12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Шашанова Занда Эрднеевна84

Открытый урок окружающего мира с использованием ИКТ в 14 классе

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1 г. Анадыря»

Шашановой З.Э., учителя начальных классов

 

Тема урока: «Кто такие насекомые?»

Тип урока: открытие нового знания.

Цель урока: создать условия для формирования у детей представления об отличительных особенностях строения насекомых и показать их многообразие и красоту.

Задачи урока:

Образовательные:

создать условия для формирования представления о понятии «насекомое» как группе животных;

создать условия для формирования умения видеть, сравнивать, обобщать и делать выводы;

Развивающие:

развивать познавательный интерес к окружающему миру путём привлечения занимательного материала, создания проблемных ситуаций;

развивать логическое мышление, воображение, восприятие, речь;

Воспитательные:

воспитывать интерес к окружающему миру;

способствовать воспитанию бережного отношения к природе, готовности следовать нормам природоохранного поведения;

воспитывать умение слушать других.

Планируемые образовательные результаты.

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями):

знать главные признаки насекомых, пользоваться их для определения принадлежности животного к данной группе;

отличать насекомых от других животных;

работать в паре, используя представленную информацию для получения новых знаний;

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность):

регулятивные:

овладеть способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, искать средства её осуществления;

осуществлять самопроверку;

отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке;

познавательные:

осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера;

овладевать логическими действиями сравнения, анализа, классификации по признакам;

выдвигать гипотезы и их обосновывать;

коммуникативные:

слушать собеседника и вести диалог;

признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

Личностные результаты:

принимать и осваивать социальную роль обучающегося;

понимать мотив учебной деятельности и личностного смысла учения;

уважительно относиться к иному мнению.

Методы и формы обучения: частично-поисковый; фронтальная, индивидуальная, работа в парах.

Оборудование: учебник «Окружающий мир», 1 класс, А.А. Плешаков; мультимедийный проектор; презентация к уроку «Кто такие насекомые?» (Power point); фишки с числами для выполнения теста; изображения насекомых для осуществления рефлексии.

Сценарий урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

Мотивация познавательной деятельности

1(раз), 2 – выше голова,

3, 4 – плечи шире,

5, 6 – тихо сесть.

Долгожданный дан звонок,

Начинается урок!

1(раз), 2 – …

3, 4 – …

5, 6 – …

Долгожданный дан звонок,

Начинается урок!

- А какой урок у нас начинается? (Слайд 1)

- Проверим, всё ли готово к уроку.

- Что ещё пригодится на уроке? Какие качества нужны?

-Урок изучения окружающего мира.

-Учебник, тетради, листок с заданием, цветные кружки.

- Аккуратность, сообразительность, внимание, знания, ум.

Актуализация необходимых знаний

Цель: проверить знания детей по пройденному материалу с помощью тестирования (выбора правильного ответа из нескольких).

- Дети, на прошлых занятиях мы говорили…

О чём мы говорили? Кто вспомнит?

- Если вы затрудняетесь, вот вам подсказка

- Это что? (Слайд 2)

А чем эти деревья отличаются?

- Предлагаю проверить ваши знания с помощью теста. Внимательно слушаете вопросы, а ответы выкладываете с помощью фишек.

1. Как правильно назвать лист хвойного дерева? (Слайд 3)

а) колючка;

1

б) иголка;

2

в) хвоинка.

3

2. Какое из хвойных деревьев сбрасывает листья на зиму? (Слайд 4)

а) лиственница;

t1576824875aa.gift1576824875aa.gift1576824875aa.gif

1

1

1

1

 

б) сосна;

2

в) кедр.

3

3. Какое дерево не является хвойным? (Слайд 5)

а) ель;

t1576824875aa.gift1576824875aa.gift1576824875aa.gif

1

1

1

1

 

б) лиственница;

2

в) каштан.

3

4. Какое дерево не является лиственным?

