Модель психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

3
0
Материал опубликован 24 July 2021



Модель психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья


Психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ рассматривают как комплексную технологию психолого-педагогической поддержки и помощи ребёнку и родителям в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации со стороны специалистов разного профиля, действующих координированно.

Субъектом психолого-педагогического сопровождения является обучающийся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), имеющий - особенности обучения, опыт взаимодействия с взрослыми, другими учащимися, проявления личностного и индивидуального развития.

Целью психолого-педагогического сопровождения является обеспечение оптимального развития, успешная интеграция в социум ребенка с ОВЗ, обучающегося в общеобразовательном учреждении.

Задачи психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ, обучающегося в школе:

предупреждение возникновения проблем развития ребенка;

помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации: учебные трудности, проблемы с выбором образовательного и профессионального маршрута, нарушения эмоционально-волевой сферы, проблем взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями;

развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) учащихся с ОВЗ, родителей, педагогов.

Служба сопровождения – это объединение специалистов разного профиля, осуществляющих процесс психолого-педагогического сопровождения. Команда объединяет учителей, психолога, логопеда, социального педагога, медицинского работника, представителей родительского актива.

Организационной структурой службы сопровождения ребенка с ОВЗ в общеобразовательном учреждении является психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПк). ПМПк является структурным подразделением образовательного учреждения, регулирующим процесс сопровождения и обеспечивающий комплексность процесса сопровождения.

В обязанности учителя-логопеда в системе сопровождения входит: всестороннее изучение речи обучающихся, проведение индивидуально-групповых и фронтальных занятий с учащимися, имеющими отклонения в речевом развитии, оказание методической помощи учителям по преодолению трудностей при освоении обучающимися родного языка. Для логопедических занятий в учебном плане предусматриваются часы в соответствии с Базисными учебными планами специальных (коррекционных) образовательных учреждений соответствующего вида.

Педагог-психолог выявляет особенности умственного и интеллектуального развития, личностных и поведенческих реакций, проводит коррекционно-развивающие групповые и индивидуальные занятия, направленные на нормализацию развития эмоционально-волевой сферы, формирование продуктивных способов мыслительной деятельности, а также на профилактику возможных отклонений межличностных отношений; развивает психолого-педагогическую компетентность педагогов и родителей.

Учителя, работающие с детьми с ОВЗ, проводят систематическое углубленное изучение обучающихся с целью выявления их индивидуальных образовательных особенностей и определения направлений развивающей работы, фиксируют динамику развития обучающихся, ведут учёт освоения ими общеобразовательных программ, совместно с педагогом-психологом ведут карты сопровождения учащихся.

Таким образом, специалистами сопровождения отслеживаются эффективность обучения детей с ОВЗ по программе (рекомендованной ПМПК), текущие и этапные результаты адаптации, динамика развития и личностного роста обучающихся, формирование навыков образовательной деятельности, освоение общеобразовательных программ, показатели функционального состояния их здоровья. Результаты наблюдений фиксируются в карте сопровождения обучающегося.

Все выше сказанное позволяет выстроить определенную модель психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ, которая характеризуется следующими принципами: 1) системность – реализуется в процессе оказания психолого-педагогической помощи в разных направлениях: детям, учителям, родителям (оказывается в реальной ситуации обучения ребенка, выявляет имеющиеся сложности, потенциальные возможности школьника, его сильные стороны, определяющие обходные пути в обучении и с учётом всех составляющих определяется, моделируется система психолого-педагогического сопровождения); 2) комплексность – проявляется в том, что педагогом, психологом, родителями оказывается ребенку комплексная помощь, охватывающая все сферы его деятельности (познавательную, эмоционально-волевую, двигательную; оптимизируются социальные связи и отношения), помогающая отследить успешность обучения и наладить межличностные связи; 3) интегративность – предусматривает интеграцию различных методов (психотерапевтических и психолого-педагогических), методик, подходов, дидактических и психотерапевтических приемов (охватывает не только образовательную среду, но и микросоциальную); 4) приоритет особых потребностей ребенка – выявление причин учебных затруднений ребенка, знание и учёт его особых потребностей для использования их в качестве обходных путей (нуждаются в специальных условиях организации образовательного процесса); 5) непрерывность – отражает необходимость ранней диагностики его возможностей и способностей, осуществления психолого-педагогического сопровождения на протяжении всего периода обучения.


