Статья на тему «Эвристические методы и приёмы в рамках "Технологии полного усвоения"»

15
6
Материал опубликован 5 November 2018 в группе

Пояснительная записка к презентации

Эвристические методы и приемы в рамках « Технологии полного усвоения»

Урок - главная составляющая учебного процесса в школе. В работе «Технология полного усвоения на уроках физики» я определила для себя ряд вопросов:

Как сделать урок эффективным?

Как добиться полного усвоения курса физики всеми учащимися?

Как организовать деятельность учащихся на уроке, чтобы мои ученики стали субъектами обучения и могли самостоятельно добывать знания.

Как строить урок на исследовательском уровне…

Эти вопросы определили тему моего исследования.

Почему я обратилась к данной технологии? В классах, как показывает практика, учащиеся имеют неодинаковый уровень усвоения материала. Проанализировав степень усвоения в двух классах, получила результат. Из 49 обучаемых мною восьмиклассников только 25% легко справляются с объемом информации, у 50% усвоение программы вызывает некоторые затруднения, а 25 % учащихся в силу низкого общего развития требуют особых усилий для достижения базового уровня программы.

В данной работе, я передам лишь суть технологии, выбрав только часть моей работы «Эвристические приемы при решении физических задач»

Цель работы – определить роль и важность эвристических приемов на уроке физики

В задачи исследования входило:

изучить труды М.В. Кларина по технологии полного усвоения знаний

и апробировать инновационный опыт применительно к условиям моей школы на уроках 8аг классах;

проанализировать эффективность урока с применением эвристических приемов и без них, сравнив с помощью диагностического контрольного среза результаты усвоения темы;

создать копилку методических приемов;

провести входящие перед началом исследования и промежуточные диагностические срезы;

разработать схему урока физики по технологии полного усвоения знаний;

устранить различия в знаниях и добиться полного усвоения у 90% учащихся;

применить и обобщить опыт по данной теме на школьном, муниципальном и региональном уровне.

Актуальность и новизна данной работы состоят в том, что тема «Эвристические приемы при решении задач в технологии полного усвоения на уроках физики» не представлена в методической литературе.

Актуальность выбора темы определяются следующими противоречиями:

1. Успеваемость школьников и неумение организовать урок в соответствии с индивидуальными особенностями восприятия и усвоения.

2.Темп обучения, способ предъявления учебного материала и результаты обучения.

3.Способности учеников и неправильно подобранные для них условия.

Теоретическая значимость темы заключается в том, что педагоги - новаторы по - разному подходят к данной проблеме, и моя задача - найти тот оптимальный вариант , который я могу применить в своей работе.

Практическая значимость полученных результатов будет состоять в том, что мои ученики способны будут использовать полученные умения и навыки при сдаче ЕГЭ, при решении задач разного уровня, и в конечном результате, я выполню миссию школы: выпустить в жизнь ученика – творца, способного нестандартно мыслить в разных жизненных ситуациях, и находить способ решения своих проблем.

Для удобства работы над данной темой я создала программу своей работы, которая помогла мне спрогнозировать результаты обучения, воспитания и развития моих учеников.

Суть технологии полного усвоения.

Известный педагог М.В. Кларин предлагает следующие характеристики технологии полного усвоения.

Общая установка учителя: все ученики могут и должны освоить данный учебный материал полностью.

Разработка критериев полного усвоения для курса, раздела или большой темы.

Все учебное содержание разбивается на отдельные учебные единицы ,
Они закончены по смыслу и невелики по объему (3-6 уроков).

К каждой учебной единице разрабатываются диагностические тесты и коррекционный дидактический материал.

Технология полного усвоения предполагает выполнение следующих шагов:

Ориентация учащихся. Учитель с самого начала заявляет своим ученикам, что они начинают учиться «по-новому», и по этой новой методике в классе, во-первых, не будет неуспевающих, а во-вторых, количество хороших и отличных отметок ничем не ограничено.

