Эвристический метод на уроках физики
Как давно в педагогике используется эвристический метод? Оказывается, что очень давно. В Древней Греции под эвристикой понимали систему обучения, практиковавшуюся Сократом, когда учитель приводит ученика к самостоятельному решению какой-либо задачи, задавая ему наводящие вопросы. Так если этот метод проверен временем - давайте использовать его как можно чаще. Физика как нельзя лучше для этого подходит. Но важно понимать, что как бы, ни хорош был метод эвристической беседы, его нельзя гипертрофировать и считать универсальным методом. Выделив познавательную задачу урока, учитель должен решить, целесообразно ли применять этот метод.
Использую ли я эвристический метод на своих уроках? Конечно, использую. В следующих случаях: проблемная ситуация в начале урока; при решении задач и особенно качественных и экспериментальных; при рефлексии; при выполнении лабораторных работ. Общие фразы получаются. Перейду к практике.
1. Однажды, при изучении темы «Плотность», ученики спросили, чему равна плотность пластилина. Но сейчас так много различных видов этого материала, что дать однозначный ответ трудно. И тогда решили узнать плотность пластилина в коробке, которая была в кабинете. Выяснили так же, как в лабораторной работе. А затем я придумала для них экспериментальную задачу:
1 часть. Есть два шарика из пластилина. Как определить какой из шариков полый?
(Шарики были изготовлены одинакового объема, но один из них полый внутри).
Учащиеся определили достаточно быстро: т.к. у шариков одинаковый объем, то полый тот, у которого меньшая масса.
2 часть. Есть два тела разного объема и разной формы. Как определить какое из тел полое?
Пришли к выводу, что придется определить плотность обоих тел. Тело меньшей плотности – полое.
2. При изучении темы «Воздухоплавание» я принесла в класс воздушный шар наполненный гелием с привязанным к нему грузом. Шар не поднимался. Возникла проблема - как заставить шар подниматься вверх. Был предложен вариант уменьшить груз. Но если этого делать нельзя? Стали думать и пришли к выводу, что нужно увеличить объем шара. Стали рассматривать вопрос о грузоподъемности.
При закреплении материала я прикрепила к шарику груз, который он мог поднять, и предложила детям определить объем данного шара.
У эвристического метода обучения есть недостаток - в большой степени применение этого метода зависит от уровня обученности и развития учащихся, особенно от сформированности их познавательных умений, а также - опыта и образованности учителя.
Необходимо и далее разрабатывать и усовершенствовать приемы и методы эвристического обучения на уроках физике.