Педагогические технологии формирования читательской грамотности у учащихся начальной школы
Педагогические технологии формирования читательской грамотности учащихся начальной школы
Одним из важнейших направлений совершенствования общего образования в России является усиление внимания к формированию функциональной грамотности. Уровень сформированности функциональной грамотности - показатель качества образования в масштабах от школьного до государственного.
Читательская грамотность – стоит первой в ряду составляющих функциональной грамотности и является одной из самых важных. Можно сказать, что читательская грамотность- фундамент остальных её составляющих и является ключом к другим её видам. Невозможно решить математическую задачу, сориентироваться в картах, убедить собеседника, вести беседу, оформить и оплатить интернет заказ, подписать договор в банке и тп.
Именно чтение является залогом успешного обучения. Как свидетельствует опыт, плохо и мало читающие ученики чаще всего испытывают трудности в усвоении учебного материала. Это связано с тем, что во время чтения совершенствуются оперативная память, устойчивость внимания, от которых зависит умственная работоспособность.
Источниками информации наряду с книжными стают экраны компьютеров, смартфонов. Структура и формат текстов меняются. Мы живем в информационном мире, и количество информации поступает через разные каналы в огромном количестве. Это в свою очередь требует от нас, читателей, использования новых когнитивных и коммуникативных умений. Необходимо учиться работать с информацией- читать, структурировать, сортировать.
В контексте PISA определение читательская грамотность звучит, как способность человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
В этом определении важен каждый признак. Как видно из определения чтение- это многогранная способность человека, поэтому результаты овладения им должны быть представлены несколькими характеристиками: содержанием (типы текстов), проверяемые виды деятельности, ситуации, в которых читаются письменные тексты за пределами школы. Читательскаая грамотность определяется по уровню сформированности 4 групп читательских действий: нахождение и извлечение информации в явном виде, интеграция и интерпретация информации, осмысление и оценка текста, использование информации из текста.
Учащимся именно в начальной школе нужно научиться овладеть осознанным, осмысленным чтением. Они должны научиться сопоставлять, сравнивать, думать, объяснять, мыслить пошагово, выстраивать стратегию решения задач. Дети должны читать не только на уроках русского языка и литературного чтения. Каждый предмет имеет книгу и свой текст. Перед современным учителем стоит непростая задача: выстроить систему работы на уроках, чтобы создать условия для формирования УУД.
Существует множество педагогических технологий и приёмов работы с текстом, способствующих формированию читательской грамотности, такие как: «Чтение с остановками», «Синквейн», «Работа с вопросником» «Мозговой штурм», «Иллюстратор», «Создание кроссворда», «Продолжение произведения (придумывание конца)», «Тонкие и толстые вопросы», различные творческие работы, загадки, ребусы, кроссворды и тп.
Приведем примеры испоьзования некоторых приемов работы с текстом к 1 группе читательских действий «нахождение и извлечение информации»
1) Подойдут вопросы по содержанию текста в явном виде
2) Прием «да-нет» для определения истинности и ложности вопроса
3) Прием «толстый и тонкие вопросы»
4) Задания, начинающиеся со слов: найти, выписать и тп.
Ко 2 группе читательских действий ; интегрировать и интепретитровать информацию:
Озаглавливание текста
Определение темы и основной мысли текста
Текст с пропусками
Составление плпна текста
Сравнение героев, поступков
К 3 группе читательсикх действий «осмысливание и оценивание текста»
Определение жанра произведения
Прием «кластер»
Ответы на творческие вопросы: как мог измениться текст, если бы..
К 4 группе читательских действий «использование информации из текста»
Нарисовать иллюстрацию, обложку к тексту
Составить афишу
Составить цитатный план
Участие в проектной деятельности