Учебно-методический материал «Групповые формы работы»

5
1
Материал опубликован 16 July 2017

Пояснительная записка к презентации

Выдающийся психолог Л.С. Выготский писал: «В сотрудничестве, под руководством, с чьей-то помощью ребенок всегда может сделать больше, чем самостоятельно…» Групповая форма работы оказывает мощное стимулирующее действие на развитие ребенка. Работа в группе развивает творческие способности учащихся, позволяет удовлетворить потребность учащихся в общении. Как метод интерактивного обучения, групповая форма работы способна решить многие психологические (преодоление скованности, страха, приобретение уверенности в себе) и социальные задачи обучения (коммуникативную готовность к работе в микроколлективе, развивает навыки общения и взаимодействия в малой группе). Совместная деятельность учащихся в группе создает предпосылки для глубокого усвоения теоретического материала, открывает большие возможности для проявления индивидуальных способностей. Групповая технология позволяет учителю реализовать идеи педагогики сотрудничества, из «непререкаемого авторитета» превратиться во внимательного и заинтересованного собеседника, овладеть приемами учебного диалога, обеспечивать индивидуализацию и дифференциацию образования. Предлагаемая технология рассчитана на учащихся 5-11 классов. Для внедрения технологии групповой работы требуются памятки для учащихся по различным разделам программы, комплекты заданий разной сложности и алгоритмы для групп, желательно иметь сдвоенные уроки 1-2 раза в неделю, необходимо деление класса на группы постоянного или временного состава. Состав групп подбирается по принципу объединения школьников разного уровня обученности, но в каждой группе должен быть ученик-консультант, или лидер. Работа в группе требует соблюдения нескольких этапов: подготовительный, собственно групповая работа, отчет о проделанной работе (презентация), если возможно, с использованием ИКТ. Очень важно правильно распределить ребят на группы. Существуют определённые виды посадки обучающихся. Использовать групповую работу возможно на различных этапах урока русского языка: при изучении нового материала (в 7-9 классах);на этапе обобщения и систематизации изученного, при комплексном анализе текста (в старшем звене);на контрольных уроках – зачетах (в среднем звене);на уроках литературы в старших классах при подготовке к семинарским занятиям, при изучении лирики, своеобразия стиля писателя и др. Организация работы по новой педагогической технологии при изучении русского языка требует большой предварительной подготовки учителя. Содержание учебной задачи для групповой работы должно отличаться от той, которая ставится при традиционной форме обучения. Только нестандартная постановка проблемы вынуждает школьников искать помощи друг у друга, обмениваться точками зрения, вырабатывать общее решение проблемы. Презентация групповых решений может происходить в различных вариантах:

- совместно-индивидуальная форма (каждая группа представляет итог своей деятельности – такая форма оправдывается на уроках повторения);

- совместно-последовательная форма (результат деятельности каждой группы является ступенькой к решению общей проблемы – данная форма является удачной для уроков обобщения, т.к. позволяет установить некоторые закономерности).

Работа в группах может быть организована следующим образом:

А) группы получают одно и то же задание; результат работы либо представляется учителю, либо раскрывается на уроке;

Б) группы получают разные, но работающие на общий результат задания; на уроке каждая группа представляет свой результат;

В) группы получают разные задания; в этом случае каждая группа отчитывается перед классом по очереди.

На этапе выполнения задания каждая группа может пользоваться, если это не зачетный урок, памятками, схемами, алгоритмами, которые имеет каждый ученик в тетради-справочнике (такая тетрадь ведется всеми учениками с 5 класса). Консультанты либо ведут опрос по теории (на зачетном занятии), либо руководят работой группы, распределяя задания между членами микроколлектива. Консультантов учитель готовит к уроку заранее. На уроках - зачетах консультанты выполняют задания повышенной сложности или творческого характера, самые слабые учащиеся работают по образцу или алгоритму.

Подобная организация работы ученического коллектива дает положительные результаты, а самое главное дает каждому ученику чувство уверенности в своих силах, осознание включенности в работу класса.


 

Приемы и методы:

взаимные диктанты в парах сменного состава;

разучивание стихотворений;

работа в парах сменного состава по карточкам; взаимообмен заданиями

методика работы по вопросникам;

сотрудничество учащихся "по вертикали";

педагогика сотрудничества и "погружение";

Взаимодиктанты;

Взаимообмен заданиями;

Взаимопередача тем;

Работа по вопросникам.

Организация групповой работы при изучении темы «Глагол» в 5 классе.

Для проведения групповой работы учащиеся разбивались на различное количество групп: 4 и 5. Количество учеников в классе 25 человек.

