Представление педагогического опыта «Сказкотерапия как средство развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы-интерната»

28
2
Материал опубликован 20 January 2017

Представление педагогического опыта на тему:

«Сказкотерапия как средство развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы-интерната.»

Рябокобыленко Елена Николаевна

учитель начальных классов, высшей квалификационной категории

Содержание

Введение _________________________________________________________3

Глава 1.Теоретические основы развития способностей школьников на занятиях сказкотерапии._____________________________________________6 Научно-педагогические исследования в области развития школьников, имеющих ОВЗ VIII вида. Сказкотерапия как эффективный метод развития школьников. __________8

Глава 2. Педагогические аспекты развития обучающихся средствами сказкотерапии.­­­­­­­___________________________________________________11

2.1 Педагогические условия развития детей с ОВЗ средствами сказкотерапии.

2.2 Уровень развития обучающихся в специальной(коррекционной) школе-интерната VIII вида.______________________________________________

Заключение ______________________________________________________23

Список литературы________________________________________________24

Приложение______________________________________________________25

Введение. Сказки любят и дети, и взрослые. Это редкий литературный жанр, который нравится всем. Кто-то скажет:"На дворе высокотехнологичный XXI в., инновационные технологии, мировой кризис, а вы говорите о каких-то сказках". Но сказки - драгоценное наследие человечества, и их нельзя забывать и недооценивать. Воздействие произведений искусства и творческой деятельности на личность настолько велико, что в современной психологии появилось новое направление - арттерапия (исцеление искусством) одной из форм которого является сказкотерапия. Особенностью сказкотерапии состоит в том, что развитие личности школьников происходит в гармонии и согласованности с успешным овладением грамотной и связной речью. Сказкотерапия - интегративная деятельность, в которой действия воображаемой ситуации связаны с реальным общением, направленным на активность, самостоятельность, творчество, регулирование ребенком собственных эмоциональных состояний. Сказка содержит в себе несомненные нравственные ценности: в ней добро всегда побеждает зло; осуждается и высмеивается лень. Сказка учит ребенка думать, оценивать поступки героев, тренирует память и внимание, развивает речь. Персонажам сказок даны яркие и интересные прозвища (например, "мышка-нарушка", "лисичка-сестричка" и др.), а поступки и действия героев открывают ребенку мир человеческих возможностей. Слушая сказки, ребенок "впитывает" в себя ее философские смысла, стили взаимоотношений и модели поведения. Сказки несут чрезвычайно важные идеи:

1. Окружающий мир - живой. В любой момент его проявления может заговорить с человеком. Эта идея важная для формирования бережного и осмысленного отношения к тому, что окружает ребенка в реальной действительности. 2. Ожившие объекты окружающего мира способны действовать самостоятельно, они имеют право на свою собственную жизнь. Эта идея важна для формирования чувств принятия другого. 3. Разделение добра и зла, победа добра. Идея может служить для поддержания бодрости духа и развития стремления к лучшему. 4.Самое ценное достается через испытание, а то что далось им даром, может быстро уйти. Эта идея важна для формирования механизма целеполагания и терпения. 5.Вокруг нас множество помощников. Но их помощь только в тех случаях, если герой не может справиться с ситуацией или заданием самостоятельно. Идея значима для формирования чувства решительности, самостоятельности, а также доверия к окружающему. Сказкотерапию можно назвать "детским" методом только потому, что она обращена к чистому и восприимчивому детскому началу каждого человека. Сказочные фантазии ребенка оказывают педагогическим усилиям действенную помощь; одновременно они делают возможным глубокое проникновение во внутреннюю жизнь фантазии, с учетом которой сознательное поведение становится более понятным и благодаря этому доступным для воздействия. При помощи сказкотерапии эффективно развиваются способности школьников. Объект исследования: процесс педагогического развития школьников, имеющих проблемы с ОВЗ, в условиях школы-интерната. Предмет исследования: сказкотерапия как средство развития детей с ОВЗ.

Цель работы является: выявление эффективности сказкотерапии как средство развития обучающихся с ОВЗ в условиях школы-интерната.