Знакомство детей с тем, как они будут учиться, чтобы достичь полного усвоения:

каждый ученик получает отметку только на основе результатов заключительной проверки, по итогам всего курса;

отметка каждого ученика определяется не сравнением с результатами других учеников, а заранее определенным эталоном. Здесь нужно указать эталон высшей (отличной) отметки и число отличных отметок не ограничивается

каждый ученик получит любую необходимую помощь. Поэтому, если он не может усвоить материал одним способом, то ему будут предоставлены другие альтернативные возможности;

на протяжении всего курса обучения каждый ученик получает серию «диагностических» проверочных работ (тестов), предназначенных для руководства его продвижением; результаты этих проверок не всегда оцениваются отметками. Сведения по результатам этих проверок служат только для того, чтобы ученик мог легче обнаружить неясности или ошибки и исправить их;

Как видно, уже на начальном этапе работы отчетливо прослеживается основная черта всей системы - направленность всего учебного процесса на запланированный конечный результат.

3. Учебный процесс разбивается на блоки,

4. Изложение нового материала и его проработка учащимися происходят традиционно, но на основе ориентиров, которые представляют собой конкретно сформулированные учебные цели. После изучения каждой учебной единицы проводится «диагностический тест», результаты которого объявляются учащимся сразу же после его выполнения. Единственным критерием оценки является эталон полного усвоения знаний и умений.

5. После диагностического теста ученики разделяются на две группы: достигших и не достигших полного усвоения знаний и умений. Достигшие полного усвоения могут изучать дополнительный материал, помогать отстающим одноклассникам. Основное же внимание учитель уделяет тем учащимся, которые не смогли продемонстрировать полное усвоение материала. С ними организуется коррекционная учебная деятельность. При устранении частных пробелов и затруднений нередко применяется индивидуальная работа учителя с учеником. Основной формой работы в этом случае является работа детей в малых подгруппах (по 2-3 человека), их взаимообучение, использование помощи тех учеников, которые успешно усвоили учебную единицу).

5. Вспомогательная работа завершается опять диагностическим тестом, после которого возможна дополнительная коррекционная работа с теми, кто все еще не достиг требуемого уровня (полного усвоения).

6. Класс переходит к изучению новой учебной единицы лишь тогда, когда все или почти все учащиеся на требуемом уровне усвоили содержание предыдущей учебной единицы.

Структура урока по технологии полного усвоения знаний

В технологии полного усвоения типология уроков разнообразная

Но общая организация учебных занятий может быть представлена в виде следующей блок-схемы.

Этап целеполагания играет огромную роль в конструировании урока.

Постановка целей урока связана с тремя уровня усвоения.

1-й уровень - знакомство, различение

2-й уровень - алгоритмический.

3-й уровень - творческий

Целеполагание на уроках по технологии полного усвоения можно представить в виде таблицы:


 


 

Уровни усвоения

Учебная цель (обобщенная)

Конкретизированные цели, выраженные в действиях учащихся

Методы обучения

Формы проверки

Уровень знакомства представления (деятельность учащихся) по узнаванию

Учащиеся получают представление о чем-либо

Учащиеся опознают, различают, классифицируют (при внешней опоре)

Объяснительно-иллюстративные: рассказ, лекция, демонстрация, иллюстрация, работа с книгой, пробное выполнение практических действий при внешней опоре

Тест-опознание, тест-различение; тест-классификация; выполнение типовых заданий

Алгоритмический уровень (воспроизводящая деятельность учащихся)

Учащиеся усваивают факты, понятия, законы, умеют применять их в типовых ситуациях

Учащиеся описывают, определяют, находят, составляют, выделяют, объясняют, вычисляют, демонстрируют, формулируют, воспроизводят (по памяти, без внешней опоры)

Репродуктивные: решение типовых задач, выполнение тренировочных упражнений, проверочная беседа, практические, лабораторные работы, наблюдения

Тест-подстановка, тест конструктивный, все виды практических (репродуктивных) работ

Творческий уровень (поисковая деятельность, «открытие» новых знаний, способов)

Применяют знания, умения и навыки в нестандартных (нетиповых) ситуациях

Учащиеся видоизменяют, реорганизовывают, обобщают, систематизируют, упрощают, усложняют, находят причинно-следственные связи, выбирают, оценивают значимость данных, формируют новые цели, находят в объекте его составляющие

Проблемное изложение, частично-поисковый, исследовательский, эвристическая беседа

Задачи-проблемы, проблемные вопросы, творческие работы, моделирование

Основной целью технологии полного усвоения является создание таких условий, чтобы позволить устранить различия в знаниях и добиться полного усвоения у 90% учащихся., т.е более 50% учащихся перевести на 3 уровень усвоения. Для этого я использую на каждом уроке эвристические задания.

