12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Критинина Елена Анатольевна294
Учитель начальных классов.
Россия, Оренбургская обл., Оренбург
4

ФОРМИРОВАНИЕ ИНТЕРЕСА К ЧТЕНИЮ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ (НА МАТЕРИАЛЕ КНИГИ А. УСАЧЕВА «УМНАЯ СОБАЧКА СОНЯ» И СБОРНИКА «ЛУННЫЕ КОШКИ»)


 

  Важной проблемой современного образования является проблема формирования интереса к чтению у младших школьников. Актуальность проблемы обусловлена требованиями стандартов второго поколения. «Новый образовательный стандарт для начальной школы предписывает осуществлять формирование читательского навыка младших школьников в связи с развитием интереса к чтению и потребности читать произведения разных видов литературы посредством организации читательской деятельности (доступного общения с детской книгой)» [6: 66].   

 К данной проблеме обращались ведущие педагоги (В.А.Сухомлинский, К.Д.Ушинский и др.), психологи (Л.С.Выготский, В.В.Давыдов, А.А.Леонтьев, Д.Б.Эльконин, Г.А.Цукерман и др.).  Формирование интереса к чтению изучают  современные исследователи. Колосова Е.А. в своей диссертации рассматривает социальный аспект интереса к чтению. По мнению Колосовой Е.А. чтение перестает быть ведущей деятельностью в досуге и становится ведущей деятельностью в образовании [3]. О педагогических условиях формирования у младших школьников интереса  к чтению научно-популярной литературы о природе пишет   Сметанкина И.П.[7]. Сметанкина И.П. рассматривает проблему формирования интереса к чтению через развитие познавательного интереса. Галактионова Т.Г отмечает, что «развитие чтения постепенно становится не только педагогическим, но и социальным приоритетом современности» [2: 4].

Большое значение в процессе формирования интереса к чтению имеет отбор материала  для детского чтения. Формированию читательского интереса способствует литература, которая соответствует возрастным особенностям детей (Арзамасцева И.Н, Полозова Т.Д., Минералова И.Г., Зубарева Е.Е.).  

«Дети жаждут счастливой развязки, требуют «правдивости» даже в сказочно-фантастических произведениях, они очень чутки к этической позиции автора-повествователя и ждут от нее одобрения мира детства, допуская благожелательную критику частных недостатков» [1:  8].

«Психика детей плохо приспосабливается к мысли о дисгармоничном мире,  произведение должно возвращать в мир гармонии. С упоением читая о кораблекрушении, ребенок едва ли одобрит сообщение о том, что все потонули и тем история завершилась. Юные читатели требуют, чтобы в произведении было «все как в жизни», даже если им представлен совершенно фантастический персонаж» [1: 8] 

Макарова Я.П. в статье «Особенности детской литературы как воплощение детской языковой картины мира» констатирует, что «произведения для детей – необычный материал». «Она ориентирована на ребенка и имеет свои особенности. Читая произведения, дети познают окружающий мир. С одной стороны дети узнают новое, с другой - происходит формирование личности. Особенностью литературы для детей является традиционный язык. Чтобы дети лучше запоминали, авторы используют повторы. Произведение становится более понятным. Литературу для детей отличает наличие простых предложений. А также использование традиционных вербальных образов» [5: 175]. 

 «Детская литература восприимчива к новому. Обогащается новыми культурно-языковыми формами. В детской литературе меньше тропов, что связано с тем, что ребенок осваивает окружающий мир. В детской литературе активно используются: эпитет, сравнение, метафора, олицетворение. Произведения для детей не перегружены информацией, присутствует мораль, традиции» [5: 177] .

В современной литературе для детей такими книгами являются книги детского писателя и поэта Андрея Усачева. 

Первые сборники Андрея Усачева вышли в 1991 г., вскоре последовала победа на Всероссийском конкурсе молодых писателей для детей, он стал  признанным писателем в современной детской литературе. Юмор, игра слов, оригинальный ритм и легкая ирония - основа поэтической фантазии Андрея Усачева.

  Дети с удовольствием прочитают рассказы А.А.Усачева о собачке Соне. Главная героиня – необыкновенная собачка. С ней часто случаются смешные истории. Она умеет думать и находить выход из любой сложной ситуации. Дети любят животных, а если это герой или героиня книги, чтение будет интересным. Книга написана весело, легко, без назидательности учит находить выход из любой ситуации.  Рассмотрим  приемы и методы работы с книгой А.А.Усачева «Умная собачка Соня, или Правила хорошего тона для маленьких собачек».

История «Косточка».

«Соня ела вишни и сплевывала косточки с балкона вниз и мечтала, что здесь вырастет вишневая роща.

