Конспект урока музыки во 2 классе «Природа и музыка. Прогулка»

2
1
Материал опубликован 10 July 2019 в группе

Урок музыки в 2 «Б» классе 

Тема

«Природа и музыка. Прогулка.»

Педагогическая цель

Выявить взаимосвязь между музыкой и природой на примерах музыкальных произведений и окружающего мира, воспринимая музыку, как интонационно – образную речь.

Тип урока

Изучение нового материала.

Планируемые результаты (предметные)

Научиться выделять чувства и эмоции человека, выраженные в музыке; осмысленно владеть способами певческой деятельности; проникнуться чувством сопричастности к природе, добрым отношением к ней; эмоционально откликаться на музыкальное произведение и выражать свое впечатление; понятно, точно, корректно излагать свои мысли; осознанно отличать звучания различных инструментов; оперировать терминами.

Личностные результаты

Проявлять стремление к красоте и гармонии; приобретают эстетический взгляд на мир; оценивать и сознательно выстраивать эстетическое отношение к себе, другим людям, Отечеству.

Универсальные учебные действия (метапредметные)

регулятивные – развивать голос, слух, слушательскую культуру; выполнять действия в качестве слушателя, исполнителя; выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

познавательные: научиться слушать музыку, исполнять музыкальное произведение, характеризовать музыку; ставить вопросы, формулировать проблемы; осуществлять сбор информации; применять и представляют информацию;

коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии; уметь вести диалог, слушать собеседника; задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером; определять цели, функции участников, способы взаимодействия; договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.

Методы и формы обучения

Словесная, фронтальная, индивидуальная, практическая.

Основное содержание темы, понятия и термины

Природа, прогулка, сюита, пьеса.

Образовательные ресурсы

Конспект, м/м презентация, учебник, музыкальный материал: М.Мусорский, С.Прокофьев «Прогулка»

Технологическая карта урока.

Этапы урока

Виды работы

Содержание взаимодействия с учащимися

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I.Организация начала урока.

Цель: содействовать установлению нормального рабочего настроения у школьников и готовности к сотрудничеству.

1.Приветствие учащихся, эмоциональный настрой учащихся, проверка готовности к уроку.

-Здравствуйте ребята, 

Прозвенел звонок.

Начался урок.

Стали ровно, тихо сели.

На меня все посмотрели.

-Проверим готовность к уроку. На партах у вас должны лежать пенал, учебник и рабочая тетрадь.

-Покажите мне, как должны сидеть настоящие ученики? Спинку мы держим ровно, ручки сложены на парте, ножки стоят на полу или на подставке.

-Не забываем соблюдать дисциплину в течении урока, те, кто будет поднимать руку, соблюдать тишину на уроке и активно отвечать-будут получать жетончики. Чем больше жетончиков, тем лучше будет ваша оценка в конце урока.

Приветствует учащихся, создает эмоциональный настрой, активизирует внимание

 

Приветствуют учителя, организуют рабочее место, настраиваются на работу, сосредотачивают внимание, демонстрируют готовность осуществлять учебную деятельность.

II.Актуализация знаний.

Цель: закрепить знания, повторить учебный материал, пройденный ранее, развитие логического мышления.

1.Беседа по теме стихотворения.

-Ребята, послушайте внимательно стихотворение, которое я вам прочитаю, и ответьте на мои вопросы.

Природа и музыка рядом живут,

Снежинки танцуют, сосульки – поют.

Ветер играет на листьях слегка,

И в такт этим звукам плывут облака.

То дождь запоет, забасит вдруг пурга,

То звонкая песня несет нас в луга,

А мы будем слушать и подпевать,

А может быть просто стоять и молчать.

-О чем говориться в данном стихотворении?

-Как вы считаете, близко ли связанна природа и музыка?

-В чем значение природы?

-Как вы считаете, о чем мы с вами сегодня поговорим?

-Верно ребята, тема нашего сегодняшнего урока «Природа и музыка. Прогулка». «Прогулка»-так назвали свои пьесы композиторы М.Мусоргский и С.С.Прокофьев, о них и пойдет речь на сегодняшнем уроке.

