Учебно-методический материал «Песочная терапия как психолого-педагогическое средство комплексного развития младших школьников с ограниченными возможностями здоровья»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №50 Г.ТВЕРИ
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ НА ТЕМУ:
«Песочная терапия как психолого-педагогическое средство комплексного развития младших школьников с ограниченными возможностями здоровья»
Руководитель проекта: Щелина Наталья Михайловна
педагог дополнительного образования высшей категории
МОУ СОШ№50 г. Твери
Тверь 2023
СОДЕРЖАНИЕ
Введение. Актуальность проблемы развития младших школьников с ОВЗ в образовательных учреждениях…………………..………………………….….3
Глава 1.Создание условий для организации и функционирования сенсорной комнаты на базе общеобразовательного учреждения………………………... 5
Глава 2.Применение песочной терапии в работе психолога общеобразовательного учреждения……………………………….…………... 9
Заключение…………………………………………………………………….. 12
«Часто руки знают как распутать то,
над чем тщетно бьётся разум…»
К. Г. Юнг
Введение.
Актуальность проблемы развития младших школьников с ОВЗ в образовательных учреждениях.
В современных условиях реализации ФГОС стремительно расширяются возможности осуществления образовательных программ. В том числе и в начальной школе. Начальная школа должна быть обращена лицом к ребенку с ОВЗ, обеспечить реальные условия для его обучения и развития. А значит, создать для всех детей единую систему адаптации и социализации. Поэтому, в соответствии в ФГОС второго поколения, разработаны программы коррекционной работы, предусматривающие создание в образовательном учреждении специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ОВЗ, посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.
В соответствии с п. 16 статьи 2 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» обучающимся с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) признается «физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий».
При обучении младших школьников с ОВЗ педагоги нашей школы опираются на адаптированные общеобразовательные программы, коррекционно-развивающие занятия психолога и специалистов дополнительного образования. Такое содружество профессионалов обеспечивает комплексное развитие ребенка с ОВЗ, а именно:
- способствует достижению конечной цели обучения и воспитания ;
- активирует дополнительные ресурсы развития учащихся;
-позволяет детям с ОВЗ преодолевать трудности в поведении и обучении;
- создаёт индивидуальные образовательные траектории;
- формирует у детей с ОВЗ умения и навыки, помогающие жить самостоятельно.
Одной из форм работы в данном направлении является песочная терапия или иными словами работа с песком на специальном световом оборудовании.
Хорошо знакомый песок кажется абсолютно простым и понятным, но на самом деле это удивительный и таинственный материал.
Песок – идеальная развивающая среда, где творить можно без страха что-либо сломать или испортить.
Основополагающая идея песочной терапии заключается в том, что ребёнок, перенося на плоскость песочницы свои фантазии и переживания, может контролировать самостоятельно свои побуждения, выражая их в символической форме.
Цель песочной терапии -не менять и не переделывать ребёнка, не учить его специальным поведенческим навыкам, а дать возможность самореализации и социализации в современном обществе.
Глава 1.
Создание сенсорной комнаты на базе общеобразовательного учреждения для реализации работы педагога дополнительного образования.
Одной из форм работы с младшими школьниками является песочная живопись или, иными словами, работа с песком на специальном световом оборудовании. Песочная терапия (Sandplay) – как метод психотерапии, возникший более полувека назад в рамках аналитической психологии.
Подносы с песком изначально использовались в работе с детьми,позволяя в безопасной для ребенка игровой форме отреагировать и избавиться от тяжелых внутренних переживаний и конфликтов. Однако со временем диапазон применения песочной терапии расширился, и сейчас используется в работе с подростками и взрослыми, охватывая широкий спектр проблематик (от тревожности до личностных и экзистенциальных кризисов).
В настоящее время существуют общепринятые условия организации песочной терапии и сенсорных комнат в общеобразовательных учреждениях. В качестве оборудования используются световые столы, песочницы и песочные боксы.
В качестве песочницы используется большой водонепроницаемый ящик. Традиционный его размер в сантиметрах 50 х 70 х 8 см, (где 50 х 70 — размер поля, а 8 — глубина). Считается, что такой размер песочницы соответствует объему поля зрительного восприятия. Традиционный размер песочницы предназначен для индивидуальной работы. Для групповой работы мы рекомендуем использовать песочницу размером 100 х 140 х 8 см.
Материал оборудования.Традиционным и предпочтительным материалом является дерево. В практике работы с песком чаще используются пластиковые ящики, но в них песок не «дышит».
Цвет. Традиционная песочница сочетает естественный цвет дерева и голубой цвет. Дно и борта (за исключением верхней плоскости досок бортов) окрашиваются в голубой цвет. Таким образом, дно символизирует воду, а борта — небо. Голубой цвет оказывает на человека умиротворяющее воздействие. Кроме того, наполненная песком «голубая» песочница являет собой миниатюрную модель нашей планеты в человеческом восприятии. Если позволяют средства и пространство кабинета, можно экспериментировать и с разноцветными песочницами, когда дно и борта окрашиваются в один или несколько цветов.
