Урок окружающего мира «Кто такие насекомые?» (1 класс)
Открытый урок окружающего мира с использованием ИКТ в 14 классе
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1 г. Анадыря»
Шашановой З.Э., учителя начальных классов
Тема урока: «Кто такие насекомые?»
Тип урока: открытие нового знания.
Цель урока: создать условия для формирования у детей представления об отличительных особенностях строения насекомых и показать их многообразие и красоту.
Задачи урока:
Образовательные:
создать условия для формирования представления о понятии «насекомое» как группе животных;
создать условия для формирования умения видеть, сравнивать, обобщать и делать выводы;
Развивающие:
развивать познавательный интерес к окружающему миру путём привлечения занимательного материала, создания проблемных ситуаций;
развивать логическое мышление, воображение, восприятие, речь;
Воспитательные:
воспитывать интерес к окружающему миру;
способствовать воспитанию бережного отношения к природе, готовности следовать нормам природоохранного поведения;
воспитывать умение слушать других.
Планируемые образовательные результаты.
Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями):
знать главные признаки насекомых, пользоваться их для определения принадлежности животного к данной группе;
отличать насекомых от других животных;
работать в паре, используя представленную информацию для получения новых знаний;
Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность):
регулятивные:
овладеть способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, искать средства её осуществления;
осуществлять самопроверку;
отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке;
познавательные:
осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера;
овладевать логическими действиями сравнения, анализа, классификации по признакам;
выдвигать гипотезы и их обосновывать;
коммуникативные:
слушать собеседника и вести диалог;
признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
Личностные результаты:
принимать и осваивать социальную роль обучающегося;
понимать мотив учебной деятельности и личностного смысла учения;
уважительно относиться к иному мнению.
Методы и формы обучения: частично-поисковый; фронтальная, индивидуальная, работа в парах.
Оборудование: учебник «Окружающий мир», 1 класс, А.А. Плешаков; мультимедийный проектор; презентация к уроку «Кто такие насекомые?» (Power point); фишки с числами для выполнения теста; изображения насекомых для осуществления рефлексии.
Сценарий урока
Содержание деятельности учителя |
Содержание деятельности обучающихся |
||||||||||||||||||||||||
Мотивация познавательной деятельности |
|||||||||||||||||||||||||
1(раз), 2 – выше голова, 3, 4 – плечи шире, 5, 6 – тихо сесть. Долгожданный дан звонок, Начинается урок! |
1(раз), 2 – … 3, 4 – … 5, 6 – … Долгожданный дан звонок, Начинается урок! |
||||||||||||||||||||||||
- А какой урок у нас начинается? (Слайд 1) - Проверим, всё ли готово к уроку. - Что ещё пригодится на уроке? Какие качества нужны? |
-Урок изучения окружающего мира. -Учебник, тетради, листок с заданием, цветные кружки. - Аккуратность, сообразительность, внимание, знания, ум. |
||||||||||||||||||||||||
Актуализация необходимых знаний Цель: проверить знания детей по пройденному материалу с помощью тестирования (выбора правильного ответа из нескольких). |
|||||||||||||||||||||||||
- Дети, на прошлых занятиях мы говорили… О чём мы говорили? Кто вспомнит? - Если вы затрудняетесь, вот вам подсказка - Это что? (Слайд 2) А чем эти деревья отличаются? - Предлагаю проверить ваши знания с помощью теста. Внимательно слушаете вопросы, а ответы выкладываете с помощью фишек. 1. Как правильно назвать лист хвойного дерева? (Слайд 3)
2. Какое из хвойных деревьев сбрасывает листья на зиму? (Слайд 4)
3. Какое дерево не является хвойным? (Слайд 5)
4. Какое дерево не является лиственным? (Слайд 6)
– Проверим ваши результаты. (Критерии оценивания теста: нет ошибок – зелёный смайлик;1-2 ошибки – жёлтый смайлик;3 ошибки и более – красный смайлик.) (Слайд 7) - Молодцы кто не допустил ни одной ошибки. - А что мы посоветуем тем, кто допустил ошибки? |
- О хвойных и лиственных деревьях
1 2 3
3 1 3 2
- Не унывать, а следующий раз постараться! |
||||||||||||||||||||||||
Организация познавательной деятельности |
|||||||||||||||||||||||||
Постановка учебной задачи (выявление места и причины затруднения). Цель: формирование мотивации к поиску решения поставленной проблемы (задачи). |
|||||||||||||||||||||||||
- Ребята, представьте себя в летнем лесу, светит теплое солнышко, веет лёгкий ветерок... (Слайд 8) Все живые обитатели леса радуются погожему деньку…Вы слышите их голоса? (Слайд 9 Звуки природы) Прислушайтесь… Узнаете тех, кто их издает? Чьи это голоса?
