12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Елена Мироненко20
Россия, Санкт-Петербург, Санкт-Петербург
1

Методическая разработка урока музыки для детей с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальными нарушениями) «Путешествие в мир оперы Н.А. Римского -Корсакова «Снегурочка».
















Методическая разработка урока музыки

для детей с ограниченными возможностями здоровья

(интеллектуальными нарушениями)


«Путешествие в мир оперы Н.А. Римского -Корсакова «Снегурочка»




















Учитель музыки :

Мироненко Елена Александровна







2022г.

Санкт-Петербург


Пояснительная записка


        Государственные бюджетные общеобразовательные учреждения 8 типа реализуют адаптированные образовательные программы для детей с интеллектуальными нарушениями в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), (далее - ФГОС). В основу ФГОС положены деятельностный и дифференцированный подходы, осуществление которых предполагает: -развитие личности обучающегося в соответствии с требованиями современного общества, обеспечивающими возможность их успешной социализации; -личностное и познавательное развитие с учетом их особых образовательных потребностей; -рост творческого потенциала, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми, формирование познавательной деятельности; -формирование у обучающихся умения анализировать, сравнивать, выделять главное, решать проблему, умение давать адекватную самооценку, быть ответственным, уметь сотрудничать. В связи с этим, основной задачей педагога в современной школе является – не передача готовых знаний ученику, а формирование у него личностных компетенций, которые будут побуждать его к самостоятельному получению знаний. Музыкальное воспитание детей с нарушением интеллекта следует рассматривать как одну из составных частей всей коррекционно-воспитательной работы в специальных учреждениях. Применение адекватных состоянию и возможностям каждого ребенка педагогических воздействий способствует в значительной степени не только общему музыкальному развитию детей, но и коррекции имеющегося у них недоразвития восприятия, внимания, памяти. Положительные сдвиги происходят и в умственном развитии воспитанников: их представления об окружающем мире существенно обогащаются, становятся более полными, устойчивыми, эмоционально окрашенными. Овладение навыками исполнительства, участие в музыкальной деятельности расширяют возможности детей, положительно влияют на их личностный облик. Современная концепция музыкального обучения и воспитания рассматривает музыку как источник и способ развития ребенка, как метод освоения содержания других предметов, как инструмент формирования нравственно-эстетического и творческого потенциала обучающегося, Можно выделить эстетическую, познавательную, воспитывающую и развивающую роли музыки в формировании личности. Музыка несет в себе не только эмоции, в процессе музыкальной деятельности ребенок знакомится с историческими эпохами, личностями, усваивает лучшие образцы поэзии, литературы, даже некоторые математические и физические понятия, связанные со звуком, при этом формируется направленность на познание мира и самого себя. В этом заключается познавательная роль музыки. Воспитывающая роль музыки состоит в формировании гуманного отношения к миру, в присвоении личностью эмоционального начала извечных человеческих ценностей - любви, красоты, добра, человеческого достоинства, жизнелюбия. Музыка является предметом и источником духовного общения, совершенствования. Огромна роль ее в передаче народных, национальных ценностей и традиций. Развивающая роль занятий музыкой определяется художественно-творческим характером музыкальной деятельности, направленностью на самовыражение, самосозидание. Освоение музыки помогает развить мышление - образное и логическое, музыка формирует чувство ритма и гармонии, наблюдательность, память, воображение, голосовой аппарат, мелкую моторику пальцев. Музыка связывает, «породняет» человека с окружающим миром, всей природой кратчайшим путем - через впечатление, через чувство, на глубинном, еще не познанном, иррациональном уровне.

      Урок разработан с учётом концепции личностно-ориентированного подхода. При подготовке урока учитывались психологические и индивидуальные особенности обучающихся. Специально подобранные упражнения, игры, песни решали образовательные, развивающие и воспитательные задачи.

Цель проведения урока:

-познакомить с оперой Н. А. Римского-Корсакова «Снегурочка» как формой искусства, которая объединяет в себе народные традиции, литературу, музыку, живопись.

Задачи:

Образовательные задачи заключались в знакомстве с композитором, кратким содержанием оперы, более подробном изучении образа главной героини Снегурочки, в ознакомлении с понятиями «колоратурное сопрано», «ария».

