Статья на тему «Эвристические методы и приёмы в рамках "Технологии полного усвоения"»
Пояснительная записка к презентации
Эвристические методы и приемы в рамках « Технологии полного усвоения»
Урок - главная составляющая учебного процесса в школе. В работе «Технология полного усвоения на уроках физики» я определила для себя ряд вопросов:
Как сделать урок эффективным?
Как добиться полного усвоения курса физики всеми учащимися?
Как организовать деятельность учащихся на уроке, чтобы мои ученики стали субъектами обучения и могли самостоятельно добывать знания.
Как строить урок на исследовательском уровне…
Эти вопросы определили тему моего исследования.
Почему я обратилась к данной технологии? В классах, как показывает практика, учащиеся имеют неодинаковый уровень усвоения материала. Проанализировав степень усвоения в двух классах, получила результат. Из 49 обучаемых мною восьмиклассников только 25% легко справляются с объемом информации, у 50% усвоение программы вызывает некоторые затруднения, а 25 % учащихся в силу низкого общего развития требуют особых усилий для достижения базового уровня программы.
В данной работе, я передам лишь суть технологии, выбрав только часть моей работы «Эвристические приемы при решении физических задач»
Цель работы – определить роль и важность эвристических приемов на уроке физики
В задачи исследования входило:
изучить труды М.В. Кларина по технологии полного усвоения знаний
и апробировать инновационный опыт применительно к условиям моей школы на уроках 8аг классах;
проанализировать эффективность урока с применением эвристических приемов и без них, сравнив с помощью диагностического контрольного среза результаты усвоения темы;
создать копилку методических приемов;
провести входящие перед началом исследования и промежуточные диагностические срезы;
разработать схему урока физики по технологии полного усвоения знаний;
устранить различия в знаниях и добиться полного усвоения у 90% учащихся;
применить и обобщить опыт по данной теме на школьном, муниципальном и региональном уровне.
Актуальность и новизна данной работы состоят в том, что тема «Эвристические приемы при решении задач в технологии полного усвоения на уроках физики» не представлена в методической литературе.
Актуальность выбора темы определяются следующими противоречиями:
1. Успеваемость школьников и неумение организовать урок в соответствии с индивидуальными особенностями восприятия и усвоения.
2.Темп обучения, способ предъявления учебного материала и результаты обучения.
3.Способности учеников и неправильно подобранные для них условия.
Теоретическая значимость темы заключается в том, что педагоги - новаторы по - разному подходят к данной проблеме, и моя задача - найти тот оптимальный вариант , который я могу применить в своей работе.
Практическая значимость полученных результатов будет состоять в том, что мои ученики способны будут использовать полученные умения и навыки при сдаче ЕГЭ, при решении задач разного уровня, и в конечном результате, я выполню миссию школы: выпустить в жизнь ученика – творца, способного нестандартно мыслить в разных жизненных ситуациях, и находить способ решения своих проблем.
Для удобства работы над данной темой я создала программу своей работы, которая помогла мне спрогнозировать результаты обучения, воспитания и развития моих учеников.
Суть технологии полного усвоения.
Известный педагог М.В. Кларин предлагает следующие характеристики технологии полного усвоения.
Общая установка учителя: все ученики могут и должны освоить данный учебный материал полностью.
Разработка критериев полного усвоения для курса, раздела или большой темы.
Все учебное содержание разбивается на отдельные учебные единицы ,
Они закончены по смыслу и невелики по объему (3-6 уроков).
К каждой учебной единице разрабатываются диагностические тесты и коррекционный дидактический материал.
Технология полного усвоения предполагает выполнение следующих шагов:
Ориентация учащихся. Учитель с самого начала заявляет своим ученикам, что они начинают учиться «по-новому», и по этой новой методике в классе, во-первых, не будет неуспевающих, а во-вторых, количество хороших и отличных отметок ничем не ограничено.
