Проектная деятельность обучающихся в условиях школы-интерната для детей с ограниченными возможностями здоровья. Проект «Моя малая Родина»
Проектная деятельность обучающихся в условиях школы-интерната для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Проект «Моя малая Родина»
Название: «Моя малая Родина»
Тип проекта: практико-ориентированный
Класс: 7- 8 класс
Цель проекта:
-формирование у обучающихся исследовательских компетенций на базе изучение основ поисковой и исследовательской работы и создания своей собственной исследовательской краеведческой деятельности;
- систематизация знаний о Курском крае, о малой Родине каждого обучающегося;
- развитие исследовательских и коммуникативных навыков у обучающихся,
- формирование умения поиска, сбора, анализа информации (функциональная грамотность);
-формирование умений работать в группе, делать рефлексию.
Задачи проекта:
- формирование национального самосознания обучающихся, повышение уровня общего образования путем дальнейшего углубленного изучение своего края.
- выделение объектов изучения;
- определение путей получения информации по тематике проекта;
- собирать информацию и систематизировать её по принадлежности;
- составлять отчёты;
- оформить собранный материал в папки: «Моя малая Родина», «Куряне – участники Великой Отечественной войны».
Мотивация проекта: изучение истории своей малой Родины.
Проектная деятельность включает в себя:
Познавательная деятельность: умение создавать краеведческие проекты.
Информационная деятельность: работа с учебными, научно-популярными текстами фото и видеоматериалами; овладение первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования; хранения информации, использования компьютера.
Организационная деятельность: выполнение инструкций , точное следование образцу и простейшим алгоритмам; определение способов контроля и оценки деятельности.
Ключевые вопросы проекта:
Какие сведения необходимо собрать по теме проекта?
Где искать информацию по теме проекта?
Как систематизировать материал по теме проекта?
Проблема проекта: Освоение и систематизация исследуемого информационного материала по определённой тематике, связанной с вопросами краеведения.
Необходимое оборудование: ПК, публицистическая литература, художественная литература.
Аннотация.
- актуальность проекта - краеведение является основой духовного и нравственного возрождения общества, имеет большое значение в
воспитательном процессе. Краеведение обладает потенциальными возможностями дать обучающимся первоначальный опыт исследовательской работы. Поисковая и исследовательская деятельность по краеведению расширяет кругозор,
область интересов, развивает наблюдательность, учит анализировать явления
жизни. Обучающиеся учатся самостоятельно мыслить, осуществлять поиск и исследование проблемы, а также творчески подходить к работе.
Осуществляется один из основных принципов педагогики - принцип активности обучающихся в образовательном процессе.
Важно, что при работе над проектом обучающиеся не только овладевают конкретными знаниями, как познавательные, практические, оценочные, и приобретают новые, но и учатся взаимодействовать друг с другом, работать в творческом коллективе.
- значимость проектной деятельности:
а) проект даёт возможность провести краеведческую исследовательскую работу с группой обучающихся;
- развивать интерес к поисково-исследовательской работе;
б) воспитательный аспект - поисковая работа по краеведению является мотивом формирования гражданско-патриотических норм и сохранение исторического наследия.
- содержание проектной деятельности: поиск: сбор информации об истории Курского края, об участниках Великой Отечественной войны, о сохранении исторического наследия на Курской земле.
Тематический план проведения проекта. Проект рассчитан на 2 год.
1 год – «Моя малая Родина»;
2 год – «Куряне – участники Великой Отечественной войны»
Этапы работы над проектом
Начало проекта. Самостоятельны выбор темы проекта. Определение темы и целей проекта. Обсуждение темы проекта и при необходимости получение дополнительной информации.
Планирование работы. Определение источников необходимой информации. Определение способов сбора и анализа информации. Определение способа представления результатов.
Сбор информации. Выбор оптимального варианта хода проекта. Сбор и уточнение информации. Поэтапное выполнение задач проекта.
Структурирование информации. Обучающиеся систематизировали информацию, обсуждали, как лучше оформить результат групповой работы, сделали наброски пробного варианта презентации проекта.
Расширение информации.
Тематические беседы: «Курский край – любимый край», «Моя малая Родина», «Город. Посёлок. Деревня», «Интересные места моего города» «Я расскажу вам о …». Представление и анализ информации. Формулирование выводов. Выполнение практической работы по результатам проектной деятельности.
Оформление результатов работы.
Оформление творческих проектов в виде минисборников. Подготовка презентации по теме проекта.
Предполагаемый продукт: презентация результатов исследования и исследовательских работы по теме проекта, создание минисборников «Куряне – участники Великой Отечественной войны»
Презентация проекта.
Подготовка отчета о ходе выполнения проекта с представлением минисборников. Представление проектных работ, участие в его коллективном самоанализе и оценке.
Рефлексия. Подведение итогов.
Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) и причин этого.
Планируемые результаты проекта:
- развитие у обучающихся следующих компетентностей: социально-адаптивной (гражданственной), когнитивной (познавательной), информационно-
технологической и коммуникативной.
- личностные результаты: умение выделить проблему; способность к рефлексивному мышлению, наличие познавательной мотивации.
- метапредметные результаты: осознанная организация своей деятельности, формирование способности работать с разными источниками информации, способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах, готовность к сотрудничеству.
Обучающиеся должны знать:
-понятие «административная единица» и их типы;
-историю Великой Отечественной войны;
методы, способы и приемы поисковой и исследовательской деятельности;
основные этапы, структуру краеведческого исследования, его особенности;
-правила написания, оформления и виды представления исследовательской работы.
Обучающиеся должны уметь:
-различать и анализировать, сравнивать различные источники, давать им объективную оценку;
-выбирать тему исследования и формулировать цели и задачи; -работать с различными источниками по извлечению нужной информации;
- выделять и применять необходимые методы для поиска и исследования;
- работать над исследованием индивидуально, самостоятельно, в составе
группы;
-оформлять и представлять исследовательскую работу; -защитить результаты своего исследования;
- использовать приобретённые знания в других предметных областях.
Рефлексия после осуществления проекта:
какие методы использовались при подготовке вопроса;
как было организовано взаимодействие членов группы;
какова была роль руководителей групп;
удалось ли достичь намеченной цели;
использовались ли информационные технологии;
существует ли возможность дальнейшей проработки проблемы;
чему научились участники проекта.