Эвристические задания открытого типа на уроках русского языка
Эвристические задания открытого типа
DOCX / 325.43 Кб
Задания открытого типа на уроках русского языка
PPTX / 1.04 Мб
Задания открытого типа на уроках русского языка(1слайд)
Свой семинар мне хотелось бы начать с китайской мудрости: (2 слайд)
Скажи мне - и я забуду,
Покажи мне - и я запомню,
Вовлеки меня - и я научусь.
(3 слайд) В педагогике 21 века в центре-личность ребенка, развитие которой и является целью образования.
Современные требования к уроку русского языка высоки: мы должны и вооружить знаниями основ науки о языке, и сформировать умения практического владения языком в разных жизненных ситуациях; и смотивировать к познавательной деятельности, и сформировать УУД ,т.е. научить самостоятельно организовывать свою работу по добыванию знаний.
(4 слайд) Передо каждым учителем встают вопросы: «Зачем учить?», «Чему учить?», «Как учить?»
Как известно, основная задача традиционной школы - дать хорошие прочные ЗНАНИЯ
Задача же современной школы - вместо передачи суммы знаний - РАЗВИТИЕ личности
учащегося на основе освоения способов деятельности»
Слайд 5
Таким образом, деятельностное обучение – это обучение, обеспечивающее творческое усвоение знаний учащимися, специально организованное учителем. Сначала он в форме диалога помогает ученикам поставить учебную проблему, т.е. сформулировать тему урока или вопрос для исследования, тем самым вызывая у школьников интерес к новому материалу, формируя познавательную мотивацию.
Затем учитель организует поиск решения, или «открытие» нового знания. При этом достигается подлинное понимание учениками материала, т.к. нельзя не понимать то, до чего додумался сам. В основе урока по ФГОС лежит деятельностный подход, а одной из главных идей федерального компонента государственного образовательного стандарта по русскому языку и литературе является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся на всех ступенях, поэтому мы обращаемся к образовательным технологиям, которые помогут нам организовать деятельность на уроке.Слайд 6
Особую актуальность эта проблема приобретает уже в 5 классе. Она обусловлена необходимостью развития речи школьников, формирования языковой и коммуникативной компетенций учащихся в процессе работы по обогащению грамматического строя речи, развитию коммуникативных умений и навыков в области построения и языкового оформления текстов, а не просто «натаскивание» на тесты, поэтому формирование речевой и языковой компетентностей - одна из ключевых задач учтеля-словесника.
Слайд 7 Размышляя над этим, Я попробовала использовать на уроках эвристические задания открытого типа, но оказалось, что задания, предложенные детям, были непривычны, подразумевали не выкладывание готовых знаний, не поиск решения с помощью логики, а продукт творческой деятельности. Как достигнуть результата? Я познакомилась с деятельностью Научной школы А.В. Хуторского( Хуторской Андрей Викторович, доктор пед. наук,академик Международной педагогической академии, г.Москва), всё показалось интересным.
Что такое эвристика? Термин происходит от греческого «heuresko » - отыскиваю, открываю. Обратите внимание – «я отыскиваю», «я открываю». Цель эвристического обучения - показать многообразие приёмов решения проблемных (творческих, нестандартных, креативных) задач в условиях неопределённости. Ценность эвристического обучения как раз и состоит в этом моменте открытия, которое совершает человек в процессе решения разного рода задач.
Одним из ключевых понятий эвристического обучения является эвристическое (открытое) задание. Такие задания становятся мощным инструментом, организующим творчество на каждом уроке и, в то же время, успешно решающим образовательные задачи.
Эвристическое задание - учебное задание, имеющее целью создание учеником личного образовательного продукта с использованием эвристических способов и форм деятельности (А.В.Хуторской).
Слайд 8Главный признак эвристического задания – его открытость, т.е. отсутствие заранее известного результата его выполнения. Поэтому другое название эвристических заданий - открытые задания. Другой признак эвристического задания – опора на творческий потенциал ученика, обеспечение развития его творческих способностей. Ещё один признак – наличие в задании актуальной для решения проблемы, противоречия или потребности, касающейся ученика и принадлежащей заданной предметной (метапредметной) области. Кроме того, в открытых задания сочетаются универсальность предметной основы задания и уникального его рассмотрения учеником. В результате обеспечивается уникальность создаваемого образовательного продукта - результата выполнения эвристического задания.
Неискушенному может сначала показаться, что выполнение таких заданий не составляет никакого труда – сочиняй себе нечто новое, что может быть проще? Однако на практике выясняется, что выполнение даже одного открытого задания – большая работа, в ходе которой учащийся должен мобилизовать самые разные качества своей личности:
Слайд 10- когнитивные (умение чувствовать окружающий мир, задавать вопросы, отыскивать причины явлений, обозначать своё понимание или непонимание вопроса и др.)
Фантазийное по своей сути задание для школьников позволяет учителю не просто оживить урок необычной формулировкой, но и диагностировать уровень усвоения конкретной темы, заложенной в стандарт
Слайд 11- креативные (вдохновлённость, фантазия, гибкость ума, чуткость к противоречиям; раскованность мыслей и чувств, движений; прогностичность; наличие своего мнения и др.)
. Помимо этого:
- ребёнок конструирует своё новое знание, а не получает его из готового источника;
- он основывается на своём жизненном опыте, на ситуациях и примерах, которые ему близки, понятны и интересны;
- он реально ощущает, что знания, которые даёт ему школа, основаны на его жизни и к его же жизни имеют применение;
- он высказывает своё мнение, демонстрирует свою креативность и неповторимость;
- происходит личное приращение ребёнка, его знаний, чувств, способностей, опыта.