Развивающие задачи заключались в обеспечении условий для развития познавательного интереса, памяти, внимания школьников, умения анализировать, что имеет благотворное влияние на мыслительную деятельность в целом.

Воспитательные задачи заключались в воспитании духовности, интереса к классической и народной музыке, литературе, театру, любви к искусству, также в воспитании слушательской культуры учащихся, развитии интереса к творчеству русских композиторов, совершенствовании навыков общения.

Планируемыми результатами проведения урока будут:

Личностные результаты 1) проявление эмоциональной отзывчивости и личностного отношения при слушании музыки;

2) формирование ответственного отношения к учению;

3) воспитание чувства гордости за свою Родину;

4) формирование уважительного отношения к русской музыкальной культуре.

Метапредметные результаты

1) целеполагание как умение самостоятельно ставить учебные и познавательные цели и задачи;

2) умение самостоятельно оценивать свои действия и действия одноклассников;

3) умение адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач и для отображения своих чувств, мыслей;

4) умение осуществлять познавательную рефлексию.


Предметные результаты

1) формирование представлений о роли классической музыки в жизни человека, её значении в духовно-нравственном развитии;

2) развитие художественного вкуса и интереса к классической музыке;

3) умение воспринимать классическую музыку и выражать свое отношение к произведению;

4) использование музыкальных образов при создании музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений.

При проведении урока используются методы: словесные (беседа, рассказ, разъяснение, пояснение), игровые, наглядные, метод сравнения, метод эмоциональной драматургии. Используются технологии: личностно – ориентированного обучения, учебно-игровой деятельности, педагогика сотрудничества (учебный диалог).

Урок музыки – сплав поэзии и творческого анализа, непосредственных музыкальных впечатлений и размышлений о музыкальном искусстве, восхищения произведением и тщательной исполнительской работы. Своей главной задачей считаю – пробуждать и развивать интерес у школьников к музыке и вызвать яркий эмоциональный отклик на слушаемое. Важным моментом данного урока является вокальное иллюстрирование учителем арии Снегурочки «С подружками по ягоды ходить». Обучением должен заниматься учитель, достигший соответствующего уровня, что невозможно без личных практических успехов в профессии. И действительно, как говорил Народный артист России, профессор Московской консерватории имени П.И. Чайковского пианист Юрий Слесарев, научить можно лишь тому, что умеешь сам. Возможность учиться на живом примере – мощный вдохновляющий фактор для учеников. Педагог-исполнитель является доступной «иллюстрацией» освоения музыкальных произведений вплоть до исполнения их на сцене. Ученики имеют возможность наблюдать творческий процесс учителя. Такой приём формирует психологический комфорт для учеников и повышает их интерес к искусству.


Оборудование: проектор, интерактивная доска, компьютер, презентации PowerPoint, электрофортепиано.

Дидактический материал: портрет Н. А. Римского-Корсакова, иллюстрация картины В. М. Васнецова «Снегурочка».

Раздаточный материал: шумовые инструменты (металлофон, барабан, бубен, треугольники, колокольчики, деревянные ложки).

Место проведения: кабинет музыки.

Музыкальный ряд: Вступление к опере «Снегурочка», ария Снегурочки «С подружками по ягоду ходить», «А мы просо сеяли», «Песня Леля», «Сцена таяния Снегурочки», «Хвалебная песня».

Рекомендации: для проведения урока необходима предварительная работа: обучающиеся разучивают русскую народную хороводную игровую песню «А мы просо сеяли», учат правила игры, знакомятся с игрой на шумовых инструментах, должен произойти процесс накопления понятий и терминов (музыкальный жанр, музыкальный театр, опера, балет, песня, куплет, запев, припев, солист, дуэт, трио, квартет, квинтет, сильная доля, слабая доля, ритм, музыкальная характеристика). Это оказывает объективное влияние на развитие интереса к классической музыке: на его расширение, углубление, устойчивость, длительность впечатлений от знакомых произведений. Педагог должен учитывать уровень подготовленности и специфические особенности класса в целом и отдельных обучающихся. Урок музыки имеет своей целью не развлечение, а обучение с увлечением, обучающиеся учатся рассуждать, работать в команде, находить взаимопонимание. Оценивание на уроке применяется не только как результирующий инструмент, но и как формирующий.

                                                          Конспект урока

                                                                9 класс

                  «Путешествие в мир оперы Н.А. Римского – Корсакова «Снегурочка»


                                                                     «Музыка-это искусство способное

                                                                      растопить даже самое ледяное сердце».


                                                             План урока:

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний.

3. Определение темы урока, постановка цели и учебных задач.

4. Введение в тему урока.

5. Подведение итогов. Рефлексия.


                                              1. Организационный момент

Проверка готовности учащихся к уроку.

Музыкальное приветствие.

Артикуляционная и дыхательная гимнастика.

Психологический настрой.

Проверка готовности учащихся к уроку:

Учитель:

Прозвенел звонок для нас, 
Все вошли мы дружно в класс,
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.

Музыкальное приветствие учителя с учениками и учеников с учителем:

(Обращаем внимание на четкое вступление, окончание, дикцию, свободное звучание.)

Здравствуйте, девчонки! Здравствуйте! (Поет учитель, а дети отвечают).

Здравствуйте, мальчишки! Здравствуйте!

Здравствуйте, ребята! Здравствуйте!

Здравствуйте, учитель! Здравствуйте! (Поют дети, а учитель отвечает).

Артикуляционная гимнастика:
Упражнения:

 “Хомяк” (язык поочередно упирается в правую и левую щеки, задерживаясь в каждом положении на 3–5 секунд);
“Кружок” (рот закрыт, язык движется с внутренней стороны, плавно очерчивая кончиком языка круг, делаем круговые движения в разные стороны);
“Лошадка” (улыбнуться, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка “лошадка цокает копытами”);
“Самовар” (сжать губы, надуть щеки, удержать воздух 2–3 секунды и выпустить через губы, произнося: “Пых!”).

Дыхательная гимнастика- укрепляет дыхательные мышцы, способствует ощущению опоры на дыхании, тренирует артикуляционный аппарат, дыхательную гимнастику можно использовать для отдыха в процессе урока.
Упражнения:
№ 1. Короткий вдох по руке учителя и длинный замедленный выдох со счетом: 1, 2, 3, 4, 5… С каждым разом при повторении упражнения выдох удлиняется за счет увеличения ряда цифр и постепенного замедления темпа.
№ 2. Короткий вдох при раздвижении нижних ребер, задержка дыхания, медленный выдох со счетом. При этом дети должны стремиться сохранить нижние ребра в положении вдоха, т.е. раздвинутыми.

Психологический настрой:

Учитель: Тихо сели, спинки прямо.
Все с улыбочкой вздохнем, 
И скорей урок начнем.

Я желаю вам, не только получить хорошие отметки, но и что бы сегодняшний урок помог вам приобрести новые впечатления и знания!

                                                   2. Актуализация знаний

Учитель: Ребята, о каком жанре мы с вами говорили на прошлом уроке?

Ученики: О жанре опера.                                                                            Слайд 1.

Учитель: Давайте вспомним что такое опера? Откуда пришёл к нам этот жанр? Что в переводе означает опера? С какими операми мы уже знакомы?

Ученики дают ответы.

Учитель: Вы любите сказки?

Ученики: да.

Учитель: Знакома ли вам сказка о Снегурочке?

Ученики: да.

Учитель: Я приглашаю вас отправиться вместе со мной в путешествие в прекрасный мир сказки!

            3. Определение темы урока, постановка цели и учебных задач

Учитель: Ребята, как вы думаете, какой будет тема нашего урока?

Ученики: опера «Снегурочка».

Учитель: молодцы, наша тема «Путешествие в мир оперы Н.А. Римского – Корсакова «Снегурочка». Давайте вместе определим цели и задачи нашего урока.       Слайд 2.

Ученики: цель- познакомиться с оперой «Снегурочка» и композитором, сочинившим произведение, задачи-развить музыкальный кругозор в области классической музыки, быть внимательными, дружными и творческими.

Учитель: Молодцы ребята, давайте вместе отправимся в музыкальное сказочное путешествие!

                                                  4. Введение в тему урока

Звучит Вступление к опере «Снегурочка» Н.А. Римского-Корсакова.

