12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовала
Бурченкова Надежда Ивановна493
Россия, Калужская обл., Жуков
Материал размещён в группе «Уроки литературы»
3

Презентация «Урок памяти»



УРОК ПАМЯТИ. ТЕМА : '' Поэзия в солдатской шинели''.

…Пусть память верную хранят 

    и наших внуков внуки…

цель : помочь уч-ся осознать истоки нашей победы в ВОВ , помнить об ужасах войны и не дать им повториться , любить и беречь Родину , как любили и защищали её наши воины-поэты.

Подготовка к уроку: индивидуальные задания для учащихся ( сообщения о поэтах, чтение стихотворений, исполнение песен)

ХОД УРОКА.

1 . Вступительное слово учителя.

Цветок  , в  росинках весь , к  цветку  приник,

И  пограничник  протянул  к  ним  руки .

А  немцы ,  кончив  кофе пить ,  в  тот  миг

Садились  в  танки , закрывали  люки .

Такою  всё  дышало  тишиной ,

Что  вся  земля  ещё  спала  казалось,

Кто  знал ,  что  между  миром  и  войной 

Всего  каких-то  пять  минут  осталось!

      Этот  день  начался  не  тихой  росной  зарёй , а  грохотом  бомб ,  свистом  пуль и  скрежетом  стали. Это  было  22 июня 1941 года. Война. В  этот  день  писатели  Москвы  собрались  как  по  боевой  тревоге . на митинг.      '' Писатели  Советской  страны , - заявил  Фадеев,- знают  своё  место  в  этой  решительной  схватке. Многие  из  нас будут  сражаться с  оружием  в  руках ,  многие  будут  сражаться  пером .'' Перо  было  приравнено к  штыку, поэзия  надела  фронтовую  шинель  и  шагнула  в  бой.

              Уходившие   на  фронт  восемнадцати – двадцатилетними ,  они  возвращались ( те, кому  повезло ), ощущая  , что по  опыту они  старше  многих  - ''старше  на  отечественную     войну''. Это  был  тяжкий  груз  опыта        -  потерь , ран  и  знания  о  том , сколь  многое  может  человек  в  своём   мужестве  и  как  легко  он  перестаёт  быть  человеком   в  своей  жестокости.

На полях сражений погиб каждый третий писатель, каждый второй был ранен. В дни тяжёлых испытаний для Родины писатели не щадили жизни во имя Победы.

2. Страницы поэзии войны.

  Перелистаем  страницы  поэзии  военных  лет. Как  трагично  было  то  время!  Сколько  слёз  и  горя , боли  и  отчаяния! Сколько  надежд на  скорую  победу,  веры  в  свою  страну  и  свой  народ.

      1)     Не  всем  было  суждено  вернуться  с войны. Молодой  поэт , лейтенант  Павел Коган  был убит  под  Новороссийском. Он  поступил  на курсы  военных  переводчиков ,  хотя  по  состоянию  здоровья  был  снят с воинского  учёта.  Павел  писал в 1942 году : ''Только  здесь  на  фронте ,  я  понял , какая  ослепительная  , какая  обаятельная  вещь – жизнь. Рядом  со  смертью это  очень  хорошо  понимается… Я верю  в  историю , верю в  наши  силы…  Я  знаю , что  мы  победим !'' Это  ему  принадлежат  слова :

 Я – патриот . Я  воздух  русский ,

Я  землю  русскую  люблю,

Я  верю ,  что  нигде  на свете

Второй  такой  не  отыскать !

                 До   войны  московский  студент  Павел  Коган  написал песню  '' Бригантина   поднимает  паруса ''. Павла  Когана  убили  на  войне  ,  но  песня его  , нигде  не  записанная ,  никем  не  изданная ,  прочно  поселилась  в  послевоенных  институтах.  Её  пели  все , уже  не  вспоминая  фамилии автора . '' Бригантина''  понравилась  слушателям , зажила  собственной  жизнью. Старая   ''Бригантина''  как  разводящий  обходила  свои  костры.

 Надоело  говорить и спорить

И  смотреть  в  усталые  глаза.

В флибустьерском дальнем синем море

Бригантина  поднимает  паруса.