На одну треть или наполовину песочница заполняется чистым (промытым и просеянным), прокаленным в духовом шкафу песком. Используемый песок время от времени необходимо менять или очищать. Очищение производится не реже одного раза в месяц. Песок нужно изъять из песочницы, просеять, промыть и прокалить.
Для организации игр с песком необходим большой набор миниатюрных предметов и игрушек, в совокупности символизирующих мир. В классической песочной терапии существует следующая классификация предметов, используемых в процессе создания песочных картин. Например:
наземные животные (домашние, дикие, доисторические);
летающие животные (дикие, домашние, доисторические);
обитатели водного мира (разнообразные рыбы, млекопитающие, моллюски, крабы);
жилища с мебелью (дома, дворцы, замки, другие постройки, мебель различных эпох, культур и назначения);
домашняя утварь (посуда, предметы обихода, убранства стола);
деревья и другие растения (цветы, трава, кустарники, зелень и пр.);
объекты небесного пространства (солнце, луна, звезды, радуга, облака);
транспортные средства (наземный, водный, воздушный транспорт гражданского и военного назначения, фантастические транспортные средства);
объекты среды обитания человека (заборы, изгороди, мосты, ворота, дорожные знаки);
объекты ландшафта и естественной активности Земли (вулканы, горы);
аксессуары (бусы, маски, ткани, пуговицы, пряжки, ювелирные изделия и пр.);
естественные природные предметы (кристаллы, камни, раковины, куски дерева, металла, семена, перья, отполированные водой стеклышки и пр.);
фантастические предметы и персонажи мультфильмов, фэнтези, фигурки-оборотни;
злодеи (злобные персонажи мультфильмов, мифов, сказок).
Итак, все, что встречается в окружающем мире, может занять достойное место в коллекции. Если для занятий не хватает каких-либо фигурок-образов, их можно вылепить из пластилина, глины, теста, вырезать из бумаги.
Коллекция фигурок располагается на полках. Если места на полках недостаточно для размещения всей коллекции, то могут использоваться и прозрачные коробки.
Световые столы.Требования ксветовым столам несколько иные. Размер индивидуальной рабочей поверхности составляет 60х45х8 см и 100х80х8 см для занятий в группе. Подсветка поверхности происходит за счет светодиодных лент. Приветствуется наличие специально отведенных кармашков для игрушек и песка. Обязательным условием работы на световом оборудовании является своевременное кварцевание помещений и сыпучих материалов(песка), используемых в работе
Одной из приоритетных форм работы на световом оборудовании является песочная живопись.Создание картин песком - уникальное направление в искусстве. Реквизита, казалось бы, немного: мелкий песок и особый стол с подсвеченным стеклом. Но самое главное здесь – художник и его руки. Техника, получила название SandArt.Песочная живопись – это современный и модный вид искусства, который появился в 70-х годах ХХ столетия, когда американский аниматор Кэролайн Лиф создала свой первый песочный анимационный фильм «Песок, или Петя и серый волк». Позднее ее опыт переняли многие аниматоры, один из которых – ФеренцКако – попробовал создать динамический песочный фильм, т.е. без монтажа, на одном дыхании. Его опыт стал весьма успешен и положил начало новому виду искусства – искусству рисования песком.В настоящее время песочная живопись – популярное направление искусства и общей терапии, широко применяемое в различных областях.
Кому она может быть интересна?
В первую очередь педагогам, воспитателям, психологам, ведущим работу с начальным звеном учреждений общего образования и специалистам, задействованным в работе с детьми с ОВЗ
Родителям, которые заботятся о развитии ребёнка и интересуются новыми методиками.
Молодым художникам, которые ищут способ выражения.
Образовательным учреждениям, чья деятельность связана с творческим развитием детей.
Рисование является доступным и увлекательным занятием в любом возрасте. И каждая встреча приносит свои открытия и радость достижениями ребяток. Занятие начинается с пальчиковой гимнастики затем приветствие и вхождение в процесс взаимодействия с песком; подготовка поверхности к рисованию; рисование по заданной теме; украшение рисунка декоративными камушками; свободная тема.
Глава 2.
Применение песочной терапии в работе психолога общеобразовательного учреждения.
Психологи относят работу с песком к терапевтическим занятиям, в том числе для детей с ОВЗ. Коррекционная работа начинается с диагностического блока. После сбора информации по каждому ученику с ОВЗ составляется диагностическая карта с первоначальными данными психических процессов. Далее идет коррекционный блок в количестве 25 занятий. По окончании коррекционных мероприятий идет повторная диагностика познавательных процессов с целью выявления динамики развития познавательной сферы младших школьников с ОВЗ. Далее следует консультативный блок для учителей и родителей по итогам повторной диагностики. Последний блок - аналитический: осуществление анализа полученных результатов деятельности, формулирование выводов, написание индивидуальных коррекционных программ при необходимости.