- Вот вы узнали осу, стрекозу… Как называется эта группа живой природы?
- На сегодняшнем уроке, ребята, мы подробно поговорим именно о насекомых. |
Ответы детей -Это жужжат пчелы, пищит комар, летит жук, стрекочет кузнечик, поет сверчок…
- Насекомые.
|
||||||||||||||||||||||||
Открытие новых знаний о насекомых. Исследовательская работа |
|||||||||||||||||||||||||
Цель: создать условия для самостоятельного поиска признаков насекомых. |
|||||||||||||||||||||||||
Определение признаков насекомых. - Ребята, есть целая наука, которая изучает насекомых. И называется она ЭНТОМОЛОГИЯ. (Вывешивается карточка «Энтомология» на доске) Повторите это новое слово! - Как вы думаете, а как называют людей, которые изучают эту науку? (Вывешивается карточка «Энтомологи» на доске) - И сегодня я хочу, чтобы вы попробовали себя в роли энтомологов. (Слайд 10) - Итак, мы с вами не в классе, а в научной лаборатории, перед вами не учебники, а справочники, не тетради, а научные дневники, куда учёные записывают свои наблюдения. А вы молодые учёные, которые делают свои первые шаги в науке. Представили? Тогда начнем. - Откройте свои справочники – учебники. - На странице 32 рассмотрите рисунок. Кто изображен? - Как узнать какое из этих животных - насекомое? - Для этого надо узнать признаки насекомых. Юные энтомологи, изучите по рисунку строение тела насекомого - бабочки. (Слайд 11 «Строение бабочки») - Из каких частей состоит тело? (Слайд 12) - Назовите 3 основные части. - Что вы видите на голове? - Что находится на груди?
(Признаки рассматриваются по мере определения их детьми и на доску выставляются таблички с надписью признака). - У вас на парте лежит карточка, рассмотрите изображение стрекозы или божьи коровки. (У детей Iварианта – стрекоза, у II варианта – божья коровка) (Слайд13) Найдите у них те же части, что и у бабочки. Соедините части тела с названиями. (Учитель убирает с доски таблички с надписью признака) Взаимопроверка по эталону. - А теперь, поменяйтесь карточками с соседом по плечу, выполним проверку по эталону. (I вариант -Слайд 14, II вариант – Слайд 15) Результаты проверки: (Критерии оценивания работы: нет ошибок – зелёный смайлик). - Молодцы кто не допустил ни одной ошибки. Допустившим 1-2 ошибки надо быть внимательным. |
Дети предлагают свои варианты ответов. - Энтомологи.
-Многоножка, рак, богомол, паук.
-Насекомые состоят из трёх частей: головы, груди, брюшка. -Усики, глаза. -Ноги, крылья.
|
||||||||||||||||||||||||
Физминутка Жу – Жу – Жу – жужжит пчела, (Дети расставляют руки в стороны) Я лечу из далека. (Ритмично помахивают руками) Зу -Зу - Зу – комар пищит, (Указательный палец выставляют вперед) Укусить скорей спешит. (Делают ритмичные выбросы рук попеременно вперед) Уф - Уф - Уф – как паровоз, (Ритмично притопывают ногами) Шмель пыхтит, пыльцу привёз. Жук гудит: Гужу. Гужу. (Хлопают в ладоши) Я любого разбужу. |
|||||||||||||||||||||||||
Исследование первой гипотезы: Ребята, настоящие учёные никогда не верят просто слову, они всё проверяют путем опыта. (Слайд 17) Но сначала ставят перед собой вопрос-предположение – «а правда, что…» Такие научные предположения называются гипотезами. И первая гипотеза, которую надо проверить, это «Насекомые – это те, кто имеют крылья». (Слайд18. Табличка «Крылья») - Как вы думаете, зачем насекомым крылья?