       И  в  беде , и в радости , и в горе,

       Только   чуточку  прикрой  глаза –

        В  флибустьерском  дальнем  синем  море

        Бригантина  поднимает  паруса.

Блистательно начинал свой путь не только автор ''Бригантины'' Павел Коган , но и Кульчицкий , Суворов, Гудзенко, Майоров, Багрицкий и др.

2) Всеволод  Эдуардович  Б а г р и ц к и й – ''сын  поэта  и  сам  поэт ''. В  письме  матери  18 июля  1941  года  писал : ''Война  застала  меня  за мирной  игрой в волейбол на  берегу  моря. И 27июля я  выехал  в  Москву …  пошёл  с  двумя  товарищами в  райком  комсомола ,  нас  направили  в  автошколу ''.

 До  свиданья , дорогая , уезжаю  на  войну,

Уж  когда  вернусь не  знаю –

                                На  родную  сторону.

Опадёт  листва  сухая , будут  вьюги  и  дожди.

Я  вернусь  к  тебе  ,  родная , не  печалься,

                                                    Подожди.

       Он   все-таки  добился  ,  несмотря  на  плохое  зрение  ,  отправки на фронт. Вот  что  писал  поэт  в  последнем письме  матери :''Я  пошёл  работать  в  армейскую  печать  добровольно  и  не  жалею . Я  увижу  и  увидел то, что  никогда  больше  не  придётся   пережить.  Наша  победа  надолго  освободит  мир  от  самого  страшного  злодеяния – войны.''

       Всеволод   Багрицкий  -  погиб  в  19  лет  под  Ленинградом, записывая  рассказ  политрука .

В  его кармане  нашли  тоненькую коричневую  тетрадь фронтовых  стихов,  пробитую  тем  же  осколком , который  убил  юношу… 

Он  похоронен  на  опушке  леса  ,  на  перекрёстке  двух  дорог,  рождённых  войной  , у  раскинувшейся  ветви  сосны , на которой   скульптор  Вучетич   вырезал  надпись :'' Воин-поэт  Всеволод  Багрицкий  убит  26 февраля 1942 года''.


УЧИТЕЛЬ : Знакомство с лирикой военных лет помогает нам проникнуться святым чувством памяти и долга.

Как хорошо , что человек наделён памятью…

 С  чего  начинается  память –

                                               с  берёз?

С  речного  песочка?

                          С  дождя  на  дороге?

А  если  - с  убийства ?

А  если  - со  слёз?

А  если -  с воздушной

                                        тревоги?

 А  если с  визжащей  пилы  в  облаках ,

Со  взрослых , в  пыли распростёртых !

А  если  с недетского знания –

                                                        как

живое становится мёртвым!

И   в  пять,

и  в  пятнадцать,

                          и  в  двадцать пять лет

Войной начинается память . 

     3)         Эти  строчки  написал  Константин  С и м о н о в. Когда   началась  война  Симонову  было 26 лет , но  он  уже  был   известным   военным  корреспондентом  и  признанным  поэтом.  Начало  войны  потрясло  Симонова  и  наложило  отпечаток  на  всё  его  последующее  творчество. Он  сразу  же  отправился на  фронт  и  в  течение  всей  войны работал  в  качестве  корреспондента  газеты ''Красная  звезда''.

       О  войне  Константин  Михайлович  писал  всю  свою  жизнь. Он  видел  её  собственными  глазами ,  бывал  в  окопах  вместе с солдатами , дружил  с офицерами . В  послевоенные  годы  он  много  писал о  войне.

              Умер  Симонов  28 августа  1979 года. Перед  смертью  он  попросил  исполнить  его  последнюю  волю. Он  хотел  навсегда  остаться  с  теми , кто погиб  в  первые  дни  войны , поэтому  его  прах  развеян  на  поле  неподалёку  от Бобруйска.

             Наиболее  ярким и  сильным  является  стихотворение  Симонова ''Ты  помнишь , Алёша, дороги  Смоленщины'' (1941). По  признаниям  участников  войны  , оно  глубоко  затронуло  души  воинов.

Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины,

Как шли бесконечные, злые дожди,

Как кринки несли нам усталые женщины,

Прижав, как детей, от дождя их  к груди…

       То, что произошло со стихами  К. Симонова  в годы Отечественной войны, - редкий случай в мировой поэзии.  Их знали все – на фронте и в тылу,  - их печатали в газетах, особенно охотно во фронтовых, их читали по радио и с эстрады. Не было человека в те годы . кто не знал бы стихотворений  «Если дорог тебе твой дом», «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины», «Жди меня»,

 Жди меня, и я вернусь

Только очень жди,

Жди, когда наводят грусть

Жёлтые дожди,

Жди, когда снега метут,

Жди, когда жара,

Жди, когда других не ждут ,

Позабыв вчера...

               1941

       Учитель :         Стихотворение  написано  в  наиболее  распространённом  в  то  время  жанре  ''письма'' – поэтического  письма  с  фронта : письма –матери, жене, любимой , сыну.  Это  письма-обещания, письма-исповеди, письма-клятвы.

      Успех  таких  лирических  стихотворений  , как  '' Жди  меня'' показал  насколько  велика  в народе  потребность в  задушевном лирическом  слове.

        Эти  стихотворения  переписывались ,  вырезались из  газет , их  посылали  вместо  писем. Глубокие  сокровенные  чувства  позволили  сохранить  в  себе  подлинно  человеческое  в  самых  страшных  ,  казалось бы , безысходных  обстоятельствах.     


Судьба поэтов и стихов складывалась трудно.

 4).       Едва  ли  не  самым  первым  из  молодых  военных  поэтов был   Семён   Г у д з е н к о   завоевавший   славу ,  написав  в 1945  году  стихотворение      '' Моё  поколение '' , а  в  печати  оно  появится  десять лет   спустя ,  уже  после  ранней  смерти  автора , умершего  от старых  ран.

Гудзенко начал своё образование в МИФЛИ. Где учился в 1939-1941 годах. Завершила его война. В первом сборнике стихов «Однополчане»(1944) её суровая правда ещё овеяна юношеской книжной романтикой институтских увлечений. Но вскоре от них остался разве только излюбленный жанр поэта – баллада.

     Военные стихи Гудзенко звучат жестко, уверенно: «Нас не нужно жалеть, // ведь и мы б никого не жалели…»

             Моё поколение

Нас не нужно жалеть, ведь и мы никого б не жалели.

Мы пред нашим комбатом, как пред Господом  Богом, чисты.

На живых порыжели от крови и глины шинели,

На могилах у мёртвых расцвели голубые цветы…

 

    «Это поэзия  - изнутри войны . Это поэзия участника войны.  Это поэзия не о войне, а с фронта..»

 

Когда на смерть идут – поют.

А перед этим

                      Можно плакать.

Ведь самый страшный час в бою –

Час ожидания атаки.

Снег минами изрыт вокруг

И почернел от пыли минной.

 Разрыв.

            И умирает друг.

И , значит, смерть проходит мимо.

Сейчас настанет мой черёд.

За мной одним

                          Идёт пехота.

Будь проклят

                     Сорок первый год

И вмёрзшая в снег пехота.

Мне кажется. Что я магнит,

Что я притягиваю мины.

Разрыв.

            И лейтенант хрипит.

И смерть опять проходит мимо.

Но мы уже

                Не в силах ждать.

И нас ведёт через траншеи

Окоченевшая вражда,

Штыком дырявящая шеи.

Бой был коротким

А потом

Глушили водку ледяную,

И выковыривал ножом

Из-под ногтей

                Я кровь чужую.

 

        Всё написанное Гудзенко в ту пору в сущности представляет собой лирический дневник -  это исповедь «сына трудного века»,  молодого солдата Великой Отечественной Войны. Поэт, как и многие тысячи юношей, почти мальчиков, что «начинали в июне на заре»,  «был пехотой в поле чистом, в грязи окопной и огне». Гудзенко пишет о том, что видели они все и что пережил он сам : о первом бое и  о смерти друга. О горьких дорогах отступления, о ледяной стуже и пламени пожаров, об «окопном терпении» и «слепой ярости» атак.

