Конспект урока музыки во 2 классе «Природа и музыка. Прогулка»
Урок музыки в 2 «Б» классе |
|
Тема |
«Природа и музыка. Прогулка.» |
Педагогическая цель |
Выявить взаимосвязь между музыкой и природой на примерах музыкальных произведений и окружающего мира, воспринимая музыку, как интонационно – образную речь. |
Тип урока |
Изучение нового материала. |
Планируемые результаты (предметные) |
Научиться выделять чувства и эмоции человека, выраженные в музыке; осмысленно владеть способами певческой деятельности; проникнуться чувством сопричастности к природе, добрым отношением к ней; эмоционально откликаться на музыкальное произведение и выражать свое впечатление; понятно, точно, корректно излагать свои мысли; осознанно отличать звучания различных инструментов; оперировать терминами. |
Личностные результаты |
Проявлять стремление к красоте и гармонии; приобретают эстетический взгляд на мир; оценивать и сознательно выстраивать эстетическое отношение к себе, другим людям, Отечеству. |
Универсальные учебные действия (метапредметные) |
регулятивные – развивать голос, слух, слушательскую культуру; выполнять действия в качестве слушателя, исполнителя; выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; познавательные: научиться слушать музыку, исполнять музыкальное произведение, характеризовать музыку; ставить вопросы, формулировать проблемы; осуществлять сбор информации; применять и представляют информацию; коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии; уметь вести диалог, слушать собеседника; задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером; определять цели, функции участников, способы взаимодействия; договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности. |
Методы и формы обучения |
Словесная, фронтальная, индивидуальная, практическая. |
Основное содержание темы, понятия и термины |
Природа, прогулка, сюита, пьеса. |
Образовательные ресурсы |
Конспект, м/м презентация, учебник, музыкальный материал: М.Мусорский, С.Прокофьев «Прогулка» |
Технологическая карта урока.
Этапы урока |
Виды работы |
Содержание взаимодействия с учащимися |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
|
I.Организация начала урока. Цель: содействовать установлению нормального рабочего настроения у школьников и готовности к сотрудничеству. |
1.Приветствие учащихся, эмоциональный настрой учащихся, проверка готовности к уроку. |
-Здравствуйте ребята, Прозвенел звонок. Начался урок. Стали ровно, тихо сели. На меня все посмотрели. -Проверим готовность к уроку. На партах у вас должны лежать пенал, учебник и рабочая тетрадь. -Покажите мне, как должны сидеть настоящие ученики? Спинку мы держим ровно, ручки сложены на парте, ножки стоят на полу или на подставке. -Не забываем соблюдать дисциплину в течении урока, те, кто будет поднимать руку, соблюдать тишину на уроке и активно отвечать-будут получать жетончики. Чем больше жетончиков, тем лучше будет ваша оценка в конце урока. |
Приветствует учащихся, создает эмоциональный настрой, активизирует внимание
|
Приветствуют учителя, организуют рабочее место, настраиваются на работу, сосредотачивают внимание, демонстрируют готовность осуществлять учебную деятельность. |
|
II.Актуализация знаний. Цель: закрепить знания, повторить учебный материал, пройденный ранее, развитие логического мышления. |
1.Беседа по теме стихотворения. |
-Ребята, послушайте внимательно стихотворение, которое я вам прочитаю, и ответьте на мои вопросы. Природа и музыка рядом живут, Снежинки танцуют, сосульки – поют. Ветер играет на листьях слегка, И в такт этим звукам плывут облака. То дождь запоет, забасит вдруг пурга, То звонкая песня несет нас в луга, А мы будем слушать и подпевать, А может быть просто стоять и молчать. -О чем говориться в данном стихотворении? -Как вы считаете, близко ли связанна природа и музыка? -В чем значение природы? -Как вы считаете, о чем мы с вами сегодня поговорим? -Верно ребята, тема нашего сегодняшнего урока «Природа и музыка. Прогулка». «Прогулка»-так назвали свои пьесы композиторы М.Мусоргский и С.С.Прокофьев, о них и пойдет речь на сегодняшнем уроке. |
Задает вопросы по ранее изученному материалу; закрепляет знания учащихся. |
Отвечают на вопросы учителя. |
|
III. Целеполагание. Цель: обеспечить мотивацию учения школьников, принятие ими целей урока.
|
1.Проблемная ситуация.
|
– Ребята, посмотрите на слайд, что на нем изображено? (изображение природы) – Что такое природа? Какой она бывает? |
Сообщает уч-ся цель учебного занятия; показывает значимость изучаемого материала; создает проблемную ситуацию; актуализирует опыт уч-ся. |
Принимают учебную задачу; используют имеющиеся знания; Слушают учителя; Отвечают на вопросы. |
|
IV. Изучение нового материала. Цель: обеспечить восприятие, осмысление и первичное усвоение учащимися изучаемого материала. Содействовать усвоению учащимися способов, которые привели к определённому выводу (обобщению) Создать содержательные и организационные условия учащимися методики воспроизведения изучаемого материала. |
1.Знакомство с новым определением «сюита»
2.Знакомство с композитором (М, Мусоргский), его творчеством и биографией.
3. Прослушивание и анализ музыкального произведения. «Прогулка» М. Мусоргского.
4.Физминутка.
5. .Знакомство с композитором (С.С.Прокофьевым), его творчеством и биографией.
6.Прослушивание и анализ музыкального произведения. «Прогулка» С.С.Прокофьева
7.Знакомство с песней "Песня друзей" (Ничего на свете лучше нету) (музыка:Ген.Гладков, слова: Ю.Энтин)
8.Подготовка речевого аппарата к разучиванию песни.
9. Разучивание песни "Песня друзей" (Ничего на свете лучше нету) (музыка:Ген.Гладков, слова: Ю.Энтин)
10.Творческое задание. Выполнение иллюстраций.
11.Выставка работ. |
- Любите ли вы ходить на прогулку? - Давайте отправимся сегодня на необычную прогулку под пьесу «Прогулка» М. Мусоргского из сюиты «Картинки с выставки». - Ребята, кому из вас известно, что такое сюита? Сюита-это музыкальные произведения, которым характерны тесная связь с песней и танцем. Нередко сюиты составляются из музыки, написанной для балетов, опер или других театральных постановок. - Запишите число, классная работа, обратите внимание на удвоенную согласную «сс» в слове «классная». Запишите новое определение в тетрадь. - Перед прослушиванием пьесы давайте узнаем немного об этом композиторе. (слайд) Послушайте внимательно мой рассказ, и ответьте на некоторые вопросы. Обратите внимание на портрет композитора. (Мусоргский Модест Петрович (1839— 1881), композитор. Родился 21 марта 1839 г. в селе Кареве Торопецкого уезда Псковской губернии (ныне в Тверской области) в дворянской семье. В детстве занимался музыкой под руководством матери. Образование получил в Петропавловской школе в Петербурге (1851 г.), подготовительном пансионе Комарова (1852 г.) и Школе гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров (1856 г.). В 1874 г. Мусоргский написал десять музыкальных иллюстраций к акварельным рисункам художника В. Е. Гартмана «Картинки с выставки» — виртуозные пьесы для фортепиано. Умер 28 марта 1881 г. в Петербурге, находясь в полной нищете.) - Ребята, кто из вас запомнил имя композитора? (М.Мусоргский) Запишите имя композитора в тетрадь. - Откуда родом композитор? (Псковская губерния (ныне в Тверская область) - В какой семье родился композитор? (В дворянской) - К чему композитор написал десять музыкальных иллюстраций? (К акварельным рисункам «Картинки с выставки») - Прослушаем с вами произведение «Прогулка», после чего вы ответите на некоторые вопросы. Сядьте, как слушатели. (звучит композиция) - Кто исполняет данное произведение? (Симфонический оркестр) - Как вы считаете, какой темп данной пьесы? (медленный) Лад? (мажорный) - Громко или тихо звучит музыка? (громко) -А что рассказала нам музыка? (позвала нас на прогулку) - Почему вы так считаете? Какую прогулку вы себе представляете, прослушивая данную пьесу? - Под эту музыку можно совершать прогулку? Гулять? - Давайте попробуем прошагать на месте под данную пьесу. - Получилось ли у нас? Вспомните, как называется пьеса, соответствует ли название пьесы с ее содержанием? - Молодцы ребята, верно. Давайте отдохнем немного, проведем с вами физминутку. Руки кверху поднимаем,
