Здоровьесберегающие технологии в работе ДОУ. Преемственность в МБОУ
Здоровьесберегающие технологии в работе ДОУ. Преемственность в МБОУ.
Здоровье детей зависит во многом от благополучия общества. В последние время во всём мире наблюдается ухудшение здоровья детей. Различные проблемы: экологические: некачественная вода, загрязнение воздуха, химические добавки в продуктах питания и другие факторы плохо воздействуют на здоровье дошкольников.
Дошкольное учреждение является первым звеном в валеологическом образовании и строить его нужно на общепедагогических принципах: научности и доступности, непрерывности и практической целеустремленности, динамичности открытости. Непрерывность будет при условии преемственности в работе учреждений.
Валеологическое воспитание детей дошкольного возраста – это разные виды интегрированных занятий, которые используются во время проведения познавательных, развивающих, музыкальных и физкультурных занятий (подвижные игры, прогулки на свежем воздухе, солнечные лучи, катание на санках помогает стать здоровым). Школа также не должна забывать о возможности использования разнообразных форм и методов укрепления здоровья, особенно на этапе начального общего образования.
Организация занятий по воспитанию и формированию, укреплению и сохранению здоровья детей предусматривает самостоятельную, практическую и интеллектуальную деятельность детей и воспитателя, учителя. Результатом обучения и воспитания дошкольников, а потом младших школьников являются новые знания, которые можно использовать и в повседневной жизни.
Формировать знания о здоровье и здоровом образе жизни.
Воспитывать бережное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих.
Совершенствовать практических навыков здорового образа жизни.
Воспитатели в ДОУ, учителя в МБОУ должны разносторонне развивать и воспитывать ребенка, обеспечивать сохранность его полноценного здоровья, формировать убеждение и привычку к здоровому образу жизни на основе валеологических знаний, развитие разнообразных двигательных и физических качеств, укрепление психического здоровья детей (например, пожелание всем хорошего настроения, доброжелательная улыбка. Смех и улыбки –это доказанная защита от болезней) и обеспечение их психологической безопасности.
Мы считаем, что именно педагоги дают детям первичное знание о понятиях «Здоровье» и «ЗОЖ», про культуру безопасного отношения к себе и окружающим людям, но также здоровье ребенка, его социально-психологическая адаптация, нормальное развитие во многом определяется средой, в которой он живёт.
Для ребенка этой средой также является дошкольное учреждение, затем школа, система образования. В этот период происходит интенсивный рост и развитие, формирование здоровья на всю оставшуюся жизнь.
Мы, опираясь на оздоровительную и воспитательную направленность образовательного процесса, проводим:
- лечебную физкультуру, массаж, оздоровительные игры;
-работа с природным материалом (шишками, глиной, песком);
-сказкотерапия;
-музыкальную терапию (провожу музыкальные паузы, игры на музыкальных инструментах);
-дыхательную гимнастику.
Мы изучаем части тела, главные органы и их функций, жизнедеятельность некоторых систем: дыхательной, пищеварительной, кровообращения. А также приучаем:
-уделять внимание своему внешнему виду, здоровью, настроению;
-пользоваться правилами защиты и личной безопасности;
- к пониманию важности режима дня, питания;
-к владению культурно-гигиеническими правилами;
-знать про негативное влияние вредных привычек на здоровье;
-регулировать свой образ жизни и состояние здоровья в зависимости от времени года, погодных условий;
-выполнять правила поведения на природе;
-знать правила этичного поведения;
-понимать необходимость физических упражнений;
-помогать взрослым;
-владеть понятиями: внимательный,невнимательный;
-иметь представление о пользе питания и закаливающих процедур;
-проявлять уважение к людям старшего возраста и больным;
Мы формируем у детей навыки самостоятельной деятельности, социальной ответственности, способности чувствовать и понимать себя и других.
Задача педагогов научить детей понимать себя и уметь быть в мире с самим собой;
-воспитывать интерес к окружающим, развивать чувства понимания и сопереживания другим людям;
-совершенствовать навыки общения в различных жизненных ситуациях(со сверстниками,педагогами, родителями);
-повысить уровень самоконтроля.
Список литература:
1. Гаврючина Л. В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ: Методические пособия.- М.: ТЦ. Сфера, 2008. – 160с.
2. Новикова И.М. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников .- М., 2010.
3. Петрова В.И., Стульник Т,Д. Этничекие беседы с детьми 4-7лет.-М., 2011
Колышкина Елена Владимировна