 

   Учитель :         Семён Михайлович Гудзенко  (1922-1953) – из поколения поэтов, опалённого войной. Его сверстники - Кульчицкий, Майоров и некоторые другие – не вернулись с полей сражений. Самого  Гудзенко война настигла немного позднее:

Мы не от старости умрём, -

От старых ран умрём.

      Нет ничего удивительного в том, что поэтический горизонт Гудзенко замыкается главным образом военными рамками:

 

У каждого поэта есть провинция.

Она ему ошибки и грехи,

все мелкие обиды и провинности

прощает за правдивые стихи.

 

И у меня есть тоже неизменная.

На карту не внесённая , одна.

Суровая моя и откровенная.

Далёкая провинция –

                                    Война…

5)    На  всю  жизнь  сохранил  память о  погибших  товарищах , о  той  войне, на которой  решалась судьба  нашей  Родины   Булат  Шалвович  О к у д ж а в а .    

                   Детство его  прошло  в  Москве  , на  Арбате , которому  он  посвятил  немало  прочувствованных строк.

             Родители -   партийные   работники ,  в  1937  году  их  настигли  безжалостные  репрессии : отец  был  расстрелян , а мать  отправлена  в ГУЛАГ.  Булата  воспитала  бабушка. В 1942 году  он  добровольцем  ушёл  на  фронт.

'' Я  познакомился  с  тобой , война. У меня  на  ладонях  большие  ссадины. В  голове моей -  шум . спать  хочется . Ты  желаешь   отучить  меня  от всего , к чему я  привык ? Ты  хочешь  научить  меня подчиняться  тебе  беспрекословно ? Крик  командира  - беги , исполняй , оглушительно  рявкай ''Есть!'', падай ,  ползи , засыпай  на  ходу. Шуршание  мины -   зарывайся в  землю ,  рой  её  носом , руками, ногами,  не  испытывая  при  этом страха ,  не  задумываясь… Гибнут  друзья -  рой  могилу ,  сыпь землю ,  стреляй в  небо -  три раза.

  Я  многому  уже  научился . Как  будто  я  не  голоден . как  будто  мне  не холодно. Как  будто  мне  никого не жалко…'' 

 После   ранения в 1945 был  демобилизован. Экстерном  окончил  среднюю  школу. В 1945-1950  годах  учился  на  филфаке  Тбилисского университета  и  по  распределению был  направлен  учителем  русского  языка  и  литературы  в Калужскую  область.

       Известность  пришла  к нему  в конце 50-х на волне  всеобщего  интереса  к  авторской  песне. Его  стихи  призывали  противостоять  злу, не  терять  надежды  ни при  каких  обстоятельствах ,  радоваться  гармонии в  природе  и  в  человеческих отношениях. Стихи  Окуджавы  о  войне  резко  выделялись  в  поэзии  своего  времени  прямотой и  резкостью  суждений :

 

Ах , война  , что ж  ты  сделала  , подлая ,

Стали  тихими  наши  дворы.

Наши  мальчики  головы  подняли –

повзрослели  они  до  поры…

 

Ах, война ,  что ж  ты  ,  подлая , сделала :

Вместо  свадеб  - разлуки  и дым,

Наши  девочки  платьица  белые

Раздарили  подругам  своим…\


  Булат  Шалвович  Окуджава  неоднократно приезжал  в  Калугу. Незадолго  до  смерти он  направил  в адрес  калужан  последнее  приветствие  по  случаю  очередной  годовщины  Победы : '' Желаю  калужанам в  день 9 мая  только  успехов . Только удач. А если    неудачи- умения и  способности их  преодолеть. И  помня о  Победе , не  обольщаться  на  сей  счёт. Б. Окуджава . 9 мая 1997г.''

 

      Учитель :           Важное  место  в  творчестве поэтов  военного  времени  занимают  лирические стихотворения , в  которых  раскрывается  духовная  жизнь  личности  на  войне, размышления  о  своей  собственной  судьбе   слились  с тревогами  за  судьбу  своей  страны.

