Предварительный просмотр презентации
Эвристические технологии обучения.
Эвристические технологии обучения (от греч. heureka - я нашел) предполагают освоение знания "через открытие". Эти технологии своими корнями уходят в блестящие эвристические беседы Сократа с их главным нервом - "знанием о незнании". В более поздние времена эти технологии приходили в практику обучения со страниц педагогических сочинений Ж.-Ж. Руссо и Л. -Н. Толстого. В XX столетии главным автором и распространителем эвристической технологии стал Дж. Дьюи. Эвристический способ обучения - прямая противоположность изучению "готового знания", так как он ставит ученика перед лицом собственного незнания: этот объект незнания фиксируется и тщательно исследуется. Сущность эвристической технологии состоит в создании личного опыта ученика. Он поставлен в позицию "добытчика знаний". Знание возникает у него как следствие преодоления трудностей и решения жизненных проблем. А показателями результативности этой технологии будут способности видеть и понимать проблему, предлагать нестандартные способы решения, умение раскрывать неизвестный предмет с разных точек зрения, понимать других участников учебной деятельности.
Главные признаки эвристической технологии (обучения "через открытие"): 1. Снята жесткая предметная организация содержания обучения: учебные программы вариативны и включают интегрированное содержание. Очень важной особенностью эвристической технологии является так называемое "открытое знание" - неоднозначное, многовариантное. Учитель, предлагающий задания "открытого типа", может знать два-три варианта решения, а ученики предложат еще несколько или познавательная задача окажется вообще не имеющей однозначного решения, что чаше всего бывает в задачах с гуманитарным содержанием. 2. Учащиеся объединяются в группы разного состава ("пары", "тройки", "пятерки"). Группы могут меняться со сменой деятельности или по желанию учащихся и даже быть разновозрастными. 3. Освоение учебного содержания происходит в совместной деятельности учителя и учащихся и строится в определенной логике: - создание проблемной ситуации (ощущение затруднения); - выявление затруднения и определение проблемы; - предложение возможного замысла решения проблемы (выдвижение гипотез); - логическая проверка гипотез, некоторые гипотетические выводы; - наблюдения и эксперимент, которые позволят отвергнуть гипотезу или принять логические выводы. 4. В центре внимания учителя не конкретные знания, умения и навыки учащихся, а их личный опыт впечатлений и переживаний предметно-практической деятельности, взаимодействия и общения, основных компетенций личности. 5. Учитель занимает открытую личностную позицию, различными средствами "убирает" свою организующую роль в учебном процессе: - учащимся предоставляется свобода выбора (группы, содержания, темпа); - исключается всякое принуждение к учению, прямой контроль и оценивание в баллах; - специальное внимание обращается на организацию рефлексии учащихся в учебной деятельности.
Методы эвристических технологий Эвристическое погружение Эвристическая олимпиада Деловая игра Творческие работы Интерактивные обучающие программы Метод «вживания». Метод придумывания Метод символического видения Метод образного видения Метод «Если бы…» Метод эвристических вопросов Метод гиперболизации Метод агглютинации «Мозговой штурм»
Из чего состоит эвристический урок: Эвристическое погружение— форма обучения, при которой в течение нескольких дней сохраняется образовательная доминанта, обеспечивающая личностное познание учениками природного, культурного или иного образовательного объекта с помощью эвристических методов обучения. Погружение происходит в определенную историческую эпоху или событие, в творчество одного писателя или в страну, в физическую теорию или географическое понятие. Эвристическое погружение может состоять из серии образовательных ситуаций.
Эвристическая олимпиада имеет целью предоставить ученикам возможность максимального творческого самовыражения в различных предметных областях с учетом их индивидуальных способностей. Эта форма позволяет ученикам создать творческие продукты небольшого объема за короткие промежутки времени. Задания олимпиады формируются в номинации «Идея», «Образ», «Закономерность», «Знак». «Символ»,. «Опыт», «Конструкция» и др. На эвристической олимпиаде оценивается не правильность решения сложных задач, а степень творчества созданных учениками продуктов. Примеры заданий: «Изобрази на рисунке Древо Познания и дай к нему свои пояснения», «Дай определение, кто такой человек». «Придумай и опиши общий для всех людей язык».
