12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Стригачева Татьяна Николаевна3019
Россия, Смоленская обл., Тюшино
8

Урок литературы в 6 классе «А.П.Платонов «Неизвестный цветок»



Стригачева Татьяна Николаевна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Тюшинская СОШ»

Конспект урока литературы в 6 классе

Тема: А.П.Платонов «Неизвестный цветок»

Цели: 1) повторить и расширить сведения о А.П.Платонове и его произведениях; 2) развивать умения определять тему и идею произведения, определять жанровые особенности произведения, объяснять выбор жанра; 3) воспитывать толерантное отношение к другим; сочувствие и сопереживание людям, оказавшимся в трудной ситуации.

Тип: усвоение новых знаний

Использованные методы и приёмы: приёмы технологии РКМ

Оборудование: презентация к уроку, тексты «Неизвестного цветка» с заранее намеченными остановками.

План урока.

    1. Введение в тему урока.
    2. Беседа о писателе, его семье, изученных ранее произведениях (Рассказ «Никита»)
    3. Стадия вызова перед чтением сказки-были: ассоциативный ряд к заглавию произведения, оформление таблицы «Ожидаемое-неожиданное»
    4. Стадия осмысления содержания: чтение рассказа с остановками, заполнение таблицы
    5. Стадия рефлексии: сравнение заполненных таблиц, определение общего у всех учащихся в «неожиданном», постановка проблемных вопросов и ответ на них при помощи притч.
    6. Беседа о идейно-жанровом своеобразии произведения. Прослушивание музыкального произведения, описание своих ощущений.
    7. Итог урока.

Ход урока.

- Здравствуйте, ребята. Сегодня мы поговорим о писателе, который вам уже известен, с которым мы ещё впереди будем встречаться, в 7 и 8, 11 классах мы будем читать его произведения. И возможно, кто-то из вас захочет самостоятельно встретиться с ним, то есть прочитать его произведения.

Слайд 1

- Итак, это Андрей Платонович Платонов (настоящая фамилия – Климентов).Посмотрите на его портрет. Каким человеком вам представляется Платонов?

Слайд 2

- А теперь перед вами семья писателя. Что вы можете ещё добавить к своим представлениям об Андрее Платонове? Давайте же вспомним, какое произведение Платонова мы читали в 5 классе?

Слайд 3

- Перед вами кадры из кукольного спектакля по этому произведению – рассказу «Никита». О каких эпизодах они вам напомнили? Почему мальчик Никита вам казался странным?

Слайд 4

- Произведение, которое мы прочтём в 6 классе, называется «Неизвестный цветок». Запишите свои ассоциации к этому словосочетанию.

Слайд 5

- Произведение мы будем читать с остановками. Во время остановок мы будем заполнять таблицу «Ожидемое - неожиданное», то есть записывать, о чём, по вашему мнению, пойдёт речь далее, после прочтения каждого отрывка запишем, что показалось неожиданным. Итак, запишем сразу, о чём будет идти речь в произведении «Неизвестный цветок».

Текст читает учитель. Тексты с остановками также находятся у учащихся. Можно также воспользоваться аудиозаписью, хотя чтение «вживую» предпочтительнее. После каждой остановки учащиеся заполняют таблицу. Записи пока не обсуждаются

- Итак, ребята, сказка-быль прочитана. Кто хотел зачитать свою таблицу?

По ходу чтения учитель спрашивает, какие из эпизодов произведения показались неожиданными для всех. У нас неожиданными для всех показались моменты в рассказе, на основании которых учащиеся сформулировали проблемные вопросы: «Почему Даша не пересадила цветок?» и «Почему цветок умер, а на его месте вырос новый?» Скорее всего, именно эти вопросы возникнут и в вашем классе.

- Я не буду давать вам готовых ответов на эти вопросы, а прочитаю притчи.

Притча о бабочке

Однажды проходящий по улице человек случайно увидел кокон бабочки. Он долго наблюдал, как через маленькую щель в коконе пытается выйти бабочка. Прошло много времени, бабочка как будто оставила свои усилия, а щель оставалась все такой же маленькой. Казалось, бабочка сделала все, что могла, и ни на что другое у нее не было больше сил.
Тогда человек решил помочь бабочке: он взял перочинный ножик и разрезал кокон. Бабочка тотчас вышла. Но ее тельце было слабым и немощным, ее крылья были неразвитыми и едва двигались. Человек продолжал наблюдать, думая, что вот-вот крылья бабочки расправятся и окрепнут и она сможет летать. Ничего не случилось! Остаток жизни бабочка волочила по земле свое слабое тельце, свои не расправленные крылья.
Она так и не смогла летать. А все потому, что человек, желая ей помочь, не понимал, что усилие, чтобы выйти через узкую щель кокона, необходимо бабочке, чтобы жидкость из тела перешла в крылья и чтобы бабочка смогла летать. Жизнь заставляла бабочку с трудом покинуть эту оболочку, чтобы она могла расти и развиваться.
Иногда именно усилие необходимо нам в жизни. Если бы нам позволено было жить, не встречаясь с трудностями, мы были бы обделены. Мы не смогли бы быть такими сильными, как сейчас. Мы никогда не смогли бы летать.

 

- Понятно теперь, почему Даша не пересадила цветок? Почему остальные цветы не были так прекрасны, как этот?

- А вот из Библии притча о зерне: Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода.

- Теперь понятно, почему цветок всё-таки умер?

Слайд 6

- Это произведение А.Платонов назвал сказкой-былью. Почему? Что в ней правдиво, реально, а что вымышлено? Почему писателю понадобилось, чтобы цветок говорил? Узнала бы Даша без его слов, «почему он на других не похожий»?

- Для нас цветок – не просто растение, а живое существо, человек. Вспомните, как часто окружающие нам кажутся странными, не похожими на нас, и от этого нам хочется над ними смеяться и даже издеваться. Нам и в голову не приходит познакомиться поближе с этим человеком, почувствовать то же, что чувствует он, посмотреть на мир его глазами. Но как скучен был бы наш мир, если бы в нём жили только одинаковые существа!

- И сейчас вам предлагаю записать свои ощущения, представления, картины на основе музыкального произведения «Замёрзший цветок» (запускается со слайда по щелчку).

- Кто хотел бы зачитать получившееся?

Слайд 7

- Сегодняшняя встреча с писателем подошла к концу. Но если вам интересно творчество писателя, если вам близко его сочувствие всему живому, предлагаю прочитать и другие его произведения: «Корова», «Цветок на земле», «Любовь к родине, или путешествие воробья» и многие другие.

Слайд 8 «Спасибо за внимание!»


Текст с остановками
DOCX / 17.15 Кб

Мелодия "Замёрзший цветок"
MP3 / 1.35 Мб

Неизвестный цветок
PPTX / 405.09 Кб

Интернет-ссылки на использованные при подготовке к уроку ресурсы:

http://chtoby-pomnili.com/page.php?id=1478

http://www.platonovfest.com/gallery2/137

http://noboundary.narod.ru/pro_baterfly.html

http://smoz.ru/#/?q=%D0%B7%D0%B0%D0%BC%D1%91%D1%80%D0%B7%D1%88%D0%B8%D0%B9%20%D1%86%D0%B2%D0%B5%D1%82%D0%BE%D0%BA

Опубликовано в группе «Русский язык и литература в средних классах»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.