Видеоматериалы к уроку биологии «Животные пресных водоемов»
Кинопособие « Экология животных»
Занятие проводится параллельно с изучением биологии животных (7класс зоологии). Изучаемые вопросы, потребуют для ответа сведений, не только полученных на данном занятии, но и материал уроков ботаники и зоологии. Материал можно использовать для изучения "Окружающего мир" 4класс.
Актуальность занятия:
Животные обитают не только на земной поверхности. Не менее разнообразен животный мир различных водоемов — будь то небольшой пруд или огромный, безбрежный океан. В глубинах Мирового океана встречается огромное число видов животных.
Каким образом животные приспособились к жизни в воде?
Чем отличаются морские животные от обитателей пресных водоемов?
Тип учебного занятия: изучения и первичного закрепления новых знаний,
применение их на практике
Форма проведения: Лекция, видеоматериалы.
Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации
Основные понятия-
Течение. Аэрация водоемов. Пересыхание водоемов.
Двоякодышащие рыбы. Нотобранхи.
Вопросы для обсуждения
1.В чем различие существования животных в пресных и соленых водоемах?
В чем различие существования животных в пресных и соленых водоемах?
2.Как животные пресных водоемов приспосабливаются к сильному течению?
3.Каких рыб обитающих только в быстрых реках, вы знаете?
4.Как рыбы приспосабливаются к недостатку кислорода в пресных водоемах? к пересыханию пресных водоемов?
5.Каких аквариумных рыб, способных переносить недостаток кислорода в воде, вы знаете?
Жизнь обитателей пресных водоемов отличается от существования жителей морей и океанов. В ручьях и реках обычно сильное течение. Поэтому у обитающих там животных в процессе эволюции выработались разнообразные приспособления к жизни в стремительном водном потоке. Например, такие рыбы, как голец, прячутся под камнями — там, где течение не очень сильное. Под камнями от течения укрываются и различные беспозвоночные, например обитающие в горных речках личинки поденок. Форма тела у них сплюснутая. Личинки плотно прижимаются к камню, цепляются за него острыми коготками лапок, и никакое течение им не страшно.
Существуют и рыбы, способные прикрепляться к камням и таким образом противоборствовать сильному течению. Для этого у них на брюхе имеется присоска. А у сомика, обитающего в реках Южной Америки, две присоски: одна - брюшная, другая — ротовая. Поочередно присасываясь ими, эта рыбка может не только «шагать» по каменистому дну реки с очень сильным течением, но даже передвигаться по вертикальным каменным плитам в потоках водопадов.
У рыб, обитающих в реках с быстрым течением (например, у хариуса), удлиненное обтекаемое тело и хорошо развитая мускулатура. Они подолгу могут сопротивляться течению реки, все время находясь на одном месте и поджидая, когда течение принесет им добычу — вымытого из земли дождевого червя, упавшее в воду насекомое или зазевавшегося малька.
Воды горных рек насыщены кислородом вследствие того, что они холодные и постоянно аэрируются, перемешиваются. А в некоторых равнинных стоячих пресных водоемах, особенно в тех, которые расположены в зонах с теплым климатом, ощущается недостаток кислорода. И у обитающих там рыб выработались приспособления к жизни в этих неблагоприятных условиях.
Многие живущие при недостатке кислорода рыбы заглатывают атмосферный воздух и добывают из него кислород. Некоторые рыбы (например, вьюны и сомики каллихты, часто содержащиеся в аквариумах) пропускают пузырек воздуха через кишечник. У других (например, у аквариумных рыбок — петушков, макроподов, лялиусов, гурами) — газообмен происходит в ротовой полости. А у двоякодышащих рыб (протоптер, рогозуб, лепидосирен) имеются своеобразные легкие, с помощью которых они дышат атмосферным воздухом (рис.1).
Рис.1. 1 - протоптер; 2 – лепидосирен
Есть рыбы, которые приспособились жить в жарком климате, где летом в период засухи многие водоемы пересыхают полностью. В странах Юго-Восточной Азии живет рыба-ползун. Если уровень воды в пруду, где обитает ползун, понижается, рыба выбирается на берег и переползает в другой водоем. При этом ползун цепляется за стебли травы грудными плавниками и острыми краями жаберных крышек.
В Африке живет двоякодышащая рыба - протоптер. Когда наступает засушливый сезон и уровень воды в водоеме снижается, протоптер зарывается в илистое дно. Водоем полностью высыхает, под лучами солнца растрескивается глиняная корка, бывшая раньше дном этого пруда или озера. А под этой коркой, в глиняной капсуле, стенки которой препятствуют дальнейшему испарению воды, находится рыба. Протоптер переживает этот неблагоприятный период в особом состоянии — он ничего не ест, все его жизненные функции замедленны. Однако, как только настанет сезон дождей, пруд наполнится водой, а глиняная капсула размягчится, протоптер снова оживет и начнет плавать.
А вот рыбы нотобранхи приспособились к жизни в засушливых областях Африки по-другому. Как только после периода засухи начинается период дождей, в каждой небольшой луже появляются мальки нотобранхов. Они очень быстро растут, и через месяц, когда сезон дождей заканчивается и лужи начинают высыхать, рыбки достигают 4-6 см в длину. В лужах нотобранхи мечут икру. Они успевают сделать это незадолго до того, как лужи высохнут совсем. Взрослые нотобранхи погибают, а икра в высохшем состоянии сохраняется целый год. В следующий сезон дождей снова в каждой луже появляются эти удивительные рыбки. Их можно сравнить с растениями-эфемерами, которые весной прорастают из семени, быстро цветут, приносят семена и увядают
Источники информации: Экология животных. Пособие для учащихся7класс общеобразовательной школы В.Г. Бабенко; Д.В. Богомолов; и др. 2002.-128с.ил.