Деловая игра максимально приближает обучение к реальным, научным или производственным условиям. Деловые игры организуются в виде разработки и защиты учащимися проектов, в форме группового решения задач, в форме «круглого стола». На занятии в игровой форме моделируется деятельность любой организации по решению реальной для нее проблемы.
Интерактивные обучающие программы. Среди современных тенденций развития компьютерных образовательных технологий наблюдается переход от информационной ориентации к интерактивной. Например, в компьютерных играх и мультфильмах, в мультимедийных обучающих программах пользователю отводится все более активная роль предлагающая ему свободу выбора действий и получения индивидуальных результатов. Однако компьютерных обучающих программ, позволяющих ученику действовать эвристически, т.е. создавать свой собственный, а не определенный заранее образовательный продукт, в массовой практике пока очень мало.
Дистанционные формы творчества. К ним относятся межшкольные образовательные проекты, реализуемые с помощью электронной почты E-mail или системы Web глобальной сети Internet. В дистанционной форме реализуются эвристические олимпиады, совместные исследования учениками разных школ и стран одних и те же проблем, разработка творческих проектов («Кислотные дожди», «Права ученика в образовании», «Кунсткамера феноменов», «Погоня за историческими личностями», «Создание словаря», «Бизнес-проект постройки аэродрома»).
Творческие работы детей отличаются по типу, объему, времени их выполнения. Одни работы выполняются учениками прямо на уроке и представляют собой элемент творчества в рамках изучаемой темы. Таковы придуманные детьми загадки, короткие стихотворения, сказки, считалки, математические задачи. Другой вид работ— это текущие творческие работы учеников, выполненные ими не только в классе, но и дома в течение 1-3 дней. Такие работы не требуют специального оформления и официальной защиты. Ребята выступают с подобными работами прямо на уроках.
Метод «вживания». Посредством чувственно-образных и мысленных представлений ученик пытается «переселиться» в изучаемый объект, почувствовать и познать его изнутри. Вживаться в сущность образовательных объектов помогает применение словесных предписаний типа: «Представьте себе, что вы …». В моменты наилучшего «вживания» ученик задает вопросы объекту-себе, пытается на чувственном уровне воспринять, понять, увидеть ответы. Рождающиеся при этом мысли, чувства, ощущения и есть эвристический образовательный продукт ученика, который может затем быть выражен им в устной, письменной, знаковой, двигательной, музыкальной или рисуночной форме Наблюдение объекта в данном случае переходит как бы в самонаблюдение ученика, если предварительно удается отождествить себя с объектом
Метод символического видения. Символ как некий глубинный образ реальности, содержащий в себе ее смысл, может выступать средством наблюдения и познания этой реальности. Метод символического видения заключается в нахождении или построении учеником связей между объектом и его символом После выяснения характера отношений символа и его объекта (например, свет— символ добра, спираль— символ бесконечности, голубь — символ мира, блин — символ Масленицы) учитель предлагает ученикам наблюдать какой-либо объект с целью увидеть и изобразить его символ в графической, знаковой, словесной или иной форме.
Метод образного видения. Предлагается, глядя, например, на горящую свечу, нарисовать увиденные образы т.е. то, на что она похожа. Ребята рисуют новогоднюю елку, шлем, церковь, нимб, меч, вулкан, землю и многое другое. Образовательный продукт как результат наблюдения учеников в данном случае выражается в образной или символической форме, а не просто через описание естественнонаучных фактов. Такой метод развивает у учеников образные подходы к познанию.
Метод придумывания. Создание нового, не известного ранее продукта в результате определенных умственных действий. Детьми используется замещение качеств одного объекта качествами другого с целью создания нового объекта; отыскание свойств объекта в иной среде; изменение элемента изучаемого объекта и описание свойств нового, измененного. Например: «Придумайте необычные названия своим произведениям— стихам, рассказам, рисункам». «Представьте, что колобок попал в реку, как он будет там себя вести».
