Урок музыки на тему «Восточная» партитура Н.А. Римского-Корсакова»
Урок участвует во Всероссийском педагогическиом конкурсе на лучшую методическую разработку «Урок музыки, рисования или МХК по ФГОС»
«Открытый» урок музыки в 7 «В» классе.
Тема урока: «Восточная» партитура Н. А. Римского-Корсакова.
Тип урока: изучение нового материала.
Форма урока: урок-путешествие.
Цель урока: познакомить учащихся с творчеством Н. А. Римского-Корсакова на примере сказочной сюиты «Шехеразада».
Задачи урока:
Образовательные: определить характерные черты и особенности восточной музыки, сформировать знания о музыкальных жанрах: сюиты и балета.
Развивающие: развивать способности воспринимать музыку как образное искусство; умение размышлять о музыке и высказывать личное отношение к прослушиваемым музыкальным произведениям.
Воспитательные: формирование основ музыкальной культуры.
Музыкальный материал:
сюита «Шехеразада»,
фрагмент балета «Шехеразада»,
фрагмент из фильма «Кавказская пленница»,
вступление песни «Medley Prelude to Happiness» группы Deep Purple.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, ЭОР «Энциклопедия популярной музыки Кирилла и Мефодия», медиапрезентация, тексты для работы учащихся в группах, сигнальные карточки.
Технологии:
Исследовательский метод
ИКТ
Здоровьесберегающая
Групповая
Игровая
План изучения темы:
Н.А.Римский-Корсаков, и его творчество.
Четыре части сюита «Шехеразада».
«Шехеразада» на сцене «Русских сезонов».
«Шехеразада» в современном искусстве.
Ход урока.
Организационный момент.
Приветствие учащихся. Отметка отсутствующих на уроке. Проверка готовности к уроку: учебник, тетрадь, письменные принадлежности.
Актуализация знаний по теме:
Беседа по вопросам:
Назовите музыкальный кружок, появившийся в России 19 века.
Перечислите членов кружка «Могучая кучка».
Объясните значение названия кружка «Могучая кучка».
Учитель:
Сегодня у нас необычный урок, нас ждет путешествие в сказочную страну Востока. Цель нашего урока познакомится с творчеством одного из ярких представителей музыкального кружка «Могучая кучка» Николаем Андреевичем Римским-Корсаковым и его знаменитой сюитой «Шехеразада». Запишите тему урока (на слайде).
Изучение нового материала:
Звучит фрагмент из сюиты «Шехеразада» 3 часть «Царевич и царевна», на экране демонстрируется слайд-шоу «Арабские сказки».
Учитель:
Римский-Корсаков мог создавать самую разную «музыкальную ткань» - от мерцающих восточных шелков и парчи до волшебных, переливающихся всеми красками моря одеяний морской царевны.
Фантастическая симфоническая сюита «Шехеразада» прочно вошла в концертный репертуар. Н. А. Римский-Корсаков написал её, наполнив музыку прекрасным оркестровым звучанием.
Одна из наиболее ярких «восточных» партитур Н. А. Римского-Корсакова, «Шехеразада», погружает нас в атмосферу звучания восточной музыки с её характерными интонациями и прихотливыми мелодическими изгибами, с инструментальными тембрами, воссоздающими сказочный, почти фантастический музыкальный колорит.
Сообщение двух учащихся о биографии и творчестве Н.А.Римского-Корсакова, которые получили опережающее домашнее задание.
1 учащийся. Текст сообщения «Краткая биография Н.А.Римского-Корсакова».
Римский-Корсаков Николай Андреевич (1844—1908), композитор, дирижёр, педагог.
Родился 18 марта 1844 г. в Тихвине Новгородской губернии. К музыке имел склонность с детства, но вначале избрал карьеру морского офицера. В 1856 г. поступил в Морской корпус в Петербурге. Правда, занятий музыкой не оставил.
Знакомство в 1861 г. с М. А. Балакиревым и его кружком имело огромное значение для дальнейшего развития таланта композитора.
Однако в 1862 г. по окончании Морского корпуса Римский-Корсаков отправился в трёхлетнее кругосветное морское путешествие на клипере «Алмаз». По возвращении в 1865 г. Николай Андреевич поселился в Петербурге и, не оставляя службы во флоте, всецело занялся музыкальным образованием под руководством Балакирева. Его первым крупным сочинением стала Первая симфония (1865 г.). Затем появились «Увертюра на русские темы» (1866 г.), «Сербская фантазия» (1867 г.), симфоническая картина «Садко» (1867 г.), Вторая симфония («Антар», 1868 г.), ряд ярких поэтичных романсов (всего композитором написано 79 романсов).