Задачи исследования:

1. Изучить научно-педагогические основы работы с детьми с ОВЗ VIII вида. 2.Выявить особенность сказкотерапии как средство развития обучающихся в условиях школы-интерната. 3. Исследовать уровень развития обучающихся с ОВЗ на занятиях по сказкотерапии.

4. Обосновать педагогические условия, применяемые в сказкотерапии в работе с детьми с ОВЗ.

Методы исследования: изучение и анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; педагогическое проектирование, анкетирование. Гипотеза исследования: если в работе с детьми с ОВЗ VIIIвида использовать сказкотерапию, то это способствует их интеллектуальному развитию.

Глава 1. 1.1. Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)- это дети - инвалиды, либо другие дети в возрасте от 0 до 18 лет, не признанные в установленном порядке детьми - инвалидами, но имеющие временные или постоянные отклонения в физическом и (или) психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий обучения и воспитания. В эту группу относятся и дети с умственной отсталостью. Умственно-отсталые дети(олигофрены)- дети, имеющие стойкое, необратимое нарушение психического развития, прежде всего, интеллектуального, возникающее на ранних этапах онтогенеза вследствие органической недостаточности ЦНС. Однако интеллектуальная недостаточность не исчерпывает всей картины олигофрении. У олигофренов отмечается недоразвитие и других свойств - эмоциональности, моторики, восприятия, внимания. Для олигофренов характерно недоразвитие, недостаточность понятийного, абстрактного мышления. Мышление олигофренов носит преимущественно конкретный характер. Эта особенность олигофренического мышления различно выражена у разных больных и прямо связана с глубиной слабоумия. Мышление олигофренов характеризуется недостаточностью уровня процессов обобщения и отвлечения. Суждения больных при решении экспериментальных заданий носят конкретно-ситуационный характер. Они не могут отвлечься от конкретных, частных признаков и выделить существенные признаки, т.е. недостаточным оказывается абстрагирование, возможность образования новых понятий. У детей с ОВЗ значительно затруднено формирование искусственных понятий. Так, при исследовании по методике А.Ф.Говорковой они могут отдельно выделить признаки, на основе которых формируется искусственное понятие, - форму, цвет.

Но объединить оба эти признака и на этой основе выделить искусственное понятие они не могут. У детей с диагнозом умственная отсталость отмечается нарушение понимания переносного смысла пословиц и метафор, но и правильно подбирают к ним фразы из числа предъявленных исследующим.

Для олигофренов затруднено понимание смысла рассказов сюжетных рисунков. При глубокой дебильности больные вовсе не понимают их смысла, при легкой степени - поверхностно пересказывают рассказ или описываемый рисунок, не проникая в заключенный в нем смысл.

Еще более трудным для детей с ОВЗ оказывается установление последовательности событий по серии рисунков. Они раскладывают рисунки в случайном порядке и описывают каждый отдельно. Причем описание нередко сводится к простому перечислению деталей.

Чем глубже выражена дебильность, тем беднее оказывается лексикон больного.

Нередко у олигофренов оказываются нарушенными внимание, восприятие, память. Внимание, особенно произвольное, отличается узким объемом. Внимание с трудом переключается с одного вида деятельности на другой, неустойчиво.

Восприятие недоразвитое, недостаточно четкое. Это относится к восприятию зрительных образов, когда обследуемые путают изображения похожих предметов, плохо различают цвета. При показе картинок олигофренам трудно уловить целостное содержание, и поэтому они перечисляют отдельные детали рисунка.

Выраженность ослабления памяти часто соответствует степени слабоумия. Чем глубже дебильность, тем более заметна недостаточность памяти. Дети с ОВЗ опосредованное заучивание представляется очень трудным, а пробы на ассоциативную память даются труднее, чем заучивание 10 слов.

1.2. По определению Т.Д. Зинкевич - Евстигнеевой, сказкотерапия - это процесс поиска смысла, расшифровка знаний о мире и системе взаимоотношений в нем. Сказкотерапия - это и процесс переноса сказочных смыслов в реальность, процесс активизации ресурсов, потенциала личности.

Сказкотерапия - это метод, использующий форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром.