                                                                                                          Слайд 3 вкл. муз.
Учитель: Композитор Николай Андреевич Римский-Корсаков сочинивший для нас эту красивую музыку, выбрал для этой сказочной истории удивительный музыкальный жанр – опера. Удивительным, я называю его потому, что в опере соединяются сразу несколько видов искусства - музыка, живопись и песня.
Одному композитору, пусть даже самому талантливому, не под силу создать оперный спектакль. Для его музыки нужны исполнители – певцы и музыканты. А для артистов, нужны костюмы и декорации на сцене. Опера создаётся многими людьми и это очень увлекательный и интересный труд. А вы хотели бы сейчас, на нашем уроке, ощутить себя в роли автора оперы или одного из его создателей? Почувствовать себя в роли вокалиста, художника или музыканта?
Ученики: да.
Учитель: Конец зиме, пропели петухи. Весна – Красна спускается на землю. Полночный час настал, сторожку Леший Отсторожил, - ныряй в дупло и спи!

Учитель: Ребята, вашим домашним заданием было прочитать сказку Александра Николаевича Островского «Снегурочка». Вам удалось узнать о том, где живёт Снегурочка? Ученики: Она живёт в глуши леса, её охраняет Леший и звери.

Учитель: Ты погляди, диковина какая, Боярышня! Живая ли? Живая! Вся в снежинках, лед искрится на ее ресницах. В белой шубке, как принцесса, в теплых рукавицах… Дозволь спросить: далеко ль держишь путь, и как зовут тебя и величают?

Ученики: Снегурочка!                                                                             Слайд 4.

Учитель: Правильно. Героиней нашего урока будет Снегурочка. Сегодня мы с вами попадем в весеннюю сказку, созданную руками 3-х великих людей: писателя, художника и композитора. Узнаем, как может их искусство создавать картины народной жизни со своими законами, верованиями, обрядами; как может превратить холод в тепло, равнодушие в любовь. Опера «Снегурочка» написана Н.А.Римским - Корсаковым на сюжет одноимённой пьесы Александра Николаевича Островского. Николай Андреевич очень любил сказки и однажды прочитав одну из них воскликнул «Что за прелесть эти сказки! Николая Андреевича называют композитором сказочником. Он сочинил 15 опер, но оперу «Снегурочка» композитор сочинял особенно. Ни одно произведение не давалось ему с такой лёгкостью. Оперы сочиняют годами, а «Снегурочка» родилась за 2.5 месяца. Лето 1880 года Римский-Корсаков провел в деревне Стелево. Это было его первое лето в настоящей русской деревне. И все — пейзаж, пение птиц, обстановка — необычайно вдохновляли его на эту работу. Он работал целыми днями, «музыкальные мысли и их обработка преследовали меня неотступно, - писал впоследствии композитор. Он зафиксировал ход работы буквально по дням: начало 1 июня (написано вступление к прологу), окончание - 12 августа (заключительный хор). Еще полгода композитор затратил на инструментовку оперы, и наконец 10 февраля опера была дана на сцене Мариинского театра в Петербурге. С тех пор она остается одним из самых любимых публикой творений композитора!

Учитель: Ребята, о чём же сказка «Снегурочка»?

Ученики: Дитя самой Природы, дочь Деда-Мороза и Весны - холодная, нежная и хрупкая Снегурочка погибает, от первых же теплых лучей солнца, услышав и полюбив людские песни, испытав теплое чувство человеческой любви. А пастушок Лель играет на своей свирели и поёт песни, приветствуя солнце, радуясь приходу лета.

Учитель: Очень ярко композитор изобразил жизнь русского народа с его старинными обычаями, обрядами, песнями, сказками. В музыке оперы звучат отголоски народных песен, пастушьи наигрыши, голоса певчих птиц. Где происходит действие оперы?

Ученики: В сказочной стране царя Берендея.

Учитель: Ребята, а кто поёт в опере?

Ученики: Солисты, хор в сопровождении оркестра.

Учитель: Верно, а как в опере называется, когда поёт один человек?

Ученики: высказывают свои версии.                                                        Слайд 5.

Учитель: А́рия  с итал. aria — воздух — вокальное произведение для одного голоса с аккомпанементом, обычно в составе оперыопереттыоратории или кантаты. Ария отличается широкой распевностью, иногда сложным, виртуозным характером. В нашей опере ария – это песня главной героини, в которой она делится своими мыслями и дается ее музыкальная характеристика.

Учитель: Я хочу исполнить для вас арию Снегурочки «С подружками по ягоду ходить». Учитель: О чём поёт девушка?

Ученики: Снегурочка хочет почувствовать, что такое любовь.

