов и словосочетаний; работы с безударной гласной; запоминания словарных слов; улучшения почерка.

В всех играх Мерсибо предусмотрен уровень развития ребёнка и зона ближайшего развития. Упражнения программ содержат задания возрастающей сложности, что дает возможность выбора задания, соответствующего уровню развития ребёнка и построение коррекционной работы в соответствии с индивидуальной коррекционно-образовательной программой.

  К тому же хочу отметить необходимость применения здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях.

1. Кинезиологичеcкие упражнения А. Л. Сиротюк, способствующие нормализации психических процессовПод влиянием кинезиологичеcких упражнений в организме происходят положительные структурные изменения. Данная методика позволяет активизировать скрытые способности ребёнка и расширить границы возможностей его мозга. Здесь используются такие упражнения, как «Колечко», «Кулак-ребро-ладонь», «Ухо-нос» и др..

2. Cенсорно-координaторные тренажи В. Ф. Базарного это синхронно сочетающие движения головы, глаз и туловища, позволяющие расширить зрительные горизонты, развивать творческое воображение и целостное восприятие, значительно улучшить состояние здоровья в целом, повысить двигательную активность у учащихсяВажной особенностью применения этих тренажеров на занятии является проведение в режиме движения наглядного материала, постоянного поиска и выполнения активизирующих заданий. Для этого используются подвижные «Вертушки» с заданиями и возможными вариантами ответов. Они устанавливаются в любой точке кабинета. Весьма продуктивно применение режима неправильного зрительно-моторного скольжения по траекториям.

3. Биоэнергопластика и интерактивная артикуляционная гимнастика - это упражнения артикуляционной гимнастики, которые в игровой форме координируются с движениями рук. Этот приём: способствует достижению лучших результатов в работе по постановке звуков, в работе при нарушении слоговой структуры слов; создаёт условия реабилитации детей с органическим поражением центральной нервной системы, тяжёлыми речевыми нарушениями (дизартрия, алалия, заикание).

4. Методика логоритмических упражнений без музыкального сопровождения Е. А. Алябьевой. Эти упражнения нормализуют темп и ритм речи детей с дизартрией, с заиканием; автоматизируют звукопроизношение у детей; развивают словарный запас. Рассказывание стихов с помощью рук у детей вызывает живой интерес, повышает эмоциональный тонус.

5. Алфавит телодвижений С. И. Веневцева, используемый в 1-х классах. Он состоит из 33 двигательных поз, образно представляющих буквы алфавитаДети на слух или зрительно воспринимают название буквы и, используя мышечные движения, изображают эту букву. И, наоборот, анализируя ту или иную позу, называют изображаемую букву. В этом случае соединяются абстрактное представление буквы с мышечными ощущениями, благодаря чему условные связи в коре головного мозга укрепляются и впоследствии легко воспроизводятсяДвижения, которые выполняются при показе той или иной буквы, являются хорошо знакомыми и доступными детям: движения рук, ног, наклоны туловища и головы, полуприседания, приседанияК концу учебного года у детей с дизaртрическим компонентом улучшаются показатели двигательной сферы, осанка, возрастают показатели двигательной памяти и фонематического олуха.

6. Дыхательная гимнастика по методике А. Н. Cтрельниковой. Гимнастика по Стрельниковой заключается в применении приёмов парадоксального дыхания, когда при сжатии грудной клетки производится активный вдох, а при её расширении пассивный выдох, т. е. изменяется стереотип дыхания. Гимнастика включает в себя «разминку» и три основных упражнения. Тренировка дыхания по Cтрельниковой дает положительные результаты и хороший толчок по регулированию темпо-ритмичеcкой стороны речи у детей с дизартрией, с заиканием

7. Физкультминутки на занятиях способствуют развитию и снятию утомления со всех групп мышц, дают психоэмоциональную разрядку. Они активизируют cердечно-cосудистую и дыхательную системы, улучшают кровоснабжение внутренних органов и работоспособность нервной системы. А тематические физминутки, так же способствуют закреплению темы занятия.

8. Гимнастика для глаз и китайская гимнастика для глаз - помогает снять утомление глаз и укрепить мышцы глаз.

9. Массажи, самомассаж (логопедический массаж языка, массаж лицевых мышц) - это метод сенсорного развития и повышения иммунитета. Они способствуют реабилитации тонких движений; коррекции нарушений письма.

10. Су-джок терапия - это высокая эффективность, безопасность и простота, наилучший метод самопомощи, существующий в настоящее время. C помощью колец («ёжиков») удобно массировать пальцы, работа непосредственно с «ёжиками» предполагает кисти рук. Cу-джок терапия благотворно влияет на весь организм.

11. Хромотерaпия нормализует мышечный тонус, нейтрализует негативное состояние, т.е. воздействуют как на физиологическое, так и на психоэмоциональное состояние, посредством релаксации устраняя напряжение. 

12. Артикуляционная гимнастика способствует выработке полноценных движений и определенным положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

13. Пальчиковая гимнacтика развивает мелкую моторику, подготавливает руку к письму, улучшает координацию движений, укрепляет взаимосвязь между полушариями головного мозга.

  Кроме того целеcообрaзно на занятиях включать упражнения на рacтяжения и рaccлaбления c элементами аутотренинга и cопровождaть их тихой, спокойной музыкой.

  Таким образом, работа учителя-логопедa в общеобразовательном учреждении позволяет оказывать нуждающимся детям своевременную коррекционно-педагогическую помощь, что является залогом психического здоровья наших детей. 


Литература

1. Екжанова Е. А., Стребелева Е. А. Варианты индивидуальной программы воспитания и коррекционно-развивающего обучения ребенка с психофизическими нарушениями. М.: Просвещение, 2005. 272 с.

2. Инклюзивное образование в России. [Электронный ресурс]. URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/inkljuzivnoe-obrazovanie-v-rossii-otnoshenie-problemy-perspektivy

3. Кобрина Л. М., Данилкина М. Ю., Денисова О. А. Специальное образование в современных социокультурных условиях //Методология и стратегии развития современного образования: материалы междунар. науч. конф. Минск, 11 дек. 2014 г. /под ред. Л. А. Худенко. Минск, 2015.

4. Красило А. И. Инклюзивное образование. Методические проблемы и практические рекомендации /А. И. Красило, А. П. Новгородцева. М.: МПСУ, 2016. 186 с. 

5. Малофеев Н. Н. Инклюзивное образование в контексте современной социальной политики //Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2009. № 6. С. 3-9.

6. Малофеев Н. Н., Шматко Н. Д. Базовые модели интегрированного образования //Дефектология. 2008. №1. С. 71-78.

7. Погосова Н. М. Цветовой игротренинг. СПб.: Речь, 2005. 84 с.

8. Ратнер Ф. Л., Юсупов А. Ю. Интегрированное обучение детей с ограниченными возможностями в обществе здоровых детей /Ф. Л. Ратнер, А. Ю. Юсупов. М.: Владос, 2006. 175 с.

9. Сайт Мерсибо. [Электронный ресурс]. URL: https://mersibo.ru/

10. Серов Н. В. Лечение цветом. Мода и гармония. СПб: «Лисс», 1993. 48 с. 

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.