Статья на тему «Игровые валеологические технологии»

4
0
Материал опубликован 6 May 2021

На сегодняшний день оздоровление становится одной из главных социальных проблем, поэтому наука о здоровье-валеология-стала интенсивно развиваться. Появилось много новых книг, учебников, оздоровительных программ, цель которых –научить ребенка быть здоровым физически, психически, нравственно.

Я, как и любой педагог, конечно, хочу видеть в своем воспитаннике инициативную личность. Без личной активности и заинтересованности невозможно ни развитие природных(биогенетических)способностей, ни познание окружающего мира. Понятие «инитиативная личность» включает в себя прежде всего такие качества личности, как открытость (желание устанавливать новые контакты), подвижность (подстраиваться под ситуацию), способность к саморегуляции. Но дидактизм в дошкольном воспитании малоэффективен. Опыт многих тысяч поколений показал, что самый действенный метод воспитания-это игра. Переоценить роль игры ребенка невозможно; игра-это сама жизнь ребенка.

Новое (валеологическое)направление требует новых методических разработок: ими для меня и стали игровые валеологические технологии. Только используя ведущий для ребенка-игровой виддеятельности я могу подарить ему здоровье, делая это интересно, весело, и на всю жизнь.

Главная цель валеологических игр-формирование представлений о здоровом образе жизни. В этих играх объединяются образовательные и оздоровительные задачи. Без самого тесного сотрудничества общей медицины и общей педагогики нет гарантии не только прочных жизненно важных результатов, но и формирование и закрепления биолого-социальной устойчивости, высокой мобильности организма ребенка.

Исходя из основных положений валеологического образования, можно выделить три направления валеологических игр.

Игры-матрицы.

Это интегрированные игры, сочетающие в себе возможности для решения большого количества образовательных и оздоровительных задач, объединенных общей блок-темой. Выбор конкретной темы будет меняться в зависимости от задач, которые ставлю перед собой, исходя из своей программы. Психического, эмоционального состояния детей и других факторов.

Матрица-это базовая модель. Она может быть представлена в виде жилого дома, или замка с комнатами, залами, игровыми площадками, с соответствующими персонажами, атрибутами, игровыми заданиями. Такое строение базовой модели представляет широкие творческие возможности для моей работы как по изучению тем (правила гигиены, культура питания и т.д.), так и для обобщения знаний в целом по блок-темам(режим дня, спорт и т.д.).

Игры-матрицы рассчитаны на использование в различных возрастных группах. Сначала даются детям первичные знания об отдельных понятиях, а затем благодаря мобильности базовой модели, расширяются и закрепляются эти знания.

Примером служит валеологическая игра-матрица «Дом гномов», которая разработана в форме дома из шести комнат (прихожая, гостиная, ванная комната, спальня, игровая, кухня).

Например, если беру основную тему «Режим дня», тот по отдельности рассматриваются такие темы, как «Питание», «Одежда», «Культурно гигиенические навыки» и т.д. На первом этапе происходит знакомство с «хозяевами» дома-гномами и Белоснежкой. Затем исходя из поставленной цели, мы знакомимся с тем, как проходит день в домике (закрепляя и формируя знания о необходимости соблюдения режима дня), либо останавливаемся в одной из комнат для игры «внутри»нее. («Помоги Белоснежке накрыть на стол», «Собери гномов на прогулку» и т.д.).



Игры-путешествия

При ознакомлении детей с внутренним строением организма человека у меня часто возникали трудности. Детям было не всегда интересно и даже неприятно рассматривать анатомическое строение внутренних органов и систем организма. Когда я начала пользоваться анатомическим атласом для дошкольников, где основные системы и внутренние органы человека представлены в форме красочных

. сказочных карт, занятия превратились в игру, с путешествиями по карте. В забавной и доступной форме обитатели волшебной карты рассказывают о себе. О том, что он любят, а что наносит им вред.

Таким образом, дети не только усваивают доступные им научные знания. Но у них воспитывается желание помогать своему организму быть здоровым.

Сначала предлагаю детям познакомиться со строением и функциями отдельных органов, а затем совершать с ними путешествие по одной из систем, закрепляя знания о ее составляющих и о ее работе.

Научно-фантастический сюжет путешествия приводит детей к мысли о том, что каждый орган человеческого организма важен и необходим, что все органы взаимосвязаны и действуют вместе.

Игры-путешествия провожу в подготовительной группе по темам: «Путешествие пирожка»(знакомство с пищеварительной системой), «Путешествие принца Кислорода»(знакомство с дыхательной системой), «Мы капитаны»(знакомство с системой кровообращения).



Валеологические сказки

Новые знания о строении человека, о функциях и работе внутренних органов должны иметь для ребенка практическое значение. Основная идея валеологических сказок сводится к главной задаче-научить ребенка быть здоровым. В сказках моделируются ситуации, связанные с причинами возникновения болезней, травм, и практические уроки того, как эти неприятности избежать и что делать, если все же случилась беда.

Я не просто читаю детям сказки, а обязательно обыгрываю (пальчиковый театр, фланелеграф). Яркость образов помогает оживить сюжет, сделать его более наглядным. Детям легче «войти в сказку и «досочинить» ее, придумывая, как помочь главному герою. Таким образом формируется у детей модель правильного поведения.

В дальнейшем, столкнувшись с подобной ситуацией, они будут к ней готовы, будут знать, что делать и как себя вести.

Психологи уже давно используют метод сказкотерапии в своей работе и доказали его эффективность, особенно в тех случаях, когда нужно помочь ребенку преодолеть внутренние страхи перед посещением врача, уколами и т.д.


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.