12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
 Пользовательское соглашение      Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФ
УРОК
Материал опубликовала
Добрынина Елена Вадимовна1030
Россия, Чувашская респ., Чебоксары
4

Статья «Роль педагогической интеграции в развитии личности ученика с ограниченными возможностями здоровья»

Основная  цель  системы  специального  образования  для  детей  с  ограниченными  возможностями  здоровья - максимально  возможная  их  социализация, активное включение в социокультурную  среду. 

Социализация - совокупность всех социальных процессов, благодаря которым ребёнок с ограниченными возможностями здоровья усваивает и воспроизводит определённую  систему знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества, осваивая социальные роли и культурные нормы.

Этапы  социализации ребёнка-инвалида  обязательно  включают его школьное обучение, которое в свою очередь подразумевает обязательное развитие личности.

В целевой  федеральной  программе «Дети-инвалиды» в качестве  основной  цели  реабилитации детей-инвалидов выдвигается  формирование их личности с учётом  общего и  особенного  в их способностях  к творческой  и  физической  деятельности  и  создание  условий  для  самореализации, саморазвития  конкретной  личности  путём  интеллектуального, эмоционального, нравственного, культурного, профессионального  и  других  направлений  развития  личности [2].

Направляющая роль в формировании личности  ребёнка-инвалида  принадлежит педагогической  интернальной  интеграции, которая  требует в  настоящее время  пересмотров  некоторых  её  позиций.  Изначально, с  момента  формирования  новой  образовательной  системы  для  детей  с  ограниченными  возможностями  здоровья, педагогическая  интернальная  интеграция  предполагала  формирование  у  детей  с  ограниченными  возможностями в  развитии  способности  к  усвоению  учебного  материала, определяемого общеобразовательной программой, внутри системы специального образования, без взаимодействия  участников специального и массового  образования.

Современные  социокультурные  аспекты  требуют  уточнения  некоторых  вышеизложенных  положений.  Потенциал педагогической интернальной  интеграции даёт  широкую возможность не только для  формирования  способности  к  усвоению  учебного  материала, но и  для  формирования  собственно  личности  ребёнка-инвалида, это обусловлено  проблемами  влияния  личностных  особенностей  на  успешность  овладения  учебным  материалом.

Методологической  основой  изучения  личности  детей  с  психическим  дизонтогенезом  является  концепция  Л.С.Выготского [1] о сущности  дефективности, в которой  подчёркивается,  что  огромную роль  в  развитии  личности  аномального  ребёнка  играет  социальная  среда  и  общество. Л.С.Выготский  отмечал, что  физический  недостаток  сам  по  себе  не  делает ребёнка  дефективным, но, изменяя  социальную  позицию  личности,  приводит  к  появлению  особых  черт  в  его  поведении  и  характере.  Для  изучения  влияния  дефекта  на  личность  ребёнка  с  ограниченными  возможностями  здоровья  важными  являются  положения  Л.С.Выготского  о  сложной  структуре  дефекта, в  которой  он  выделял  первичные  особенности  организма  и  вторичные  новообразования.

В.Н.Мясищев,  изучая  структурно-динамические  характеристики  личности, подчёркивал,  что  к первичным  особенностям  относятся  динамические  свойства  личности,  обусловленные  свойствами  нервной  системы,  и  особенностями  заболевания.  На  основе  первичных  симптомов  возникают  вторичные  особенности  в  форме  различных  характерологических  сдвигов, представляющих собой  результат сложных  взаимодействий  внешних  и  внутренних  факторов.  Возникновение  вторичных  особенностей  личности  больного  ребёнка  может быть  вызвано  рядом  причин,  к  которым  относятся  переживания  по  поводу  дефекта, условия  воспитания,  характер  отношений  в  семье.  Всё  это  приводит   к  нарушению  системы  отношений  ребёнка,  и  если  он  не  приобретает  в  ходе  своего  развития  способности  адекватно  разрешать  встающие  перед  ним  проблемы,  то  это  может  привести  к   нарушению  социальной  адаптации  [2].

Среди  механизмов  патологического  формирования  личности  у  лиц  с  ограниченными  возможностями  здоровья  ведущая  роль  принадлежит реакции  личности на осознание  дефекта,  своей  неполноценности.  Негативное  влияние  на  развитие  личности  оказывают  также  такие  факторы,  как  ранняя  социальная  депривация,  а также  неправильное  воспитание и  своеобразное  отношение  окружающих  к  ребёнку  с  ограниченными  возможностями.  Всё  это  обусловливает  незрелость  эмоционально-волевой  сферы,  эгоцентризм,  повышенную  внушаемость  у  такого  ребёнка.