Технология психолого-педагогического сопровождения может быть представлена следующими содержательными направлениями работы:

- постановка проблемы на основе повышения информированности заинтересованных лиц о субъекте сопровождения, стоящих задачах и целях сопровождения;

- коллегиальное обсуждение проблемы сопровождения (участвуют в этом процессе все педагоги, имеющие отношение к данному ученику или проблеме, родители, специалисты);

- психолого-педагогическое сопровождение развития детей конкретизируется, определяются конкретные действия каждого специалиста;

- рефлексивность деятельности педагогов, аккумуляция и трансляция педагогического опыта, что достигается отслеживанием динамики процесса сопровождения, возникших проблем, организацией обратной связи, фиксацией идей и предложений, анализом результатов предыдущей работы.

Таким образом, широкая сфера применения психолого-педагогического сопровождения позволяет рассматривать его как неотъемлемое звено системы образования. Расширение представлений о целях образования, в числе которых включены не только цели развития, воспитания, обучения, но и обеспечения физического, психического, психологического, нравственного и социального здоровья всех детей обусловливает интенсивное развитие теории и практики психолого-педагогического сопровождения.






Схема модели

психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ


t1627120484aa.gif




Виды работ:

- профилактика;

- диагностика;

- консультирование;

- коррекционно-развивающая деятельность;

- психологическое просвещение и образование;

- экспертиза УМК, образовательной среды.



п/п

Ответственный

Вид деятельности

1

Классные руководители, учителя-предметники

Организация коррекционно-развивающей работы, нацеленной на восполнение пробелов в обучении.

2

Педагог-психолог

Организация коррекционно-развивающей работы, направленной на коррекцию психических процессов (памяти, внимании, мышления), поведенческих отклонений.

3

Учитель-логопед

Диагностика речевого развития обучающихся.

Разработка и реализация индивидуальных программ.

4

Классные руководители, воспитатели.

Работа с родителями. Коррекционно-развивающая работа, направленная на восполнение пробелов в воспитании.

5

Социальный педагог

Работа с родителями и обучающимися по социализации.

6

Учитель физкультуры

Мониторинг физической подготовки. Занятия физической культуры по адаптированной программе.

7

Медицинский работник

Организация мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья обучающихся



Содержание деятельности


Сопровождение: профилактика, диагностика, коррекция, консультирование.

Профилактика: своевременное предупреждение нарушений в становлении личности, помощь в трудной жизненной ситуации.

Коррекционно-развивающая компенсация недостатков в развитии.

Консультационная работа: преодоление школьной и социальной дезадаптации.

Диагностическая работа: первичная диагностика состояния ребенка, сформированности основных функций, нарушений; психометрическая диагностика состояния основных психических функций, диагностика физического состояния здоровья.


Основные направления психологического сопровождения обучающихся с ОВЗ в рамках введения ФГОС ООО

1. Профилактическое направление.

Профилактика – предупреждение возникновения явлений дезадаптации обучающихся, разработка конкретных рекомендаций педагогическим работникам, родителям по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.

2. Диагностическое направление.

Выявление особенностей психического развития ребенка, наиболее важных особенностей деятельности, сформированности определенных психологических новообразований, соответствия уровня развития умений, знаний, навыков, личностных и межличностных образований возрастным ориентирам и требованиям общества.

Диагностика может быть индивидуальной и групповой.

Этапы индивидуальной диагностики:

- изучение обращения к психологу, поступающего от учителей, родителей, учащихся (определение проблемы, выбор метода исследования);

- формулировка заключения об основных характеристиках компонентов психического развития или формирования личности школьника (постановка психологического диагноза);

- разработка рекомендаций, программы психокоррекционной работы с учащимися, составление долговременного плана развития способностей или других психологических образований.