Эвристическую деятельность по решению задачи можно условно разделить на два вида: алгоритмическую (действия по образцу) и эвристическую (направленную на поиск этого образца). Причём «образец», который удаётся подобрать, иногда настолько радикально отличается от того, что рассматривается в задаче, что даже сам нашедший это сходство удивляется ходу своих мыслей.

Если же из подсознания подсказка не приходит, то для осознанного поиска идеи решения оказываются полезными некоторые опоры – эвристики.

Основной эвристический совет: преобразовать нестандартную задачную ситуацию в стандартную. Как это сделать, подсказывают эвристические приёмы.

Умению использовать эвристические приёмы я учу так же, как и умению опираться на алгоритмы. И начинаю обучение сразу же, как только учащиеся приступают к знакомству с методами и алгоритмами решения физических задач.

В своей методической копилке имею шесть групп эвристических приёмов по физике, названия которых указывают на характерное для каждого семейства направление преобразований задачной ситуации.

Группа №1 «Анализ условий и постановка задачи» объединяет приёмы, которые полезно использовать на начальном этапе преобразования нестандартной ситуации в стандартную. К ним относятся приёмы:

отсеять лишнее;

доопределить термины и логически структурировать информацию;

идеализировать свойства объектов;

перекодировать текст в схему;

подобрать дополнительные данные (из памяти, из справочников, руководствуясь здравым смыслом),

начать с разработки самой простой модели задачной ситуации, но помнить о возможности применения других моделей.

В качестве примера с чёткой постановки задачи, а также зависимость результата решения от разработанной модели, учащимся можно предложить следующую задачу:

Расстояние от мальчика до щенка 10 м. Щенок бежит со скоростью 2 м/с. Через сколько времени щенок добежит до мальчика?

Без предварительной подготовки учащиеся, как правило, сразу отвечают: «Через 5 сек.»! На что можно возразить: «Неправильно!» И уточнить: «Собака бежала в другую сторону!» После этого учащиеся сами начинают подбирать дополнительные условия: собака бежала в противоположную сторону, собака бежала вокруг мальчика, мальчик сам убегал от собаки или бежал ей навстречу и т.п. Становится понятно, что ответов без введения дополнительных данных может быть бесконечно много. При этом полезно заметить, что решение «торопливых» учащихся вполне уместно. Более того, если нет указаний и (или) нет возможности уточнить условие, то следует решать задачу, рассматривая простейший вариант развития событий и по возможности указав на другие возможные случаи. Сформулированное здесь правило можно рассматривать как применение принципа простоты на этапе уточнения условий и постановки задачи.

Группа приемов №2 «Методологический подход». К нему относятся приёмы: – посмотреть на проблему в целом;

– использовать аналогию с решёнными ранее задачами;

выяснить сохраняющиеся характеристики объектов

– посмотреть на ситуацию с разных сторон, из различных систем отсчёта;

– прием суперпозиции представить предмет или явление как результат наложения нескольких более простых.

– искать элементы симметрии

Группа приёмов №3 «Выявление особенностей рассматриваемых объектов». Поэтому сюда входят приёмы:

учесть согласованность изменений физических объектов;

использовать геометрические образы;

построить график выявленной зависимости;

учитывая особенности объектов, уточнить или изменить модель.