Сказкотерапия - означает "лечение сказкой". Как пишет Вачков И.В., сказку используют и врачи, и психологи, и каждый специалист находит в сказке тот ресурс, который помогает ему решить его профессиональные задачи.

Сказкотерапия (по Шороховой О.А.) - интегративная деятельность, в которой действия воображаемой ситуации связаны с реальным общением, направленным на активность, самостоятельность, творчество, регулирование ребенком собственных эмоциональных состояний.

Сказкотерапия оказывает многоплановое воздействие на личность обучающихся.

На занятиях по сказкотерапии развитие личности и речи обучающихся осуществляется по следующим направлениям:

1.Активность: от потребности в эмоциональной разрядке через самовыражение в активном действии - к активизации образной лексики и положительных эмоциональных проявлений.

2.Самостоятельность: от ориентировки в средствах языковой выразительности, проблемных ситуациях сказки, в ритме и динамике музыкальных образов - через обоснование собственной точки зрения в речи - доказательстве - к поиску лучших способов самовыражения в речи и движении.

3.Творчество: от подражания взрослому в эмоциональном действии и выразительном слове - через совместное составление словесных описаний по восприятию пантомимических этюдов, темпоритма, музыкальной композиции - к словесному фантазированию по музыкальной композиции.

4. Эмоциональность: от эмоционального заражения образами сказки - через адекватное эмоциональное отреагирование собственного негативного опыта в действии, ритме и слове - к децентрации (пониманию эмоций других) и к замещению "неэффективного" стиля поведения на продуктивный.

5. Произвольность: от полноценного переживания эмоциональных состояний сказочных героев в проблемных ситуациях и понимания значений образных выражений - через оценку собственных и чужих устных сообщений и эмоциональных поступков к динамическому равновесию исполняемых движений и речевых сообщений в игре - драматизации.

6. Связная речь: от продолжения фраз взрослого - через словесные рассуждения относительного динамики музыкальных композиций, исполнения пантомимических этюдов, ритмизации сказочных образов - к творческим импровизациям по сюжету.

Направления сказкотерапии логически связаны и осуществляются в комплексе.

Т.Д.Зинкевич-Евстигнеева разработала структуру коррекционно - развивающего сказкотерапевтического занятия.

1.Ритуал "входа" в сказку(настрой на совместную работу, любое "сплачивающее" упражнение).

2.Повторение (вспомнить прошлый опыт, прошлое занятие).

3.Расширен (расширить представления ребенка о чем-либо, рассказ или показ сказки).

4.Закрепление(приобретение нового опыта; игры; символические путешествия).

5.Интеграция (связать новый опыт с реальной жизнью).

6.Резюмирование(обобщить приобретенный опыт, связать его с уже имеющимся).

7.Ритуал "выхода" из сказки (закрепить новый опыт, подготовить ребенка к взаимодействию в привычной социальной среде, определение эмоционального отношения.

Таким образом, сказочные сценарии, их обыгрывание незаменимы для развития игровой деятельности, для формирования функционально- ролевых отношений в группе детей с нарушенным интеллектом: во-первых, потому что ребенку с интеллектуальным дефектом довольно трудно построить "сценарий", выделить и распределить роли, а сказка помогает ему в этом; во-вторых, межличностные отношения также даны в готовом виде, но даже ребенок с нарушенным интеллектом, перенося их на себя в большей или меньшей степени изменяет их, что способствует развитию адекватного отношения его к окружающим.

Глава 2.

Сказка для детей - это чудесное перевоплощение в другой образ, снятие зажимов и комплексов, развитие креативных способностей, знакомство с историей, бытом, культурой народов мира, соприкосновение с театральным искусством.

Проживая роль сказочного персонажа, ребенок приобретает жизненный опыт. Чтобы сыграть роль сказочного персонажа, надо не только ознакомиться с текстом, но и проанализировать сказку: выяснить тему и идею произведения, характер героя, в какое время происходит действие, познакомиться с культурой этого народа.