  6).            Как   реквием  звучит  стихотворение  Михаила  Исаковского  '' Враги  сожгли  родную  хату''. Оно  содержит  глубокий  крытый  вопрос,  нравственное  требование  к  каждому  из  нас ,  спасённых  потомков  этого  солдата , вопрос  ко  Времени : ''Куда ж  теперь  идти  солдату,//  Кому  нести  печаль  свою ?''

     В  стихотворении-  портрет  народной  души в  пору  больших  утрат, старых  оживающих  ран,  заглушённой  ранее, но вдруг  осознанной  боли.

 

 Учитель :         Победу  приближали  не  только  мужчины . Нежные , хрупкие девушки и женщины тоже взвалили на себя тяжесть войны. Женщины умели не только ждать, но и стоять за станками, растить детей, воевать.

     Говорят , у войны «не женское лицо», но женщины уходили на фронт. Они помогали раненым, подносили снаряды, они были снайперами, лётчиками…  Они были солдатами. Слово их тоже было оружием. Анна Ахматова, Ольга Берггольц… Их стихи знали, ждали… На фронт идёт 17-летняя Юлия Друнина, становится медсестрой Вероника Тушнова.

 

7).   Юлия   Д р у н и н а   принадлежит  к  поколению , юность  которого  проходила  испытания  на  зрелость  на  фронтовых дорогах Великой Отечественной  войны. 17-летней  выпускницей  одной  из  московских  школ  она , как  и многие  её  сверстницы  , в 1941 году  добровольно  ушла  на  фронт  бойцом  санитарного  взвода.  Её   родители -  школьные  учителя  - были  категорически  против  этого шага. Тем  более единственный   ребёнок  в  семье ,  да ещё  очень  поздний : отцу  тогда  было  уже  за  60:

  Я  ушла  из  детства в  грязную  теплушку ,

В  эшелон  пехоты , в  санитарный  взвод .

Дальние  разрывы  слушал  и  не  слушал ,

Ко  всему  привыкший  41-й  год.

 

       Однажды её   тяжело  ранило , осколок  прошёл в  двух  миллиметрах  от  сонной  артерии. Едва  поправившись  ,  она  снова  на  передовой.  Только  после  второго  ранения  её  списали  вконец.

                                                                                          …  Не  знаю ,  где  я  нежности  училась, -

                                                                                            Быть  может ,  на  дороге  фронтовой.

 

            Судьбу  Юлии  Друниной  можно  одновременно назвать и  трагической  и счастливой .  Трагической  - потому что в  её  юность  ворвалась  война ,  счастливой  - потому  что  война  сделала  её  поэтом , потому  что  она  выжила.

  В  1975  году  Юлии  Друниной  была  присуждена  Государственная  премия. Получая  награду , поэтесса  сказала : '' Самое  страшное  не  забывается  и  сейчас, столько лет  после войны  выплывает  и болит . Но  мы  не  должны  забывать , что  такое  война ,  чтоб  быть  чище ,  добрее,  чтобы умели  ценить  мир.''

   В  память  о  своей  однополчанке  Герое  Советского  Союза   Зинаиде  Самсоновой   Ю.Друнина  написала  стихотворение ''Зинка''.  

 

   Учитель :         Поэзия    военного  поколения  раскрывает  такой  накал высоких  человеческих  чувств ,  такой  патриотический  подъём , что  становится  понятным , почему  люди  стояли  насмерть  под  Москвой  , под  Сталинградом, на Курской  дуге, на каждом  клочке  родной  земли.

            Через  всю  поэзию  военных  лет проходит  тема опалённой  юности,  тема  юношей  сорок  первого  года ,  прямо  со школьной  скамьи  ''ступивших  в  войну'':

 

Качается  рожь  несжатая ,                            Нет , это  горят  не  хаты –

Шагают  бойцы  по ней ,                               То  юность  моя  в  огне.

Шагаем  и  мы -  девчата ,                              Идут  по  ней девчата,

Похожие  на  парней.                                      Похожие  на  парней.

 

Молодым солдатам Великой Отечественной Войны посвящены многие стихотворения Е. Винокурова, Д. Самойлова, Ю. Друниной, Н.Старшинова, и других поэтов.

