Статья на тему «Эвристические методы и приёмы в рамках "Технологии полного усвоения"»
, Фролова Надежда Михайловна учитель физики «МОУ «СОШ№90» Образование: высшее Категория -высшая МОБУ СОШ №90, р.п.Чунский ,иркутская область
. Планирование эксперимента Планирование эксперимента ПОЧЕМУ? 2 Эвристические методы и приемы в рамках «Технологии полного усвоения»
. Планирование эксперимента Планирование эксперимента ПОЧЕМУ? 2 Как сделать урок эффективным? Как добиться полного усвоения всеми учащимися? Как организовать деятельность на уроке, чтобы ученики стали субъектами обучения и самостоятельно добывали знания? Как строить урок на исследовательском уровне?
Проблемное поле недостаточно высокий уровень мотивации и нестандартные задания итоговой аттестации; усложнение материала и уменьшение количества часов учебного плана; огромное количество информации и неумение работать с ней. востребованность предмета в вузах и устаревшее лабораторное оборудование;
«Эвристические приемы при решении физических задач в рамках технологии полного усвоения на уроках физики» 3
Суть технологии полного усвоения знаний Характеристики: 5 все ученики могут и должны усвоить материал полностью; содержание разбивается на отдельные единицы к каждой единице – коррекционный тест; № блока Тема блока Количество часов 1 Тепловое движение. Внутренняя энергия и способы ее изменения. 4 2 Количество теплоты 4 Тренировочный зачет №1 1 Тематический зачет №2 1
Три ключевых вопроса: Что? Учебные блоки, диагностические тесты, итоговый контроль Деление на группы, Развитие и коррекция, Отсутствие отрицательных оценок в процессе обучения, взаимопомощь, консультации учителя. и продвинутых учеников Зачем? Полное усвоение знаний, толерантность, ситуация успеха, право ученика быть индивидуальностью Как?
Диагностика уровня усвоения
Какие цели и задачи я поставила? Формировать устойчивый интерес к изучению через совершенствование формы организации учебной деятельности; использование технологии полного усвоения, ИКТ, технических средств и наглядности; Раскрыть творческий, интеллектуальный, нравственный потенциал каждого ученика через: формирование умения работать с учебником; развитие исследовательской компетенции. Развивать коммуникативную компетентность через: проведение нестандартных уроков; использование диалога, полилога; обучение культуре речи и общению на уроке организацию группового, в парах, индивидуального общения на уроке; рефлексию;
ШАГИ ТПУ 1. Ориентация учащихся 2. Учебный процесс разбивается на блоки 3 Изложение нового материала 4. Диагностика и коррекция
Единственный критерий оценки – эталон полного усвоения знаний
Диагностический тест Изучение нового материала Развитие Коррекция Самостоятельная работа Развитие Коррекция Итоговый контроль Да Да Нет Нет Структура
Творческий применяют знания, умения и навыки в нестандартных ситуациях Постановка целеполагания связана с тремя уровнями усвоения Знакомство, различение : получают представление о чем-либо Алгоритмический. усваивают факты, понятия, законы, умеют применять их в типовых ситуациях
Каким должен быть учебный процесс? : Создание таких условий, чтобы каждый почувствовал смысл деятельности; Создаю группы по уровням; Стимулирую самостоятельность; Формирую Я-концепцию через рефлексию; Применяю исследовательские методы Создаю атмосферу сотрудничества
Алгоритмические приемы (действия по образцу) Эвристические приемы при решении физических задач Эвристические приемы, направленные на поиск образца.
Группа 1 Группа 2 Группа 3 Группа 4 Группа 5 Анализ условий и постановка задачи Методоло-гический подход Выявление особенностей объектов Переконстру-ирование задачи Опора на психологию «Отсей лишнее» «Посмотри на проблему в целом» «Уточни или измени модель» «Логическая Цепочка» «Мозговой штурм» Прием незаконченного определения Решение по аналогии «Геометрический образ» «Задача наоборот» «Вжиться в образ» Прием «Идеализируй свойства объектов» Выбери систему отсчета «Построй график выявленной зависимости» «Скорая помощь» Метод «маленьких человечков» Кластер Прием суперпозиции «Цепочка» «Комбинация Х» «Найди вокруг себя» Моделирование задачной ситуации «Найди элементы симметрии» «Дерево проблем» «Раздели на части» «Шушуканье по углам» Коммуникативность Информация Творчество Мотивация Рефлексия Систематизация эвристических приемов и проблемное поле
Группы эвристических приемов отсеять лишнее; доопределить термины и логически структурировать информацию; идеализировать свойства объектов; перекодировать текст в схему; подобрать дополнительные данные Группа №1 «Анализ условий и постановка задачи»
посмотреть на проблему в целом; использовать аналогию с решёнными ранее задачами; выяснить сохраняющиеся характеристики объектов; посмотреть на ситуацию с разных сторон, из различных систем отсчёта; прием суперпозиции представить предмет или явление как результат наложения нескольких более простых; искать элементы симметрии Группа №2 «Методологический подход».
согласованность изменений физических объектов; использование геометрических образов; построение графика выявленной зависимости; особенности объектов, уточнение или изменение модели. Группа №3 «Выявление особенностей рассматриваемых объектов».
решить обратную задачу перекомбинировать предметы и явления разделить на части выявить периодичность процессов ввести вспомогательные элементы Группа №4 «Переструктуриро-вание задачи».
Группа №5 «Опора на психологию» метод «маленьких человечков»; принять роль объекта на себя, вжиться в образ; устроить «мозговой штурм»
Шляпа информации Шляпа Эмоций Шляпа критики Шляпа оптимизм Шляпа творческого мышления, роста Шляпа процесса Рефлексия
Виды кластеров…. Рефлексия
Промежуточный тест Прослеживается положительная динамика Результаты стабильны Работаю по теме три года
Исследовательская деятельность 1. В рамках федерального проекта «Инновационная школа» по внедрению в учебный процесс индивидуально- группового с использованием информационных технологий. 2. Вхожу в творческую группу по разработке Программы развития. 3.Занимаюсь экспериментальной деятельностью в школе по технологии полного усвоения. 4. Выступала с докладом в г. Усолье - Сибирское на 21 Региональном научно- педагогическом симпозиуме «Успешная исследовательская деятельнотсь», научно-социальной программы «Шаг в будущее» 5. Призер районного конкурса 2 место « Учитель года- 2011». 6. Работаю в профильных классах
Проблемы, которые я вижу в своей работе: Пути их решения Уровень школьной мотивации отдельных обучающихся остается ниже среднего Выстраивание индивидуальных маршрутов Повышение качества знаний обучающихся, качественная подготовка к итоговой аттестации Разработка программы элективного курса, индивидуализация обучения. Повышение познавательного интереса к предмету отдельных обучающихся Поиски новых методических приемов; Внеклассная работа; Связь с родителями. Формирование ключевых компетенций в свете новых стандартов Работа над компетенциями учащихся в рамках ФГОС. Перспективы
Синяк Татьяна Ивановна
Фролова Надежда Михайловна
Перминова Елена Федоровна
Фролова Надежда Михайловна
Смирнова Маргарита Александровна
Фролова Надежда Михайловна