- Мы с вами продолжаем путешествовать, давайте познакомимся еще с одним величайшим композитором С.С. Прокофьевым, и прослушаем его пьесу «Прогулка» из альбома «Детская музыка». - Послушайте внимательно краткую биографию композитора, и будьте готовы ответить на некоторые вопросы. Обратите внимание на портрет композитора. (Сергей Сергеевич Прокофьев (1891 — 1953) – русский композитор, народный артист РСФСР. Родился Сергей Прокофьев 11 апреля 1891 года в селе Сонцовка Екатеринославской губернии. Первое образование в краткой биографии Прокофьева было получено дома. Музыкой Сергей увлекся с детского возраста. В 5 лет он начал играть на пианино, а чуть позже – сочинять первые пьесы. Первые оперы будущий композитор Прокофьев создал в 9-летнем возрасте. Затем Сергей стал обучаться у лучших преподавателей в Петербургской консерватории. Впервые выступил со своими произведениями Прокофьев в 1908 году. А начиная с 1918 года, много гастролировал: по Европе, Америке, Японии.) - Ребята, кто из вас запомнил имя композитора? (С.С. Прокофьев) Запишите имя композитора в тетрадь. - Откуда родом композитор? (Екатеринославская губерния) - В каком возрасте композитор написал свою первую оперу? (В 9 лет) - Прослушаем с вами произведение «Прогулка», после чего вы ответите на некоторые вопросы. Сядьте, как слушатели. (звучит пьеса) - Давайте выберем те слова, которые подходят под эту пьесу и распределим. - Какая может быть прогулка (скорая, неторопливая, подвижная, игривая) - Какой музыкальный инструмент звучит? (фортепиано) - Какую прогулку вы себе представляете, прослушивая данную пьесу? - Какие чувства вызывает у вас эта музыка? - Молодцы ребята, мы прослушали две пьесы под название «Прогулка» двух знаменитых композиторов. -Чем отличаются эти пьесы? -С каким композитором пойдете не торопливо, а с каким быстро? (ответы детей)
- Ребята, а с какими сказочными путешественниками вы знакомы? (ответы детей) - Сегодня мы с вами вспомним таких веселых путешественников, лучших друзей, бременских музыкантов. - Знаком ли вам этот мультфильм? Помните ли вы песни из данного мультфильма? Перечислите из данного мультфильма те песни, которые вам известны - Сегодня мы с вами разучим «Песню друзей» или «Ничего на свете лучше нету». Запишите название песни в тетрадь. - Слова к этой песне написал-Юрий Сергеевич Энтин —поэт, драматург, поэт-песенник, сценарист, музыку-Геннадий Игоревич Гладков —композитор, автор музыки к популярным кино- и телефильмам, мультфильмам и мюзиклам, Народный артист Российской Федерации. - Прослушайте внимательно данную песню. Сядьте, как слушатели. - Перед тем, как мы начнем разучивать данную песню, нам необходимо подготовить наш речевой аппарат. Выполним следующие упражнения: Что говорит кошка? Пропойте? (мяу-мяу-мяу) Что говорит лягушка? Пропойте? (ква-ква-ква) Что говорит корова? Пропойте? (му-му-му)