Задает вопросы по ранее изученному материалу;

закрепляет знания учащихся.

Отвечают на вопросы учителя.

III. Целеполагание.

Цель: обеспечить мотивацию учения школьников, принятие ими целей урока.

 

 

 

 

 

1.Проблемная ситуация.

 

 

 

 

 

 

– Ребята, посмотрите на слайд, что на нем изображено? (изображение природы)

– Что такое природа? Какой она бывает? 
– Чем живая природа отличается от неживой?
– Что на нашей картине относится к живой природе, а что к неживой? (слайд)
– Ребята, а хотели бы вы побывать на лужайке, которая изображена на слайде?
– Давайте отправимся на прогулку прямо сейчас, но не по-настоящему – виртуально.

Сообщает уч-ся цель учебного занятия; показывает значимость изучаемого материала; создает проблемную ситуацию; актуализирует опыт уч-ся.

Принимают учебную задачу; используют имеющиеся знания; Слушают учителя; Отвечают на вопросы.

IV. Изучение нового материала.

Цель: обеспечить восприятие, осмысление и первичное усвоение учащимися изучаемого материала.

Содействовать усвоению учащимися способов, которые привели к определённому выводу (обобщению)

Создать содержательные и организационные условия учащимися методики воспроизведения изучаемого материала.

1.Знакомство с новым определением «сюита»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Знакомство с композитором (М, Мусоргский), его творчеством и биографией.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Прослушивание и анализ музыкального произведения.

«Прогулка» М. Мусоргского.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.Физминутка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. .Знакомство с композитором (С.С.Прокофьевым), его творчеством и биографией.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6.Прослушивание и анализ музыкального произведения.

«Прогулка» С.С.Прокофьева

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7.Знакомство с песней "Песня друзей" (Ничего на свете лучше нету) (музыка:Ген.Гладков, слова: Ю.Энтин)

 

 

 

8.Подготовка речевого аппарата к разучиванию песни.

 

 

 

 

9. Разучивание песни  "Песня друзей" (Ничего на свете лучше нету) (музыка:Ген.Гладков, слова: Ю.Энтин)

 

 

 

10.Творческое задание. Выполнение иллюстраций.

 

 

 

 

11.Выставка работ.

- Любите ли вы ходить на прогулку?

- Давайте отправимся сегодня на необычную прогулку под пьесу «Прогулка» М. Мусоргского из сюиты «Картинки с выставки».

- Ребята, кому из вас известно, что такое сюита?

Сюита-это музыкальные произведения, которым характерны тесная связь с песней и танцем. Нередко сюиты составляются из музыки, написанной для балетов, опер или других театральных постановок.

- Запишите число, классная работа, обратите внимание на удвоенную согласную «сс» в слове «классная». Запишите новое определение в тетрадь.

- Перед прослушиванием пьесы давайте узнаем немного об этом композиторе. (слайд) Послушайте внимательно мой рассказ, и ответьте на некоторые вопросы. Обратите внимание на портрет композитора.

(Мусоргский Модест Петрович (1839— 1881), композитор.

Родился 21 марта 1839 г. в селе Кареве Торопецкого уезда Псковской губернии (ныне в Тверской области) в дворянской семье. В детстве занимался музыкой под руководством матери. Образование получил в Петропавловской школе в Петербурге (1851 г.), подготовительном пансионе Комарова (1852 г.) и Школе гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров (1856 г.). В 1874 г. Мусоргский написал десять музыкальных иллюстраций к акварельным рисункам художника В. Е. Гартмана «Картинки с выставки» — виртуозные пьесы для фортепиано. Умер 28 марта 1881 г. в Петербурге, находясь в полной нищете.)

- Ребята, кто из вас запомнил имя композитора? (М.Мусоргский) Запишите имя композитора в тетрадь.