3. Консультативное направление (помощь в решении тех проблем, с которыми к психологу обращаются учителя, учащиеся, родители).

Индивидуальное консультирование - оказание помощи и создание условий для развития личности, способности выбирать и действовать по собственному усмотрению, обучатся новому поведению.

Групповое консультирование - информирование всех участников образовательного процесса по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей с целью создания адаптивной среды, позволяющей обеспечить полноценную интеграцию и личностную самореализацию в образовательном учреждении.

4. Развивающее направление.

Развивающая работа (индивидуальная и групповая) - формирование потребности в новом знании, возможности его приобретения и реализации в деятельности и общении.

5. Коррекционное направление.

Коррекционная работа (индивидуальная и групповая) – организация работы, прежде всего с учащимися, имеющими проблемы в обучении, поведении и личностном развитии, выявленные в процессе диагностики.

Направлено на: уменьшения степени выраженности патологии, ее поведенческие последствия; предупреждение появления вторичных отклонений в развитии; обеспечение максимальной реализации реабилитационного потенциала ребенка.

6.Просветительско-образовательное направление.

Психологическое просвещение и образование - формирование потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития; создание условий для полноценного личностного развития и самоопределения обучающихся, воспитанников на каждом возрастном этапе, а также в своевременном предупреждении возможных нарушений в становлении личности и развитии интеллекта.

Так же приобщение педагогического коллектива, учащихся и родителей к психологической культуре.

7.Профориентационное направление.

Психолого-педагогическая поддержка делает процесс профессионального самоопределения учащихся последовательным, осознанным и обоснованным; она направлена на самопознание, выявление истинных мотивов их выбора, реальных возможностей и образовательных потребностей. Результатом педагогического руководства профессиональным самоопределением становится готовность к выбору профессии, осмыслению, проектированию вариантов профессиональных жизненных путей.


Формы работы психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ в рамках введения ФГОС ООО

Решение задач психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ не может быть ограничено областью непосредственного взаимодействия психолога с ребенком. Оно требует организации работы с педагогами и родителями как участниками образовательного пространства.

Работа с обучающимися

- Профилактическая работа с обучающимися с целью формирования у учащихся знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья, содействие формированию регулятивных, коммуникативных, познавательных компетентностей.

- Выявление учащихся группы риска (методом мониторинга) и организация индивидуальной или групповой коррекционно-развивающей работы.

- Проведение тренингов с учащимися по развитию коммуникативных и регулятивных компетентностей, формированию мотивации к учебному процессу.

- Консультирование учащихся (помощь в решении проблем).

- Профориентационная работа. Большое внимание при сопровождении учащихся к социально-профессиональному самоопределению уделяется индивидуальным консультациям по вопросам выбора профессии.

- Сопровождение учащихся в рамках подготовки и сдачи государственной итоговой аттестации.

Работа с педагогами

- Профилактическая работа с учителями. Существенное место в работе с учителями отводится обучению педагогов установлению психологически грамотной, развивающей системы взаимоотношений со школьниками, основанной на взаимопонимании и взаимном восприятии друг друга.

- Консультирование учителей по вопросам совершенствования образовательного процесса (сопровождение индивидуальных образовательных траекторий).

- Проведение семинаров, практических занятий, лекций

Работа с родителями

- Консультирование родителей по созданию условий, обеспечивающих успешную адаптацию подростков к средней школе, посвященное психологическим особенностям того или иного вида деятельности. Оно может проводиться как в традиционной форме – групповые и индивидуальные консультации, лекции, семинары,- так и в достаточно новых для системы сопровождения формах совместных семинаров-тренингов по развитию навыков общения, сотрудничества, разрешения конфликтов, в которых принимают участие как родители, так и дети.

