Статья «Воспитание через обучение. Физики и лирики»
Зуенко Марина Афанасьевна, учитель физики, высшая квалификационная категория
Морозова Лидия Александровна, учитель музыки, высшая квалификационная категория
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №6»
Кемеровская область, город Новокузнецк
ВОСПИТАНИЕ ЧЕРЕЗ ОБУЧЕНИЕ. ФИЗИКИ И ЛИРИКИ.
Воспитание духовно – нравственного начала в подрастающем поколении всегда было важной задачей любого общества. Поэтому школа решает не только образовательные проблемы, но и воспитательные. Как писал великий педагог К.Д. Ушинский: «Дух школы, её направление, её цель должны быть обдуманы и созданы нами самими, сообразно истории нашего народа, степени его развития, его характеру, его религии» [1].
Как известно, воспитание – это процесс, целью которого является формирование гармонической всесторонне - развитой и социально зрелой личности ученика. В задачи школы входит: воспитать у школьников гражданскую ответственность и правовое самосознание, духовность и культуру, самостоятельность и инициативность [2].
Во время уроков и во внеурочной деятельности учитель должен работать над формированием следующих универсальных ценностей: человек и его место в окружающем мире; жизнь, природа и общество; добро, истина и красота; труд, познание, общение. Также очень важно воспитание личностных ценностей, которые занимают особое место в ФГОС: смелость в отстаивании взглядов; дисциплинированность и ответственность; стремление к намеченной цели; терпимость, честность.
Работу по формированию личности необходимо включать в учебный процесс на уроках по всем предметам. На уроках естественнонаучного цикла формируется не только личностные качества человека, но и специфические учебные качества: самостоятельность, инициативность, аккуратность и т.д. На уроках гуманитарного цикла большое место отводится художественному, гражданскому, эстетическому воспитанию.
Так как мы, авторы статьи, являемся учителями физики и музыки, то хотели бы поделиться опытом работы в этом направлении.
Изучение физики является неотъемлемой частью человеческой культуры и должно восприниматься учениками как жизненно важное и интересное. Поэтому воспитание интереса к предмету на первом этапе знакомства с ним просто необходимо. И для этого на каждом уроке применяются различные игровые моменты. К ним относятся: диспуты и дебаты, игры «Найди ошибки» и «Собери физическую картинку», приём конструирования вопросов, обучение с помощью органов чувств, обращение за помощью к интернет – источникам и т.д. Для воспитания интереса к предмету большую роль играет вовлечение учащихся в проведение физических экспериментов, которые могут быть как реальными, так и виртуальными. Участвуя в них, ребята проявляют самостоятельность и инициативу.
Особую роль в воспитании личных и исследовательских качеств играют лабораторные работы. Так, работая в парах или группах, ученики учатся наблюдательности, пытливости, взаимовыручке, ответственности друг перед другом.
Гражданско – патриотическое воспитания не обошло стороной и уроки физики. При знакомстве ребят с личностями выдающихся физиков, акцентируется их внимание на большой увлеченности и преданности ученых науке. С особой гордостью говорится о таких русских ученых, как А.С.Попов, К.Э Циолковский, П.Н.Лебедев, об их вкладе в мировую физическую науку.
Ещё одним видом деятельности в работе - является научно – исследовательская. Ученики часто привлекаются к выполнению данных работ, лучшие из них представляются на научно – практических конференциях разного уровня. Таким образом, ребята учатся добывать знания самостоятельно, работая с различными источниками и проводя самостоятельные эксперименты. Развивая в детях творческий подход к физике, ребятам предлагается выполнить следующие задания: составление кроссвордов, сочинение физических загадок, сказок, создание физических буклетов, презентаций и т.д.
В истории физики можно столкнуться с примерами, когда большую роль в творческом процессе ученых играли чувства, вызванные произведениями искусства. Особенно показательно в этом плане искусство природы, в котором черпали свое вдохновение как ученые, так творческие люди.
Важно воспитать в учениках понимание того, что законы физики - это законы жизни.
Особо нужно отметить возможности предметов гуманитарного цикла в духовно – нравственном воспитании школьников. На уроках литературы, истории, музыки, ИЗО, МХК рассматриваются все стороны воспитания личности: патриотическое, эстетическое, гражданское, культура поведения, интернациональное. На уроках по всем этим дисциплинам ребята получают представления о любви к Родине, чувство гордости за своих земляков, любви к своим близким, дружбе, красоте…
Кроме этого на примерах исторических личностей, литературных персонажей, героев музыкальных и художественных произведений ученики приобретают понятия о лучших человеческих качествах. Эти предметы формируют в ребятах творческое отношение ко всему тому, что они делают.
Любое произведение искусства в первую очередь воспитывает в них чувство прекрасного. Д.Б. Кабалевский считал, что главной задачей музыкального воспитания является не столько обучение музыке само по себе, сколько её воздействие на духовный мир учащихся [3]. Уже в начальной школе на уроках музыки у детей формируется чувство сострадания и доброты, на таких примерах как белорусская народная песня «Перепёлочка», русская народная песня «Дон – дон», песня Л.Бетховена «Сурок». Восхищение народными героями в таких произведениях как опера М. Глинки «Иван Сусанин» вызывает в ребятах чувство уважения к подвигу простого русского человека, который погибает за Родину. Такие же чувства вызывают в ребятах песни о Великой Отечественной войне, симфония №7 «Ленинградская» Д. Шостаковича и др.
Знакомя ребят с музыкой и творчеством С. Рахманинова и Ф. Шопена, рассказывается о том, как тяжело они переживали разлуку с Родиной. Эти примеры для них – примеры патриотизма.
Большое место в школьной программе отводится русскому народному музыкальному творчеству. Музыкальный фольклор является народным средством воспитания духовности и развития способности детей, так как народные песни учат их основам человеческой культуры и воспитывают интерес к духовным ценностям русского и других народов. Часто эта работа проходит в коллективной деятельности: исполнение и разыгрывание народных песен.
И самое главное – музыка пробуждает в детях чувство доброго и прекрасного.
Все направления духовно – нравственного развития и воспитания на уроках средней школы дополняют друг друга и позволяют воспитать настоящего гражданина, гармонично развитую личность, используя при этом отечественные духовные, нравственные, и культурные традиции. Важную роль в этом играет личность самого учителя. Именно через общение учителя и ученика происходит взаимное обогащение учащихся и преподавателей.
Список использованных источников и литературы:
1. Ушинский К.Д., Избранные педагогические сочинения: в 2 т.- М., 1974.
2. Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Электронный ресурс].- режим доступа:http://standart.edu.ru/-catalog.aspx?Catalogld=985
3. Кабалевский Д.Б. Прекрасное пробуждает доброе//Из истории музыкального воспитания:хрестоматия/сост.О.А.Апраксина.-М.:Просвещение,1990.-2007