Презентация для 10 класса «Биология как наука, методы исследования в биологии»
Пояснительная записка к презентации
10 класс Биология УМК В.В. Пасечник
Тема Краткая история развития биологии.
Методы исследования в биологии
Цели урока:
Обучающие: познакомить учащихся с историей возникновения биологии как науки, основными методами научного познания, учеными, внесшими важный вклад в развитие и становление биологии, как науки.
Развивающие: развивать личностно-смысловое отношение к наукам биологии, развивать познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности в процессе приобретения знаний по предмету с использованием различных источников информации и информационных технологий,
Воспитательные: Воспитывать убеждённость в возможностях познания науки биологии и использования достижений науки на благо развития цивилизации, продолжить формирование у учащихся навыков самостоятельной деятельности, взаимоконтроля и самоконтроля, воспитывать коммуникативные способности у старшеклассников.
Оборудование: мультимедийный проектор, презентация к уроку.
Форма урока: урок-презентация
Тип урока: изучение нового материала.
Ход урока:
1.Организационный момент: приветствие и настрой учащихся.
2. Изучение нового материала.
Цели урока:
Сформировать полную картину о развитии биологии как науки о живых организмах
Выявить основные направления современной биологии
Познакомиться с историей и основоположниками науки биологии
Воспитывать информационную культуру.
Биология изучает все проявления жизни: строение, функции, развитие и происхождение живых организмов, их взаимоотношения в природных сообществах со средой обитания и с другими живыми организмами.
Современная биология — комплексная наука, для которой характерно взаимопроникновение идей и методов различных биологических дисциплин, а также других наук — прежде всего физики, химии и математики. Слайд 2.
Слайд 3.
Основные направления развития современной биологии.
В настоящее время условно можно выделить три направления в биологии.
Во-первых, это классическая биология. Ее представляют ученые-натуралисты, изучающие многообразие живой природы. Они объективно наблюдают и анализируют все, что происходит в живой природе, изучают живые организмы и классифицируют их. Неправильно думать, что в классической биологии все открытия уже сделаны.
Второе направление — это эволюционная биология.
В XIX в. автор теории естественного отбора Чарлз Дарвин начинал как обычный натуралист: он коллекционировал, наблюдал, описывал, путешествовал, раскрывая тайны живой природы. Однако основным результатом его работы, сделавшим его известным ученым, стала теория, объясняющая органическое разнообразие.
Третье направление — физико-химическая биология, исследующая строение живых объектов при помощи современных физических и химических методов. Это быстро развивающееся направление биологии, важное как в теоретическом, так и в практическом отношении. Можно с уверенностью говорить, что в физико-химической биологии нас ждут новые открытия, которые позволят решить многие проблемы, стоящие перед человечеством.
Слайд 4. Направления развития современной биологии
Слайд 5 - 25 . Выдающиеся ученые, внесшие вклад в развитие биологии.
Ученый |
Вклад в развитие биологии |
Древний мир |
|
Аристотель –384-322 до н.э |
Основоположник зоологии. Делил окружающий мир на 4 царства: Неодушевленный мир земли, воды, воздуха и мир растений, животных, и. Он описал многих животных, положил начало Систематике |
Гиппократ –460-377 до н.э. |
Основоположник современной медицины. Дaл пepвoe подробное |
Теофраст 372-287до н.э. |
Основатель ботаники. Описaл бoлee 500 видoв paстeний, ввел в употребление многие ботанические термины |
Клавдий Гален 130-200 н.э. |
Вскрывая домашних и диких животных (обезьян), он предложил, человек устроен сходным образом. Доказал, что при жизни у животных течет по артериям кровь (до этого считали, что воздух) В течение 14 столетий его работы были основой мед. знаний в Европе и Ср. Востоке |
Гай Плиний 22-79 г.н.э |
Создал энциклопедию «Естественная история» |
Эпоха возрождения 14-16 вв. |
|
Авицена |
Автор «Канона врачебной науки» |
Леонардо да Винчи |
Основоположник пластической анатомии -Описал строение скелета человека -Классифицировал мышцы |
Рафаэль Санти |
Изучал, описывал и зарисовывал строение тела человека, считал, что для правильного изображения человека надо знать расположение костей его скелета в той или иной позе. |
18-20 вв |
|
Карл Линней |
В 1735 г. опубликовал научный труд «Система природы», принесший ему мировую славу |
Жан Батист Ламарк |
Создал первую эволюционную теорию Ввел термин «Биология» (1802) |
Карл Бэр |
Основатель эмбриологии: установил сходство эмбрионов высших и низших животных, последовательное появление в эмбриогенезе признаков типа, класса, отряда.; описал развитие всех основных органов позвоночных |
Чарльз Роберт Дарвин |
Теория эволюции |
Теодор Шванн (1810-1882г.), Матиас Шлейден (1804-1881г.) |
Авторы клеточной теории |
Э. Дженнер (1749-1823) Луи Пастер (1822-1895 ) И.И. Мечников 1845-1916 |
Основоположники иммунологии |
Роберт Кох |
В 1882 г. Удостоен Нобелевской премии за открытие возбудителя туберкулеза (БК) |
Грегор Мендель |
открыл основные принципы наследственности, основатель генетики. Настолько опередил свое время, что его законы заново были переоткрыты в начале 20 века учеными Хуго Де Фризом, Карлом Корренсом и Эрих фон Чермак |
Николай Иванович Пирогов |
Работа в анатомической лаборатории с трупами (для точного определения расположения внутренних органов и тканей) -Впервые применил эфирный наркоз, гипсовые повязки. Основы военно-полевой хирургии |
Иван Михайлович Сеченов |
«Отец русской физиологии» Изучал рефлексы головного мозга Объяснение психической деятельности человека, как результата деятельности головного мозга |
Иван Петрович Павлов |
Подтверждил теорию Сеченова экспериментально Предложил фистульный метод изучения функций пищеварительных желез, открыл условные рефлексы |
Слайд 26. Методы исследования в биологии
Проблемные вопр осы: (Работа учащихся с текстом стр.9)
Что такое наука? ( способ изучения и познания окружающего мира)
Какая цель, задача у науки?
Что означает научный факт?
Слайд 27. Наука как сфера человеческой деятельности
Научным фактом является лишь тот, который можно воспроизвести и подтвердить.
Научный метод– совокупность приемов и операций, используемых при построении системы научных знаний.
Слайд 30- 35. Методы исследования
(учащиеся записывают все методы по ходу показа презентации в тетрадь)
Описательный – сбор фактического материала и его описание.
Сравнительный – выявление сходства и различия между организмами и их частями..
Исторический- Сопоставление фактов с ранее известными фактами.
Экспериментальный – изучение того или иного явления с помощью опыта.
Моделирование — это изучение объекта посредством моделей с переносом полученных знаний на оригинал.
Слайд 38. Рефлексия (на слайде вопросы), учащиеся отвечают на листочках.
1. Какие направления в развитии биологии вы можете выделить?
2. Какие великие ученые древности внесли заметный вклад в развитие-биологических знаний?
3. Почему в средние века о биологии как науке можно было говорить лишь условно?
4. Почему современную биологию считают комплексной наукой?
5. Какова роль биологии в современном обществе?
Слайд 39. Домашнее задание:
Развитие биологии как науки (таблица) заполнить дома
Подготовьте сообщение на одну из следующих тем:
1. Роль биологии в современном обществе.
2. Роль биологии в космических исследованиях.
3. Роль биологических исследований в современной медицине.
4. Роль выдающихся биологов — наших соотечественников в развитии мировой биологии.
Токсанова Асемгуль Сериковна