Успех этих сочинений был столь велик, что в 1871 г. Римского-Корсакова пригласили в Петербургскую консерваторию на должность профессора инструментовки и свободного сочинения.
В 1873 г. Николай Андреевич окончательно оставил службу во флоте и получил должность инспектора военных оркестров флота (которую занимал вплоть до её ликвидации в 1884 г.), совмещая её с профессорскими обязанностями в консерватории.
Главным жанром в творчестве композитора стала опера. Свою первую оперу «Псковитянка» он написал в 1872 г. В 1879 г. появилась «Майская ночь» на сюжет Н. В. Гоголя. В 1881 г. Римский- Корсаков создал, пожалуй, самое вдохновенное своё произведение — оперу «Снегурочка» на сюжет весенней сказки А. Н. Островского.
После опер «Млада» (1892 г.) и «Ночь перед Рождеством» (1895 г.) композитор вновь обратился к былинным образам. Так была написана опера «Садко» (1896 г.), которая сразу получила широкую известность и популярность.
Римский-Корсаков стал основоположником жанра оперы-сказки. Заслуги его как педагога также велики. Николай Андреевич воспитал около 200 композиторов, среди которых А. К. Глазунов, А. С. Аренский, И. Ф. Стравинский, С. С. Прокофьев.
Римский-Корсаков — автор учебника «Основы оркестровки», двух учебников по гармонии, многочисленных музыкальных статей.
Умер 21 июня 1908 г. в усадьбе Любенск близ Луги (ныне в Ленинградской области).
2 учащийся. Текст сообщения «Творчество Н.А.Римского-Корсакова».
Обращаясь к литературным источникам, композиторы часто создают на их основе инструментальные произведения. Симфоническая сюита «Шехеразада» была написана Н.А.Римским-Корсаковым всего за два месяца в 1888 году. Это программное произведение, написано по мотивам арабских сказок «Тысяча и одна ночь». Состоит сюита из четырех частей, в них можно услышать и увидеть чудеса, о которых рассказала мудрая и прекрасная Шехеразада грозному султану Шахриару. Части сюиты объединены не только одним замыслом, но и общими музыкальными темами. С помощью симфонического оркестра Н.А.Римский-Корсаков не иллюстрировал сказку, а воссоздавал ее. Композитор сотворил неповторимые музыкальные образы, среди них и танцевальные, и песенно-лирические, и воинственные. Все четыре части сюиты включают музыкальный образ Шехеразады, рассказчицы сказок. Она спасла свою жизнь тем, что сумела занять султана Шахриара сказками, рассказывая их в продолжение 1001 ночи так, что побуждаемый любопытством Шахриар постоянно откладывал ее казнь и, наконец, совершенно оставил свое намерение. Много чудесных сказок рассказала ему Шехеразада, приводя стихи поэтов и слова песен, вплетая сказку в сказку и рассказ в рассказ.
Учитель:
Н.А.Римским-Корсаковым написал «Шехеразаду» в форме сюиты.
Сюита (с фр. Suite — «ряд», «последовательность», «чередование») — это циклическая форма в музыке, состоящая из нескольких больших частей.
Другое значение термина «сюита» — музыкально-хореографическая композиция, состоящая из нескольких танцев, например, «балетная сюита». Примерами могут так же служить сюиты из балетов П. И. Чайковского («Щелкунчик», «Спящая красавица», «Лебединое озеро»).
(учащиеся записывают в тетрадь)
Работа в группах. Разбор сюиты «Шехеразада» по частям:
Задания для групп:
Прочитайте текст и ответьте на вопросы:
Название части сюиты.
Дайте музыкальную характеристику сюжета.
С помощью, каких средств композитор изображает главных героев музыкального произведения.
Приготовите устное выступление для класса, с информацией об одной из частей сюиты «Шехеразада».
1 группа. «Море. Синдбадов корабль», 1 часть сюиты «Шехеразада».
Текст для 1 группы.
Первая часть называлась «Море. Синдбадов корабль». Она начинается с медленного вступления — своеобразного пролога всей сюиты — и строится на двух контрастных темах. Первая, тема султана Шахриара, исполняется в унисон медными духовыми и струнными инструментами и звучит грозно и величественно.
Вторая тема, тема Шехеразады, поручена солирующей скрипке, которую поддерживают аккорды арфы. Ее гибкая и плавная мелодия напоминает изысканный восточный орнамент: Обе темы являются не просто лейтмотивами, объединяющими все произведение: на их основе Римский-Корсаков, используя вариационные приемы музыкального развития, создает различные образы, даря слушателю настоящие волшебные превращения. За вступлением следует основной раздел, написанный в сонатной форме без разработки. Главная партия (ми мажор), построенная на теме Шахриара, рисует спокойный и величественный морской пейзаж. Живописность главной партии подчеркивают отрывистые аккорды в окончаниях фраз у духовых и пиццикато струнных, а также широкие фигурации сопровождения у альтов и виолончелей.