Проигрывание ролей в сказке способствует снятию эмоционального, интеллектуального и физического напряжения, делают обучающегося добрее и восприимчивее к окружающему миру, формируют навыки слышать себя и другого. У детей появляется возможность к проявлению самостоятельности, что ведет к повышению самооценки и уравновешивает психологическое здоровье обучающихся. (Прил.1,2,3)

Особое значение на занятиях сказкотерапии имеет "Пальчиковый театр" (Прил.17). На занятии взрослый рассказывает сказочную историю, а дети по ходу действия при помощи фигурок из пальчиков изображают ее участников. Данная методика обеспечивает активность всех детей на занятиях. Они не только слушают сказку, но и сами являются участниками представления. Выполнение необходимых движений требует от обучающихся произвольного внимания, сосредоточенности, определенных физических усилий. Тем не менее дети получают от этого огромное удовольствие. (Прил.18)

Как показывает практика, занятия по сказкотерапии являются самыми благоприятными, на которых можно повысить уровень развития творческих способностей, если регулярно использовать упражнения творческого характера.(Прил.4,5)

Для того, чтобы школьники не утратили заинтересованность в деятельности, нужно помнить о том, что школьники стремятся к решению трудных для него задач. Деятельность должна быть максимально трудной, но выполнимой. Для соблюдения этого условия необходимо при постановки творческих задач увеличивать их сложность.

Для развития творческих способностей необходимо развитие именно творческой деятельности. Необходимо развивать стремление к общению со сверстниками, направляя его стремление к общению через результаты творчества.(результаты нашего творчества - участия во всех классных и школьных конкурсах: инсценирование сказки, конкурс чтения стихов о временах года, тематические классные часы, участие в праздниках и т.д.)

Трудно представить себе занятия сказкотерапии без пересказа. Постоянные пересказы укрепляют память, тренируют механизмы говорения. Разнообразие видов пересказов вносит оживление в занятие (пересказ, близкий к тексту, выборочный, сжатый, пересказ по опорным словам, пересказ устное рисование картин, и пр.) (Прил.6, 7,8)

Пересказ относят к числу творческих приемов развития речи обучающихся. В изложении звучит живая речь школьника. Языковые средства усваиваются при чтении, беседах, в ходе анализа текста, становится для обучающегося своими, и в процессе составления собственного текста обучающийся строит текст сам, передает содержание мысли. В этой работе повышается самостоятельность, рождаются элементы творчества в ходе воспроизведения.

Лепка и аппликация также используются на занятиях сказкотерапии, что способствует развитию творческих способностей. В начальных классах, когда дети не воспринимают еще критически результатов своих изображений и видят в них больше, чем дано. Дети могут слепить грибок, птичку, зайчика, т.е. отдельный предмет общей картины, а затем объединить в общую творческую работу.

Наиболее эффективным заданием творческой работы считают составление кроссвордов по прочитанным сказкам. Их составление повышает интерес детей к сказкам. Их составление повышает интерес детей к учению, развивает их наблюдательность, дает возможность полноценнее воспринимать прочитанные сказки.

Драматизация этот вид задания творческого характера надо выделить как особо важное иллюстративное средство, притом же применяется во всех классах. При помощи драматизации образы из сказок показываются в действии. Показ можно провести: 1. только с помощью слова, т.е. в форме чтения в ролях и коллективной декламации; 2. Только средствами движения, т.е в виде пантомимы; 3. Соединением движения и слова, т.е. в форме разыгрывания сцен в классе, когда обстановка воображается, и на сцене, когда обстановка специально для этого создается.

Детям предлагается представить чудесную сказочную ситуацию, вообразить действия героев сказки, передать их характер и настроение походкой, жестами, голосом.(Прил.1,2,3,4,5)

Возможны следующие формы драматизации на занятиях сказкотерапии: пальчиковый театр, театр на ладошке (Прил.9), кукольный театр (Прил. 10,11), костюмированные представления по известным сказкам (Прил.1,2,3,4,5), музыкальные инсценировки, театр на столе (Прил.12)

Для развития речи обучающихся могут быть использованы разные методики, в том числе и методика скороговорения. На занятиях сказкотерапии используются следующие формы работы со скороговоркой:

скороговорные разминки;

скороговорные пятиминутки. Для концентрации внимания, настроя на положительную эмоциональную волну, снятия напряжения, подготовки артикуляционного аппарата обучающихся к занятию может быть использована скороговорная разминка, которая проводится в начале урока.(Прил.16)

Для снятия интеллектуального напряжения смены вида деятельности в середине занятия или в конце занятия я в своей практической деятельности провожу скороговорную пятиминутку.

