12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Болотина Валерия Вячеславна44
Образование - высшее, в 1991 г. закончила Чечено-Ингушский государственный университет по специальности "химия". Стаж работы 27 лет, имею первую квалификационную категорию.Работаю учителем химии МБОУ СОШ № 27. Систематически повышаю свой уровень владения
Россия, Ставропольский край, Пятигорск
6

Презентация для 10 класса «Биология как наука, методы исследования в биологии»



10 класс Биология УМК В.В. Пасечник

Тема Краткая история развития биологии.

Методы исследования в биологии

Цели урока:

Обучающие: познакомить учащихся с историей возникновения биологии как науки, основными методами научного познания, учеными, внесшими важный вклад в развитие и становление биологии, как науки.

Развивающие: развивать личностно-смысловое отношение к наукам биологии, развивать познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности в процессе приобретения знаний по предмету с использованием различных источников информации и информационных технологий,

Воспитательные: Воспитывать убеждённость в возможностях познания науки биологии и использования достижений науки на благо развития цивилизации, продолжить формирование у учащихся навыков самостоятельной деятельности, взаимоконтроля и самоконтроля, воспитывать коммуникативные способности у старшеклассников.

Оборудование: мультимедийный проектор, презентация к уроку.

Форма урока: урок-презентация

Тип урока: изучение нового материала.


Ход урока:

1.Организационный момент: приветствие и настрой учащихся.

2. Изучение нового материала.

Цели урока:

Сформировать полную картину о развитии биологии как науки о живых организмах

Выявить основные направления современной биологии

Познакомиться с историей и основоположниками науки биологии

Воспитывать информационную культуру.

 

Биология изучает все проявления жизни: строение, функции, развитие и происхождение живых организмов, их взаимоотношения в природных сообществах со средой обитания и с другими живыми организмами.

Современная биология — комплексная наука, для которой характерно взаимопроникновение идей и методов различных биологических дисциплин, а также других наук — прежде всего физики, химии и математики. Слайд 2.

Слайд 3.

Основные направления развития современной биологии.

В настоящее время условно можно выделить три направления в биологии.

Во-первых, это классическая биология. Ее представляют ученые-натуралисты, изучающие многообразие живой природы. Они объективно наблюдают и анализируют все, что происходит в живой природе, изучают живые организмы и классифицируют их. Неправильно думать, что в классической биологии все открытия уже сделаны. 

Второе направление — это эволюционная биология. 

В XIX в. автор теории естественного отбора Чарлз Дарвин начинал как обычный натуралист: он коллекционировал, наблюдал, описывал, путешествовал, раскрывая тайны живой природы. Однако основным результатом его работы, сделавшим его известным ученым, стала теория, объясняющая органическое разнообразие.

Третье направление — физико-химическая биология, исследующая строение живых объектов при помощи современных физических и химических методов. Это быстро развивающееся направление биологии, важное как в теоретическом, так и в практическом отношении. Можно с уверенностью говорить, что в физико-химической биологии нас ждут новые открытия, которые позволят решить многие проблемы, стоящие перед человечеством.

Слайд 4. Направления развития современной биологии

Слайд 5 - 25 . Выдающиеся ученые, внесшие вклад в развитие биологии.

Ученый

Вклад в развитие биологии

Древний мир

Аристотель –384-322 до н.э

Основоположник зоологии. Делил окружающий мир на 4 царства:

Неодушевленный мир земли, воды, воздуха и мир растений,

животных, и. Он описал многих

животных, положил начало Систематике

Гиппократ –460-377 до н.э.

Основоположник современной медицины. Дaл пepвoe подробное
описание строения человека и животных. Указал на роль среды и наследственности в развитии заболеваний. Изучал влияние на здоровье человека природных факторов: воды, пищи, земли, на которой выращивают продукты, температуры и влажности воздуха

Теофраст 372-287до н.э.

Основатель ботаники. Описaл бoлee 500 видoв paстeний, ввел в употребление многие ботанические термины

Клавдий Гален 130-200 н.э.

Вскрывая домашних и диких животных (обезьян), он предложил, человек устроен сходным образом. Доказал, что при жизни у животных течет по артериям кровь (до этого считали, что воздух)

В течение 14 столетий его работы были основой мед. знаний в Европе и Ср. Востоке

Гай Плиний 22-79 г.н.э

Создал энциклопедию «Естественная история»

Эпоха возрождения 14-16 вв.