Коррекционно-развивающее занятие начинается с пальчиковой гимнастики, затем приветствие и вхождение в процесс взаимодействия с песком; подготовка поверхности к рисованию; рисование по заданной теме; использование в процессе работы игрушек-фигурок, звукового сопровождения. Занятия проводятся на свободные и заданные психологом темы.
При использовании песочной терапии как метода воспитывающего воздействия на ребенка решаются следующие задачи: воспитывать коммуникативные навыки, навыки самоконтроля; создавать оптимальные условия для ранней социализации школьников; воспитывать доброжелательные отношения между детьми; обогащать способы их игрового взаимодействия.
Арт-терапевтический эффект песочной терапии заключается в возможности сглаживания эмоционально-волевых акцентов детского поведения.
Песочная терапия может быть основана на чтении, прослушивании, сочинении детьми сказок, рассказов, она помогает интеллектуальному и моральному развитию ребенка.
Песочная терапия укрепляет здоровье детей, доставляет им удовольствие, повышает интерес к окружающему миру, способствует развитию культуры ребенка.
Песочная терапия помогает:
– создавать для ребёнка атмосферу безопасности, личного творческого пространства
– стимулировать активность и самостоятельность в познавательной деятельности младшего школьника
– развивать мелкую моторику и речь ребенка
– развивать тактильную чувствительность, эмпатию
- снимать трудности в общении с родителями и сверстниками
-учить овладевать чувством самоконтроля
- учить способам самовыражения
-снимать страхи, навязчивые идеи и другие расстройства
- развивать внимание, воображение, мышление и другие психические
процессы младшего школьника
-повышать самооценку ребёнка, учить обретать веру в себя
-учить выражать свои мысли, чувства, эмоциональные переживания,
-поддерживать хорошее самочувствие ребёнка через положительные
эмоции
-корректировать тревожность, замкнутость, агрессию, гиперактивность
-снимать психоэмоциональное напряжение, утомляемость, нервозность
Ребенок рисует на песке, и его сюжеты сменяются один за другим. Он сам придумывает и озвучивает героев, представляет себя художником, режиссером и актером одновременно. Усиливается эффективность работы мозга, развиваются творческие способности, процессы восприятия, визуализации, мышления, воображения. Улучшается координация и пространственное ориентирование
Огромный положительный эффект данный метод работы оказывает на детей, имеющих признаки ЗПР.
Заключение
В данном проекте представлен положительный опыт работы следующих специалистов: педагога-психолога ОУ, учителя начальных классов и педагога дополнительного образования. Практическая ценность работы состоит в положительной динамике комплексного развития младших школьников с ОВЗ посредством песочной терапии.
Песочная терапия в работе с обучающимися с ОВЗ способствует: развитию творческих способностей младших школьников;развитию эстетического восприятия и художественного вкуса;развитию тактильно-кинетической чувствительности и мелкой моторики рук; развитию способностей к социализации;снятию мышечного тонуса;стабилизации эмоционального состояния, посредством поглощения негативной энергии;совершенствованию зрительно-пространственной ориентировки, развитию речевых возможностей;расширению словарного запаса;развитию фонематического слуха и восприятия;развитию связной речи, лексико-грамматических представлений;развитие способностей к социализации.
В настоящее время песочная терапия становится все более актуальна и открывает новые перспективы для специалистов в общеобразовательных учреждениях. Данный проект может быть использован такими педагогами как учитель музыки, ИЗО, социальный педагог, логопед, дефектолог, воспитатель ГПД, педагог дополнительного образования.
Практические занятия с песком на световом оборудовании вызывают живой интерес у детей, что влечет за собой положительные отзывы родителей.
Список литературы:
Ступницкая М. А. Новые педагогические технологии: учимся работать над проектами. Рекомендации для учащихся, учителей и родителей.- Ярославль: Академия развития, 2008.-256с.;
Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком как? М.: АСТ Астрель, 2008. – 350 с.;
Головинова Г.Н, Карелина С.В. Настольная книга педагога дополнительного образования. М, 2014, 232 с.:
Метод учебного проекта в образовательном учреждении: учебно - методическое пособие / сост. Соколова Т.В. - Архангельск: АО ИИИК РО, 2010. - 26с.
Ступницкая М. А.Что такое учебный проект? – М.: Первое сентября, 2010.- 44с.;
Ступницкая М. А. Новые педагогические технологии: организация и содержание проектной деятельности учащихся.: учебно - методическое пособие и видио - записи лекций - М.: Педагогический университет «первое сентября», 2010. – 132с.
Интернет портал «Страна Мастеров» https://stranamasterov.ru/node/720137
Информационный ресурс «Инфоурок» infourok.ru