- Откуда родом композитор? (Псковская губерния (ныне в Тверская область)

- В какой семье родился композитор? (В дворянской)

- К чему композитор написал десять музыкальных иллюстраций? (К акварельным рисункам «Картинки с выставки»)

- Прослушаем с вами произведение «Прогулка», после чего вы ответите на некоторые вопросы. Сядьте, как слушатели. (звучит композиция)

- Кто исполняет данное произведение? (Симфонический оркестр)

- Как вы считаете, какой темп данной пьесы? (медленный) Лад? (мажорный)

- Громко или тихо звучит музыка? (громко)

-А что рассказала нам музыка? (позвала нас на прогулку)

- Почему вы так считаете? Какую прогулку вы себе представляете, прослушивая данную пьесу?

- Под эту музыку можно совершать прогулку? Гулять?

- Давайте попробуем прошагать на месте под данную пьесу.

- Получилось ли у нас? Вспомните, как называется пьеса, соответствует ли название пьесы с ее содержанием?

- Молодцы ребята, верно. Давайте отдохнем немного, проведем с вами физминутку.

Руки кверху поднимаем,
А потом их отпускаем.
А потом их развернем
И к себе скорей прижмем.
А потом быстрей, быстрей
Хлопай, хлопай веселей.

 

- Мы с вами продолжаем путешествовать, давайте познакомимся еще с одним величайшим композитором С.С. Прокофьевым, и прослушаем его пьесу «Прогулка» из альбома «Детская музыка».

- Послушайте внимательно краткую биографию композитора, и будьте готовы ответить на некоторые вопросы. Обратите внимание на портрет композитора.

(Сергей Сергеевич Прокофьев (1891 — 1953) – русский композитор, народный артист РСФСР.

Родился Сергей Прокофьев 11 апреля 1891 года в селе Сонцовка Екатеринославской губернии. Первое образование в краткой биографии Прокофьева было получено дома. Музыкой Сергей увлекся с детского возраста. В 5 лет он начал играть на пианино, а чуть позже – сочинять первые пьесы. Первые оперы будущий композитор Прокофьев создал в 9-летнем возрасте. Затем Сергей стал обучаться у лучших преподавателей в Петербургской консерватории. Впервые выступил со своими произведениями Прокофьев в 1908 году. А начиная с 1918 года, много гастролировал: по Европе, Америке, Японии.)

- Ребята, кто из вас запомнил имя композитора? (С.С. Прокофьев) Запишите имя композитора в тетрадь.

- Откуда родом композитор? (Екатеринославская губерния)

- В каком возрасте композитор написал свою первую оперу? (В 9 лет)

- Прослушаем с вами произведение «Прогулка», после чего вы ответите на некоторые вопросы. Сядьте, как слушатели. (звучит пьеса)

- Давайте выберем те слова, которые подходят под эту пьесу и распределим.

- Какая может быть прогулка (скорая, неторопливая, подвижная, игривая)

- Какой музыкальный инструмент звучит? (фортепиано)

- Какую прогулку вы себе представляете, прослушивая данную пьесу?

- Какие чувства вызывает у вас эта музыка?

- Молодцы ребята, мы прослушали две пьесы под название «Прогулка» двух знаменитых композиторов.

-Чем отличаются эти пьесы?

-С каким композитором пойдете не торопливо, а с каким быстро? (ответы детей)

 

- Ребята, а с какими сказочными путешественниками вы знакомы? (ответы детей)

- Сегодня мы с вами вспомним таких веселых путешественников, лучших друзей, бременских музыкантов.

- Знаком ли вам этот мультфильм? Помните ли вы песни из данного мультфильма? Перечислите из данного мультфильма те песни, которые вам известны

- Сегодня мы с вами разучим «Песню друзей» или «Ничего на свете лучше нету». Запишите название песни в тетрадь.

- Слова к этой песне написал-Юрий Сергеевич Энтин —поэт, драматург, поэт-песенник, сценарист, музыку-Геннадий Игоревич Гладков —композитор, автор музыки к популярным кино- и телефильмам, мультфильмам и мюзиклам, Народный артист Российской Федерации.

- Прослушайте внимательно данную песню. Сядьте, как слушатели.

- Перед тем, как мы начнем разучивать данную песню, нам необходимо подготовить наш речевой аппарат. Выполним следующие упражнения:

Что говорит кошка? Пропойте? (мяу-мяу-мяу)

Что говорит лягушка? Пропойте? (ква-ква-ква)

Что говорит корова? Пропойте? (му-му-му)

 

- У каждого из вас на партах есть карточка с текстом песни, прочитайте ее.

- Давайте попробуем пропеть первый куплет без музыки.

- Попробуем пропеть тот же куплет под музыку.

- Молодцы ребята, пропоем припев, он довольно простой на первый взгляд, но при его исполнении нужно следить за мелодией, попадать в нее. Итак, попробуем пропеть припев.

- Попробуем соединить припев и куплет, пропоем под музыку.

- Молодцы ребята, пропоем второй куплет без музыки. С музыкой.

- Соединим обе части песни и пропоем ее всем классом под музыку.

- Молодцы ребята, вы хорошо справились с заданием, но, не будем забывать, что и мы сами сегодня путешественники.

- Под музыку каких композиторов мы сегодня путешествовали? (С.С.Прокофьев и М.Мусоргский)

- В чем сходство и различие обеих «Прогулок»? (ответы детей)

- Давайте представим, что сопровождают нас в нашем путешествии различные сказочные герои. Каких сказочных героев вы возьмете с собой на прогулку? (ответы детей)

- Сейчас каждый нарисует прогулку со своим сказочным героем, под ту пьесу, которая ближе ему. Не забываем указывать композитора пьесы, под которую вы путешествуете. (дети рисуют)

- Подведем итоги и оценим получившиеся картины.

Рассказывает о происхождении музыкального жанра «кант»

Задает вопросы

Слушают и воспринимают новую информацию.

V. Закрепление изученного материала.

Цель: Систематизировать и закрепить учебный материал, изученный в течение урока.

1.Беседа о различии и сходстве двух пьес.

-Итак, какие сходства мы можем отметить в этих двух произведений? Сходство – обе пьесы написаны для детей, обе приглашают нас на прогулку и т.д.

-А какие отличия?

Отличия – «Прогулка» С. Прокофьева лёгкая, танцевальная, вприпрыжку. «Прогулка» М. Мусоргского — рисует образ спокойного движения в светлом настроении.

- Верно ребята, молодцы.

Задает вопросы, своевременно исправляет ошибки и неточности.

Отвечают на вопросы учителя.

VI. Подведение итогов урока.

Цель: 1.Обеспечить формирование целостной системы ведущих знаний учащихся.

2.Обеспечить усвоение учащимися внутри предметных и меж предметных знаний.

3.Обеспечить формирование у школьников обобщенных понятий.

1.Обобщающая беседа.


 


 

3.Выставление оценок


 


 


 

2.Рефлексия.


 


 


 

3.Д/з

- Подведем итоги сегодняшнего урока.

- С какими пьесами вы сегодня познакомились?

- В чем их различия? Сходства?

- Кто является композиторами данных пьес?

- С какой песней познакомились?

- Каждый из вас в ходе урока заработал нотки за правильные ответы, подсчитаем количество ноток у каждого.

Поднимите руку те, у кого 5 и более ноток? Молодцы ребята, вы получаете за сегодняшний урок оценку «5».

У кого 4 нотки, поднимите руку? Молодцы ребята, за урок вы получаете оценку «4».

Поднимите руку те, у кого 3 и меньше нотки? Ребята, я надеюсь, что вы сделаете для себя выводы по результату сегодняшнего урока и будете впредь работать активнее.

«Тучка-солнышко».  Учащимся предлагаются две картины с изображением тучки и солнышка. Одна картина проникнута грустным, печальным настроением, пассивностью на уроке, другая - радостным, веселым с активной работой на уроке. Ученики выбирают ту картину, которая соответствует их настроению и работе на уроке.

-А сейчас откройте дневники и запишите домашнее задание.

-Дома вам нужно будет подготовить _________________________

_________________________________________________________

Организует деятельность учащихся по переводу отдельных знаний и способов действий в целостные системы знаний и умений

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Осуществляют активную и продуктивную деятельность, отвечают на вопросы учителя, усваивают необходимые условия для выполнения домашнего задания

 

 

 

 

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии