Презентация к уроку биологии по теме «Экологические ниши лесных птиц» (4–9 классы)

18
11
Материал опубликован 18 July 2018 в группе

Пояснительная записка к презентации

Презентация к уроку биологии по теме "Экологические ниши лесных птиц" создана в помощь учителю при изучении, закреплении и повторении данной темы (УМК любой). Ресурс может быть рекомендован для самостоятельного изучения данного материала. 

 
Титульный слайд презентации
Второй слайд презентации с определением экологической ниши и инструкцией к работе с презентацией.
Второй слайд презентации
Цель: Обобщение знаний о взаимоотношениях организмов на примере понятия «Экологическая ниша». 
Задачи: 
  • Формировать понятие «экологическая ниша». 
  • Показать взаимодействие живых организмов при распределении пищевых ресурсов. Выявить приспособленность организмов к условиям экологической ниши. 
  • Развивать умение анализировать представленные факты и делать выводы. 
Работа подготовлена для учащихся 9 класса и выполнена в программе Microsoft Office PowerPoint 2007 с применением технологического приёма "Интерактивная инфографика".  Автор данного приёма Г.О.Аствацатуров. 
 
Использование презентации: 
1 вариант. Задание: выбрать из предложенных карточек с изображением птиц те виды, которые занимают разные экологические ниши в лесном биогеоценозе. Расположить выбранные карточки сверху вниз в соответствии с предпочтениями птиц. Проверить правильность выбора по предложенной презентации. Ответить на вопрос: почему птицы занимают разные экологические ниши?
2 вариант. Задание: посмотреть презентацию. Выписать в тетради названия экологических ниш для лесных птиц (например, верхушка дерева) и дополнительные примеры птиц, которые занимают схожую нишу. Объяснить, почему у некоторых птиц ниши могут перекрываться, к какому явлению это приводит? Каким образом решается эта проблема в мире птиц?
 
Источники информации:
Рябицев В.К. Птицы Урала, Приуралья и Западной Сибири: Справочник-определитель.-Екатеринбург:изд-во Урал. Ун-та, 2001.
Мамедов Н.М., Суравегина И.Т., Глазачев С.Н. Основы общей экологии. Учебник для старших классов общеобразовательной школы.- М:Устойчивый мир, 2000.
http://p.phgk.ru/b/b/5271/60482.jpg большой пёстрый дятел
В презентации использован технологический приём «Интерактивная инфографика в Power Point», автор Г.О.Аствацатуров.
 

Предварительный просмотр презентации

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ НИШИ ЛЕСНЫХ ПТИЦ Автор: Трефилова Раиса Поликарповна, учитель биологии, МБОУ «Карагайская СОШ № 2», с.Карагай, Пермский край, 2018 Биология, 9 класс, УМК любой

1 2 3 4 5 6 Экологическая ниша — место, занимаемое видом в биоценозе, включающее комплекс его биоценотических связей и требований к факторам среды. В связи с образом жизни у организмов формируются особые приспособления. Термин введён в 1914 году Дж. Гриннеллом и в 1927 году Чарльзом Элтоном. Кружочки с цифрами показывают экологические ниши лесных птиц. Нажимая курсором на кружок, переходим на слайд с информацией о птице, обращаем внимание на образ жизни и приспособления к нему. Экологические ниши лесных птиц

Клёст-сосновик питается семенами хвойных деревьев, в т.ч. и сосны. В поисках шишек предпочитает обследовать верхушки деревьев. Для шелушения шишек у клестов формируется перекрещенный клюв. У молодых клестов клювы прямые. 1 2 3 4 5 6 Экологические ниши лесных птиц

Мухоловка-пеструшка использует концы веток как наблюдательный пункт, насекомых ловит на лету. Иногда собирает малоподвижных беспозвоночных с веток. Клюв короткий и тонкий. 1 2 3 4 5 6 Экологические ниши лесных птиц