 

Сороковые, роковые,                                           

Военные и фронтовые,

…               Д. Самойлов. «Сороковые» 1961.

 

   Учитель :   Война  изображается  не  как   подвиг , не  как  геройство  , а  просто  как  жизнь  , пусть  неимоверно  тяжёлая.

          Не   гаснет  ''поэтический  вечный огонь'',  восславляющий  великий  подвиг  русского  народа. Идут  годы ,  сменяются  поколения , а  память о войне  не  оставляет  нашу  поэзию.

 

  8).  Поэт Константин Ваншенкин написал - Стихотворение «Алёша», которое посвятил советскому воину-освободителю в Болгарии. Памятник , установлен на Холме освободителей в старинном городе Пловдиве, представляет собой восемнадцатиметровую фигуру советского солдата, высеченную из гранита. Открыт этот памятник был в 1957 году, в канун 40-летия Великого Октября. К постаменту ведут 100 широких ступеней, по которым поднимаются люди , чтобы возложить цветы к подножию памятника.

      - Народная память сохранила и имя солдата – ласковое, певучее русское имя Алёша. Впервые песня  «Алёша» была опубликована в 1966 году в журнале «Знаменосец», а в первый раз она была исполнена Краснознамённым  ансамблем песни и пляски у подножия памятника «Алёша» в присутствии многих тысяч слушателей. С тех пор песня «Алёша» стала своеобразным музыкальным символом дружбы двух народов.

 

Белеет ли в поле пороша, пороша, пороша,

Белеет ли в поле пороша, иль гулкие ливни шумят,

Стоит под горою Алёша, Алёша, Алёша,

Стоит под горою Алёша – Болгарии русский солдат.

 О Б О Б Щ Е Н И Е 

   Учитель :   Давно  заросли раны  на  полях  былых  сражений . Давно  сняли  гимнастёрки  поэты-фронтовики. Но  сколько  бы лет  ни  прошло  со  дня  нашей  Победы, стихи   той  поры  остаются  в строю. И долго  будут  жить , не  старея, их  вдохновенные  строки , которые  окрыляли в  годы  войны  душу  солдата, которые  поднимают  ввысь  наши  души.

Известный русский поэт Александр Блок в далёком 1919 году писал : '' Имеем ли мы право предавать забвению добытое кровью ? Нет , не имеем. Надеемся ли мы , что добытое кровью сослужит ещё службу людям будущего ? Надеемся .''( слайд

Поэзия тех , кто был охвачен чистым огнём поэтического горения , переполнен любовью к Родине, ненавистью к врагам, - такая поэзия не может быть забыта, т. к . ''предавать забвению добытое кровью'' мы действительно не можем, не имеем права.

Поэт Алексей Сурков писал : ''Пожалуй , никогда за время существования советской поэзии не было написано столько лирических стихотворений , как в годы войны''. Как вы думаете , почему ?

 

Вопросы :

-Поэзия выразила всю гамму чувств , которые переживали люди. Какие это чувства ?

-Как поэзия отражала необыкновенную душу русского человека?

-В каких стихотворениях прославляют ратные дела ?

…………………………поднимают боевой дух солдат ?

………………………..зовут на бой с врагом ?

-Что помогает воспитывать в молодом поколении поэзия о войне ?

-Как изображают поэты войну ? Что она для каждого ?

-Что спасало солдат на войне?

-В каком стихотворении звучит жажда жизни?

-В каком стихотворении звучат философские раздумья о войне?

-Основные темы лирики военных лет.( тема Родины, тема подвига , тема памяти , тема долга ) . Как они раскрываются ?

-В чём лиризм стихотворений о войне ?

-Как показаны героические и трагические стороны войны?

-Что волнует на войне простого солдата?

-Назовите жанры наиболее популярные в творчестве поэтов военного времени.

-Каким чувством проникнуты стих-я о войне?

-Какую роль играла поэзия в те страшные годы войны ?

-Какие мысли и чувства вызывают у вас стихи о войне ?

-Как отразилась война в судьбе твоей семьи, твоих близких, родных ?

урок памяти
PPT / 1.95 Мб

Опубликовано в группе «Уроки литературы»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.