Группа приемов №4 «Переструктурирование задачи». Если ни один приём из первых трёх семейств не даёт результата, то можно попробовать следующие приемы:

разделить на части (задачу – на подзадачи, предмет – на несколько предметов, явление – на несколько явлений);

выявить периодичность происходящих процессов или логических действий,

ввести вспомогательные элементы

перекомбинировать предметы и явления

решить обратную задачу

При применении формулы архимедовой силы проведём следующие логические операции:

– мысленно разделим тело на две части вдоль границы раздела двух жидкостей (разделение на части);

– разведём обе части тела на очень малое расстояние, верхнюю – вверх, нижнюю – вниз,

– чтобы половинки тела не соприкасались, соединим их несколькими очень прочными и очень тонкими стержнями (введение вспомогательных элементов).

Покажем, что внесённые в систему изменения не изменили ни силу тяжести, ни архимедову силу.

Группа приемов №6 «Опора на психологию» - Во время решения надо постараться максимально использовать собственный субъективный опыт восприятия рассматриваемых процессов:

– периодически регулировать уровень уверенности в учениках.

– попытаться использовать метод «маленьких человечков» (представить процесс или объект в виде объединения маленьких одинаково разумных человечков);

– принять роль объекта на себя, вжиться в образ;

– устроить «мозговой штурм»

Например, с помощью метода «маленьких человечков» и приёма вживания в образ рассматриваемого объекта можно логическими рассуждениями доказать, что параллельно соединённые проводники находятся под одинаковым напряжением.

Покажу применение данной группы приемов на примере задачи

Доопределим термины: электрический ток представляет собой направленное движение заряженных частиц; напряжение – это величина, численно равная работе электрического тока по перемещению единичного положительного заряда на данном участке электрической цепи. Представим поток заряженных частиц как толпу маленьких одинаковых человечков, движущихся в определённом направлении. Предположим, все они стремятся как можно быстрее перебраться на противоположный берег реки. Сделать это они могут, только воспользовавшись любым из двух соседних мостов. Один мост более узкий, упасть с моста невозможно, а ширина каждого позволяет идти параллельно нескольким человечкам. Но толпа столь велика, что для прохода по мосту каждому человечку требуется приложить определённое усилие. Легко провести аналогию, считая, что напряжение на участке равно работе по перемещению одного маленького человечка на противоположный берег.

Теперь воспользуемся приёмом принятия роли объекта на себя и предположим, что вы один из этих человечков. По какому мосту вы пойдёте? Предположим, по широкому. Вы направились к нему, но в какой-то момент заметили, что по узкому мосту пройти легче. Вы ведь измените решение? Однако другие человечки не глупее вас! Наверное, вы уже готовы согласиться, что в итоге по более узкому мосту будет идти меньше человечков, но при этом работа, которую должен затратить каждый, чтобы перебраться на другой берег, будет одинаковой, независимо от того, по какому мосту он будет переходить. Аналогично и напряжение на проводниках, включённых параллельно, будет одинаковым.

Эвристические приемы при решении задач позволяют реализовать 3 уровень усвоения и перевести из группы коррекции в группу основную, из основной – в творческую.

Работа по технологии “полного усвоения” позволяет вырабатывать у учащихся способность к самостоятельному умственному труду, а применение эвристических приемов способствует организации исследовательской деятельности, умению работать в сотрудничестве со сверстниками. Технология дает возможность усвоения учебного материала в объеме и в сроки, определяемые психофизическими особенностями личности.

В заключении я подвожу промежуточные итоги эффективного использования эвристических приемов рамках технологии полного усвоения. на моих уроках

Обучение в группах обеспечивает эффективность усвоения учебного материала не только “сильными”, но и “слабыми” учащимися. Конечно, при любых методах обучения менее способные учащиеся достигнут менее высоких результатов в усвоении знаний. Но можно предполагать, что именно для этой группы учащихся особенно необходимо такое обучение, позволяющее выполнять посильные творческие задания и тем самым способствующие развитию их мышления

Перспективы и выводы:

Работа по данной технологии продолжается. Эта технология актуальна при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ. Консультация по подготовке к экзамену проводится так же по группам.Промежуточная диагностика показала стабильные результаты, так как физика в 8 классе значительно труднее, чем 7 классе. Планирую, проработать по данной теме до конца 9 класса.

Прогнозирую 90-95% усвоения, и выбор физики в качестве экзамена в рамках итоговой аттестации.