Метод «Если бы…» Ученикам предлагается составить описание или нарисовать картину о том, что произойдет, если в мире что-либо изменится — увеличится в 10 раз сила гравитации; исчезнут суффиксы в словах или сами слова; все объемные геометрические фигуры превратятся в плоские; хищники станут травоядными; все люди переселятся на Луну и т.д. Выполнение учениками подобных заданий не только развивает способность воображения, но и позволяет им лучше понять устройство реального мира, фундаментальных основ различных наук.
Метод эвристических вопросов (Квинтилиан). Для отыскания сведений о каком-либо событии или объекте задаются следующие семь ключевых вопросов: Кто? Что? Зачем? Где? Чем? Как? Когда? Парные сочетания вопросов порождают новый вопрос, например: Как-Когда? Ответы на данные вопросы и их всевозможные сочетания порождают необычные идеи и решения относительно исследуемого объекта.
Метод гиперболизации. Увеличивается или уменьшается объект познания, его отдельные части или качества: придумывается самое длинное слово, самое малое число; изображаются инопланетяне с большими головами или малыми ногами; приготавливается самый сладкий чай или очень соленый огурец. Стартовый эффект подобным воображениям могут придать «Рекорды Гиннесса», находящиеся на грани выхода из реальности в фантазию.
Метод агглютинации. Ученикам предлагается соединить несоединимые в реальности качества, свойства, части объектов и изобразить, например, горячий снег, вершину пропасти, объем пустоты, сладкую соль, черный свет, силу слабости, бегающее дерево, летающего медведя, мяукающую собаку, вылетающее из трубы дерево.
«Мозговой штурм» (Л.Ф. Осборн). Основная задача метода — сбор как можно большего числа идей в результате освобождения участников от инерции мышления и стереотипов в непринужденной обстановке. Работа происходит в следующих группах: генерации идей, анализа проблемной ситуации и оценки идей, генерации контридей. Генерация идей происходит в группах по определенным правилам. На этапе генерации идей любая критика запрещена. Всячески поощряются реплики, шутки. Затем полученные в группах идеи систематизируются, объединяются по общим принципам и подходам. Далее рассматриваются всевозможные препятствия к реализации отобранных идей. Оцениваются сделанные критические замечания. Окончательно отбираются только те идеи, которые не были отвергнуты критическими замечаниями и контридеями.
Метод синектики (Дж. Гордон) базируется на методе мозгового штурма, различного вида аналогии (словесной, обратной, личной), инверсии, ассоциаций и др. Вначале обсуждаются общие признаки проблемы, выдвигаются и отсеиваются первые решения, генерируются и развиваются аналогии, использование аналогий для понимания проблемы, выбираются альтернативы, ищутся новые аналогии, возвращаются к проблеме.
Метод морфологического ящика или метод многомерных матриц (Ф. Цвики). Нахождение новых, неожиданных и оригинальных идей путем составления различных комбинаций известных и неизвестных элементов. Анализ признаков и связей, получаемых из различных комбинаций элементов (устройств, процессов, идей), применяется как для выявления проблем, так и для поиска новых идей.
Метод инверсии, или метод обращений. Когда стереотипные приемы оказываются бесплодными, применяется принципиально противоположная альтернатива решения. Например, прочность изделия пытаются увеличить через увеличение его массы, а эффективным оказывается обратное решение — изготовление полого изделия. Или объект исследуется с внешней стороны, а решение проблемы происходит при рассмотрении его изнутри. К.Э. Циолковский «придумал пушку, но пушку летающую, с тонкими стенками и пускающую вместо ядер газы…».