- Профилактическая работа с родителями с целью обеспечения родителей знаниями и навыками, способствующими развитию эффективного, развивающего поведения в семье в процессе взаимодействия с детьми. В результате их проведения становится возможным формирование групп лидеров из родителей, в дальнейшем активно участвующих в профилактической деятельности.

- Проведение бесед, лекций, возможность давать рекомендации родителям для успешного воспитания детей учитывая возрастные особенности.

Ожидаемые результаты:

·  Активное включение в образовательный процесс всех категорий обучающихся.

·  Создание мониторинга психологического статуса обучающегося.

·  Разработанные рекомендации помогут оказать помощь в построении индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся и педагогов школы, будут способствовать их личностному росту.

·  Повышение психолого-педагогической компетенции педагогов и родителей обучающихся.

·  Создание системы психологического сопровождения по организации психологически безопасной образовательной среды.










Взаимодействие участников психологического сопровождения обучающихся с ОВЗ


t1627120484ab.gif

































Показатели результативности психологического сопровождения обучающихся с ОВЗ



п/п

Участники сопровождения

Критерии

Показатели результативности

1

Классные руководители, учителя-предметники.

Обеспечение успешности в обучении. Результаты, достигаемые учащимися, по предметам. Профессиональный уровень учителя.

- Успеваемость (в %)

- Отсутствие конфликтных ситуаций, жалоб.


2

Педагог-психолог

Уровень сформированности психических процессов учащихся с ОВЗ.

- Положительная динамика эмоционально-волевой сферы, психических процессов.

- Мониторинг по результатам диагностики.

3

Учитель-логопед

Уровень сформированности речевой деятельности учащихся с ОВЗ .

- Наличие положительной динамики в речевом развитии.

4

Учитель физкультуры.

Развитие и сохранение здоровья обучающихся с ОВЗ.

- Мониторинг физического здоровья обучающихся.

5

Фельдшер

Отслеживание динамики состояния здоровья учащихся с ОВЗ.

- Диспансеризация

- Своевременное постдиспансерное лечение.

6

Социальный педагог

Уровень вербальной и коммуникативной компетенции учащихся с ОВЗ.

- Характер общения и поведения обучающихся в школьном коллективе, в социуме, в семье.

- Активность в общественной жизни школы и в социуме.

- Отсутствие проблем или трудностей в поведении






Индивидуальная образовательная программа



Титульный лист, который включает в себя наименование учреждения, назначение программы, срок реализации, адресность программы (фамилия, имя обучающегося, год обучения), гриф утверждения руководителем, согласование с родителями. При необходимости программа может быть согласована с председателем психолого-медико-педагогического консилиума.

Пояснительная записка, в которой излагается краткая психолого-педагогическая характеристика ребенка с перечнем  сформированных умений и навыков  и тех, которые не сформированы в должной степени. На основе данных психолого-педагогической диагностики формулируется цель и задачи сопровождения ребенка на определенный временной промежуток. В пояснительной записке обязательно следует указать примерные программы, на основе которых подготовлена индивидуальная образовательная программа, а также обосновать варьирование, если имеет место перераспределение количества часов, отводимых на изучение определенных разделов и тем, изменение последовательности изучения тем и др.

Индивидуальный учебный план, годовой календарный график Данный структурный компонент имеет место, если в индивидуальной программе содержится знаниевый компонент по предметам и учебным областям. Например, при проектировании индивидуальной программы для обучающегося с ограниченными возможностями здоровья, получающими образование в форме индивидуального обучения на дому, в форме экстерната.

Содержание программы

Ф.И. ученика ___________________________________________________ класс ____________

Направление работы

Цели задачи

Формы, приемы, методы работы

Ожидаемый результат

Требования к реализации программы *

Образовательный компонент (учитель - предметник)

Образовательный компонент, в котором раскрывается содержание образования на определенном году обучения с включением календарно-тематического планирования, критериев оценивания достижений по учебным областям и др. Образовательный компонент является обязательным для содержательного наполнения, если в индивидуальную программу включен индивидуальный учебный план. Содержательное наполнение данного компонента дублирует содержание рабочей программы по предмету.


