12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
ЛЮДМИЛА1152
Россия, Чувашская респ., Чебоксары
Материал размещён в группе «Учителя начальных классов»


Пресный водоем
PPT / 28.06 Мб

Урок по теме «Пресный водоем»

Тип урока: закрепляющий полученные знания.

Цель: усвоение учащимися понятия о пресном водоёме как природном сообществе, а для этого научить детей работать с определителями.

Задачи:

Обучающие: сформировать представление учащихся о жизни пресного водоема; познакомить с растительным и животным миром пресного водоема через определители.

Развивающие: развитие познавательных интересов учащихся, умения применять полученные знания, научиться работать с определителями.

Воспитательные: воспитать любовь к родному краю; показать необходимость бережного отношения к обитателям водоема, их охране.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор с экраном, презентация по теме «Жизнь пресного водоема», определители, материал для определения (заспиртованные личинки насекомых, картинки рыб, птиц , зверей, водных и околоводных растений)

Подготовительная работа: созданы 5 групп по интересам, которые провели исследовательскую работу и подготовили сообщения:

Группа ботаников – «Растения водоёма»

Группа зоологов – «Животные водоёма»

Группа ихтиологов – «Рыбы местных водоёмов»

Группа гидрологов- «Зообентос»

Группа орнитологов- «Птицы пресных водоемов»

Ход урока.

1. Организационный момент. Прежде, чем начнём наш урок, скажите мне, пожалуйста, чтобы что–то узнать новое, интересное, каким нужно быть на уроке? (Внимательным, отвечать на вопросы, слушать ответы товарищей, доказывать свою точку зрения, убеждать и т. д.)

- Сегодня мы будем работать в группах. Какие правила в группе необходимо соблюдать? (ответы детей)

2.Актуализация знаний. На прошлом занятии мы с вами получили знания о жизни пресного водоема. Как вы думаете, что мы должны узнать и чему научиться на этом уроке? Какова же цель нашего урока?

Учитель: Что бы обозначить тему урока я хочу вам дать прослушать небольшой фрагмент. Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке?

(дети слушают фрагмент звука воды)

Дети: Верно, о воде, а точнее.

Учитель: Какие вы знаете водоемы? Перечислите их.

Дети: Река, пруд, ручей, море, океан, озеро, водохранилище, канал.

Учитель: Каким цветом обозначена вода на карте?

Дети: Голубым цветом.

Учитель: Посмотрите, пожалуйста, на глобус. Чего больше на нашей планете: воды или суши? (

Дети: Воды больше. Правильно (1/3-суша,2/3-вода.).

Учитель: На какие 2 группы по происхождению можно разделить водоемы?

Дети: Естественные и искусственные.

Учитель: Назовите естественные водоемы.

Дети: Ручей, река, море, озеро, родники, океаны.

Учитель: Назовите искусственные водоемы.

Дети: Пруд, канал, водохранилище.

Учитель: Одинаковая ли вода в водоёмах? Какая в них вода?

Дети: Пресная и солёная.

Учитель: В каких водоемах вода соленая? Какая вода в водоемах, которые окружают наш городок?

Дети: В морях, океанах.

Дети: Как вы думаете, есть ли жизнь в водоёме? Приведите примеры.

Учитель: Таким образом, речь пойдет о пресных водоемах? Тема урока: «Жизнь пресного водоёма». Скажите, что мы можем увидеть, найти, услышать, когда приходим на речку. (дети отвечают)

Учитель: Из всего сказанного можно сделать вывод, что пресный водоём – это природное сообщество или биоценоз.

Сейчас, чтобы закрепить наши знания мы условно разделимся на пять групп. Сегодня вам предстоит быть учеными зоологами, ихтиологами, ботаниками, орнитологами, гидрологами.

3. Постановка учебной задачи. Каждая группа получает ватман, определители, фотографии, материал по растениям, личинкам насекомых, рыб, птиц, зверей пресных водоемов.

Группам ученых предстоит рассказать об особенностях природного сообщества «Пресный водоем» используя имеющийся материал и презентовать работу по своему направлению и закрепить наши знания о сообществе пресного водоема.

4. «Открытие нового знания». Для чего мы учимся определять растения, личинки насекомых, рыб. Как вы думаете? Совершенно верно, нам это пригодится в дальнейшем, когда мы будем изучать водоемы и можем использовать наши знания для проведения исследовательских работ, т.к. многие личинки насекомых являются биоиндикаторами класса чистоты воды в водоеме. Поэтому так важно научиться собирать материал, обрабатывать его и затем определять.

5. Самостоятельная работа. Дети делятся на группы и учатся определять по определителям заспиртованных личинок (зообентос), рыб, птиц, зверей , водные и околоводные растения.

7.Рефлексия деятельности. (Итог урока.)

Учитель: Сегодня перед вами на уроке стояла сложная задача, научиться определять собранные материал по определителям, затем презентовать его на ватмане и рассказать свою презентацию. Как вы считаете, удалось ли справиться с поставленной задачей? Что нового, интересного вы узнали о животных водоема? Что удивило вас? Где можно применить полученные знания?

Как мы выяснили, что все обитатели водоема живут сообща. Пресный водоем является природным сообществом и нуждается в охране. Люди могут влиять на сообщество, оказывая антропогенное влияние. К чему это может привести?

Дети: Гибнет рыба, растения, живые существа. Отлов раков, приведет к загрязнению водоемов, увеличению больных рыб, угрозе растениям. Уничтожение моллюсков - к замутнению воды, угрозе растениям.

Учитель: Что надо делать, чтобы экологическое равновесие не нарушилось?

Дети: Сохранять редкие растения, не ловить раков, моллюсков, не губить лягушек, головастиков - будет много комаров. Охранять и беречь природу.

8. Информация о домашнем задании. Оценка работы на уроке.

Я считаю, что вы прекрасно справились с поставленными задачами, я вижу перед собой готовых исследователей природы. Давайте похвалим себя и скажем «Ах какой я молодец!»









t1609866147aa.jpgt1609866147ab.png


t1609866147ac.pngt1609866147ac.png



t1609866147ad.jpgt1609866147ae.png






t1609866147af.jpgt1609866147ag.png

























Опубликовано в группе «Учителя начальных классов»


Комментарии (1)

Тангиева Хулимат Хусеновна, 06.01.21 в 09:43 0Ответить Пожаловаться
Спасибо, Людмила, за работу. Содержательный и очень полезный материал!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.