Вот пример задания наиболее эффективного при организации урока «Глагол как часть речи». Сначала учитель вместе с учащимися вспоминает, что представляет собой такая часть речи, как глагол. Затем учитель делит учеников на 4 группы. Каждой группе дается задание: выписать из предложенных отрывков из сказок А.С.Пушкина, глаголы. На работу отводится 10 минут.

Когда учащиеся зрительно воспринимают задание, активируются полученные ранее знания о глаголе, поэтому задание выполняется значительно проще и быстрее. Учитель при данной работе может выяснить, насколько хорошо дети помнят, что представляет собой глагол и не путают ли они его с другой частью речи.

Дети получают задание не только выделить глаголы в текстах, но и распределить их по вопросам: что делать? что сделать? Каждой группе дается по три отрывка из произведений А.С.Пушкина. Дети выполняют задание, учитель контролирует. Далее от каждой группы отчитываются по 2 человека, которые озвучивают все выписанные глаголы, отвечающие на вопросы: что делать? что сделать? Учитель подводит итог выполненной работе.

Данная работа позволяет выявить, имеющиеся у учащихся знания о глаголе. При подобной работе учителю проще выявить насколько хорошо учащиеся знают, что такое глагол. Работа в целом положительная, при своевременной корректировке работы учителем. Такая работа наиболее подходящая для начального этапа изучения раздела «Глагол».

Следующий пример. Тема урока: Время глагола. Это урок закрепления изученного материала. Ребята уже многое знают о глаголах. Деление на группы происходит перед началом урока, так как потом не придется терять время на то, что распределить учеников. Учащиеся делятся по наличию в группе равного количества слабых и сильных учеников.

Данная работа проводится для того, чтобы понять насколько хорошо учащиеся усвоили полученный материал. А также работа в группах помогает ученикам, которые не до конца усвоили новый материал, при совместной работе с другими учащимися, еще раз повторить и понять тему. При этом все ученики должны равно по силам вкладываться в результат работы своей группы, за этим учитель следит на протяжении всей работы в группах.

Итак, получается 4 группы по 6 учеников и 1 из 7 учеников. Учащиеся получают задание.

1 группа: вспомнить, что такое глагол, назвать времена и совместно составить 3 предложения, с глаголами каждого времени.

2 группа: дать характеристику глаголам прошедшего времени и составить предложения.

3 группа: охарактеризовать глаголы настоящего времени и составить предложения.

4 группа: дать характеристику глаголам будущего времени и составить предложения.

Учащиеся выполняют задание, далее происходит совместная проверка. По одному участнику от каждой группы отчитываются за работу, проделанную совместно в группе.

Далее дается задание каждой группе проспрягать по числам и лицам ряд глаголов. Учащиеся выполняют задание, учитель контролирует и корректирует работу в группах.

Данная работа позволил выявить, насколько хорошо учениками усвоен материал.

Данная работа особенно результативна именно на уроках закрепления знаний. Учащиеся не только показали хороший результат, слабые ученики старались принимать активное участие в работе, чтобы лучше понять изученную тему. При такой форме работы учителю оказалось проще понять, кто из детей хорошо понял новую тему, а кто значительно хуже. Это помогло вовремя скорректировать работу, что привело к общему положительному результату.

Вот еще один пример задания, который наиболее подходит для повторения темы глагол. Сначала учитель делит учащихся на 4 группы. Для каждой группы учитель готовит раздаточный материал в виде конвертов, в которых на отдельных листочках написаны отдельные морфологические разных частей речи (спряжение, род, число, лицо, падеж и др.) Выполнение задания не ограничивается по времени, главное условие - скорость. Какая из команд справится с заданием быстрее, получает - 5 баллов, вторая - 4, третья - 3, четвертая -2.

Далее каждой группе дается набор глаголов, у которых они должны определить спряжение. Так же в каждой группе есть по одному слову исключению, которое дети так же должны найти на скорость.

Исходя из суммарного балла за оба задания, группам выставляются оценки. 10-9 - «5», 8-7 - «4», 6-5 - «3».

Данная форма организации помогает понять, насколько хорошо дети усвоили изученный раздел, различают ли они морфологические признаки разных частей речи. В дальнейшем учителю значительно проще организовать свою работу, возвращаясь к вопросам, которые вызывают затруднение у учащихся.

Следующее задание группам подходят для урока при систематизации и обобщении знаний по теме «Глагол». Учащиеся делятся на 4 группы. Сначала проводится небольшой опрос, учащийся из 1 команды, вытаскивает из набора карточек одну, читает вслух вопрос, учащиеся 2 команды быстро отвечают, далее учащийся 2 команды вытаскивает вопрос, учащиеся 3 команды отвечают на вопрос и так далее. Если команда не может ответить, то вопрос переадресовывается. Всего вопросов 8, за каждый правильный ответ команда набирает по одному баллу.Подобный опрос помогает активировать все полученные знания по теме «Глагол». У ребят вырабатывается командное чувство.