Слайд 12- оргдеятельностные (способность осознания целей учебной деятельности и умение их пояснить; умение поставить цель и организовать её достижение; способность к нормотворчеству; рефлексивное мышление; коммуникативные качества).
Слайд 13Итак, открытые задания на уроке решают образовательные задачи, которые ставит перед учителем официальная система образования, однако выводят учеников далеко за рамки требований этой системы.
. Эти задания может использовать любой учитель на любом уроке по любому учебнику Слайд 14Нарушение стереотипа
Расставьте ударения в словоформах следующих предложений.
1. За год Вася сильно вырос.
2. Гость явился неожиданно, как снег на голову.
3. Опять без толку сходила на рынок...
В результате ребята приходят к неожиданному для себя выводу: оказывается, существительные могут быть и... безударными! Почему это происходит?
... Еще примеры нарушения стереотипа
Слайд 15Прочитайте запись.
И.п. злой
Р.п. злой
Д.п. злой
В.п. злой
Т.п. злой
П.п. злой
Докажите, что данная запись вовсе не бредовая и прилагательное злой не является неизменяемым.
После того как шок пройдет, можно уже говорить и о грамматическом значении словоформы, и об омонимии окончаний.... Это – обычное нарушение (опрокидывание) стереотипа. Дети привыкли с начальной школы изменять слова по падежам, а тут – вроде бы слово неизменяемое.
Слайд 16
Дискуссия. Статистика подсчитала, что в среднем ученик в течение 5 уроков говорит 3-5 минут. Я думаю, что учителей эти данные не удивят, но, бесспорно, заставят задуматься над проблемой. Поэтому сегодня актуальными являются уроки — диспуты, дискуссии. Большая доля работы при подготовке к такому уроку ложится на плечи учителя: выбор темы, подход к проблеме, составление плана дискуссии, отбор вопросов. Этот вид работы наиболее приемлем для меня., поэтому уже с 5 класса знакомлю ребят с правилами ведения дискуссии, с речевыми штампами, помогающими ребятам выражать свои мысли. Моя роль на таком уроке не быть истиной в последней инстанции, давать высказаться всякому желающему, при этом помогать в формулировках, когда трудно выразить мысль, отсекать те ходы в поисках ответа, которые не ведут никуда
Слайд 17
«Свободное письмо». Перспективным при формировании креативного мышления представляется мне в работе с пятиклассниками прием «свободного письма» (в старших классах мы называем это ЭССЕ). Главное правило свободного письма – не останавливаться, не перечитывать, не исправлять. Этот вид письменного задания обычно применяется в конце занятия, чтобы помочь учащимся подытожить свои знания по изученной теме. Для учителя – это возможность получить обратную связь. Поэтому учащимся можно предложить два пункта:
1) написать, что они узнали по новой теме;
2) задать один вопрос, на который они так и не получили ответа.
На все вопросы ответы записываю детям в тетради для экономии времени на уроке.
По наличию времени
«Разминки». Не жалея времени, практически каждый урок начинаю со своеобразной «разминки», с «упражнений», выполнение которых позволяют, во-первых, раскрепостить и сделать свободным воображение ученика; во-вторых, объяснить и ввести в лексикон учащихся значения многих тропов; в-третьих, создает эмоциональный настрой на уроке, что необходимо для дальнейшего соТРУДничества и соТВОРЧЕСТВА. Например, представить какого цвета смех. Или сравнить с чем-либо батарею, телефон. Или найти общее между словами, обозначающими абстрактные понятия, и названиями конкретных предметов (жизнь и лампочка, судьба и туфли), при этом, чем меньше связаны значения слов, тем интереснее. Вот что из этого получается:
Какого цвета смех? Конечно же все дети и взрослые смеются! Смех – это психологическое состояние человека, вызванное положительными эмоциями. Но вот вопрос: какого же он цвета? У меня смех ассоциируется с улыбкой, а если мы посмотрим на радугу вверх ногами, то получится яркая и цветная улыбка. Я теперь не сомневаюсь, что смех по своей окраске составляет семь цветов: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий и фиолетовый. Киек М. … Я думаю, что смех может быть разного цвета. Если человек смеется над доброй шуткой, то смех становится белым. Если смеется, унижая другого, то смех черного цвета. Недаром говорят, «черный юмор». А еще существует детский смех, который похож на солнце, поэтому он желтый. Эрдниев С.
На что похож радиатор или батарея в кабинете? ….Я смотрю и представляю себе красивую и бегущую зебру. Точно, радиатор похож на белые полосы на спине у зебры. Василенко Д. ….Так ведь пред нами большеногая и длинная гусеница, которая стоит на месте или возможно это многоместное седло, в которое помещается ни один ковбой. Тарабанько А. ..... Я считаю, что радиатор похож на пчелиный улей, так как в них обоих течет жизнь. На мой взгляд, все предметы, окружающие человека, можно сравнить с животными. Крючкова Е.
Слайд 18
Еще древние римляне говорили, что корень учения горек. Но зачем учить с горькими и бесполезными слезами тому, чему можно выучиться с улыбкой? Если интересно построить урок, корень учения может изменить свой вкус и даже вызвать у учащихся вполне здоровый аппетит.
Меняются времена, меняются нравы, меняемся и мы вместе с ними. Но как же всегда хочется видеть сверкающие глаза счастливых детей, черпать в них силы, вдохновение, веру в себя и в то, что смогу подарить им сегодня что-то хорошее, ну хотя бы интересный урок.