Коррекционный компонент (психолог/логопед/педагог ЛФК/ врач/ учитель – предметник**)

Коррекционный компонент, в рамках которого излагаются направления коррекционной работы с обучающимся, ее приемы, методы и формы. В коррекционном блоке следует предусмотреть раздел учителя-дефектолога, учителя-логопеда, педагога-психолога, а также, что немаловажно, раздел учителя, который имеет возможность реализовывать приемы и методы коррекционной работы с обучающимся в урочной и внеурочной деятельности по предмету. В силу того, что у учителей-предметников, воспитателей образовательных учреждений возникают серьезные трудности при проектировании направлений и методов коррекционной работы, данный раздел могут содержательно наполнять учителя-дефектологи.


Воспитательный компонент*** (классный руководитель/ воспитатель/ педагог доп.образования/ родитель)

Воспитательный компонент содержит раздел классного руководителя, воспитателя, педагога дополнительного образования, а также раздел, реализуемый родителями обучающихся, в котором описываются условия взаимодействия специалистов и родителей в процессе психолого-педагогического сопровождения обучающегося.


* В данном разделе следует соотнести цель и задачи индивидуальной программы с ее планируемыми результатами, а также конкретно сформулировать результаты реализации программы на уровне динамики показателей психического и психологического развития обучающегося и уровне сформированности ключевых компетенций. Эти требования являются основой для осуществления промежуточной и итоговой оценки результативности индивидуальной программы.

** Фиксация начального уровня по предметам (учителя-предметники ОУ)

Курс

Направления работы, используемые приемы

Промежуточный контроль

Итоги деятельности

Ответственный






*** Описание социальной среды, характера, проблем

Фиксация проблем, которые реально изменить

Поставленные задачи

Средства: включение в работу школы и т.д.

Ответственный, срок

Предполагаемая частота расширенного обсуждения ситуаций по обучению и социализации данного ребенка всеми, кто в этом задействован

Рекомендации по социализации

5.Результаты реализации индивидуальной образовательной и рекомендации на новый учебный год. В данном разделе формулируется обоснование внесения корректив по результатам промежуточной диагностики и заключение о реализации индивидуальной программы в целом при обсуждении данного вопроса в рамках итогового психолого-медико-педагогического консилиума в конце учебного года. Рекомендации формулируются с целью обеспечения преемственности в процессе индивидуального сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья специалистами на следующем этапе его обучения.

Б 2.3.Задание 2 Лютик Елена Борисовна

Примерный план коррекционной работы с обучающимися  с ограниченными возможностями здоровья

Цель: обеспечение своевременной специализированной помощи в освоении содержания образования и коррекции недостатков в познавательной и эмоционально-личностной сфере детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов.



Задачи (направления) деятельности

Планируемые результаты

Виды и формы деятельности, мероприятия

Сроки

Ответственные

Психолого-педагогическая работа

Обеспечить психолого-педагогическое сопровождение детей с ЗПР, детей-инвалидов

Планы, программы

Разработать индивидуальную программу по предмету.
Разработать воспитательную программу работы с классом и индивидуальную воспитательную программу для детей с ЗПР, детей-инвалидов.
Разработать план работы с родителями по формированию толерантных отношений между участниками инклюзивного образовательного процесса.
Осуществление педагогического мониторинга достижений школьника.