Из данного опроса вытекает следующее групповое задание. Каждой группе предлагается небольшой текст, у всех разные задания. 1 группа должна найти глаголы, определить их вид и синтаксическую роль в предложении. 2 группа: указать время глаголов, число, лицо и род ( у глаголов, у которых возможно определить данные характеристики). 3 группа: найти глаголы, поставить в неопределенную форму, определить спряжение. 4 группа: делает морфологический разбор 3 выделенных глаголов.

С данным текстом можно предложить другой вариант работы. Например, 1 группа находит глаголы, стоящие в неопределенной форме, 2 группа находит глаголы стоящие в прошедшем времени, 3 группа в настоящем, 4 в будущем.

Работа проверяется совместно, всем классом. Данная работа направлена на закрепление полученных знаний по русскому языку и проверку осознанности учениками изученного раздела.

Следующее задание может даваться детям при изучении «Времен глаголов». Класс делится 4-6 групп. Каждой группе предлагается текст с пропусками глаголов. Из предложенных глаголов, дети должны вставить подходящие по смыслу глаголы и поставить в нужную форму.


 


 


 

Инструкция по работе в группе

Объединитесь в группы.                                                      

Вспомните правила работы в группе. Распределите роли.

Изучите план (алгоритм) выполнения данной работы. Выполните работу.  Подготовьте защиту групповой работы. Оцени свою работу в группе.                                             Оцени работу группы.                                                        

 

Виды групповой работы

Работа в парах.

Мозговой штурм.

Игра «Продолжи».

Охота за сокровищами.

Снежный ком.

Мозаичная группа или Пазлы.

Игры «Зоркий читатель».

Варианты комплектования групп

По желанию.

Случайным образом.

По определенному признаку.

По выбору «лидера».

По выбору педагога.

Правила работы в группе

Слушай, что говорят другие.

Делай выводы об услышанном, задавай вопросы.

Говори спокойно и ясно, только по делу.

Анализируй свою деятельность, вовремя корректируй.

Помогай товарищам, если они об этом просят.

Точно выполняй возложенную на тебя роль.

Лист самооценки

 Критерии

Моя оценка

(+ или  -)

Оценка других

(+ или  -)

Я слушал, что говорят другие…

   

Я делал выводы и задавал вопросы

   

Я говорил спокойно, только по делу…

   

Я выполнил работу без недостатков…

   

Я помогал другим…

   

Я точно выполнял свою роль…

   

Роли в группе

Книгочей (читает  памятки, алгоритмы, планы, тексты учебника)

Координатор (распределяет роли, определяет задание для каждого, назначает ответственного за защиту работы группы )

Контролёр (контролирует качество работы, следит за временем)

Хозяйственник (подбирает и раздаёт  материал для работы, следит за чистотой)

Секретарь  (ведёт записи, чертит схемы, заполняет таблицы)

 

Формы защиты групповой работы

Защита «проекта».

Кластер или интеллект-карта.

План. 

Вопросы к тексту.

Таблица.

Синквейн.

Сочинение (сказка, рассказ, стихотворение, т.д.).

Рисунок, коллаж, иллюстрация. 

Инсценировка.

«Оцени работу группы»

 Критерии

Своя оценка

(+ или  -)

Оценка других

(+ или  -)

Работали дружно…

   

Работали по алгоритму…

   

Своевременно выполнили задание..

   

Качественно выполнили задание…

   

Каждый приложил усилие в общем деле…

   


 


 


 


 


 


 


 

 

Предварительный просмотр презентации

Групповые формы работы ;

Технология мыслительных шляп Проблема

презентуют свои идеи остальным членам группы Исследования, предложения, новые идеи, возможности, альтернативы. Что можно предпринять в данном случае? Новаторы - «шапка - невидимка»

Пессимисты – «зелёная шляпа» выделяют все отрицательные, непродуманные, неучтенные моменты презентуемой идеи. Осторожность, истина, здравый смысл и соответствие фактам. Сработает ли это? Насколько это безопасно? Осуществима ли эта идея?

<номер> Оптимисты «Желтая шляпа»: выделяют все положительные моменты презентуемой идеи. Преимущества, выгода. Зачем это делать? Каковы будут результаты? Стоит ли это делать?

Эксперты - «синяя шляпа» оценивают работу каждой творческой группы с точки зрения поставленной перед каждой группой целью деятельности, обосновывают свое мнение. - Размышление, контроль над мыслительным процессом, подведение итогов на данном этапе, определение следующего шага. - Насколько раскрыта предложенная идея, обосновано суждение? - Существуют ли альтернативные идеи?

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии

Хорошая статья, спасибо!

5 October 2022