Большой пёстрый дятел – питается насекомыми и семенами хвойных деревьев, садится на нижнюю часть ствола и по спирали прыжками взбирается вверх. Сильными ударами клюва разбивает кору или проделывает в ней воронку глубиной до 10 см, а затем с помощью шершавого языка извлекает добычу на поверхность. Поднявшись до высоты 12—16 м, дятел перелетает на другое дерево. 1 2 3 4 5 6 Экологические ниши лесных птиц

Королёк желтоголовый добывает пищу в верхнем ярусе леса — в кроне хвойных деревьев, в щелях коры, под слоем лишайника. Может собирать насекомых с тонких веточек, т.к. масса королька всего 4 -8 граммов. Клюв тонкий и острый. 1 2 3 4 5 6 Экологические ниши лесных птиц

Пищуха обыкновенная – осёдлая птица, имеет относительно длинный тонкий клюв, изогнутый книзу; длинные и жёсткие хвостовые перья, которые помогают удерживаться вертикально на стволах деревьев. В поисках насекомых передвигается по стволам деревьев снизу вверх по спирали. 1 2 3 4 5 6 Экологические ниши лесных птиц

Чёрный дрозд — всеядная птица, питается различными насекомыми,   земляными червями, в конце лета и осенью - семенами и ягодами. Когда птица ищет пищу на земле среди тёмного лесного подлеска, она мало заметна. Клюв крепкий, жёлто-оранжевого цвета. 1 2 3 4 5 6 Экологические ниши лесных птиц

в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии

Презентация на троечку. Фоновый рисунок. В презентации речь идет о лесе, а на рисунке отдельно стоящее на опушке дерево. Лучше найти фото настоящего леса. Управляющую кнопку домой принято использовать доя перехода на какой-то слайд. Для завершения показа, удобнее разместить крестик (знак умножения) в правом верхнем углу. Подчеркнутый текст применяют только для гиперссылок. Расположение и размеры фото, текста и кнопки домой разное на слайдах. А учитывая, что переходов нет - это прыгание не совсем красиво. Перед цифрами 1,2,3,4 и 6 стоит лишний пробел. Из-за этого цифры стоят не по центру, 5 стоит точно по центру. Совет; текст в таких случаях лучше форматировать "По середине по центру", а не просто "По середине" По большому счету эта презентация - интерактивный плакат, который интереснее разместить на одном слайде. В принципе неплохо, но до идеала далеко. От меня лайк.

18 July 2018

Спасибо за советы, Сергей Николаевич!

18 July 2018

А за троечку тоже спасибо? Мне кажется, что Вам и другим коллегам оценки, особенно такие, ставить не надо. Деловым советам все рады, но не на фоне оценки

20 July 2018

Евгений Алексеевич, я написала "за советы" - спасибо. А оценка работы, думаю, могла быть озвучена в личном сообщении. Это было бы более тактично...

21 July 2018
Ответ для

Спасибо! Вы поняли мою идею, это же опушка леса, а не отдельное дерево на лугу!

23 July 2018
Ответ для

Самое главное, что после 43 лет работы в школе Вы всё ещё творите! И не оценки Вам ставить, а благодарить за работу. Удачи Вам!!! А человек просто не умеет это делать тактично, он только поучает...

21 July 2018
Ответ для

Спасибо за пожелание удачи, Евгений Алексеевич! Оставим содержание первого комментария на совести автора...Моя личная цель в данной работе: освоить технологический приём "Интерактивная инфографика". Я этой цели достигла.

23 July 2018
Ответ для

А это самое главное! Творите и дальше на радость себе и ученикам. А что скажут другие, как оценят - это не столь важно. Кстати, Вы абсолютно правильно взяли одно дерево. Оно целенаправленно притягивает внимание

23 July 2018

Я думаю, презентация ученикам и учителям интересна наполнением информационного материала, который Раиса Поликарповна подобрала со всей тщательностью. А какое форматирование использовано не так важно.

18 July 2018

Спасибо, очень интересный использован приём! Хочется научиться!

19 July 2018

И мне захотелось! И детям эта работа будет полезна! А ведь для них стараемся,Раиса Поликарповна!

28 July 2018