сентябрь

Заместитель
директора по УВР
Учителя-предметники, классный руководитель, социальный педагог

Обеспечить психологическое и логопедическое сопровождение детей с ЗПР, детей-инвалидов

Позитивная динамика развиваемых параметров

1.Формирование групп для коррекционной работы.
2.Составление расписания занятий.
3. Проведение коррекционных занятий.
4. Отслеживание динамики развития ребенка

В течение уч.года

Педагог-психолог
логопед

Лечебно – профилактическая работа

Создание условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся с ЗПР, детей-инвалидов

 

 

Разработка  рекомендаций для педагогов, учителя, и родителей по работе с детьми с ЗПР.
Внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс Организация  и проведение мероприятий, направленных на сохранение, профилактику здоровья и формирование  навыков здорового и безопасного образа жизни.
Реализация профилактических образовательных программ

 

В течение года

Заместитель
директора по УВР
Классный руководитель
Педагог-психолог
логопед 
Медицинский работник

Консультативная работа

Цель: обеспечение непрерывности специального индивидуального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания; коррекции, развития и социализации обучающихся







Задачи (направления) деятельности

Планируемые результаты.

Виды и формы деятельности, мероприятия.

Сроки

Ответственные

Консультирование педагогических работников по  вопросам инклюзивного образования

1. Рекомендации, приёмы, упражнения и др. материалы. 
2. Разработка плана консультативной работы с ребенком, родителями, классом, работниками школы

Индивидуальные, групповые, тематические консультации

По отдельному плану-графику

Учитель – логопед
Педагог – психолог
Социальный педагог
Заместитель директора 
по УВР

Консультирование обучающихся по выявленных проблемам, оказание превентивной помощи

1. Рекомендации, приёмы, упражнения и др. материалы. 
2. Разработка плана консультативной работы с ребенком

Индивидуальные, групповые, тематические консультации

По отдельному плану-графику

Учитель – логопед
Педагог – психолог
Социальный педагог
Заместитель директора
по УВР

Консультирование родителей по  вопросам инклюзивного образования, выбора стратегии воспитания, психолого-физиологическим особенностям детей

1. Рекомендации, приёмы, упражнения и др. материалы. 
2. Разработка плана консультативной работы с родителями

Индивидуальные, групповые, тематические консультации

По отдельному плану-графику

Учитель – логопед
Педагог – психолог
Социальный педагог
Заместитель директора 
по УВР

Информационно – просветительская работа


Цель: организация информационно-просветительской деятельности по вопросам инклюзивного образования со всеми участниками образовательного процесса


Задачи (направления) деятельности

Планируемые результаты

Виды и формы деятельности, мероприятия

Сроки

Ответственные

Информирование родителей (законных представителей) по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам

Организация работы  семинаров, тренингов… по вопросам инклюзивного образования

Информационные мероприятия

По отдельному плану-графику

логопед
Педагог – психолог
Социальный педагог
Заместитель директора
по УВР 
другие организации

Психолого-педагогическое просвещение педагогических работников по вопросам развития, обучения и воспитания данной категории детей

Организация методических мероприятий по вопросам инклюзивного образования

Информационные мероприятия

По отдельному плану-графику

 

 

логопед
Педагог – психолог
Социальный педагог
Заместитель директора 
по УВР 
другие организации

Работа с родителями обучающихся

Цель: повышения уровня психологической компетенции в вопросах воспитания и обучения ребенка. 


Дата

Содержание  работы 
с родителями  обучающихся

1 четверть

Мониторинг родителей с целью выявления особенностей развития родительско-детских отношений

Консультация родителей по поводу трудностей в адаптации. Выработка общих путей решения проблемы.

Беседа по проблеме полной зависимости ребенка от мнения родителей.

2 четверть

Консультация родителей об итогах проделанной работы, познакомить с результатами повторного мониторинга.

Беседа с родителями по вопросу коррекции стиля родительско - детских отношений.

3 четверть

 

 

Февраль



Март

Консультация родителей по поводу трудностей ученика в учебе, его психологической неготовности к обучению, поиск путей решения проблемы.

Родительское  кафе
Родители 1-2 классов. Тема «Как выбрать кружок ребёнку?»

 

Родители 4-5 классов. Тема «Трудности при переходе в основную школу.

4 четверть

 

 

Апрель 

Знакомство родителей с итогами контрольного мониторинга. 
Выявление положительной тенденции  в проделанной работе.

Родительское кафе
Родители 8-9 классов. Тема «Профессиональные интересы ребёнка»

 






в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации