Статья «Роль педагогической интеграции в развитии личности ученика с ограниченными возможностями здоровья»
Основная цель системы специального образования для детей с ограниченными возможностями здоровья - максимально возможная их социализация, активное включение в социокультурную среду.
Социализация - совокупность всех социальных процессов, благодаря которым ребёнок с ограниченными возможностями здоровья усваивает и воспроизводит определённую систему знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества, осваивая социальные роли и культурные нормы.
Этапы социализации ребёнка-инвалида обязательно включают его школьное обучение, которое в свою очередь подразумевает обязательное развитие личности.
В целевой федеральной программе «Дети-инвалиды» в качестве основной цели реабилитации детей-инвалидов выдвигается формирование их личности с учётом общего и особенного в их способностях к творческой и физической деятельности и создание условий для самореализации, саморазвития конкретной личности путём интеллектуального, эмоционального, нравственного, культурного, профессионального и других направлений развития личности [2].
Направляющая роль в формировании личности ребёнка-инвалида принадлежит педагогической интернальной интеграции, которая требует в настоящее время пересмотров некоторых её позиций. Изначально, с момента формирования новой образовательной системы для детей с ограниченными возможностями здоровья, педагогическая интернальная интеграция предполагала формирование у детей с ограниченными возможностями в развитии способности к усвоению учебного материала, определяемого общеобразовательной программой, внутри системы специального образования, без взаимодействия участников специального и массового образования.
Современные социокультурные аспекты требуют уточнения некоторых вышеизложенных положений. Потенциал педагогической интернальной интеграции даёт широкую возможность не только для формирования способности к усвоению учебного материала, но и для формирования собственно личности ребёнка-инвалида, это обусловлено проблемами влияния личностных особенностей на успешность овладения учебным материалом.
Методологической основой изучения личности детей с психическим дизонтогенезом является концепция Л.С.Выготского [1] о сущности дефективности, в которой подчёркивается, что огромную роль в развитии личности аномального ребёнка играет социальная среда и общество. Л.С.Выготский отмечал, что физический недостаток сам по себе не делает ребёнка дефективным, но, изменяя социальную позицию личности, приводит к появлению особых черт в его поведении и характере. Для изучения влияния дефекта на личность ребёнка с ограниченными возможностями здоровья важными являются положения Л.С.Выготского о сложной структуре дефекта, в которой он выделял первичные особенности организма и вторичные новообразования.
В.Н.Мясищев, изучая структурно-динамические характеристики личности, подчёркивал, что к первичным особенностям относятся динамические свойства личности, обусловленные свойствами нервной системы, и особенностями заболевания. На основе первичных симптомов возникают вторичные особенности в форме различных характерологических сдвигов, представляющих собой результат сложных взаимодействий внешних и внутренних факторов. Возникновение вторичных особенностей личности больного ребёнка может быть вызвано рядом причин, к которым относятся переживания по поводу дефекта, условия воспитания, характер отношений в семье. Всё это приводит к нарушению системы отношений ребёнка, и если он не приобретает в ходе своего развития способности адекватно разрешать встающие перед ним проблемы, то это может привести к нарушению социальной адаптации [2].
Среди механизмов патологического формирования личности у лиц с ограниченными возможностями здоровья ведущая роль принадлежит реакции личности на осознание дефекта, своей неполноценности. Негативное влияние на развитие личности оказывают также такие факторы, как ранняя социальная депривация, а также неправильное воспитание и своеобразное отношение окружающих к ребёнку с ограниченными возможностями. Всё это обусловливает незрелость эмоционально-волевой сферы, эгоцентризм, повышенную внушаемость у такого ребёнка.
Поэтому вопросы формирования личности детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях педагогической интернальной интеграции приобретают особую важность.
Для успешной педагогической интеграции необходимо соблюдение трёх важных условий:
1) учёт индивидуальных возможностей ребёнка;
2) соблюдение желания родителей, оказание помощи и поддержки;
3) помощь службы психолого-педагогического сопровождения.
Учёт индивидуальных возможностей ребёнка подразумевает диагностику его познавательной сферы и личностных особенностей, анализ полученных данных и построение плана коррекционной работы. Этими вопросами в системе специального образования занимаются учителя, логопеды и психологи.
Работу с семьёй осуществляют классные руководители и психологи. Эти специалисты проводят диагностику семей обучающихся, разрабатывают и реализуют планы работы с семьёй, включающие разные направления взаимодействия.
Помощь службы психолого-педагогического сопровождения включает собственно коррекционную работу, направленную на преодоление отклонений в развитии ребёнка, предупреждение возможных вторичных нарушений, и подразумевает слаженность взаимодействия участников психолого-педагогического процесса. Структурно вся система педагогической интернальной интеграции может быть представлена следующим образом (см.рис.1):
Учитель (классный руководитель) |
||||
Логопед |
Познавательная сфера |
Психолог |
||
|
Ребёнок с ОВЗ |
|
||
Личностные особенности |
||||
Родители |
||||
Диагностика, анализ проблем ребёнка, разработка плана коррекционной работы, психолого-педагогическая коррекция, оценка результатов |
||||
Рис.1. Структура педагогической интернальной интеграции
Представленная структура по своей сути в плане реализации сложна и может быть эффективна в условиях взаимодействия только всех специалистов коррекционных школ.
Систематическое наблюдение за развитием каждого ребёнка в условиях интернального обучения, разработка индивидуальных коррекционных программ в зависимости от уровня знаний и индивидуальных возможностей учащихся, способностей и динамики развития, условий и степени принятия психолого-педагогической помощи, способствуют их наиболее эффективной и адекватной социализации.
Коррекционная работа над формированием личностных особенностей ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в структуре педагогической интернальной интеграции должна опираться, в первую очередь, на уровень интеллектуального развития ученика и включать в себя:
1. Формирование эмоционально-волевой активности.
2. Формирование познавательного отношения к окружающему.
3. Развитие морально-нравственной стороны личности.
4. Развитие самооценки.
Однако в настоящее время реализация вышеизложенных положений в структуре специального образования лиц с ограниченными возможностями здоровья затруднена, что объясняется влиянием следующих факторов:
-кадровыми проблемами (отсутствие в коррекционных образовательных учреждениях квалифицированных специальных психологов);
-сокращением в учебных планах количества часов, отведённых на коррекционную работу;
-занятостью родителей на производстве или отсутствием у них интереса к проблемам ребёнка;
-тенденцией к усложнению структуры дефекта, что значительно увеличило приток в коррекционные учреждения детей с комплексными нарушениями в развитии (данная категория детей в настоящее время недостаточно изучена).
Следовательно, проблема роли педагогической интернальной интеграции в развитии личности ребёнка с ограниченными возможностями здоровья является актуальной для специальной педагогики и требует определения путей для её решения.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. –М.: Педагогика, 1956. -364с.
2. Детский церебральный паралич / Шипицына Л.М., Мамайчук И.И. –СПб.: Дидактика Плюс, 2001. -272с.