Методическая разработка урока биологии для 6 класса «Растительные сообщества»
«Растительные сообщества» Биология 6 класс Учитель биологии МОУ «Ржаксинская СОШ № 1» Названцева Е.А.
РАСТИТЕЛЬНЫЕ СООБЩЕСТВА выяснить, что называется растительным сообществом, какие бывают типы растительных сообществ, особенности конкретных сообществ, какие растительные сообщества встречаются в нашей местности.
Растительное сообщество, или фитоценоз (от греч.слов «фитон» - растение и «койнос» - общий) – это группа взаимосвязанных между собой растений, произрастающих на одной территории оказывающих влияние друг на друга и на среду своего обитания
Растительные сообщества лес болото луг степь
Здесь в зарослях лесных, Где все для сердца мило, Где чистым воздухом Так сладостно дышать, Есть в травах и цветах Целительная сила, Для всех умеющих Их тайну разгадать. (Р.Рождественский)
Типы растительных сообществ Еловый лес: почва тяжелая суглинистая. хвоя ели разлагается медленно, накапливаясь с каждым годом образует подстилку, влияющую на свойства почвы, температуру и влажность Сопутствующие растения елового леса: кислица майник черника брусника мхи
Типы растительных сообществ Сосновый лес: песчаная почва, в которой мало питательных веществ; много света; бедный видовой состав. Сопутствующие растения соснового леса: кошачья лапка сфагнум герань сон-трава
Типы растительных сообществ Широколиственный лес: почвы богаты минеральными веществами, поэтому видовой состав разнообразен Из деревьев здесь растут: дуб клен липа береза рябина
Типы растительных сообществ Широколиственный лес: Из кустарников здесь встречаются: бересклет орешник(лещина) жимолость лесная Травянистый покров: вороний глаз копытень медуница ветреница
Растительные сообщества лес поле болото луг пруд сад
ФИТОЦЕНОЗЫ Естественные (природные) Искусственные (созданные человеком)
Большие деревья Малые деревья Кустарники Травы и кустарнички Мхи и лишайнички Подстилка Надземные Подземные
ФИТОЦЕНОЗ естественный искусственный ПРУД САД ПОЛЕ ЛЕС БОЛОТО ЛУГ лиственный смешанный сосновый еловый
Критерии оценки 17-20 баллов – «5» 16-13 баллов – «4» 10-12 баллов – «3»
Домашнее задание Всем: пр. 31 стр. 188-192 р.т. П 31 № 136, 137 . Раздаются всем по пакетику чая либо с липой, либо с барбарисом. Написать в каком растительном сообществе встречается это растение и какой ярус занимает. Задание на выбор: а) составить кроссворд по теме «Лес» б) подобрать стихи о растениях, о лесе.
Ответь на вопросы, подчеркнув нужные, на твой взгляд слова. - Понравился ли тебе урок? (Да, нет, не очень) - Урок для тебя был полезным? (Да, нет, хотелось большего) - Доволен ли ты своими действиями? (Да, нет, не очень) - Как ты оцениваешь свои знания по данной теме? (Отличные, хорошие, плохие, не достаточные) - Покажи, с каким настроением ты уходишь с урока.
Ты, человек, любя природу, Хоть иногда её жалей; В увеселительных походах Не растопчи её полей; В вокзальной сутолоке века Ты оценить её спеши: Она – твой давний добрый лекарь, Она – союзница души. Не жги её напропалую И не исчерпывай до дна, И помни истину простую: Нас много, а она – одна. (В.Шефнер)