Знакомство детей с тем, как они будут учиться, чтобы достичь полного усвоения:
каждый ученик получает отметку только на основе результатов заключительной проверки, по итогам всего курса;
отметка каждого ученика определяется не сравнением с результатами других учеников, а заранее определенным эталоном. Здесь нужно указать эталон высшей (отличной) отметки и число отличных отметок не ограничивается
каждый ученик получит любую необходимую помощь. Поэтому, если он не может усвоить материал одним способом, то ему будут предоставлены другие альтернативные возможности;
на протяжении всего курса обучения каждый ученик получает серию «диагностических» проверочных работ (тестов), предназначенных для руководства его продвижением; результаты этих проверок не всегда оцениваются отметками. Сведения по результатам этих проверок служат только для того, чтобы ученик мог легче обнаружить неясности или ошибки и исправить их;
Как видно, уже на начальном этапе работы отчетливо прослеживается основная черта всей системы - направленность всего учебного процесса на запланированный конечный результат.
3. Учебный процесс разбивается на блоки,
4. Изложение нового материала и его проработка учащимися происходят традиционно, но на основе ориентиров, которые представляют собой конкретно сформулированные учебные цели. После изучения каждой учебной единицы проводится «диагностический тест», результаты которого объявляются учащимся сразу же после его выполнения. Единственным критерием оценки является эталон полного усвоения знаний и умений.
5. После диагностического теста ученики разделяются на две группы: достигших и не достигших полного усвоения знаний и умений. Достигшие полного усвоения могут изучать дополнительный материал, помогать отстающим одноклассникам. Основное же внимание учитель уделяет тем учащимся, которые не смогли продемонстрировать полное усвоение материала. С ними организуется коррекционная учебная деятельность. При устранении частных пробелов и затруднений нередко применяется индивидуальная работа учителя с учеником. Основной формой работы в этом случае является работа детей в малых подгруппах (по 2-3 человека), их взаимообучение, использование помощи тех учеников, которые успешно усвоили учебную единицу).
5. Вспомогательная работа завершается опять диагностическим тестом, после которого возможна дополнительная коррекционная работа с теми, кто все еще не достиг требуемого уровня (полного усвоения).
6. Класс переходит к изучению новой учебной единицы лишь тогда, когда все или почти все учащиеся на требуемом уровне усвоили содержание предыдущей учебной единицы.
Структура урока по технологии полного усвоения знаний
В технологии полного усвоения типология уроков разнообразная
Но общая организация учебных занятий может быть представлена в виде следующей блок-схемы.
Этап целеполагания играет огромную роль в конструировании урока.
Постановка целей урока связана с тремя уровня усвоения.
1-й уровень - знакомство, различение.
2-й уровень - алгоритмический.
3-й уровень - творческий
Целеполагание на уроках по технологии полного усвоения можно представить в виде таблицы:
Уровни усвоения |
Учебная цель (обобщенная) |
Конкретизированные цели, выраженные в действиях учащихся |
Методы обучения |
Формы проверки |
Уровень знакомства представления (деятельность учащихся) по узнаванию |
Учащиеся получают представление о чем-либо |
Учащиеся опознают, различают, классифицируют (при внешней опоре) |
Объяснительно-иллюстративные: рассказ, лекция, демонстрация, иллюстрация, работа с книгой, пробное выполнение практических действий при внешней опоре |
Тест-опознание, тест-различение; тест-классификация; выполнение типовых заданий |
Алгоритмический уровень (воспроизводящая деятельность учащихся) |
Учащиеся усваивают факты, понятия, законы, умеют применять их в типовых ситуациях |
Учащиеся описывают, определяют, находят, составляют, выделяют, объясняют, вычисляют, демонстрируют, формулируют, воспроизводят (по памяти, без внешней опоры) |
Репродуктивные: решение типовых задач, выполнение тренировочных упражнений, проверочная беседа, практические, лабораторные работы, наблюдения |
Тест-подстановка, тест конструктивный, все виды практических (репродуктивных) работ |
Творческий уровень (поисковая деятельность, «открытие» новых знаний, способов) |
Применяют знания, умения и навыки в нестандартных (нетиповых) ситуациях |
Учащиеся видоизменяют, реорганизовывают, обобщают, систематизируют, упрощают, усложняют, находят причинно-следственные связи, выбирают, оценивают значимость данных, формируют новые цели, находят в объекте его составляющие |
Проблемное изложение, частично-поисковый, исследовательский, эвристическая беседа |
Задачи-проблемы, проблемные вопросы, творческие работы, моделирование |
Основной целью технологии полного усвоения является создание таких условий, чтобы позволить устранить различия в знаниях и добиться полного усвоения у 90% учащихся., т.е более 50% учащихся перевести на 3 уровень усвоения. Для этого я использую на каждом уроке эвристические задания.
Эвристическую деятельность по решению задачи можно условно разделить на два вида: алгоритмическую (действия по образцу) и эвристическую (направленную на поиск этого образца). Причём «образец», который удаётся подобрать, иногда настолько радикально отличается от того, что рассматривается в задаче, что даже сам нашедший это сходство удивляется ходу своих мыслей.
Если же из подсознания подсказка не приходит, то для осознанного поиска идеи решения оказываются полезными некоторые опоры – эвристики.
Основной эвристический совет: преобразовать нестандартную задачную ситуацию в стандартную. Как это сделать, подсказывают эвристические приёмы.
Умению использовать эвристические приёмы я учу так же, как и умению опираться на алгоритмы. И начинаю обучение сразу же, как только учащиеся приступают к знакомству с методами и алгоритмами решения физических задач.
В своей методической копилке имею шесть групп эвристических приёмов по физике, названия которых указывают на характерное для каждого семейства направление преобразований задачной ситуации.
Группа №1 «Анализ условий и постановка задачи» объединяет приёмы, которые полезно использовать на начальном этапе преобразования нестандартной ситуации в стандартную. К ним относятся приёмы:
отсеять лишнее;
– доопределить термины и логически структурировать информацию;
– идеализировать свойства объектов;
– перекодировать текст в схему;
– подобрать дополнительные данные (из памяти, из справочников, руководствуясь здравым смыслом),
– начать с разработки самой простой модели задачной ситуации, но помнить о возможности применения других моделей.
В качестве примера с чёткой постановки задачи, а также зависимость результата решения от разработанной модели, учащимся можно предложить следующую задачу:
Расстояние от мальчика до щенка 10 м. Щенок бежит со скоростью 2 м/с. Через сколько времени щенок добежит до мальчика?
Без предварительной подготовки учащиеся, как правило, сразу отвечают: «Через 5 сек.»! На что можно возразить: «Неправильно!» И уточнить: «Собака бежала в другую сторону!» После этого учащиеся сами начинают подбирать дополнительные условия: собака бежала в противоположную сторону, собака бежала вокруг мальчика, мальчик сам убегал от собаки или бежал ей навстречу и т.п. Становится понятно, что ответов без введения дополнительных данных может быть бесконечно много. При этом полезно заметить, что решение «торопливых» учащихся вполне уместно. Более того, если нет указаний и (или) нет возможности уточнить условие, то следует решать задачу, рассматривая простейший вариант развития событий и по возможности указав на другие возможные случаи. Сформулированное здесь правило можно рассматривать как применение принципа простоты на этапе уточнения условий и постановки задачи.
Группа приемов №2 «Методологический подход». К нему относятся приёмы: – посмотреть на проблему в целом;
– использовать аналогию с решёнными ранее задачами;
– выяснить сохраняющиеся характеристики объектов
– посмотреть на ситуацию с разных сторон, из различных систем отсчёта;
– прием суперпозиции представить предмет или явление как результат наложения нескольких более простых.
– искать элементы симметрии
Группа приёмов №3 «Выявление особенностей рассматриваемых объектов». Поэтому сюда входят приёмы:
– учесть согласованность изменений физических объектов;
– использовать геометрические образы;
– построить график выявленной зависимости;
– учитывая особенности объектов, уточнить или изменить модель.
Группа приемов №4 «Переструктурирование задачи». Если ни один приём из первых трёх семейств не даёт результата, то можно попробовать следующие приемы:
– разделить на части (задачу – на подзадачи, предмет – на несколько предметов, явление – на несколько явлений);
– выявить периодичность происходящих процессов или логических действий,
– ввести вспомогательные элементы
– перекомбинировать предметы и явления
– решить обратную задачу
При применении формулы архимедовой силы проведём следующие логические операции:
– мысленно разделим тело на две части вдоль границы раздела двух жидкостей (разделение на части);
– разведём обе части тела на очень малое расстояние, верхнюю – вверх, нижнюю – вниз,
– чтобы половинки тела не соприкасались, соединим их несколькими очень прочными и очень тонкими стержнями (введение вспомогательных элементов).
Покажем, что внесённые в систему изменения не изменили ни силу тяжести, ни архимедову силу.
Группа приемов №6 «Опора на психологию» - Во время решения надо постараться максимально использовать собственный субъективный опыт восприятия рассматриваемых процессов:
– периодически регулировать уровень уверенности в учениках.