Авицена
980-1037г

Автор «Канона врачебной науки»

Леонардо да Винчи
1452-1519

Основоположник пластической анатомии

-Описал строение скелета человека

-Классифицировал мышцы

Рафаэль Санти
1483-1520

Изучал, описывал и зарисовывал строение тела человека, считал, что для правильного изображения человека надо знать расположение костей его скелета в той или иной позе.

18-20 вв

Карл Линней
1707-1778 г.

В 1735 г. опубликовал научный труд «Система природы», принесший ему мировую славу

Жан Батист Ламарк
1774-1829

Создал первую эволюционную теорию

Ввел термин «Биология» (1802)

Карл Бэр 
1792- 1876 г.

Основатель эмбриологии: установил сходство эмбрионов высших и низших животных, последовательное появление в эмбриогенезе признаков типа, класса, отряда.; описал развитие всех основных органов позвоночных

Чарльз Роберт Дарвин
1809-1882 г.

Теория эволюции

Теодор Шванн

(1810-1882г.), Матиас Шлейден

(1804-1881г.)

Авторы клеточной теории

Э. Дженнер (1749-1823) Луи Пастер (1822-1895 )

И.И. Мечников

1845-1916

Основоположники иммунологии

Роберт Кох
1845-1919г

В 1882 г. Удостоен Нобелевской премии за открытие возбудителя туберкулеза (БК)

Грегор Мендель
1822–1884

открыл основные принципы наследственности, основатель генетики.

Настолько опередил свое время, что его законы заново были переоткрыты в начале 20 века учеными Хуго Де Фризом, Карлом Корренсом и Эрих фон Чермак

Николай Иванович Пирогов
1810-1881

Работа в анатомической лаборатории с трупами (для точного определения расположения внутренних органов и тканей)

-Впервые применил эфирный наркоз, гипсовые повязки.

Основы военно-полевой хирургии

Иван Михайлович Сеченов
1829-1905

«Отец русской физиологии»

Изучал рефлексы головного мозга

Объяснение психической деятельности человека, как результата деятельности головного мозга

Иван Петрович Павлов
1849-1936

Подтверждил теорию Сеченова экспериментально

Предложил фистульный метод изучения функций пищеварительных желез,

открыл условные рефлексы

Слайд 26. Методы исследования в биологии

Проблемные вопр осы: (Работа учащихся с текстом стр.9)

Что такое наука? ( способ изучения и познания окружающего мира)

Какая цель, задача у науки?

Что означает научный факт?

Слайд 27. Наука как сфера человеческой деятельности

Научным фактом является лишь тот, который можно воспроизвести и подтвердить.

Научный метод– совокупность приемов и операций, используемых при построении системы научных знаний.

Слайд 30- 35. Методы исследования

(учащиеся записывают все методы по ходу показа презентации в тетрадь)

Описательный – сбор фактического материала и его описание.

Сравнительный – выявление сходства и различия между организмами и их частями..

Исторический- Сопоставление фактов с ранее известными фактами.

Экспериментальный – изучение того или иного явления с помощью опыта.

Моделирование — это изучение объекта посредством моделей с переносом полученных знаний на оригинал. 

Слайд 38. Рефлексия (на слайде вопросы), учащиеся отвечают на листочках.

1. Какие направления в развитии биологии вы можете выделить?
2.    Какие великие ученые древности внесли заметный
 вклад в развитие-биологических знаний?
3.    Почему в средние века о биологии как науке можно было говорить лишь условно?
4.    Почему современную биологию считают комплексной наукой?
5.    Какова роль биологии в современном обществе?

Слайд 39. Домашнее задание:

Развитие биологии как науки (таблица) заполнить дома

    Подготовьте сообщение на одну из следующих тем:
1.    Роль биологии в современном обществе.
2.    Роль биологии в космических исследованиях.
3.    Роль биологических исследований в современной медицине.
4.    Роль выдающихся биологов — наших соотечественников в развитии мировой биологии.

/data/files/u1478270412.pptx

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (1)

Токсанова Асемгуль Сериковна, 26.11.16 в 15:56 0Ответить Пожаловаться
креативности оригинальности не просматривается
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.