Варианты обыгрывания скороговорок:

* проговаривание в разном темпе с разным интонационным подтекстом (радостно, восторженно, грустно, удивленно и т.д.)(Прил.15)

* проговаривание, сопровождаемое определенными загадочными действиями (хлопками, взмахами руки, танцевальными движениями и т.д.)

* импровизационное инсценирование скороговорок. (персонального или по группам).

Скороговорение способствует развитию коммуникативных навыков обучающихся, осознанию ими речевой ответственности друг перед другом и перед собой; изменению отношения к слову, его звуковой и эмоциональной наполненности, дарит великую эстетическую радость.

На занятия по сказкотерапии я создаю положительные мотивации к общению детей, с этой целью по сюжету сказки проводятся игры на развитие выразительности движений, мимики и речи, раскованности и произвольности. (Прил.13,14)

На занятии мною ставится цель развития восприятия и понимания сказки детьми. Осознание прямого и переносного смысла сказки дает возможность ребенку активно поддерживать контакт со сверстниками и учителем. Развитие средств общения на сказкотерапевтических занятиях сочетается с познанием окружающего мира. В восприятии речевых сообщений идет коррекция слухоречевой памяти, лексико-грамматического строя речи, развитие сенсорно-перцептивного уровня речи. Дети учатся воспринимать текст с учетом особенностей персонажа сказки, его эмоционального состояния. (Прил.19,20)

На своих уроках по сказкотерапии я широко использую работу с картачками, отгадывание загадок, различные игры, помогающие усвоить содержание и смысл сказок. (Прил.24,25,26)

Дети учатся распознавать эмоциональные состояния сказочных персонажей, изображенных на картинках, пересказывать сказки.

Изучив научно-педагогическую литературу по теме исследования и проведя ряд практических занятий по сказкотерапии можно отметить, что эти занятия развивают у детей устную, выразительную, монологическую речь, память, внимание, мышление эмоционально- волевую сферу, творческие способности и т.д. Обучающиеся на занятиях активно принимают участия, с интересом выполняют предложенные учителем игры и задания.