- Но только ли у насекомых есть крылья? (Слайд19) - Значит, данный признак нельзя считать главным. Исследование второй гипотезы: «Насекомые – это те, кто имеют усики». (Слайд 20. Карточка «Усики»). – Ваши предположения, зачем насекомым усики? Усики у насекомого – это органы чувств, которыми оно воспринимает запахи и различает вкус. Чем усики длиннее, тем они чувствительнее. Некоторые насекомые ощупывают усиками, как мы пальцами, окружающие предметы. - Только ли у насекомых есть усики? (Слайд 21) - Значит, и этот признак нельзя считать главным. 3) Исследование третьей гипотезы: «Насекомые – это те, чьё тело состоит из трёх частей: головы, груди и брюшка». (Слайд 22. Карточка «Тело состоит из частей: голова, грудь, брюшко»). - Но только ли у насекомых тело разделено на такие части? - У ракообразных и паукообразных голова и грудь соединены между собой, есть и брюшко. 4) Исследование четвёртой гипотезы: «Насекомые – это те, кто имеют три пары ног». (Слайд 23. Карточка «6 ног – 3 пары ног») - У разных видов насекомых лапки служат для различных целей. Например: у пчелы на передних конечностях имеются специальные корзиночки, в которые они складывают пыльцу; водяной жук имеет на своих задних ногах некое подобие вёсел, на них отросли специальные волоски, которыми насекомое совершает гребные движения; кузнечики и блохи совершают мощные прыжки, спасаясь от врага; богомолы используют передние лапки для охоты, зажимая ими свою жертву. (Информацию могут подготовить и рассказать учащиеся). |
- Крылья насекомые используют в основном для полёта. -Крылья есть у птиц, даже у рыб.
Ответы детей.
-Усики есть у всех животных.
-У рака и паука есть брюшко.
|
||||||||||||||||||||||||
Физминутка «Кузнечики» (Слайд 24) Поднимайте плечики, Прыгайте, кузнечики! Прыг-скок! Прыг-скок! Сели, травушку покушали, Тишину послушали. Тише, тише, высоко, Прыгай на носках легко! |
|||||||||||||||||||||||||
Первичное закрепление. Цель: проверить усвоение обучающимися полученных знаний о представителях группы насекомых |
|||||||||||||||||||||||||
Работа по учебнику, стр. 32 - Вернёмся к рисункам животных на стр. 32 учебника. Теперь вы знаете, признаки насекомых. Кто же здесь насекомое? - Есть ли ещё животные с тремя парами ног? Значит, это главный признак насекомых? - Так чем же отличаются насекомые, от других групп животных? (Слайд 25, карточка «У насекомых три пары ног») |
- Богомол.
- У насекомых три пары ног. |
||||||||||||||||||||||||
Игра «Узнайте насекомое» |
|||||||||||||||||||||||||
- Многие учёные ведут свои наблюдения за отдельными животными, насекомыми в своих домашних лабораториях. И такие учёные есть и среди нас. Например, Дорджиева Данира заинтересовали насекомые, и он поделится с нами научной информацией. (Слайд 26) |
|
||||||||||||||||||||||||
… Данир: Этих насекомых называют санитарами леса. Они поедают мелких гусениц, уничтожающих растения, больные гнилью и плесенью растения, которые заражают лес. То, что маленький санитар уничтожит за день, малый пёстрый дятел будет есть 20 дней. О каких санитарах леса идёт речь? (О муравьях) Правильно.У муравьёв плохое зрение, но, шевеля усиками, они обнюхивают все встречные предметы. По запаху они узнают дорогу к муравейнику. Муравья называют самым сильным животным. Он может тащить груз, который по весу превышает его собственный. Муравьи повышают плодородие почвы. Они рыхлят почву на глубину до полуметра. Постоянно перемешивая её с перегнившими листочками, травинками, останками насекомых, муравьи обогащают её органическими и минеральными элементами. Ребята! Я обращаюсь к вам с просьбой: «Не уничтожайте, не топчите, не разоряйте муравейники!» |
|||||||||||||||||||||||||
Варвара … загадает вам загадку. А мы узнаем за каким насекомым наблюдал юный ученый. |
|
||||||||||||||||||||||||
… Варвара: В луговой траве стрекочет, В руки к нам идти не хочет. Скачет он на длинных ножках Через луг, через дорожки. Весь зелёный – и с травинкой Можно спутать его спинку. - Кто это? (Слайд 27) - Проверим? Посчитаем сколько ножек у кузнечика? Я расскажу вам, чем стрекочет кузнечик. На ноге у кузнечика есть зазубренки, на крыле-зацепочки. Треск получается от трения ноги о крыло. Оказывается, у кузнечика есть ухо, которое находится в голенях передней пары ног. |
|||||||||||||||||||||||||