Побочная партия состоит их двух тем: первая (до мажор) создает в воображении спокойно плывущий корабль Синдбада и изложена поднимающимися вверх тихими светлыми аккордами у деревянных духовых. Вторая тема побочной партии (си минор) возникает у солирующей скрипки; она рождается из лейтмотива Шехеразады, но теперь это красочная панорама волнующегося моря. Постепенно звучность усиливается, и в момент кульминации начинается реприза. В коде умиротворенно проходит тема успокоившегося моря, а заканчивается первая часть «уходящей» темой Синдбадова корабля, продолжающего свое плавание.
(Н.П. Козлова Русская музыкальная литература. - М.: Музыка, 2003 г.)
2 группа. «Рассказ Календера-царевича», 2 часть сюиты «Шехерезада».
Текст для 2 группы.
Первоначально она носила название «Рассказ царевича Календера». Вновь звучит голос Шехеразады, начинается новая сказка. На первый план выступает новый рассказчик - Календер. И поэтому солирующую скрипку сменяет солирующий фагот. Композитор создает музыкальный портрет Календера, а потом изображает его фантастические приключения. Так возникает сказка в сказке. Эта часть сюиты - одна из самых ярких и оригинальных по сказочно-восточному колориту и эпическому складу. Основная тема 2 части построена на интонациях восточных народных песен, звучит она повествовательно, спокойно. Затем следуют яркие симфонические вариации. Тема звучит, меняя гармоническое сопровождение, меняя облик, переходя от одного инструмента к другому. В середине части слышатся тревожные фанфарные призывы тромбонов. С наступлением репризы повествовательная тема Календера звучит тревожно, в конце появляется суровая тема Шахриара.
(Н.П. Козлова Русская музыкальная литература. - М.: Музыка, 2003 г.)
3 группа. «Царевич и царевна», 3 часть сюиты «Шехеразада».
Текст для 3 группы.
Первоначально она носила название «Царевич и царевна». Она наиболее лирическая из всех частей сюиты. Первая тема создает образ Царевича. Она певучая, широкая, полная глубокого любовного чувства, напоминает восточную народную мелодию. Тема содержит интонации лейтмотива Шехеразады, в последующем проведении тема поручается виолончелям, затем к ним присоединяются гобои, английский рожок, кларнет. Благодаря этому теплота в звучании темы нарастает. Вторая тема - это образ Царевны, женственный, грациозный. В развитии темы ярко выявляется ее ритмическая острота, танцевальность. В середине части задумчиво звучит голос скрипки - это тема Шехеразады, рассказывающей удивительную сказку. Музыка этой части наполнена восточным колоритом. Он проявляется и в мелодических оборотах, и в орнаментальных наигрышах, которые напоминают звучание восточных народных инструментов.
(Н.П. Козлова Русская музыкальная литература. - М.: Музыка, 2003 г.)
4 группа. «Багдадский праздник и корабль, разбивающийся о скалу с медным всадником», 4 часть сюиты «Шехеразада».
Текст для 4 группы.
Особенно яркой частью сюиты является финал, в котором объединяются темы всех предшествующих частей, что придает ему роль итоговой части. Он выделяется яркостью оркестровой фантазии, огненным темпераментом. Композитор назвал эту часть "Багдадский праздник и корабль, разбивающийся о скалу с медным всадником". Это последняя сказка Шехеразады, рассказанная жестокому Шахриару на фоне доносящегося шума праздника в восточном городе. Основная тема 4 части звучит в ритме и характере восточного танца. Постепенно музыка становится все более драматичной, звучит могучая тема морской стихии. После кульминации звучит грустная тема Шехеразады и укрощенная, покорная ей тема Шахриара. Шахриар даровал жизнь прекрасной, мудрой восточной красавице и рассказчице сказок Шехеразаде.
(Н.П. Козлова Русская музыкальная литература. - М.: Музыка, 2003 г.)
Презентация работы групп.
(После выступления каждой группы учащиеся слушают фрагмент одной из частей сюиты. Прослушав музыку, проходит обсуждение, обмен впечатлениями.)
Первичное закрепление материала:
Беседа по вопросам:
Какие инструменты исполняют темы Шехеразады и Шахриара, какова роль оркестра в сюите?