- У каждого из вас на партах есть карточка с текстом песни, прочитайте ее. - Давайте попробуем пропеть первый куплет без музыки. - Попробуем пропеть тот же куплет под музыку. - Молодцы ребята, пропоем припев, он довольно простой на первый взгляд, но при его исполнении нужно следить за мелодией, попадать в нее. Итак, попробуем пропеть припев. - Попробуем соединить припев и куплет, пропоем под музыку. - Молодцы ребята, пропоем второй куплет без музыки. С музыкой. - Соединим обе части песни и пропоем ее всем классом под музыку. - Молодцы ребята, вы хорошо справились с заданием, но, не будем забывать, что и мы сами сегодня путешественники. - Под музыку каких композиторов мы сегодня путешествовали? (С.С.Прокофьев и М.Мусоргский) - В чем сходство и различие обеих «Прогулок»? (ответы детей) - Давайте представим, что сопровождают нас в нашем путешествии различные сказочные герои. Каких сказочных героев вы возьмете с собой на прогулку? (ответы детей) - Сейчас каждый нарисует прогулку со своим сказочным героем, под ту пьесу, которая ближе ему. Не забываем указывать композитора пьесы, под которую вы путешествуете. (дети рисуют) - Подведем итоги и оценим получившиеся картины. |
Рассказывает о происхождении музыкального жанра «кант» Задает вопросы |
Слушают и воспринимают новую информацию. |
|
V. Закрепление изученного материала. Цель: Систематизировать и закрепить учебный материал, изученный в течение урока. |
1.Беседа о различии и сходстве двух пьес. |
-Итак, какие сходства мы можем отметить в этих двух произведений? Сходство – обе пьесы написаны для детей, обе приглашают нас на прогулку и т.д. -А какие отличия? Отличия – «Прогулка» С. Прокофьева лёгкая, танцевальная, вприпрыжку. «Прогулка» М. Мусоргского — рисует образ спокойного движения в светлом настроении. - Верно ребята, молодцы. |
Задает вопросы, своевременно исправляет ошибки и неточности. |
Отвечают на вопросы учителя. |
|
VI. Подведение итогов урока. Цель: 1.Обеспечить формирование целостной системы ведущих знаний учащихся. 2.Обеспечить усвоение учащимися внутри предметных и меж предметных знаний. 3.Обеспечить формирование у школьников обобщенных понятий. |
1.Обобщающая беседа.
3.Выставление оценок
2.Рефлексия.
3.Д/з |
- Подведем итоги сегодняшнего урока. - С какими пьесами вы сегодня познакомились? - В чем их различия? Сходства? - Кто является композиторами данных пьес? - С какой песней познакомились? - Каждый из вас в ходе урока заработал нотки за правильные ответы, подсчитаем количество ноток у каждого. Поднимите руку те, у кого 5 и более ноток? Молодцы ребята, вы получаете за сегодняшний урок оценку «5». У кого 4 нотки, поднимите руку? Молодцы ребята, за урок вы получаете оценку «4». Поднимите руку те, у кого 3 и меньше нотки? Ребята, я надеюсь, что вы сделаете для себя выводы по результату сегодняшнего урока и будете впредь работать активнее. «Тучка-солнышко». Учащимся предлагаются две картины с изображением тучки и солнышка. Одна картина проникнута грустным, печальным настроением, пассивностью на уроке, другая - радостным, веселым с активной работой на уроке. Ученики выбирают ту картину, которая соответствует их настроению и работе на уроке. -А сейчас откройте дневники и запишите домашнее задание. -Дома вам нужно будет подготовить _________________________ _________________________________________________________ |
Организует деятельность учащихся по переводу отдельных знаний и способов действий в целостные системы знаний и умений
|
Осуществляют активную и продуктивную деятельность, отвечают на вопросы учителя, усваивают необходимые условия для выполнения домашнего задания
|
Елена Владимировна