12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Костина А.Э.66

Педагогические технологии формирования читательской грамотности учащихся начальной школы


Одним из важнейших направлений совершенствования общего образования в России является усиление внимания к формированию функциональной грамотности. Уровень сформированности функциональной грамотности - показатель качества образования в масштабах от школьного до государственного.

Читательская грамотность – стоит первой в ряду составляющих функциональной грамотности и является одной из самых важных. Можно сказать, что читательская грамотность- фундамент остальных её составляющих и является ключом к другим её видам. Невозможно решить математическую задачу, сориентироваться в картах, убедить собеседника, вести беседу, оформить и оплатить интернет заказ, подписать договор в банке и тп.

Именно чтение является залогом успешного обучения. Как свидетельствует опыт, плохо и мало читающие ученики чаще всего испытывают трудности в усвоении учебного материала. Это связано с тем, что во время чтения совершенствуются оперативная память, устойчивость внимания, от которых зависит умственная работоспособность.

Источниками информации наряду с книжными стают экраны компьютеров, смартфонов. Структура и формат текстов меняются. Мы живем в информационном мире, и количество информации поступает через разные каналы в огромном количестве. Это в свою очередь требует от нас, читателей, использования новых когнитивных и коммуникативных умений. Необходимо учиться работать с информацией- читать, структурировать, сортировать.

В контексте PISA определение читательская грамотность звучит, как способность человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

В этом определении важен каждый признак. Как видно из определения чтение- это многогранная способность человека, поэтому результаты овладения им должны быть представлены несколькими характеристиками: содержанием (типы текстов), проверяемые виды деятельности, ситуации, в которых читаются письменные тексты за пределами школы. Читательскаая грамотность определяется по уровню сформированности 4 групп читательских действий: нахождение и извлечение информации в явном виде, интеграция и интерпретация информации, осмысление и оценка текста, использование информации из текста.

Учащимся именно в начальной школе нужно научиться овладеть осознанным, осмысленным чтением. Они должны научиться сопоставлять, сравнивать, думать, объяснять, мыслить пошагово, выстраивать стратегию решения задач. Дети должны читать не только на уроках русского языка и литературного чтения. Каждый предмет имеет книгу и свой текст. Перед современным учителем стоит непростая задача: выстроить систему работы на уроках, чтобы создать условия для формирования УУД.

Существует множество педагогических технологий и приёмов работы с текстом, способствующих формированию читательской грамотности, такие как: «Чтение с остановками», «Синквейн», «Работа с вопросником» «Мозговой штурм», «Иллюстратор», «Создание кроссворда», «Продолжение произведения (придумывание конца)», «Тонкие и толстые вопросы», различные творческие работы, загадки, ребусы, кроссворды и тп.

Приведем примеры испоьзования некоторых приемов работы с текстом к 1 группе читательских действий «нахождение и извлечение информации»

1) Подойдут вопросы по содержанию текста в явном виде

2) Прием «да-нет» для определения истинности и ложности вопроса

3) Прием «толстый и тонкие вопросы»

4) Задания, начинающиеся со слов: найти, выписать и тп.


Ко 2 группе читательских действий ; интегрировать и интепретитровать информацию:

Озаглавливание текста

Определение темы и основной мысли текста

Текст с пропусками

Составление плпна текста

Сравнение героев, поступков

К 3 группе читательсикх действий «осмысливание и оценивание текста»

Определение жанра произведения

Прием «кластер»

Ответы на творческие вопросы: как мог измениться текст, если бы..


К 4 группе читательских действий «использование информации из текста»

Нарисовать иллюстрацию, обложку к тексту

Составить афишу

Составить цитатный план

Участие в проектной деятельности



Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.