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ЗАНЯТИЯ ПО СКАЗКОТЕРАПИИ В 3 КЛАССЕ. ТЕМА: «СКАЗКА «КРОШЕЧКА- ХАВРОШЕЧКА»». Цели: продолжить знакомство с русской народной сказкой «Крошечка- Хаврошечка», обогащать словарный запасобучающихся, активизировать мыслительную деятельность на основе упражнений в: требующих самостоятельного поиска. Коррекция интонационной стороны устной речи; коррекция слухового восприятия(слушание текста); коррекция монологической речи; коррекция аналитико- синтетической деятельности учащихся на основе упражнений в составление целого (работа с иллюстрациями, пересказ сказки) ; коррекция вербальной памяти на основе упражнений в : воспроизведении, узнавании; коррекция образной и оперативной памяти на основе упражнений в : воспроизведении ( работа над текстом по вопросам); коррекция логического мышления на основе упражнений в : узнавании, установлении причинно – следственных связей; коррекция внимания на основе упражнений в : узнавании, подборе аналогий. Развивать артикуляционную и общую моторику. Воспитывать интерес к чтению, любовь к сказке, чувство коллективизма. Ход занятия. 1. Ритуал "входа" в сказку. Психогимнастика. (звучит мелодичная музыка). Установка к учебному материалу. - Я в школе на уроке. - Сейчас я начну учиться. - Я радуюсь этому. - Внимание моё растёт. - Я как разведчик, всё замечу. - Память моя крепка. - Голова мыслит ясно. - Я хочу учиться. - Я очень хочу учиться. - Я готов к работе. - Работаю. - Ребята, посмотрите, какая сегодня прекрасная погода! Деревья пробуждаются от зимнего сна. Птицы, звери, люди все рады весне. Солнышко улыбается. Мне очень хочется, чтобы сегодня на уроке у нас присутствовало весеннее настроение, и своим прекрасным настроением вы поделитесь с нашими гостями. Сегодня на занятии мы с вами продолжим знакомиться со сказкой «Крошечка – Хаврошечка». На занятии будем развивать устную речь, память, внимание, мышление, артикуляционный аппарат, общую моторику . *Артикуляционная гимнастика. - Корова жуёт травку (имитировать жевание). - Корова лакает воду. - Облизывается корова. * Развитие речевого дыхания и голоса. Изменять голос по силе и высоте. Корова: «Му – у – у – у – у , молока кому? (громко, тихо, низким голосом). *Речевая разминка. Диалог Зимы и Весны. Говорит Весна: - Сестра, уходить тебе пора! А зима Весне в ответ: - Нет! Нет! Нет! Говорит Весна тогда: - С крыши капает вода? - Да! Да! Да! - Тают горки во дворах? - Ах! Ах! Ах! - А на речке треснул лед? - Вот так! Так вот! 2.Повторение. - Ребята, какую сказку мы с вами изучаем? - Кто ее написал? - Каких народов сказки вы еще знаете? Сказка в гости к нам пришла, В мир фантазий позвала. Всё про сказку мы расскажем Свои знания покажем. Вопросы о прочитанном. - Как зовут главную героиню сказки? - Как звали сестер Крошечки – Хаврошечки? (найдите в тексте и прочтите). - Как жилось девочки у людей, которые взяли ее на воспитание? (найдите в тексте подтверждение). - Кто был другом Крошечки – Хаврошечки? - Как коровушка помогала девочки? - Такое может быть в нашей жизни? Как это явление можно назвать? - О чем попросила хозяйка своих дочерей? Что они узнали? 3. Закрепление. Пересказ сказки по сюжетным картинкам. 4.Расширение. - Ребята, вы хотите узнать, что же было в сказке дальше? Прежде чем я познакомлю вас с продолжением сказки, проведем словарную работу. ХОЛСТ- ткань из толстой ткани. СПОЗНАЛА- узнала. ЗАВЕЩАЛА- устное или письменное распоряжение на случай смерти. НАЛИВНЫЕ- степень зрелости фрукта. ЛИСТЬЯ ЗОЛОТЫЕ- пожелтевшие. ВЕТОЧКИ СЕРЕБРЕННЫЕ- серые. КУДРЕВАТЫЙ- кучерявый. ИЗОДРАЛИ – поцарапали. ЛИХА НЕ ЗНАТЬ – то же что и зло. Чтение учителем продолжения сказки «Крошечка- Хаврошечка». 5. Игра « Внимательный слушатель». 1. Сколько глаз заснуло у Триглазки? 2. Какой глаз у Триглазки все видел? 3. Что рассказала Триглазка матери? 4. Что наказала старику старуха? 5. Что точил старик? 6. Куда и к кому побежала Хаврошечка, когда узнала, что коровушку будут резать? 7. Что завещала коровушка? 8. Что выросло из коровьеных косточек? 9. Кто проезжал мимо сада? 10. Что он увидел? 11. Когда опустились веточки? 6. Разминка для глаз. Физпауза. (Дети проговаривают стихотворение и показывают действия, происходящие в этом стихотворении). «Пришла весна». Улыбаются все люди- Весна, весна, весна! Она везде, она повсюду Красна, красна, красна. По лугу, лесу и полянке Идет, идет, идет. На солнышке скорей погреться Зовет, зовет, зовет. И в ручейке лесном задорно Звенит, звенит, звенит. По камушкам в реке широкой Журчит, журчит, журчит. Разносит запахи повсюду Цветов, цветов, цветов. И все живое сразу слышит Весенний зов! 7. Самостоятельное чтение сказки. Чтение по цепочки. 8. Восстановите последовательность сюжетных картинок, используя подтверждения из текста. - « Старуха обрадовалась, на другой день же пришла к мужу: - Режь рябую корову!» - « Сестры хотели их сбить – листья глаза засыпают…» - « Угостила она того сильного человека…» 9. Развитие логического мышления. Работа с карточками. 1. Найдите и покажите, куда вставить фрагменты, выпавшие из рисунка. (индивидуальная работа). 2. Помогите Хаврошечке дойти к коровушке.(работа в парах). 10.Резюмирование:учитель подводит итог занятия. Четко проговаривает последовательность происходившего на занятии, отмечает отдельных детей за их заслуги, подчеркивает значимость приобретенного опыта, проговаривает конкретные ситуации реальной жизни, в которых дети могут использовать новый опыт. Выставление оценок за урок. 11. Ритуал "выхода" из сказки. Учитель говорит:"Мы берем с собой все важное, что было сегодня с нами, все, чему мы научились". Ребята протягивают руки в круг, совершают действие, как будто что-то берут из круга, и прикладывают руки к груди.