Учитель: Какое настроение передано в музыке? Близки ли интонации арии народным песням? Ученики: Радостное, близки музыка распевная.

Учитель: Какой вам показалась Снегурочка, какой у неё голос?

Ученики: Сказочной, голос необычайно высокий, холодный.

Учитель: Как называется такой певческий голос?

Ученики: Сопрано.

Учитель: У Снегурочки особенное сопрано, оно называется колоратурное. Колоратуры – это украшения, виртуозные мелодические обороты.

Музыкально – ритмическая деятельность под фрагмент оперы «А мы просо сеяли»

Я предлагаю немного отдохнуть и окунуться в мир старинной игровой песни «А мы просо сеяли». Выходите девочки и мальчики, становитесь друг напротив друга. Слайд 6 вкл. муз.

                                                         Содержание игры
Дети становятся в две шеренги друг напротив друга, взявшись за руки, двигаются наступая и отступая, говорят слова (1 – первая шеренга, 2 – вторая шеренга):
1- А мы просо сеяли, сеяли!
2- А мы просо вытопчем, вытопчем!
1- А чем же вам вытоптать, вытоптать!
2- А мы ее конями, конями.
1- А мы коней в плен возьмем, в плен возьмем.
2- А мы коней выкупим, выкупим.
1- А чем же вам выкупить, выкупить.
2- А мы дадим сто рублей, сто рублей.
1- Не надо нам и тысячи, тысячи!
2- А чего ж вам надобно, надобно.
1- А нам надо девицу (молодца), девицу (молодца).
2- А каку ж вам девицу (молодца), девицу (молодца).

Команда, выбирающая девицу или молодца совещается, говорят с места:
1- А нам надо Машеньку, Машеньку!
2 - Открывайте ворота, принимайте девицу!

Игроки сходятся попарно, перетягивают друг друга. Перетянутого игрока забирает победитель.
Двигаясь наступая и отступая, говорят слова:
- В нашем полку прибыло, прибыло!
- В нашем полку убыло, убыло!
- В нашем полку чай пьют, чай пьют!
- В нашем полку слезы льют, слезы льют!

Игра продолжается.

Учитель: Молодцы ребята, хорошо поиграли! А теперь продолжим. Посмотрите на картину Виктора Михайловича Васнецова «Снегурочка». Как вы думаете, созвучна ли Ария Снегурочки картине Васнецова? Как художник красками изобразил нашу героиню? Какие цвета использовал?                                                                                       Слайд 7.

Ученики: Созвучна. Белые, синие, холодные.

Учитель: Картина находится в Третьяковской галерее. В.М. Васнецов написал её под впечатлением от сказки Островского и оперы Римского-Корсакова. Что вы видите на картине?

Ученики: Сказочно красивая ночь, Снегурочка вышли из леса, она испуганная, но полна решимости идти к людям.

Учитель: На вопрос Деда-Мороза и Весны, что влечёт её из зимнего лесного царства к простым обыкновенным людям, Снегурочка отвечает: «людские песни». Чьи же песни влекут Снегурочку?

Ученики: Совершенно верно- песни Леля.

Учитель: Пастух Лель словно призывает Снегурочку к счастливой, весёлой, незнакомой ей жизни.

Звучит «Песня Леля».                                                                        Слайд 8 вкл. муз.

Учитель: Его песня народного характера, это пастуший наигрыш. Снегурочка приходит к людям и ей очень нравится Лель, но полюбить его она не может, так как сердце её холодно. Лель не долго поёт ей свои песни, ему становится скучно с холодной Снегурочкой, и он убегает к весёлым девушкам – берендейкам. Снегурочка чувствует горькую обиду. Она понимает, что ей чужды чувства людей, она не умеет любить, как любят люди и решается пойти на отчаянный шаг. Она обращается к матери Весне, которая дарит ей волшебный венок. В нем заключена великая сила человеческой любви. И вдруг….Снегурочка увидела мир другими глазами:

Ах, мама, что теперь со мной!

Какой красой зеленый лес оделся!

Она узнала чувства, о которых раньше не ведала, встретив Мизгиря полюбила его. Снегурочка полюбила людские песни, полюбила людей, познала чувство нежной любви к человеку. Настает праздник Солнца- Ярилин день. А что происходило в этот день? Ученики: Царь Берендей благословляет молодые пары.