- А теперь послушаем энтомолога … Ивана. (Слайд 28) Она ярка, красива Изящна, легкокрыла. Сама похожа на цветок И любит пить цветочный сок. - Кто это? - Бабочки - одни из самых красивых насекомых, они похожи на живые цветы. За их красоту люди дали бабочкам красивые имена: Махаон, Адмирал, Аполлон, Зорька, Лимонница и т.д. Бабочки летают днем, а ночью, подняв крылья, отдыхают. Бабочки не только украшают луга. Они пьют нектар из цветков, при этом переносят пыльцу с цветка на цветок. Бабочки – насекомые-опылители. - Проверим, главный признак насекомых. Бабочки — насекомые с полным превращением, так как личинка (гусеница) полностью отличается от взрослой особи. Их жизненный цикл состоит из 4 стадий: яйцо, личинка (гусеница), куколка и взрослое насекомое. |
|||||||||||||||||||||||||
- Энтомолог Ольга … расскажет нам об удивительном насекомом. (Слайд 29) … Ольга: Своё название божья коровка получила за свой кроткий нрав. Она очень мирное существо: не кусается, не царапается, не щиплется. Может защищаться только тем что, выпускает жидкое «молочко». Поэтому и назвали её коровкой. «Молочко» – едкая на вкус и неприятно пахнущая жидкость, которая делает этих жучков несъедобными для птиц и животных. Основная пища божьей коровки – это тля. И даже личинка божьей коровки питается тоже тлёй. Божья коровка прикрепляет своё яичко прямо среди стада тли, и личинка сразу накидывается на добычу. Эти насекомые очень полезны и поэтому постарайтесь их никогда не обижать, а охранять и беречь. |
|||||||||||||||||||||||||
- Энтомолог … Прохор расскажет нам о стрекозе. (Слайд 30) … Прохор: Стрекозы – чрезвычайно прожорливые насекомые. За один приём пищи стрекоза может съесть до пяти мух. При отсутствии слуха и ограниченном обонянии, самое главное преимущество стрекозы – её глаза. Считается, что стрекозы имеют самое сложное строение глаз среди всех насекомых. Это даёт им невероятное преимущество при охоте. Глаза стрекозы - уникальные оптические приборы. В каждом глазе находится около 30 000 фасеток. Это позволяет стрекозе во время полёта контролировать пространство впереди, сбоку, вверху, внизу и сзади себя. |
|||||||||||||||||||||||||
-Уважаемые учёные рассказали нам о наиболее распространенных насекомых, но конечно, не обо всех. - Ребята, уже давно доказано, что всё и все в природе друг другу нужны «и мошки нужны … и слоны». Из рассказов юных энтомологов мы узнали, что насекомые очень полезны. |
|
||||||||||||||||||||||||
Рефлексия учебной деятельности |
|||||||||||||||||||||||||
- О чём говорили на уроке? - Как распознать насекомое? - Как мы должны относиться ко всему живому и насекомым? |
Ответы детей.
|
ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ МАТЕРИАЛЫ:
1. Фото русский лес и ромашки, деревья - https://yandex.ru/images/search?text=%D0%B4%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%B2%D1%8C%D1%8F%20png&stype=image&lr=76&source=wiz
2. Фото, рисунки животных - https://clipart-best.com, ttps://yandex.ru/images/search?text=%D0%BD%D0%B0%D1%81%D0%B5%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D1%8B%D0%B5%20%D0%93%D0%98%D0%A4%20png&lr=76
https://yandex.ru/search/?text=%D0%BF%D1%82%D0%B8%D1%86%D1%8B&lr=76&clid=2186620
https://ribxoz.ru/som-opisanie-osobennosti-zhizni/
https://yandex.ru/search/?text=%D0%A0%D0%90%D0%9A%20%D1%84%D0%BE%D1%82%D0%BE&lr=76&clid=2186620
https://yandex.ru/search/?text=%D0%9F%D0%9B%D0%90%D0%92%D0%A3%D0%9D%D0%95%D0%A6%20%D1%84%D0%BE%D1%82%D0%BE&lr=76&clid=2186620, https://i.ytimg.com/vi/yD5WRPaGo8s/hqdefault.jpg
3.Фон для презентаций - https://yandex.ru/images/search?text=%D1%84%D0%BE%D0%BD%20%D0%B4%D0%BB%D1%8F%20%D0%BF%D1%80%D0%B5%D0%B7%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B9%20%D1%88%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B0&stype=image&lr=76&source=wiz
https://photoshop-kopona.com/ru/fotoramki/shkola/
Методические разработки: Поурочное разработки по окружающему миру для 1 класса, составитель Н.Н.Черноиванова
https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/658674/
http://www.mnogo-otvetov.ru/prochie/zachem-zhivotnym-nuzhny-usy/, https://kratkoe.com/rasskaz-pro-babochku-dlya-detey/
http://www.numama.ru/zagadki-dlja-malenkih-detei/zagadki-o-zhivoi-prirode/zagadki-pro-komara.html
http://www.zooclub.ru/, https://znanija.com/task/3651847, https://propochemu.ru/zhivotnye/muravishka-izvestnyy-lesnoy-sanitar
https://infourok.ru/konspekt-uroka-po-okruzhayuschemu-miru-na-temu-nasekomie-klass-2211254.html
Звуки насекомых
MP3 / 337.69 Кб
Кто такие насекомые? Презентация
PPT / 48.81 Мб