Дети с ОВЗ VIII вида испытывают сложности с рефлексией, анализом собственного эмоционального состояния, его изменений. Работоспособность детей с ОВЗ VIII вида во многом зависит от их настроения, отношения к обстановке, от погоды.

С целью определения психоэмоционального состояния детей с ОВЗ VIIIвида, были обследованы обучающиеся 1класс и 4 класса.

В исследовании были использованы методики:

* Метод экспертной оценки А.Б. Леоновой.

* Диагностика "Волшебная страна чувств".

По "Методике экспертной оценки по А.Б.Леоновой" были исследованы обучающиеся 1 класса. На момент первичного наблюдения (сентябре 2013г.) дети демонстрировали по отношению к другим разрушительные действия: толкали, кусали, обзывали, использовали грубое отношение к взрослым. У детей этой группы выражалась степень тенденции к подчинению, потребность в опеке.

Дети склонны были больше наблюдать за процессом, чем участвовать, но вместе с тем чувством их интерес к происходящему. Наблюдаемые этой группы проявляли чрезмерное оживление средств выражения эмоций с обилием ярких и быстро сменяющихся экспрессивных актов, беспричинный смех. В группе есть дети, которые "вспыхивают как порох", раздражаются, приходят в гнев. Настроение отражает ситуативное состояние, соответствующее происходящим событиям. Встречаются дети, у которых беззаботное радостное настроение, выражающееся в склонности к забавам, смеху. Есть дети, которые испытывают чувство наибольшей внутренней удовлетворенности, оптимистический настрой.

Проведенная коррекционная работа в ходе сказкотерапевтических занятий дала положительный результат. Дети на момент повторной диагностики (в декабре 2013г.) демонстрируют ситуативную агрессию только в ответ на обиду. Воспитанники заинтересовались в учебном занятии, принимают участие в работе в группах.

Детский коллектив показывает умеренную эмоциональность, достаточно спокойны в своих действиях, целесообразно ведут себя в экстремальных ситуациях, отражают ситуативное настроение, т.е. состояние соответствующее происходящим событиям. Атмосфера на занятии часто доброжелательная, ребята проявляют умеренное чувство радости. Воспитанники показывают умеренную эмоциональность: адекватность и контролируемость эмоционального реагирования на конкретную ситуацию. Дети в группе достаточно спокойны в своих действиях, целесообразно ведет себя в экстремальной ситуации.

Ребята отражают ситуативное настроение, т.е. состояние, соответствующее происходящим событиям. Также группа проявляет умеренное чувство радости, бодрости. У всех обучающихся в группе чувство наибольшей внутренней удовлетворенности, оптимистический настрой к жизни. (Прил.21,22,23)

По диагностике "Волшебная страна чувств" были исследованы обучающиеся 4 класса. Цель этой диагностики - выявление способности к дифференциации основных эмоций, адекватности соотнесения их с различными цветовыми выборами.

В целом следует отметить, что для некоторых детей характерен недостаточный объем знаний об основных эмоциях. Наиболее знакомыми для детей оказались такие эмоции, как "злость", "радость", "удовольствие", "страх". Эмоции "интерес", "вина", "обида", грусть" оказались наиболее сложными для распознавания.

По результатам методики было выявлено 3 уровня распознания эмоций:

* все 8 правильно узнанных эмоций - высокий уровень распознавания;

* 4 - 5 - правильно узнанных эмоций - средний уровень распознавания;

* 3 и менее правильно узнанных эмоций - низкий уровень распознавания.