Приведем примеры заданий, реализованных в процессе обучения английскому языку на примере учебников Афанасьева О.В., Михеева И.В., Баранова К.М. Английский язык. 5 класс. Задания на формирование оргдеятельностных способностей 1)Look at the map. Say where Mr Johnson is going.What information can you get from it? Try to predict the topic of the dialog . (Unit 5. Step 6.). Цель задания: составить план решения проблемы «Путешествие в Великобританию. Глаголы to say, to tell...» Эвристические методы: научить определять наиболее значимые моменты в определенной теме исследования; метод «Если…», метод целеполагания. С71 у 1
2)Look at the map. What information can you get from it? Try to predict the topic of the lesson. What can be the headlines of the lesson? Обучающиеся делают вывод, что тема урока «Россия – моя страна. Артикль и географические названия.» и определяют ключевые вопросы для обсуждения на уроке: What are the riches of the country, the cities of the country? What is the climate of the country? . (Unit 6. Step 2. Урок «Россия – моя страна. Артикль и географические названия.»). Цель задания: научить определять наиболее значимые проблемы в определенной теме исследования; предлагать возможные способы решения данной проблемы.
3)Выскажите свое мнение о том как стать успешным спортсменом, приведя аргументы «за» и «против» (групповая работа). Divide into groups. You are to discuss (Unit 4. Step 5. Урок Хобби. Разделительный вопрос.) Цель задания: формирование творческого и критического мышления, создание условий интерактивного взаимодействия между членами группы. Эвристические методы: метод дискуссии, метод прогнозирования, метод списка свойств.с25 у6
4) Составьте как можно больше предложений в прошедшем и будущем времени из слов на карточках. (Unit 4. Step 1. Свободное время. Общий вопрос., командное соревнование) Цель задания: создать условия для интерактивного взаимодействия между обучающимися для реализации игровой деятельности; активизировать изученный грамматический материал. Эвристические методы: метод контроля, метод игровой деятельности. С6 у 3
5) A famous film star is coming to your school. Get ready with the questions for her. (Unit 4. Step 6. «Хобби. Разделительный вопрос.») Цель задания: формирование творческого мышления, выбрать подходящее решение проблемы; активизировать изученный лексический материал. Эвристические методы: метод прогнозирования, метод вживания, метод планирования. C 30 y 7
6) Представьте себе, что вы можете задать вопросы своему новому другу. Используйте данные выражения. (Unit 4. Step 1. Урок «Свободное время. Общий вопрос.») Цель задания: формирование творческого мышления, закрепление изученного лексического материала, научить задавать содержательные вопросы. Эвристические методы: метод прогнозирования, метод вживания, метод эвристических вопросов. С6 у 5
7) Напишите сочинение на тему «My dream town». Вы можете рассказать о реальном путешествии или выдуманном в город своей мечты. (Unit 5. Step 7 «Город моей мечты.») Цель задания: учить обучающихся придумывать рассказы, используя изученные лексические единицы. Эвристические методы: метод придумывания, метод образной картины. с 76 у 5
8) Соотнесите части текста о рынках Лондона с их краткой характеристикой. Цель задания: изучение структуры текста для получения нужной информации с целью формирования познавательных способностей. (Unit 5. Step 8. Урок «Урок повторения по теме: «Путешествия».) Эвристические методы: метод исключения лишнего, метод сравнения, метод символического видения. С 81 у6 или с98 у5
9) Придумайте буклет о России. (Unit 6. Step 10) Цель задания: предоставить обучающимся пространство для придумывания собственных творческих идей. Эвристические методы: метод прогнозирования, метод вживания, метод «мозгового штурма», метод гипотез, метод придумывания. С134 у 9
применение эвристических методов обучения является одним из наилучших средств формирования и развития творческих способностей учащихся, и может быть интегрировано в учебный процесс на любом его этапе наряду с использованием традиционных методов и форм обучения иностранному языку. Применение эвристических методов на уроках иностранного языка позволяет индивидуализировать обучение и создавать проблемные ситуации с целью совершенствования речевых умений и языковых навыков в процессе обучения; повышает творческую и познавательную активность обучающихся; создает комфортную среду обучения; способствует развитию интеллектуального и творческого потенциала личности обучающегося и выработке самооценки; создает условия для самостоятельной работы; учит внимательно слушать и уважать мнение других.