Предметно-пространственная развивающая среда ДОО как фактор обеспечения преемственности со школой

14
2
Материал опубликован 13 October 2019 в группе

Предметно-пространственная развивающая среда ДОО
 как фактор обеспечения преемственности со школой

Описание материала: В публикации рассматриваются вопросы обеспечения преемственности ДОО и начальной школы через создание единой предметно-пространственной развивающей среды.


Актуальным вопросом современной системы образования является проблема преемственности дошкольной образовательной организации и школы. «Закон об образовании в РФ» определяет ступени образования, между которыми, безусловно, необходима взаимосвязь и точки взаимодействия, а значит и преемственность одной ступени с другой.

Как же можно трактовать и понимать, что такое преемственность? В словарях встречаются разнообразные определения этого понятия, и в каждое из них включены словосочетания «связь между различными этапами». Философская энциклопедия трактует преемственность, как «связь между различными этапами или ступенями развития, сущность которой состоит в сохранении тех или иных элементов целого или отдельных его характеристик при переходе к новому состоянию».

Энциклопедия социологии предлагает такое определение: «Связь между различными этапами или ступенями развития, сущность которой состоит в сохранении тех или иных элементов целого или отдельных его характеристик при переходе к новому состоянию».

Мы считаем, что определение, предложенное Р. А. Должновой и Г. М. Федосимова, наиболее подходящее в данном контексте. Авторы рассматривают преемственность, как «последовательный переход от одной ступени образования к другой, выражающийся в сохранении и постепенном изменении содержания, форм, методов, технологий обучения и воспитания».

Но многие рассматривают преемственность, как подготовку ребенка к следующему этапу развития в школе. В дошкольный период развития у детей закладываются важнейшие черты личности ребенка. А значит, и важной задачей всех субъектов образовательных отношений, становится организация такого развивающего мира ребенка, который будет единым, то есть единый развивающий дошкольный и школьный мир.

Безусловно, важно создать для ребенка такие новые условия, чтобы переход к школьному обучению прошел мягко. Поэтому необходимо стремиться к преемственности во всех ее видах. Выделяют следующие виды преемственности:

- целевая,

- содержательная,

- технологическая,

- психологическая,

- управленческая.

e1570990536.gif

Рассматривая преемственность ДОО и начальной школы, мы может видеть, что существуют определенные трудности. Но прослеживается связь и в задачах воспитания и обучения, и в содержании учебных программ, в формах и методах воспитания и обучения, и учет возрастных особенностей развития детей. В некоторых мегаполисах созданы комплексы, где общее руководство в ДОО и школе.

Конечно все эти виды преемственности не должны себя взаимозаменять или исключать для создания мягких условий адаптации ребёнка к школе. Мы рассмотрим преемственность еще с другой стороны: создание предметно – пространственной среды детского сада и школы, как единого развивающего мира для детей. С.Л. Новоселова рассматривает развивающую предметную среду, как «систему материальных объектов деятельности ребенка, функционально модернизирующая содержание развития его духовного и физического облика. Обогащенная развивающая среда предполагает единство социальных и природных средств обеспечение разнообразной деятельности ребенка».

Образовательная среда в широком смысле безусловно благоприятствует развитию ребенка, и предметно-пространственная развивающая среда является фактором обеспечивания преемственности ДОО и школы. ФГОС ДО и начальной школы ставят акцент на создание условий среды и в ДОО, и в школе.

Мы проанализировали, наблюдается ли взаимосвязь, существует ли преемственность в создании предметно-пространственной развивающей среды дошкольной и школьной ступеней. Меняется ведущий вид деятельности, а значит среда, окружающая ребенка.  В чем можно проследить взаимосвязь в ППРС ДОО и начальной школы? При создании ППРС детского сада выделяют требования, закрепленные ФГОС ДО (насыщенность, вариативность, трансформируемость, доступность, безопасность). Эти требования находят свою преемственность в Принципах построения предметно-пространственной развивающей среды начальной школы.

Мы определили, что прослеживается преемственность в делении пространства группы и класса. В группах детского сада выделяют три «зоны»: пассивную, активную, рабочую. Пространство ребенка начальной школы можно разделить на учебное, игровое, рекреационное.

«Рабочая зона» детского сада взаимосвязана с учебным пространством. «Активная и пассивная зоны» группы ДОО находят преемственность в игровом и рекреационном пространстве начальной школы.

Итак, предметно-пространственная развивающая среда ДОО и начальной школы строится с учетом ФГОС ДО и ФГОС НО. Мы видим, что существует ряд проблем преемственности, но развитие и совершенствование ППРС обеих ступеней образования мы можем считать фактором обеспечения их преемственности.

 Список литературы
1. Должикова Р.А., Федосимов Г.М. Реализация преемственности при обучении и воспитании детей в ДОУ и начальной школе, М, 2008

2. Философская Энциклопедия. В 5-х т.  М.: Под редакцией Ф. В. Константинова, 1970

3. Энциклопедия социологии, 2009


ППРС
PPTX / 4.11 Мб


Комментарии

Спасибо! Очень нужный материал!

14 October 2019

Спасибо,Галина Васильевна, буду рада, если Вам пригодится.

14 October 2019