«В 1672 г астроном Жан Доминик Кассини (1625-1712), один из многих итальянских учёных, которые были приглашены в Париж Людовиком XIV, предпринял систематические исследования спутников Юпитера. Он заметил определённые запаздывания в моментах вхождения первого спутника в конус тени планеты и выхода из неё, как если бы время обращения спутника вокруг Юпитера было больше, когда он находится дальше от Земли…
Это явление было исследовано молодым датским ученым Олафом Рёмером (1644-1710), который пришёл к выводу, что эту кажущуюся нерегулярность следует приписать конечности скорости распространения света. В сентябре 1676 г он предсказал отставание, которое должно наблюдаться при предстоящем затмении первого спутника Юпитера в ноябре»
ЛЬОЦЦИ М. История физики. М., МИР. 1970. с.124.«В 1672 г астроном Жан Доминик Кассини (1625-1712), один из многих итальянских учёных, которые были приглашены в Париж Людовиком XIV, предпринял систематические исследования спутников Юпитера. Он заметил определённые запаздывания в моментах вхождения первого спутника в конус тени планеты и выхода из неё, как если бы время обращения спутника вокруг Юпитера было больше, когда он находится дальше от Земли…
Это явление было исследовано молодым датским ученым Олафом Рёмером (1644-1710), который пришёл к выводу, что эту кажущуюся нерегулярность следует приписать конечности скорости распространения света. В сентябре 1676 г он предсказал отставание, которое должно наблюдаться при предстоящем затмении первого спутника Юпитера в ноябре»
ЛЬОЦЦИ М. История физики. М., МИР. 1970. с.124.М.А. Старшов
ЮМОР АМЕРИКАНСКОГО УЧЕБНИКА
После запуска первого искусственного спутника Земли и связанного с ним шока американских исследователей космоса там стали искать причины их отставания от Советского Союза в этой области науки и техники. Естественно, быстро удалось найти виноватых в …школе, в отставании преподавания математики и физики по сравнению с русской школой. Тогда посадили своих Нобелевских лауреатов писать новые учебники для школ и колледжей. Вскоре такие учебники появились, у нас их начали переводить. И это были интересные произведения, но учебниками наших школ они не могли стать и не стали.
Но как это порой бывает, в самой серьёзной книге прячутся смешные фрагменты и эпизоды. Например, вот такие.
Американский Пешеход
«Пешеход бежит с максимальной скоростью 6,0м/с, для того чтобы догнать автобус, остановившийся перед светофором. Когда пешеход находился на расстоянии 25м от автобуса, красный свет сменился на зеленый и автобус поехал с постоянным ускорением 1,0м/с2. Используя графический метод, определите: какое расстояние нужно пробежать пешеходу, чтобы догнать автобус, и чему равно минимальное расстояние между пешеходом и автобусом»
(Физика. пер. с англ. Часть 1. М.,1973. С.117).
И объяснение на С.339: «Минимальное расстояние между пешеходом и автобусом БЫЛО около 7м. В действительности, автобус движется НЕ С ПОСТОЯННЫМ УСКОРЕНИЕМ»
Приводится и тот самый график:
На первый взгляд задача как задача, даже не лишённая сюжетной остроты. Зачем только в условии оговорка о графическом решении? Но и это можно оправдать желанием научить школьников и такому способу решения физических задач. Однако, комментарий к этой задаче вызывает неудержимую улыбку, и особенно восторгает «точный» ответ, приведённый авторами этого шедевра.
Любопытно узнать мнение об этой задаче наших учителей физики. Может быть, кто-то из них возьмёт её в свой арсенал.
Или, по крайне й мере, предложит иной вариант решения и ответа. И это окажется полезным в совершенствовании преподавания раздела кинематики в начале изучения физики в нашей школе.
Старшов Михаил Александрович
власова Наталья Николаевна
власова Наталья Николаевна
Старшов Михаил Александрович
власова Наталья Николаевна