Методическая разработка урока биологии для 6 класса «Растительные сообщества»

4
0
Материал опубликован 18 July 2019 в группе

Пояснительная записка к презентации

Методическая разработка урока биологии в 6 классе

Тема урока: «Растительные сообщества»

Место и роль урока в изучаемой теме: первый урок по данной теме (ознакомление учащихся с новым материалом).

Тип урока: открытия нового знания.

Метод обучения: проблемный,частично-поисковый

Формы работы:фронтальная, парная, индивидуальная.

Оборудование:

учебник биологии В.В. Пасечника «Многообразие покрытосеменных растений» для 6 класса,

ПК;

мультимедийный проектор;

электронная презентация;

гербарий растений;

видеофрагменты

 

Цели урока:

Образовательные: Сформировать у учащихся знания о растительных сообществах, их типах, ярусном строении.

создание условий для самостоятельной деятельности, направленной на изучение растительных сообществ.

Развивающие:развивать умение работать с текстом учебника, раздаточным материалом; навык распознавания типов растительных сообществ.развивать умения анализировать, сопоставлять, сравнивать, выделять главное.

Воспитывающие: воспитание у школьников положительной мотивации учения, вырабатывать умение осознанно трудиться над поставленной целью, умение работать индивидуально и в группах, воспитывать бережное отношения к природе, экологическую культуру.

Способствовать формированию компетенций:информационно-коммуникативной и рефлексивной.

 

Универсальные учебные действия:

Личностные УУД: проявлять интерес к новому содержанию, устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом, оценивать собственный вклад в работе парами.

Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации, готовить презента­ции, представлять ре­зультаты работы классу.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

Коммуникативные УУД: умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в паре.

 

Планируемые результаты:

1.Предметные:Учащиеся должны знать: - определение понятия “фитоценоз”;

- жизненные формы растений в местных фитоценозах;

- основные экологические группы растений по отношению к произрастанию в растительном сообществе;

- приспособления растений к произрастанию в фитоценозе.

Учащиеся должны уметь: - классифицировать растения на экологические группы по отношению к произрастанию в фитоценозе на основании морфологических признаков;

- объяснять связи между особенностями внешнего строения и особенностями среды, в которой произрастает растения;

- описывать ярусную структуру фитоценоза.

2.Личностные: умение провести самооценку, организовать взаимооценивание и взаимопомощь в группе.

3.Метапредметные:

регулятивные: умение ставить цели урока, планировать ход своей деятельности по достижении результата, самоконтроль, самооценка.

коммуникативные : умение непосредственного общения в группе, умение задавать вопросы

познавательные: умение извлекать информацию и работать по алгоритму, проводить сравнение

Основные понятия: Растительное сообщество, фитоценоз, доминирующие виды (эдификаторы), сопутствующие виды, ярусность, природный фитоценоз, искусственный фитоценоз.

Межпредметные связи: экология, география

Структура урока:

Организационный этап.

Цель: включить учащихся в работу;

Актуализация знаний.

Цель: подготовить базу для восприятия нового материала.

Изучение нового материала

Цель:Сформировать у учащихся знания о растительных сообществах, расширить знания о многообразии растительного мира

Физкультминутка

Цель: создать здоровьесберегающие моменты на уроке.

Первичное закрепление изученного материала.

Цель:закрепить полученные знания

Подведение итогов урока. Рефлексия.

Цель:дать оценку успешности достижения урока; оценить собственную деятельность.

Информация о домашнем задании.

Цель:сообщить учащимся домашнее задани, провести инструктаж по его выполнению.

 

Технологическая карта урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

1.Организационный момент

- Встаньте ровно и красиво

Прозвенел уже звонок.

С добрым утром начат день,

Первым делом гоним лень.

На уроке не зевать,

А работать и искать.

Я желаю вам плодотворной работы.

Думаю, что сегодняшний день

нам позволит подняться на ступеньку

выше. Успехов вам и удач!

Будет трудно, я помогу.

 

Посмотрите все ли готово у нас для урока, а для урока нам сегодня понадобится учебник, лист самооценки, и опорные конспекты.

 

 

Учащиеся настраиваются на работу на уроке.

Регулятивные: волевая саморегуляция на усвоение знаний.

2. Актуализация знаний

- Начнем мы с вами урок с повторения терминов изученного материала. Но вот беда, я очень волновалась сегодня и перепутала все термины. Все, которые мы уже знаем и новые которые нам предстоит узнать. Давайте будем разбираться.