Но одна косточка упала за шиворот одному прохожему. Он рассердился. Соня подумала, что ему хочется вишенки и бросила вниз целую горсть. Собачка бросила миску. Прохожий вернулся с милиционером. Они ждали, что собачка станет сбрасывать косточки. А Соня обиделась и ушла с балкона»  [9: 36].

После чтения и обсуждения этой забавной истории можно сравнить ее с  рассказом В.Драгунского «Тайное становится явным». Мальчик Дениска на всю жизнь запомнил, что значит  «Тайное всегда становится явным».  Соня не поняла, почему прохожий пришел с милиционером. Она посчитала его невоспитанным. Но косточки она стала сплевывать на блюдце.

Как хорошо уметь читать. Но как сложно научиться читать, тем более маленькой собачке. Предложите детям прочитать рассказ  «Как Соня училась читать».

«Соня попросила научить своего хозяина научить ее читать. У Ивана Ивановича было очень много книг. Соня выучила все буквы. Ей хотелось прочитать слово «сосиски». Соня представляла сосиски гигантскими: они же состоят из семи букв, а слово «слон» только из четырех. А слон большой. А слово кошка состоит из пяти букв. Соня возмутилась: «Где же это видано, чтобы кошка была больше слона!» [9: 65]. 

 Такая история будет интересна маленьким читателям. Чтение рассказа вначале урока повысит внутреннюю мотивацию школьников, будет способствовать формированию положительного эмоционального настроя.  

В современных стандартах большое внимание уделяется смысловому чтению как одному из универсальных учебных действий младших школьников. Важно включить ребенка в такую деятельность, которая станет интересной, творческой.

Можно прочитать с детьми рассказ «А что было потом». Соне не нравилось, что все книги заканчивались одинаково. Она умела хорошо читать. «Собачка все время спрашивала хозяина: «А что потом?». Собачка была любознательной. И совсем согласившись с хозяином,  который сильно ее поругал:  «Не было такого потом. Все. Конец» [9: 85]. Здесь уместно творческое задание – сочинить продолжение истории про умную собачку.

Во втором классе происходит переход от эмоционально-чувственного восприятия к смысловому чтению.  Прочитайте второклассникам рассказ «Как Соня училась разговаривать». Дети знают, что электрический ток опасен. А собачка была очень маленькой и не знала об этом. Собачка не поняла, почему опасен ток. Но решила, что он странный. Можно попросить зачитать слова, которые помогут доказать верность данного утверждения или прочитать рассказ по ролям. После прочтения  дети никогда не захотят играть с проводами. Электрический ток опасен.

В рассказе «Радуга»  Соня помогает маленькой девочке.  Прочитать рассказ можно на этапе рефлексии при работе над произведениями, призванными воспитывать нравственное начало младших школьников (М.М.Пришвин, В.В.Бианки, Б.С.Житков, Е.И. Чарушин). О воспитании чуткости писал известный педагог В.А.Сухомлинский в книге «Сердце отдаю детям».

Кроме историй про собачку Соню, у Андрея Усачева есть немало других замечательных книг. Некоторые сказки становятся интересной и познавательной игрой в слова, буквы, понятия. Например, в «Сказке без конца и начала» и презабавной «К.Ш.». А.А.Усачёву удается совмещать обучение и развлечение. Он автор многочисленных книг, в стихах и прозе, рассчитанных на учение с увлечением.

В сборник «Лунные кошки» вошли лучшие сказки писателя. Они не только интересные, но и познавательные. Из них можно узнать, чей дом лучше, есть ли жизнь на Луне, на чем держится Земля. Рассмотрим, как материал сборника можно использовать на уроках литературного чтения в начальной школе для формирования интереса к чтению.

Сказка «Самый лучший в мире дом» способствует формированию уважительного отношение к матери: 

«Потом они высунулись из-под крыла и закричали:

- Самый лучший в мире дом - у мамы под крылом: он и маленький, и уютный, и тёплый, и бегать умеет!» [8: 7].

Предложите детям сравнить дом лирического героя и дом мамы-наседки.

Дом лирического героя: неудобный, большой, холодный, неуютный.

Дом мамы-наседки: лучший, маленький, теплый, уютный.

Даже в летний теплый день чужой дом холодный, а мамин: «он и маленький, и уютный, и тёплый, и бегать умеет!» [8: 7]. При работе над произведениями о матери (Б. Емельянов «Надо и не хочется», Е. Благинина «Вот какая мама», Н. Саконская «Разговор о маме», А. Барто «Разлука», С. Михалков «А что у вас?» и др.) материал сказки будет уместен на этапе актуализации знаний.

