12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Старшов Михаил Александрович3861
выпускник и сотрудник физфака Саратовского университета
Россия, Саратовская обл., Саратов
Материал размещён в группе «Креативное обучение. Методика и опыт»

«В 1672 г астроном Жан Доминик Кассини (1625-1712), один из многих итальянских учёных, которые были приглашены в Париж Людовиком XIV, предпринял систематические исследования спутников Юпитера. Он заметил определённые запаздывания в моментах вхождения первого спутника в конус тени планеты и выхода из неё, как если бы время обращения спутника вокруг Юпитера было больше, когда он находится дальше от Земли…

Это явление было исследовано молодым датским ученым Олафом Рёмером (1644-1710), который пришёл к выводу, что эту кажущуюся нерегулярность следует приписать конечности скорости распространения света. В сентябре 1676 г он предсказал отставание, которое должно наблюдаться при предстоящем затмении первого спутника Юпитера в ноябре»

ЛЬОЦЦИ М. История физики. М., МИР. 1970. с.124.«В 1672 г астроном Жан Доминик Кассини (1625-1712), один из многих итальянских учёных, которые были приглашены в Париж Людовиком XIV, предпринял систематические исследования спутников Юпитера. Он заметил определённые запаздывания в моментах вхождения первого спутника в конус тени планеты и выхода из неё, как если бы время обращения спутника вокруг Юпитера было больше, когда он находится дальше от Земли…

Это явление было исследовано молодым датским ученым Олафом Рёмером (1644-1710), который пришёл к выводу, что эту кажущуюся нерегулярность следует приписать конечности скорости распространения света. В сентябре 1676 г он предсказал отставание, которое должно наблюдаться при предстоящем затмении первого спутника Юпитера в ноябре»

ЛЬОЦЦИ М. История физики. М., МИР. 1970. с.124.М.А. Старшов

ЮМОР АМЕРИКАНСКОГО УЧЕБНИКА

После запуска первого искусственного спутника Земли и связанного с ним шока американских исследователей космоса там стали искать причины их отставания от Советского Союза в этой области науки и техники. Естественно, быстро удалось найти виноватых в …школе, в отставании преподавания математики и физики по сравнению с русской школой. Тогда посадили своих Нобелевских лауреатов писать новые учебники для школ и колледжей. Вскоре такие учебники появились, у нас их начали переводить. И это были интересные произведения, но учебниками наших школ они не могли стать и не стали.

Но как это порой бывает, в самой серьёзной книге прячутся смешные фрагменты и эпизоды. Например, вот такие.

Американский Пешеход

«Пешеход бежит с максимальной скоростью 6,0м/с, для того чтобы догнать автобус, остановившийся перед светофором. Когда пешеход находился на расстоянии 25м от автобуса, красный свет сменился на зеленый и автобус поехал с постоянным ускорением 1,0м/с2. Используя графический метод, определите: какое расстояние нужно пробежать пешеходу, чтобы догнать автобус, и чему равно минимальное расстояние между пешеходом и автобусом»

(Физика. пер. с англ. Часть 1. М.,1973. С.117).

И объяснение на С.339: «Минимальное расстояние между пешеходом и автобусом БЫЛО около 7м. В действительности, автобус движется НЕ С ПОСТОЯННЫМ УСКОРЕНИЕМ»

Приводится и тот самый  график:

 

На первый взгляд задача как задача, даже не лишённая сюжетной остроты. Зачем только в условии оговорка о графическом решении? Но и это можно оправдать желанием научить школьников и такому способу решения физических задач. Однако, комментарий к этой задаче вызывает неудержимую улыбку, и особенно восторгает «точный» ответ, приведённый авторами этого шедевра.

Любопытно узнать мнение об этой задаче наших учителей физики. Может быть, кто-то из них возьмёт её в свой арсенал.

Или, по крайне й мере, предложит иной вариант решения и ответа. И это окажется полезным в совершенствовании преподавания раздела кинематики в начале изучения физики в нашей школе.

 

Опубликовано в группе «Креативное обучение. Методика и опыт»


Комментарии (5)

Старшов Михаил Александрович, 23.05.17 в 18:51 0Ответить Пожаловаться
Графика не видно, беру файл

рисунок для статьи "Юмор амер учебника"
власова Наталья Николаевна, 24.05.17 в 03:28 0Ответить Пожаловаться
Хотя после раздумий пришла к следующему выводу. Возможно, что специально создали противоречие, чтобы ученики рассуждали. И в этом цель задачи. Но тогда ответ вызывает недоумение. Попробовала по приведенному чертежу вычислять ускорение автобуса, но плохо считываются числовые значения расстояний с экрана.
власова Наталья Николаевна, 23.05.17 в 19:39 0Ответить Пожаловаться
Пробежать-то пешеходу на самом деле нужно около 18м, но не вдогонку, а навстречу. Это автобус проедет примерно семь. У вертикальной оси написано "положение", но не "координата". А вообще, "ляп" хороший.

Отредактировано 24-05-2017 03:23

Старшов Михаил Александрович, 02.06.17 в 21:07 0Ответить Пожаловаться
Который раз перечитываю, но никак не пойму. В голове моей опилки...
власова Наталья Николаевна, 02.06.17 в 21:51 0Ответить Пожаловаться
Я что-то не то предположила? Между ними 25м. Находим время встречи, приравнивая функции для координат, получаем два корня: примерно 3 с и -15 с. Второй корень отбрасываем. Думаю, что нелепости связаны с переводом.

Отредактировано 02-06-2017 22:23

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.