На доске вывешенные термины нужно разложить на те которые мы знаем и те которые не знаем.Теперь предлагаю вам распределить растения по семействам. Интерактивное приложение

https://learningapps.org/5409276

Продолжаем работу .

Здесь среди терминов есть все группы систематики растений. Выстроите их по порядку пожалуйста

 

Называют поочередно термины подходят к доске и делят на две колонки.

Я знаю (вид, царство, семейство, род,класс, отдел, крестоцветные, розоцветные, пасленовые, лилейные)

Я хочу узнать( фитоценоз, доминирующие, сопутствующие,ярусы, бор , дубрава, роща)

 

Выстраивают систематику.

 

Оценивают свою работу в оценочном листе.

Регулятивные: оценка-выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению.

Коммуникативные: оценка действий партнёра.

3. Изучение нового материала

(Целепологание)

Ребята, мы с вами разделили термины, увидели новые термины которые нам предстоит узнать, но что же за тема урока у нас будет сегодня? Давайте попробуем ее сформулировать. Давайте на минуточку вернемся к нашей систематике. С чего она начинается?

Какие царства мы знаем?

- Скажите, а в природе организмы одного царства живут изолированно от организмов другого царства?

-Как вы думаете, как будет называться явление, когда организмы, относящиеся к разным царствам, обитают совместно.

- А коль мы с вами изучаем растения, то, как вы думаете, о каком сообществе сегодня пойдет речь?

- Абсолютно верно.

- Итак, тема урока «Растительные сообщества».

(слайд № 2)

Учащиеся отвечают на поставленные вопросы.

 

-С царств.

- Бактерии. Грибы. Растения.

-Нет, совместно.

 

Высказывают свои предположения.

-Сообщество.

 

 

- О растительном сообществе.

 

 

 

Познавательные, общеучебные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

Коммуникативные:
владение монологической и диалогической формами речи.
Познавательные, логические:
синтез как составление целого из частей;

 

 

А теперь попробуем определить цель нашего урока

 

(слайд № 2)

Совместно формулируем цели урока: выяснить, что называется растительным сообществом, какие бывают типы растительных сообществ, особенности конкретных сообществ, какие растительные сообщества встречаются в нашей местности.

Познакомиться с особенностями организации растительного сообщества

 

1.

-Как вы думаете, взаимодействуют ли между собой растения?

- А как вы думаете, могут ли растенияобитающие на одной территории , оказывать влияние друг на друга?

-Какое влияние оказывают растения друг на друга?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

И пришло время дать определение новому понятию « растительное сообщество».

- А поможет вам в этом карточка – шифрограмма. (Приложение 1). В ней зашифровано определение, попробуйте его расшифровать. На работу вам 2 минуты. Работаем парами.

 

 

Проверяем с помощью проектора. (слайд № 3)

 

- Все растения взаимодействуют между собой

- Да могут

 

- Большие деревья создают тень для тенелюбивых растений, корни растений тесно переплетаются под землей, Мхи например, создают большую влажность которая нужна не всем растениям.

-Растения произрастающие на определенной территории взаимодействуют между собой и с окружающей средой.

 

 

 

 

 

Работают в группах. Выполняют задание, используя карточку – шифрограмму, озвучивают полученное определение.

Оценивают свою работу, выставляя баллы в лист оценивания (Приложение 2).

  Коммуникативные:
владение монологической и диалогической формами речи.

Познавательные, общеучебные: поиск и выделение необходимой информации

 

 

Коммуникативные: умение работать в паре

2

Попробуйте самостоятельно привести примеры растительных сообществ (слайд № 4)

Лес, луг, болото, степь.

 

Приводят примеры растительных сообществ.

 

 

- В общих чертах и лес и луг и болото являются растительными сообществами. Но если посмотреть внимательнее, леса, болота и луга могут быть разными. На одном из этих сообществ мы остановимся подробнее.

Читаю стихотворение Р Рождественского. (слайд № 5)

- И какое сообщество мы будем изучать подробнее.

- Какие типы лесов встречаются на территории нашей страны.

 

 

- И для каждого из этих типов лесных сообществ характерны свои условия жизни, что определяет их видовой состав. Среди видового многообразия выделяются основные виды –эдификаторы и сопутствующие

- Сейчас пользуясь учебником и инструктивной карточкой (Приложение 3) – в ней прописаны этапы вашей работы, работая в паре должны будите изучить свое растительное сообщество и рассказать нам о нем. На работу вам 5 мин на выступление 2 мин

 

Каждое выступление ребят сопровождаю презентацией. (слайд № 6-9)

 

 

 

 

 

 

- лесное сообщество.