Планирую в 1 четверти 9 класса использовать индивидуальную программу для углубленного изучения и подготовки к олимпиаде Валеевой Светланы.

Работая по данной теме, я пришла к мысли, что открывать новые знания надо совместно с детьми и стараюсь воплотить это на своих уроках. Эта совместная деятельность – сегодняшний и завтрашний день нашего образования. Это всерьёз и надолго. Поэтому овладевать этой технологией я буду ещё глубже.

Литература

М. В. Кларин «Педагогические технологии в учебном процессе», М., 1989 «Дифференциация как система», сборник, М., 1992.

Эвристические методы и приемы на уроках физики.
PPTX / 2.87 Мб

Предварительный просмотр презентации

, Фролова Надежда Михайловна учитель физики «МОУ «СОШ№90» Образование: высшее Категория -высшая МОБУ СОШ №90, р.п.Чунский ,иркутская область

. Планирование эксперимента Планирование эксперимента ПОЧЕМУ? 2 Эвристические методы и приемы в рамках «Технологии полного усвоения»

. Планирование эксперимента Планирование эксперимента ПОЧЕМУ? 2 Как сделать урок эффективным? Как добиться полного усвоения всеми учащимися? Как организовать деятельность на уроке, чтобы ученики стали субъектами обучения и самостоятельно добывали знания? Как строить урок на исследовательском уровне?

Проблемное поле недостаточно высокий уровень мотивации и нестандартные задания итоговой аттестации; усложнение материала и уменьшение количества часов учебного плана; огромное количество информации и неумение работать с ней. востребованность предмета в вузах и устаревшее лабораторное оборудование;

«Эвристические приемы при решении физических задач в рамках технологии полного усвоения на уроках физики» 3

Суть технологии полного усвоения знаний Характеристики: 5 все ученики могут и должны усвоить материал полностью; содержание разбивается на отдельные единицы к каждой единице – коррекционный тест; № блока Тема блока Количество часов 1 Тепловое движение. Внутренняя энергия и способы ее изменения. 4 2 Количество теплоты 4   Тренировочный зачет №1 1   Тематический зачет №2 1

Три ключевых вопроса: Что? Учебные блоки, диагностические тесты, итоговый контроль Деление на группы, Развитие и коррекция, Отсутствие отрицательных оценок в процессе обучения, взаимопомощь, консультации учителя. и продвинутых учеников Зачем? Полное усвоение знаний, толерантность, ситуация успеха, право ученика быть индивидуальностью Как?

Диагностика уровня усвоения

Какие цели и задачи я поставила? Формировать устойчивый интерес к изучению через совершенствование формы организации учебной деятельности; использование технологии полного усвоения, ИКТ, технических средств и наглядности; Раскрыть творческий, интеллектуальный, нравственный потенциал каждого ученика через: формирование умения работать с учебником; развитие исследовательской компетенции. Развивать коммуникативную компетентность через: проведение нестандартных уроков; использование диалога, полилога; обучение культуре речи и общению на уроке организацию группового, в парах, индивидуального общения на уроке; рефлексию;

ШАГИ ТПУ 1. Ориентация учащихся 2. Учебный процесс разбивается на блоки 3 Изложение нового материала 4. Диагностика и коррекция

Единственный критерий оценки – эталон полного усвоения знаний

Диагностический тест Изучение нового материала Развитие Коррекция Самостоятельная работа Развитие Коррекция Итоговый контроль Да Да Нет Нет Структура

Творческий применяют знания, умения и навыки в нестандартных ситуациях Постановка целеполагания связана с тремя уровнями усвоения Знакомство, различение : получают представление о чем-либо Алгоритмический. усваивают факты, понятия, законы, умеют применять их в типовых ситуациях

Каким должен быть учебный процесс? : Создание таких условий, чтобы каждый почувствовал смысл деятельности; Создаю группы по уровням; Стимулирую самостоятельность; Формирую Я-концепцию через рефлексию; Применяю исследовательские методы Создаю атмосферу сотрудничества

Алгоритмические приемы (действия по образцу) Эвристические приемы при решении физических задач Эвристические приемы, направленные на поиск образца.