Какими средствами музыкальной выразительности композитор создал музыкальные портреты Шехеразады и Шахриара?
В чем особенности восточных интонаций, их отличия от русских?
Какие средства музыкальной выразительности помогли Н.А.Римскому-Корсакову в создании восточного колорита?
Почему образы «Шехеразады» близки современному слушателю?
Рассказ учителя: «Шехеразада» на сцене «Русских сезонов»
Музыка Н.А.Римского-Корсакова вдохновила С.П.Дягилева и М.М.Фокина на постановку в «Русских сезонах» балета «Шехеразада».
В 1909 году С.П.Дягилев пригласил М.М.Фокина стать хореографом «Русского сезона» в Париже. Результатом этого союза стала мировая известность М.М.Фокина. Преодолевая балетные традиции, Фокин стремился уйти от общепринятого балетного костюма, стереотипной жестикуляции и рутинного построения балетных номеров. В балетной технике он видел не цель, а средство выражения чувств и эмоций. Он поставил более 70 балетов в лучших театрах Европы и Америки. Фокинские постановки и по сей день возобновляются ведущими балетными труппами мира.
Премьера балета состоялась 4 июня 1910 года в Париже на сцене Гранд-опера. Балет был поставлен знаменитым М.М.Фокиным, декорации и костюмы были выполнены по эскизам Л.Бакста. Александр Бенуа писал: «Баксту принадлежит честь создания «Шехеразада» как зрелища, и зрелища изумительного! Я бы сказал, невиданного». Оформление этого спектакля, исключительное по красоте и выразительности, свело с ума Париж, и с этого начинается европейская слава Л.Бакста. Это блестящий спектакль, передающий знойный колорит восточных сказок; экзотические танцы, незабываемые декорации и костюмы, вызывающие восхищение публики: контрасты изумрудных стен и алых ковров, розовые и зеленые костюмы танцовщиц, оранжевые наряды одалисок и ярко-синие плащи воинов.
(Просмотр фрагмента балета «Шехеразада».)
(После просмотра балета учащиеся делятся своими впечатлениями)
Физминутка (http://videouroki.net/) молодцы!!!
Вопрос об использование сюиты «Шехеразада» в современном искусстве рассматривается в форме викторины.
«Шехеразада» — одно из самых популярных произведений Римского-Корсакова. Она не только исполняется академическими музыкантами, но и пережила много обработок эстрадными артистами. На последним уроке вы получили дополнительное задание найти примеры исполнения «Шехеразада» в современном искусстве.
Ответы учащихся:
Художественный фильм «Кавказская пленница»
Английская рок-группа Deep Purple обработала первую часть «Шехерезады» в виде электроорганной композиции «Medley: Prelude to Happiness», соло на органе Хаммонда исполнил Джон Лорд. Композиция вошла в альбом 1968 года Shades of Deep Purple.
Обработка сюиты входит в альбом Konvergencie 1971 года словацкой группы Collegium Musicum
Симфонический духовой оркестр Мерлина Паттерсона создал необычную обработку «Шехеразада» для духовых инструментов, представленную в 2005 году.
(Просмотр фрагмента фильма «Кавказская пленница».
ЭОР «Энциклопедия популярной музыки Кирилла и Мефодия»
Прослушивание песни «Medley Prelude to Happiness» группы Deep Purple.)
4. Закрепление пройденного:
Тест с сигнальными карточками:
1. Какое из этих музыкальных произведений написано Н.А. Римским-Корсаковым?
«Картинки с выставки»
«Шехеразада»
«Соловей»
2. Это слово в переводе с французского означает чередование:
Симфония
Сюита
Опера
3. Главный герои сюиты «Шехеразада»:
Султан Шахриара
Султан Сулейман
Султан Мустафа
4. Главный жанр в творчестве композитора Н.А. Римским-Корсаковым:
Сюита
Опера
Соната
5. Где состоялась премьера балета «Шехеразада»?
Москва
Лондон
Париж
6. Какая современная рок-группа обработала первую часть «Шехеразады»?
Trust Company
Deep Purple
Rise Against
Подведение итогов теста.
Учитель:
В «Шехеразаде» композитор задался целью воплотить в оркестровом пересказе некоторые пленившие его воображение описания и события из арабских сказок султанши Шехеразады "Тысяча и одна ночь". В четырех частях этой звуковой, тонко сплетенной сети можно слышать и видеть чудеса. Как в широко раскинувшейся панораме, расстилается перед восприимчивым слухом мир сказочных, но не словесных, а звучащих и звенящих образов, сменяясь и чередуясь, словно по чьему-то властному заклятию.
5. Рефлексия:
Какие учебные задачи решались сегодня на уроке?
