Конспект интегрированного урока по музыке, МХК
Тема урока: «Времена года» Антонио Вивальди.
Симфонический программный цикл из 4-х концертов «Времена года».
Форма урока: интегрированный урок.
Вопрос учебной темы: «Если бы Вивальди не предпослал своей музыке программу, не нарисовал словами картину, поняли бы мы о чем рассказывает музыка?»
Цель урока: Выявить характерные особенности музыки Вивальди; помочь освоить понятие «программная музыка»; научить определять общее настроение музыки; научить проводить сравнительный анализ между картинами, музыкальными и литературными произведениями.
Задачи:
Обучающие: познакомить учащихся с симфоническим программным циклом «Времена года», некоторыми секретами популярности музыки Вивальди;
Развивающие: развивать информационные, коммуникативные компетенции учащихся; развивать слуховое и зрительное восприятие; развивать чувства, эмоции, образно – ассоциативное мышление;
Воспитательные: Воспитание у учащихся более утонченного и осознанного восприятия произведений искусства, формирование компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности, критического и образного мышления.
Учебные предметы: музыка, МХК, литература, изобразительное искусство.
Информационные ресурсы: учебники, Интернет-ресурсы, ссылки на мультимедийные учебные программы.
Оборудование: проектор, экран, компьютер, СD диск «Времена года» Вивальди.
Образовательные ресурсы: :
Википедия. Свободная энциклопедия. Режим доступа: http://ru/wikipedia.org/wiki;
История изобразительного искусства.- http://www.arthistory.ru//
Классическая музыка. – http://www.classic-musik.ru/
Ход урока.
Звучит отрывок из концерт «Времена года» А.Вивальди.
Учитель: Здравствуйте ребята! Сегодня у нас не совсем обычный урок. Мы с вами совершим путешествие во времени, и перенесемся в конец XVII века.
Но прежде, чем я продолжу, я предлагаю вам маленький тест.
Тест на определение: Определите о каком городе идет речь в данном тексте, какие слова стали ключом к разгадке.
Текст: «Работали тогда, когда позволяло свободное время, между развлечениями, в шуме и толпе, в маленьком кафе, выходящем на Сан-Джорджио Маджоре, в театральном антракте, макая перо в старую красную чернильницу, или между бутылкой токайского и испанским табаком. Пели на улицах, на площадях, вдоль каналов. Владельцы магазинов пели, выставляя напоказ свои товары; ремесленники пели, возвращаясь домой с работы; гондольеры пели, ожидая пассажиров. Веселье было сутью нации, а юмор – сутью речи».
После обсуждения учащиеся дают правильный ответ. Город о котором идет речь в тексте – Венеция; ключевые слова: каналы, гондольеры.
Учитель: Среди множества дворцов, церквей, украшавших Венецию, была скромная обитель – Приют скорби. Все меломаны Европы считали за честь побывать там и услышать знаменитый оркестр состоящий целиком из девочек-сирот. Этим «музыкальным чудом» руководил аббат Антонио Вивальди, которого называли Pretro Rosso – Рыжий Монах. Прозвище выдавало весёлый нрав и огненный темперамент. И это все не смотря на то, что маэстро Вивальди был всю жизнь тяжело болен и при ходьбе задыхался.
(слайды 1, 2 )
Учитель: Ребята, давайте запишем в тетради биографические данные композитора. Антонио Вивальди (1678– 1741) - итальянский композитор, скрипач, дирижер, педагог, католический священник. Главной областью его творчества была инструментальная музыка. Ему принадлежит 465 концертов для различных инструментов. Центральное место среди них занимают скрипичные произведения. Крупнейший скрипач-виртуоз XVIII в., Вивальди создал жанр сольного инструментального концерта.
Вивальди писал музыку в стиле «барокко», а для этого стиля характерна «живописность мышления», т.е. маэстро как бы живописует с натуры. Обратимся к его знаменитому циклу концертов «Времена года».
(cлайд 3,4)
Тема времен года всегда была популярна в искусстве. Она давала возможность средствами данного искусства запечатлеть события и дела наиболее характерные для того или иного времени года. Весна, то есть пробуждение природных сил, олицетворяло начало и символизировала юность, а зима – конец пути - старость.
Циклу композитор предпослал программу, которой музыка старается следовать.
Ребята, мы с вами уже знакомились с понятием «программная музыка». Давайте вспомним, что оно означает.
Учащиеся отвечают: инструментальная музыка в которой есть литературное сопровождение (программа) называется «программной».
Учитель: Вивальди сочинил цикл музыкальных картин «Времена года». В них есть программа написанная самим композитором. Описание того, что он хотел бы передать в звуках. Произведение состоит из 4-х самостоятельных циклов: «Весна», «Лето», «Осень», «Зима». А сейчас мы с вами проведем небольшую ознакомительную экскурсию по страницам этих циклов. Итак, читаем и слушаем Вивальди…
Вопрос: Слушая музыку, какие ассоциации возникают у вас?
Задание классу: при прослушивании фрагмента концерта «Лето», составить свою программу.