Группа 1 Группа 2 Группа 3 Группа 4 Группа 5 Анализ условий и постановка задачи Методоло-гический подход Выявление особенностей объектов Переконстру-ирование задачи Опора на психологию «Отсей лишнее» «Посмотри на проблему в целом» «Уточни или измени модель» «Логическая Цепочка» «Мозговой штурм» Прием незаконченного определения Решение по аналогии «Геометрический образ» «Задача наоборот» «Вжиться в образ» Прием «Идеализируй свойства объектов» Выбери систему отсчета «Построй график выявленной зависимости» «Скорая помощь» Метод «маленьких человечков» Кластер Прием суперпозиции «Цепочка» «Комбинация Х» «Найди вокруг себя» Моделирование задачной ситуации «Найди элементы симметрии» «Дерево проблем» «Раздели на части» «Шушуканье по углам» Коммуникативность Информация Творчество Мотивация Рефлексия Систематизация эвристических приемов и проблемное поле

Группы эвристических приемов отсеять лишнее; доопределить термины и логически структурировать информацию; идеализировать свойства объектов; перекодировать текст в схему; подобрать дополнительные данные Группа №1 «Анализ условий и постановка задачи»

посмотреть на проблему в целом; использовать аналогию с решёнными ранее задачами; выяснить сохраняющиеся характеристики объектов; посмотреть на ситуацию с разных сторон, из различных систем отсчёта; прием суперпозиции представить предмет или явление как результат наложения нескольких более простых; искать элементы симметрии Группа №2 «Методологический подход».

согласованность изменений физических объектов;   использование геометрических образов;   построение графика выявленной зависимости;   особенности объектов, уточнение или изменение модели. Группа №3 «Выявление особенностей рассматриваемых объектов».

решить обратную задачу перекомбинировать предметы и явления разделить на части выявить периодичность процессов ввести вспомогательные элементы Группа №4 «Переструктуриро-вание задачи».

Группа №5 «Опора на психологию» метод «маленьких человечков»; принять роль объекта на себя, вжиться в образ; устроить «мозговой штурм»

Шляпа информации Шляпа Эмоций Шляпа критики Шляпа оптимизм Шляпа творческого мышления, роста Шляпа процесса Рефлексия

Виды кластеров…. Рефлексия

Промежуточный тест Прослеживается положительная динамика Результаты стабильны Работаю по теме три года

Исследовательская деятельность 1. В рамках федерального проекта «Инновационная школа» по внедрению в учебный процесс индивидуально- группового с использованием информационных технологий. 2. Вхожу в творческую группу по разработке Программы развития. 3.Занимаюсь экспериментальной деятельностью в школе по технологии полного усвоения. 4. Выступала с докладом в г. Усолье - Сибирское на 21 Региональном научно- педагогическом симпозиуме «Успешная исследовательская деятельнотсь», научно-социальной программы «Шаг в будущее» 5. Призер районного конкурса 2 место « Учитель года- 2011». 6. Работаю в профильных классах

Проблемы, которые я вижу в своей работе: Пути их решения Уровень школьной мотивации отдельных обучающихся остается ниже среднего Выстраивание индивидуальных маршрутов Повышение качества знаний обучающихся, качественная подготовка к итоговой аттестации Разработка программы элективного курса, индивидуализация обучения. Повышение познавательного интереса к предмету отдельных обучающихся Поиски новых методических приемов; Внеклассная работа; Связь с родителями. Формирование ключевых компетенций в свете новых стандартов Работа над компетенциями учащихся в рамках ФГОС. Перспективы

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии

Интересно!

5 November 2018

Спасибо! Может пригодится в работе,

5 November 2018

ВАМ спасибо за интересные публикации!

5 November 2018

И вам спасибо! Я презентацию добавила.

5 November 2018

Надежда Михайловна, с большим интересом прочитала Вашу статью. В нашей школе больше половины детей-иностранцы, ищу технологию, с помощью которой можно подтянуть ребятишек. Спасибо.

29 April 2019

Рада,.если помогла..

29 April 2019