- Хвойные (сосновые и еловые), смешанные,широколиственные.

 

 

 

 

 

Разбирают задания

- Еловый лес

- Сосновый лес

- Лиственный лес

Работают с учебником. Заполняют инструктивную карточку. Готовятся к выступлению.

Работают парами

 

 

Ведя свою хозяйственную деятельность. в жизнь растений. сильно вмешивается человек. Он может уничтожать одни растительные сообщества и создавать другие.

- Перед вами примеры растительных сообществ . Разделите их на две группы.

Показываю на экране что должно получится(слайд № 10)

Ребята должны разделить природные сообщества на естественные и искусственные.

 

 

 

 

 

- Как вы думаете растения приспосабливаются к совместной жизни?

-Предлагаю посмотреть видеоролик о жизни леса и выяснить что же за приспособление такое , которое позволяет существовать вместе всем растениям не мешая друг другу?

 

Просмотр видеоролика.

Отвечают на вопрос

-Ярусность.

 

3

На экране картинка ярусности (слайд № 14)

 

- Какие растения будут занимать верхний ярус?

 

 

-Как мы можем назвать их?

 

 

-Почему?

 

 

 

- Какие растения занимают второй ярус

 

- Третий ярус?

 

 

- Какие растения занимают четвертый ярус ?

- Пятый ярус ?

 

- Верхний ярус образуют кроны самых высоких деревьев.

-видами –эдификаторами.

 

-они регулируют поступление света на нижние ярусы сообщества.

- второй ярус занимают кустарники.

- третий ярус занимают травы и кустарнички.

 

- М хи

Познавательные :

Логический анализ объектов,

4

Показываю картинку ярусности.

-какой еще ярус можетбыть

- У вас на столах лежит гербарий . Разложите растения по ярусам.


 

Проверяю на проекторе(Слайд № 15)

- В каком же растительном сообществе есть такие ярусы.

- Малые деревья.

 

 

 

- Раскладывают гербарий.

Работают в паре.

Оценивают свою работу в оценочном листе.

 

Познавательные :

Поиск информации, логический анализ объектов, умение структурировать знания, свободное восприятие текста,

Коммуникативные: умение работать в паре

 

5

Первичное закрепление

А теперь ребята, давайте заполним схему которая систематизирует наши знания полученные на уроке

Предлагаю на проекторе заполнить схему

(Слайд № 17)

 

Заполняют кластер

Познавательные :

составление схем, Регулятивные: выделение и осознание учащимися усвоенного, осознание качества и уровня усвоения

6

 

https://learningapps.org/504517

 

Индивидуальная работа.

Познавательные, общеучебные: контроль и оценка процесса и результата деятельности.

7. Итог урока.

 

 

Рефлексия

- А теперь ребята подсчитайте количество баллов, которые вы набрали за урок и поставьте себе отметку.

 

Ответь на вопросы, подчеркнув нужные, на твой взгляд слова.

Понравился ли тебе урок? (Да, нет, не очень)

Урок для тебя был полезным? (Да, нет, хотелось большего)

Доволен ли ты своими действиями? (Да, нет, не очень)

Как ты оцениваешь свои знания по данной теме? (Отличные, хорошие, плохие, не достаточные)

Покажи, с каким настроением ты уходишь с урока?

Делают выводы о работе на уроке,

оценивают свою работу

Общеучебные оценка процесса и результата деятельности.

8. Домашнее задание

Это домашнее задание, которое вы должны будете выполнить к следующему уроку.

На проекторе задание : пр. 31 стр 188-192 р.т. П 31 № 136, 137 .

Раздаю всем по пакетику чая либо с липой либо с барбарисом. Написать в каком растительном сообществе встречается это растение и какой ярус занимает.

Задание на выбор: а) составить кроссворд по теме «Лес»

б) подобрать стихи о растениях, лесе.

 

- Всем спасибо за урок!

Записывают домашнее задание в дневник.

Познавательные, общеучебные: выбор наиболее эффективных способов подготовки д/з.