(Прил.22,23)

Таким образом, проанализировав результаты методики, можно сделать вывод, что эмоциональное развитие детей с ОВЗ VIII вида имеет ряд особенностей. У детей наблюдается недостаточное количество знаний об основных эмоций, наиболее знакомы для них эмоции: радость, злость, удовольствие. Уровень распознания и дифференциации эмоций у некоторых обучающихся является недостаточным.

Заключение.

В результате исследования были изучены научно - педагогические основы работы с детьми с ОВЗ VIII вида. Также были выявлены особенности сказкотерапии как средство развития обучающихся в условиях школы-интерната. Сказкотерапия оказывает воздействие на эмоциональное состояние ребенка мотивацию его поступков, на внутренний мир и нравственные ориентиры в условиях социализации личности обучающихся. На занятиях сказкотерапии обучающиеся учатся концентрировать свое внимание во время выполнения заданий, расширяют представления об эмоциях и связанных с ними физических состояний: эмоции страха, злости создают в теле напряженность, а доброе, спокойное состояние рождает расслабленность. Также следует отметить, что обучающиеся формируют у себя способность регулировать процессы возбуждения и торможения, умения быстро переключаться с активной деятельности на пассивную и наоборот. Занятия по сказкотерапии помогают детям развивать воображение и фантазии, развивают силу голоса, интонационную выразительность. Воспитанники учатся анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы. Сказкотерапия способствует развитию умению свободно общаться друг с другом, внимательно и терпеливо слушать других, активизируется творческое мышление.

Во время занятий педагогом применяются разные методы обучения: кукольный театр, пальчиковый театр, театр на столе, инсценирование эпизодов из сказки, инсценирование сказок, игры и т.д. Учитель создает благоприятные условия для прохождения занятий.

Таким образом, сказкотерапия является эффективным средством развития обучающихся с ОВЗ в условиях школы - интерната.

Список литературы

В.М.Блейхер, И.В.Крук "Практическая патопсихология"

orc/zouo.ru

Т.Д.Зинкевич - Евстигнеева "Тренинг по сказкотерапии"

О.А.Шорохова "Играем в сказку".

О.И.Логинова "Сказкотерапия"

Т.Д. Зинкевич - Евстигнеева "Практикум по сказкотерапии"

О.Г.Ивановская, Л.Я.Гадасина "Читаем сказки с логопедом"

http: // ipklabdo.lanta-net.ru/ipk

Начальная школа №2 2013 с.31-32

kk convvd0c org

iro48.ru

Воспитание и обучение №3 2005 с.22

Начальная школа №11 2000 с.34-39

Начальная школа №7 2007 с.36

Приложение №1

Инсценирование сказки: "Маша и медведь".

Приложение №2,3.

Инсценирование сказки "Кот в сапогах".

Приложение №4,5.Инсценирование сказки "Красная Шапочка".

Приложение №6

Пересказ сказки по сюжетным картинкам.

Приложение №7,8

Пересказ сказки по картинкам. Работа в парах.

Приложение №9

Театр на ладошке.

Приложение №10,11.

Кукольный театр.

Приложение №12

Театр на столе.

Приложение №13,14.

Игры на занятиях сказкотерапии.

Приложение №15, 16

Проговаривание скороговорок.

Приложение №17, 18.

Пальчиковый театр.

Приложение №19,20.

Приложение №21

Сравнительный профиль группы.

Приложение №22,23.

Результаты методики "Волшебная страна чувств"

Приложение № 24, 25, 26

Работа по карточкам, разгадывание загадок, игры.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Елена Николаевна! С интересом познакомилась с представлением педагогического опыта на тему: «Сказкотерапия как средство развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы-интерната.» Много труда вложено в осуществление таких простых слов: "представление педагогического опыта" Подробно разработаны формы и методы для реализации задуманного. Думаю, что многим педагогам пригодится данный богатый материал. Успехов Вам! Зоя.

20 January 2017

Спасибо большое!

20 January 2017

Похожие публикации