(После прослушивания дети описывают свои впечатления, какие чувства они испытывали, какие зрительные образы представляли).
Учитель: А теперь сравним ваши впечатления с собственной программой Вивальди.
Вивальди предпослал концерту «Лето» следующую программу: утомлённый жарой, в тени деревьев засыпает пастушок, но послышался далекий гром, собирается гроза, и вот уже словно водопад обрушился с неба, заливая поля. «В полях лениво стадо бродит. От тяжкого удушливого зноя страдает. Сохнет все в природе, томится жаждой всё живое. Вдруг налетает страстный и могучий Борей, взрывая тишины покой. Вокруг темно, злых мошек тучи и плачет пастушок застигнутый грозой.»
Существование такого рода программы вовсе не означает, что музыка Вивальди превращается в своего рода иллюстрации к картинам природы. Грозу Вивальди «рисует» не только как обрушившуюся стена дождя и поток воды, но и как грозу в душе человека – его неукротимую энергию, страстный порыв, отчаянную решимость. Например, концерт «Осень» - это целый рассказ о радости крестьян, собравших урожай. Музыка шаг за шагом «живописует» их танцы, праздничное веселье, мы слышим, как льются струи вина, лают собаки.
А сейчас мы с вами прослушаем и посмотрим презентацию цикла «Времена года». (Учащиеся слушают музыку, смотрят презентацию, читают стихи).
(слайд 5,6,7,8)
Учитель: Ребята , какое впечатление произвела на вас музыка? Как вы считаете, сумел ли композитор передать своими стихами характер каждой части цикла?
(Ответы учащихся)
Учитель: Сейчас мы с вами послушаем полностью 1 часть концерта №4 фа минор «Зима» Allegro non molto. Посмотрите на экран, перед вами сонет написанный Вивальди, давайте его прочитаем: (учащиеся читают вслух)
Дрожишь, замерзая, в холодном снегу,
И с севера ветра волна накатила.
От стужи зубами стучишь на бегу,
Колотишь ногами, согреться не в силах.
Как сладко в уюте, тепле и тиши
От злой непогоды укрыться зимою.
Камина огонь, полусна миражи.
И души замёрзшие полны покоя.
На зимнем просторе ликует народ.
Упал, поскользнувшись, и катится снова.
И радостно слышать, как режется лёд
Под острым коньком, что железом окован.
А в небе Сирокко с Бореем сошлись,
Идёт не на шутку меж ними сраженье.
Хоть стужа и вьюга пока не сдались,
Дарит нам зима и свои наслажденья.
Учитель: Я хочу, чтобы вы свои впечатления от стихов и музыки выразили в красках. Теперь мы не только слушаем, читаем, но и рисуем Вивальди!
(Учащиеся слушают концерт, читают стихи, рисуют свои образы).
Учитель: Давайте теперь посмотрим ваши рисунки. Проанализируйте работы своих одноклассников. Смогли вы выразить в красках музыкальные образы?
(учащиеся обсуждают работы одноклассников).
Глядя на ваши рисунки можно сказать, что музыка Вивальди доступна для понимания каждого человека, потому что он умел пробудить в слушателе его жизненные ассоциации. «Будь понятным!» - так можно сформировать один из секретов популярности композитора.
Музыка Вивальди остается в памяти, к ней хочется возвращаться вновь и вновь, потому что композитор кроме рецепта «Будь понятным!» открыл ещё один секрет. В музыке существуют «опознавательные знаки», короткие мотивы, которые легко запомнить, пропеть, простучать. Например, мотив «Так судьба стучится в дверь» Бетховена, «Танец маленьких лебедей» Чайковского и т.д. Именно из таких мотивов складываются все мелодии Вивальди в быстрых частях его концертов, и именно маэстро принадлежит честь открытия этого метода, которым впоследствии воспользовались величайшие композиторы, а также широко используют сейчас в современной рок-музыке.
(слайды 9,10)
В истории классической музыки Вивальди первым нашел путь к сердцу каждого независимо от возраста, образования, он сумел стать желанным собеседником даже для тех, кто считает классическую музыку вычурной и скупой. Ребята, вы согласны с таким определением?
(учащиеся высказывают свое мнение о музыке А.Вивальди)
Учитель: Итак, мы подходим к заключительной части урока. Сейчас мы проверим, как вы поняли сегодняшнюю тему урока (учитель включает презентацию с дидактическим материалом, учащиеся работают с интерактивной доской).
Работа с учащимися по закреплению темы по дидактическому материалу на мультимедиа и по индивидуальным листкам опроса.
Учитель: Ребята, к какому выводу мы пришли? (учащиеся подводят итог урока, делают выводы).
Учитель оценивает работу учащихся, выставляет оценки.
Задает домашнее задание:
- прослушать самостоятельно концерты Вивальди «Весна» и «Осень» и составить свою программу к прослушанному концерту;
- объяснить, почему музыка Вивальди так хорошо запоминается;
в чём заключается секрет понятности музыки Вивальди;
- сообщение о жизни и творчестве Антонио Вивальди.
Результаты представленных работ: сообщения, доклады, рефераты, презентации.
Бондаренко Надежда Ивановна