После знакомства со сказкой Шарля Перро «Красная Шапочка» можно  прочитать сказку Андрея Усачева «К.Ш.». В сказке дети встречают слова, зашифрованные в виде прописных букв. Автор обращается к юным читателям: «Дорогие Ч.! Надеюсь, что вы У., что это была за С.? Постарайтесь угадать в ней все слова. И придумайте сами такие С. С уважением, А. У.» [8:  9]. Такая игра понравится маленьким читателям.

Сказка «Лунные кошки» способствует формированию познавательного интереса к чтению. Произведение знакомит с такими понятиями как полнолуние, лунная дорожка, Луна, Вселенная, Земля, Млечный путь. А.А.Усачев приглашает младших школьников в мир фантастических приключений. Имена кошек связаны с темой «Вселенная»: кошка Селина (луна  в переводе с греческого языка), кот Гагарин (Ю.А.Гагарин – первый космонавт,  побывавший в Космосе).  Есть кот по кличке Полосатик. Кот мальчика Гани – Черныш ушел по лунной дорожке со всеми кошками. «Лунная дорожка» в сказке – «мостик» между миром реальным и сказочным.

С величиной «Время» младшие школьники знакомятся в первом классе. Сказка А.А.Усачева «Мышонок, который жил по часам» поможет детям усвоить это понятие в увлекательной форме. Для чего нужно знать время объясняют герои сказки:

«- Если знаешь точное время, всегда знаешь, что произойдет,  – объяснил папа. – Все в жизни происходит по часам!»   [8: 23]

Время автор сказки связал с обычными делами в жизни персонажей сказки:

«-Папа ткнул пальцем в циферблат. – Когда маленькая стрелка показывает шесть, просыпается кошка, в это время из норки лучше не выходить.

- В семь часов встает хозяйка и начинает готовить завтрак, - сказала мама» [8: 23].

Дети могут  найти примеры из жизни и связать их со временем, как в сказке А.А.Усачева. Таким образом, знакомство с понятием «Время» станет увлекательным и интересным. Главное, маленькие читатели без труда усвоят  новую величину. 

«Миха был поражен: все происходило так, как говорили родители» [8: 23].

В сказке присутствуют ключевые элементы сказки: главный герой уходит из дома, нарушает запрет, встречается с бедой. Помощник главного героя – воробей Чик. Сказка учит дружить:

 « - Друзья могут появиться в любое время, сказал папа» [8: 27].

Таким образом, книги Андрея Усачева можно использовать на уроках литературного чтения в начальной школе в качестве дополнительного материала для формирования читательского интереса у младших школьников. Книги соответствуют психологическим особенностям детям,  имеют воспитательный и познавательный характер. Произведения автора способствуют  развитию читательского интереса младших школьников.  Книга   «Умная собачка Соня, или Правила хорошего тона для маленьких собачек» будет интересна младшим школьникам. Рассказы можно использовать в качестве дополнительного материала на уроках литературного чтения. Сборник «Лунные кошки» содержит необычные сказки для детей младшего школьного возраста и имеет большой познавательный потенциал.


































Список использованных источников


Арзамасцева, И.Н., Николаева С.А. Детская литература: Учебник для студентов высш. и сред. пед. учеб. заведений. – 2-ое изд., - Москва: Академия,  2002. – 472 с.

Галактионова, Т.Г. Чтение школьников как социально-педагогический феномен открытого образования: диссертация. – Санкт-Петербург, 2008. – 419 с.

Колосова, Е.А. Детское чтение в современной России социальные функции структура и практики: диссертация. – Москва, 2011. – 147 с.

Левченкова, О.С. Тема игры в детской литературе 1960-1980-х годов [Текст] / О.С.Левченкова // Филологические науки. – 2002. - №5. – С. 94-101.

Макарова, Я.П. Особенности детской литературы как воплощение детской языковой картины мира.  Мировое культурно-языковое и политическое пространство: взгляд через столетия: Сборник материалов V Всероссийской научно-практической конференции Вып. 5. М.: ТрансАрт, 2013. – С.173-179.

Мартынова, Е.Н. Развитие интереса к чтению книг у детей в процессе обучения. Ярославский педагогический вестник. – 2015. – №5 – С. 66 – 71.

Сметанкина, И.П. Педагогические условия формирования у младших школьников интереса к чтению научно-популярной литературы о природе: диссертация. Москва, 1999. – 143 с.

Усачев, А.А. Лунные кошки. Москва: Махаон, 2012. . – 94 с.

Усачев, А.А. Умная собачка Соня, или Правила хорошего тона для маленьких собачек М.: Топикал, 1995.  – 86 с.




 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.