Поэтому  вопросы  формирования  личности  детей  с  ограниченными  возможностями  здоровья  в  условиях  педагогической  интернальной  интеграции  приобретают  особую  важность.

Для  успешной  педагогической  интеграции необходимо  соблюдение  трёх  важных  условий:

1)    учёт  индивидуальных  возможностей  ребёнка;

2)    соблюдение  желания  родителей,  оказание  помощи и поддержки;

3)    помощь  службы  психолого-педагогического  сопровождения.

Учёт  индивидуальных  возможностей  ребёнка  подразумевает  диагностику  его  познавательной  сферы  и  личностных  особенностей,  анализ  полученных  данных  и  построение  плана  коррекционной  работы.  Этими  вопросами  в  системе  специального  образования  занимаются  учителя, логопеды  и  психологи. 

Работу  с семьёй  осуществляют  классные  руководители и психологи.  Эти  специалисты  проводят  диагностику  семей  обучающихся,  разрабатывают  и  реализуют  планы  работы  с  семьёй,  включающие  разные  направления  взаимодействия.

Помощь  службы  психолого-педагогического  сопровождения  включает  собственно  коррекционную  работу,  направленную  на  преодоление  отклонений  в  развитии ребёнка,  предупреждение  возможных  вторичных  нарушений,  и  подразумевает  слаженность  взаимодействия  участников  психолого-педагогического  процесса.  Структурно  вся  система  педагогической  интернальной  интеграции может быть  представлена  следующим  образом  (см.рис.1):

 

Учитель (классный  руководитель)

Логопед

Познавательная сфера

Психолог

 

Ребёнок 

с  ОВЗ

 

Личностные  особенности

Родители

Диагностика,  анализ  проблем  ребёнка,  разработка  плана коррекционной  работы,  психолого-педагогическая 

коррекция,  оценка результатов

         

 

Рис.1. Структура  педагогической  интернальной  интеграции

 

Представленная  структура  по  своей  сути  в плане  реализации  сложна и может  быть  эффективна  в  условиях  взаимодействия  только  всех  специалистов  коррекционных  школ. 

Систематическое  наблюдение  за  развитием  каждого  ребёнка  в  условиях  интернального  обучения,  разработка  индивидуальных  коррекционных  программ в зависимости  от  уровня  знаний  и  индивидуальных  возможностей  учащихся,  способностей  и  динамики  развития,  условий  и  степени  принятия  психолого-педагогической  помощи, способствуют  их  наиболее  эффективной  и  адекватной  социализации.

Коррекционная  работа  над  формированием  личностных  особенностей  ребёнка  с  ограниченными  возможностями  здоровья  в  структуре  педагогической  интернальной  интеграции  должна  опираться,  в первую  очередь,  на уровень  интеллектуального  развития  ученика и  включать  в  себя:

1. Формирование  эмоционально-волевой  активности.

2. Формирование  познавательного  отношения   к  окружающему.

3. Развитие  морально-нравственной  стороны  личности.

4. Развитие  самооценки.

Однако в настоящее время  реализация вышеизложенных  положений  в  структуре  специального  образования  лиц  с ограниченными  возможностями  здоровья  затруднена, что объясняется  влиянием  следующих  факторов:

-кадровыми  проблемами  (отсутствие в коррекционных  образовательных  учреждениях  квалифицированных  специальных  психологов);

-сокращением   в  учебных  планах  количества  часов, отведённых  на коррекционную  работу;

-занятостью родителей  на  производстве  или  отсутствием  у  них  интереса  к проблемам  ребёнка;

-тенденцией  к  усложнению  структуры  дефекта,  что  значительно  увеличило  приток  в  коррекционные  учреждения  детей  с  комплексными  нарушениями  в  развитии  (данная  категория  детей  в  настоящее время  недостаточно  изучена).

Следовательно, проблема  роли  педагогической  интернальной  интеграции в  развитии  личности  ребёнка   с ограниченными  возможностями  здоровья  является  актуальной  для специальной  педагогики  и  требует  определения  путей  для её  решения.

 

 СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ  ИСТОЧНИКОВ  И  ЛИТЕРАТУРЫ

1.       Выготский  Л.С.  Избранные  психологические  исследования. –М.: Педагогика, 1956. -364с.

2.    Детский  церебральный  паралич / Шипицына  Л.М., Мамайчук И.И. –СПб.: Дидактика Плюс, 2001. -272с.

 

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.