 

Приложение 1

Тема урока: ----------------------------------------------


 


 

 

К арточка – шифрограмма

 

Растительное сообщество, или фитоценоз – этоооогрууппавзаимосвяязанныхххмеждусообойраастениий,произрастаююющиххнаоднойтерриториииоказыыывающихвлиияниедруггнадругаинасредусвоеегообитания
 

Приложение 2

Лист оценки учащихся

Тема урока: «Растительные сообщества»

Класс: 6

 

ФИ участника

Этап урока

Самооценка

( от 0 до 5 баллов)

Проверка домашнего задания

 

Задание 1. «Шифрограмма»

 

Задание 2. « Описание типов растительных сообществ»

-

Задание 3. « Работа с гербарием»

-

Задание 4. «Выполнение интерактивного задания»

 

Итого

 

 

17-20 баллов – «5»

16-13 баллов – «4»

10-12 баллов – «3»

Место для отметки

 

_____________________
 

Приложение 3

Инструктивная карточка

 

Внимательно изучите информацию, представленную вам о растительном сообществе (параграф №31, пункт «Типы растительных сообществ», стр. 188-190) 

Установите, какая почва, влажность, освещенность и другие факторы характерны для данного растительного сообщества.

 

Установите, какие растения являются в данном сообществе основными (преобладающими), а какие сопутствующими.

На работу Вам отводится 5 минут, а на выступление - 1 минута.

 

Желаю удачи!!!

презентация к уроку биологии "Растительные сообщества"
PPTX / 14.79 Мб

Предварительный просмотр презентации

«Растительные сообщества» Биология 6 класс Учитель биологии МОУ «Ржаксинская СОШ № 1» Названцева Е.А.

РАСТИТЕЛЬНЫЕ СООБЩЕСТВА выяснить, что называется растительным сообществом, какие бывают типы растительных сообществ, особенности конкретных сообществ, какие растительные сообщества встречаются в нашей местности.

Растительное сообщество, или фитоценоз (от греч.слов «фитон» - растение и «койнос» - общий) – это группа взаимосвязанных между собой растений, произрастающих на одной территории оказывающих влияние друг на друга и на среду своего обитания

Растительные сообщества лес болото луг степь

Здесь в зарослях лесных, Где все для сердца мило, Где чистым воздухом Так сладостно дышать, Есть в травах и цветах Целительная сила, Для всех умеющих Их тайну разгадать. (Р.Рождественский)

Типы растительных сообществ Еловый лес: почва тяжелая суглинистая. хвоя ели разлагается медленно, накапливаясь с каждым годом образует подстилку, влияющую на свойства почвы, температуру и влажность Сопутствующие растения елового леса: кислица майник черника брусника мхи

Типы растительных сообществ Сосновый лес: песчаная почва, в которой мало питательных веществ; много света; бедный видовой состав. Сопутствующие растения соснового леса: кошачья лапка сфагнум герань сон-трава

Типы растительных сообществ Широколиственный лес: почвы богаты минеральными веществами, поэтому видовой состав разнообразен Из деревьев здесь растут: дуб клен липа береза рябина

Типы растительных сообществ Широколиственный лес: Из кустарников здесь встречаются: бересклет орешник(лещина) жимолость лесная Травянистый покров: вороний глаз копытень медуница ветреница

Растительные сообщества лес поле болото луг пруд сад

ФИТОЦЕНОЗЫ Естественные (природные) Искусственные (созданные человеком)

Большие деревья Малые деревья Кустарники Травы и кустарнички Мхи и лишайнички Подстилка Надземные Подземные

ФИТОЦЕНОЗ естественный искусственный ПРУД САД ПОЛЕ ЛЕС БОЛОТО ЛУГ лиственный смешанный сосновый еловый

Критерии оценки 17-20 баллов – «5» 16-13 баллов – «4» 10-12 баллов – «3»

Домашнее задание Всем: пр. 31 стр. 188-192 р.т. П 31 № 136, 137 . Раздаются всем по пакетику чая либо с липой, либо с барбарисом. Написать в каком растительном сообществе встречается это растение и какой ярус занимает. Задание на выбор: а) составить кроссворд по теме «Лес» б) подобрать стихи о растениях, о лесе.

Ответь на вопросы, подчеркнув нужные, на твой взгляд слова. - Понравился ли тебе урок? (Да, нет, не очень) - Урок для тебя был полезным? (Да, нет, хотелось большего) - Доволен ли ты своими действиями? (Да, нет, не очень) - Как ты оцениваешь свои знания по данной теме? (Отличные, хорошие, плохие, не достаточные) - Покажи, с каким настроением ты уходишь с урока.

Ты, человек, любя природу, Хоть иногда её жалей; В увеселительных походах Не растопчи её полей; В вокзальной сутолоке века Ты оценить её спеши: Она – твой давний добрый лекарь, Она – союзница души. Не жги её напропалую И не исчерпывай до дна, И помни истину простую: Нас много, а она – одна. (В.Шефнер)

в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии
Комментариев пока нет.