– попытаться использовать метод «маленьких человечков» (представить процесс или объект в виде объединения маленьких одинаково разумных человечков);
– принять роль объекта на себя, вжиться в образ;
– устроить «мозговой штурм»
Например, с помощью метода «маленьких человечков» и приёма вживания в образ рассматриваемого объекта можно логическими рассуждениями доказать, что параллельно соединённые проводники находятся под одинаковым напряжением.
Покажу применение данной группы приемов на примере задачи
. Доопределим термины: электрический ток представляет собой направленное движение заряженных частиц; напряжение – это величина, численно равная работе электрического тока по перемещению единичного положительного заряда на данном участке электрической цепи. Представим поток заряженных частиц как толпу маленьких одинаковых человечков, движущихся в определённом направлении. Предположим, все они стремятся как можно быстрее перебраться на противоположный берег реки. Сделать это они могут, только воспользовавшись любым из двух соседних мостов. Один мост более узкий, упасть с моста невозможно, а ширина каждого позволяет идти параллельно нескольким человечкам. Но толпа столь велика, что для прохода по мосту каждому человечку требуется приложить определённое усилие. Легко провести аналогию, считая, что напряжение на участке равно работе по перемещению одного маленького человечка на противоположный берег.
Теперь воспользуемся приёмом принятия роли объекта на себя и предположим, что вы один из этих человечков. По какому мосту вы пойдёте? Предположим, по широкому. Вы направились к нему, но в какой-то момент заметили, что по узкому мосту пройти легче. Вы ведь измените решение? Однако другие человечки не глупее вас! Наверное, вы уже готовы согласиться, что в итоге по более узкому мосту будет идти меньше человечков, но при этом работа, которую должен затратить каждый, чтобы перебраться на другой берег, будет одинаковой, независимо от того, по какому мосту он будет переходить. Аналогично и напряжение на проводниках, включённых параллельно, будет одинаковым.
Эвристические приемы при решении задач позволяют реализовать 3 уровень усвоения и перевести из группы коррекции в группу основную, из основной – в творческую.
Работа по технологии “полного усвоения” позволяет вырабатывать у учащихся способность к самостоятельному умственному труду, а применение эвристических приемов способствует организации исследовательской деятельности, умению работать в сотрудничестве со сверстниками. Технология дает возможность усвоения учебного материала в объеме и в сроки, определяемые психофизическими особенностями личности.
В заключении я подвожу промежуточные итоги эффективного использования эвристических приемов рамках технологии полного усвоения. на моих уроках
Обучение в группах обеспечивает эффективность усвоения учебного материала не только “сильными”, но и “слабыми” учащимися. Конечно, при любых методах обучения менее способные учащиеся достигнут менее высоких результатов в усвоении знаний. Но можно предполагать, что именно для этой группы учащихся особенно необходимо такое обучение, позволяющее выполнять посильные творческие задания и тем самым способствующие развитию их мышления
Перспективы и выводы:
Работа по данной технологии продолжается. Эта технология актуальна при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ. Консультация по подготовке к экзамену проводится так же по группам.Промежуточная диагностика показала стабильные результаты, так как физика в 8 классе значительно труднее, чем 7 классе. Планирую, проработать по данной теме до конца 9 класса.
Прогнозирую 90-95% усвоения, и выбор физики в качестве экзамена в рамках итоговой аттестации.
Планирую в 1 четверти 9 класса использовать индивидуальную программу для углубленного изучения и подготовки к олимпиаде Валеевой Светланы.
Работая по данной теме, я пришла к мысли, что открывать новые знания надо совместно с детьми и стараюсь воплотить это на своих уроках. Эта совместная деятельность – сегодняшний и завтрашний день нашего образования. Это всерьёз и надолго. Поэтому овладевать этой технологией я буду ещё глубже.
Литература
М. В. Кларин «Педагогические технологии в учебном процессе», М., 1989 «Дифференциация как система», сборник, М., 1992.
Эвристические методы и приемы на уроках физики.
PPTX / 2.87 Мб
Синяк Татьяна Ивановна
Фролова Надежда Михайловна
Перминова Елена Федоровна
Фролова Надежда Михайловна
Смирнова Маргарита Александровна
Фролова Надежда Михайловна