Учитель: Мизгирь подводит Снегурочку. Царь спрашивает у нее – охотно ли она отдает свое сердце Мизгирю?

-Великий царь! Спроси меня сто раз,

Сто раз отвечу, что люблю его! отвечает Снегурочка.

И в этот миг яркий луч солнца падает на нее. Что же произойдёт со Снегурочкой, если на неё попадёт солнце?

Ученики: Снегурочка начнёт таять.

Учитель: Верно ребята, давайте посмотрим «Сцену таяния Снегурочки».   

                                                                                                    Слайд 9 видеофр.

Смотрим видеофрагмент.

Учитель: Ребята, что вы услышали в арии? Какой была музыка?

Ученики: Снегурочка восхищалась и прощалась с жизнью. Музыка была очень трогательная. Потом Снегурочка исчезла, растаяла.

Учитель: Ярило-Солнце теперь полновластный хозяин, вмешательство Мороза прекратилось.

Опера заканчивается хвалебным гимном.

Звучит «Хвалебная песня».

Учитель: Ребята, как вы думаете, о чём опера «Снегурочка»? Какая главная мысль этого произведения?

Ученики: О прекрасной Снегурочке, её чувствах, о добре и зле, о природе.

Учитель: Верно, Александр Николаевич Островский и Николай Андреевич Римский-Корсаков очень хотели, чтобы вы задумались над тем, что надо быть добрыми, уметь по-настоящему любить и что добро сильнее зла. Музыка-это искусство способное растопить даже самое ледяное сердце. Опера «Снегурочка» очень сближает нас с природой, учит любоваться её красотой, прививает любовь к русским обычаям, обрядам.     Слайд 10.

                                     5. Подведение итогов. Рефлексия.

Учитель: Мне очень понравилось, как вы сегодня работали на уроке. Вы были очень активными ребятами, внимательно слушали. Я надеюсь, что вам понравился урок!

Ученики: да!                                                                                               Слайд 11.

Учитель: С каким произведением мы сегодня познакомились? Кто его написал?

Ученики: С оперой «Снегурочка» Н.А. Римского-Корсакова.

Учитель: А кто сочинил сказку «Снегурочка»?

Ученики: Александр Николаевич Островский.

Учитель: Как быстро Николай Андреевич сочинил оперу «Снегурочка» и почему?

Ученики: За 2.5 месяца, потому, что он был очень вдохновлён сказкой.

Учитель: Какие новые термины вы узнали на уроке?

Ученики: Ария, колоратурное сопрано.

Учитель: Чему научила вас опера?

Ученики: Быть добрыми, ценить любовь, беречь природу.

Учитель: Ребята продолжите мысль:

Мне понравилось…

Самым интересным было…

Для меня было сложно…

Сегодня я понял(а)…

Сегодня я задумался…

На уроке я научился…

Учитель: На этом наш урок закончен. Спасибо. До свидания!                     Слайд 12.




Список используемых источников

 Римский-Корсаков Н. А. Летопись моей музыкальной жизни // Полное собрание сочинений: Литературные произведения и переписка. Т. 1 / Подгот. тома А. В. Оссовский и В. Н. Римский-Корсаков. М.: Музгиз, 1955.

https://ru.wikipedia.org/wiki/Снегурочка_(опера)#cite_note-2

 Римский-Корсаков Н. А. «Снегурочка» — весенняя сказка (тематический разбор). М.: Музыка, 1978.

Римский-Корсаков Н. А. Летопись моей жизни/e-libra.ru//https://e-libra.ru/read/238760-letopis-moej-muzykalnoj-zhizni.html.

И.А.Резенова «Необычные уроки обычных детей» (http://www.pandia.ru/text/77/204/79470.php);

Новые формы оценивания. М.А. Пинская, И.М.Улановская.-2-е изд.-М.:Просвещение,2014.

Антонова Л. Г. Развитие речи. Уроки риторики. Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: «Академия развития»,1997. СЕМЬЯ КРИВОРОТЫХ.








Опубликовано


Комментарии (2)

Потамошнева Наталья Алексеевна, 25.09.22 в 09:58 0Ответить Пожаловаться
Заголовок нужно отредактировать, ошибка или опечатка
Елена Мироненко, 25.09.22 в 17:14 0Ответить Пожаловаться
Отредактировала, спасибо.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.