Проанализируйте свою работу по предложенной схеме.
Я сегодня на уроке работал(а)…
Я понял(а) тему…
Узнал(а) ли я что-то новое?...
Чему я научился?...
Мне мешало…
6. Подведение итогов, выставление оценок.
7. Домашнее здание. Напишите небольшое рассуждение на тему «Восточная сказка» Н. А. Римского-Корсакова.
Спасибо за урок! До свидания!
Список использованной литературы
1. 1. Абдуллин, Э. Б. Теория музыкального образования [Текст] / Э. Б. Абдуллин. - М. : Издательский центр «Академия», 2004.
2. Алиев, Ю. Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта [Текст] / Ю. Б. Алиев. - М. : Гуманитарный издательский центр «Владос», 2000.
3. Алиев, Ю. Б. Пение на уроках музыки [Текст] / Ю. Б. Алиев. - М. : Владос-Пресс, 2005.
4. Владимиров, В. Н. Музыкальная литература [Текст] / В. Н. Владимиров, А. И. Лагутин. - М. : Музыка, 1984.
5. Гришанович, Н. Музыка в школе [Текст] : методическое пособие для учителей / Н. Гришанович. - Минск : Юнипресс, 2006.
6. Дмитриева, Л. Г. Методика музыкального воспитания в школе [Текст] / Л. Г. Дмитриева, Н. М. Черноиваненко. - М. : Издательский центр «Академия», 2000.
7. Золина, Л. В. Уроки музыки с применением информационных технологий. 1-8 классы [Текст]: методическое пособие / Л. В. Золина. - М. : Глобус, 2008.
8. Затямина, Т. А. Современный урок музыки [Текст] / Т. А. Затямина. - М. : Глобус, 2008.
9. Клёнов, А. Там, где музыка живёт [Текст] / А. Клёнов. - М. : Педагогика, 1985.
10. Могилевская, С. У лиры семь струн [Текст] : научно-художественная литература / С. Могилевская ; худож. Н. Мищенко. - М. : Детская литература, 1981.Музыка. 7 класс [Текст] : поурочные планы по учебнику Т. И. Науменко, В. В. Алеева / авт.-сост. О. П. Власенко. - Волгоград : Учитель, 2009.
11. Цыпин, Г. М. Психология музыкальной деятельности [Текст] : теория и практика / Г. М. Цыпин. - М. : Издательский центр «Академия», 2003.
12. Школяр, Л. В. Музыкальное образование в школе [Текст] / Л. В. Школяр. - М. : Издательский центр «Академия», 2001.
Дополнительная литература для учащихся:
1. Х.Куберский, И. Ю. Энциклопедия для юных музыкантов [Текст] / И. Ю. Куберский, Е. В. Минина. - СПб. : ТОО «Диамант» : ООО «Золотой век», 1996.
2. Музыка. Большой энциклопедический словарь [Текст] / гл. ред. Г. В. Келдыш. - М. : НИ «Большая Российская энциклопедия», 1998.
3. Прохорова, И. А. Зарубежная музыкальная литература [Текст] / И. А. Прохорова. - М. : Му- 1 зыка, 1972.
4. Прохорова, И. А. Советская музыкальная литература [Текст] / И. А. Прохорова. - М. : Музыка, 1972.
5. Саймон, Генри У. Сто великих опер и их сюжеты [Текст] / Генри У. Саймон ; пер. с англ. А. Майкапара. - М. : КРОН-Пресс, 1998.
6. Саминг, Д.-К. 100 великих композиторов [Текст] / Д.-К. Саминг. - М. : Вече, 1999.
7. Финкелъштейн, Э. И. Музыка от А до Я [Текст] / Э. И. Финкельштейн. - СПб. : Композитор, 1997. i
Интернет-ресурсы, которые могут быть использованы учителем и учащимися для под готовки уроков, сообщений, докладов и рефератов:
1. Википедия. Свободная энциклопедия [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://ru. wikipedia.org/wiki
2. Житие преподобного Романа Сладкопевца [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http:// lib.eparhia-saratov.ru/books/05d/dimitrii_rost/dimitrii_rostl/842.html
3. Классическая музыка [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://classic.chubrik.ru
4. Музыкальная энциклопедия [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://dic.academic.ru/ contents. nsf/enc_music
5. Музыкальный энциклопедический словарь [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http:// www.music-dic.ru
6. Музыкальный словарь [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://dic.academic.ru/con- tents.nsf/dic_music
7. Церковная музыка русских композиторов. Биографии композиторов. О каноне и акафисте. Тексты песнопений [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.bogoslovy.ru.