(Слайд 6)

а) берёза;

t1576824875aa.gift1576824875aa.gift1576824875aa.gif

1

1

1

1

 

б) кедр;

2

в) осина.

3

Проверим ваши результаты. (Критерии оценивания теста: нет ошибок – зелёный смайлик;1-2 ошибки – жёлтый смайлик;3 ошибки и более – красный смайлик.) (Слайд 7)

- Молодцы кто не допустил ни одной ошибки.

- А что мы посоветуем тем, кто допустил ошибки?

 

 

- О хвойных и лиственных деревьях

 

 

 

1 2 3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 1 3 2

 

 

- Не унывать, а следующий раз постараться!

Организация познавательной деятельности

Постановка учебной задачи (выявление места и причины затруднения).

Цель: формирование мотивации к поиску решения поставленной проблемы (задачи).

- Ребята, представьте себя в летнем лесу, светит теплое солнышко, веет лёгкий ветерок... (Слайд 8) Все живые обитатели леса радуются погожему деньку…Вы слышите их голоса? (Слайд 9 Звуки природы) Прислушайтесь… Узнаете тех, кто их издает? Чьи это голоса?

 

- Вот вы узнали осу, стрекозу… Как называется эта группа живой природы?

 

- На сегодняшнем уроке, ребята, мы подробно поговорим именно о насекомых.

 

 

 

 

Ответы детей

-Это жужжат пчелы, пищит комар, летит жук, стрекочет кузнечик, поет сверчок…

 

- Насекомые.

 

Открытие новых знаний о насекомых. Исследовательская работа

Цель: создать условия для самостоятельного поиска признаков насекомых.

Определение признаков насекомых.

- Ребята, есть целая наука, которая изучает насекомых.

И называется она ЭНТОМОЛОГИЯ. (Вывешивается карточка «Энтомология» на доске) Повторите это новое слово!

- Как вы думаете, а как называют людей, которые изучают эту науку? (Вывешивается карточка «Энтомологи» на доске)

- И сегодня я хочу, чтобы вы попробовали себя в роли энтомологов. (Слайд 10)

- Итак, мы с вами не в классе, а в научной лаборатории, перед вами не учебники, а справочники, не тетради, а научные дневники, куда учёные записывают свои наблюдения. А вы молодые учёные, которые делают свои первые шаги в науке. Представили? Тогда начнем.

- Откройте свои справочники – учебники.

- На странице 32 рассмотрите рисунок. Кто изображен?

- Как узнать какое из этих животных - насекомое?

- Для этого надо узнать признаки насекомых.

Юные энтомологи, изучите по рисунку строение тела насекомого - бабочки. (Слайд 11 «Строение бабочки»)

- Из каких частей состоит тело? (Слайд 12)

- Назовите 3 основные части.

- Что вы видите на голове?

- Что находится на груди?

 

(Признаки рассматриваются по мере определения их детьми и на доску выставляются таблички с надписью признака).

- У вас на парте лежит карточка, рассмотрите изображение стрекозы или божьи коровки. (У детей Iварианта – стрекоза, у II варианта – божья коровка) (Слайд13) Найдите у них те же части, что и у бабочки. Соедините части тела с названиями. (Учитель убирает с доски таблички с надписью признака)

Взаимопроверка по эталону.

- А теперь, поменяйтесь карточками с соседом по плечу, выполним проверку по эталону. (I вариант -Слайд 14, II вариант – Слайд 15) Результаты проверки: (Критерии оценивания работы: нет ошибок – зелёный смайлик).

- Молодцы кто не допустил ни одной ошибки. Допустившим 1-2 ошибки надо быть внимательным.

 

 

 

 

 

 

Дети предлагают свои варианты ответов.

- Энтомологи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Многоножка, рак, богомол, паук.

 

 

 

 

 

 

 

-Насекомые состоят из трёх частей: головы, груди, брюшка.

-Усики, глаза.

-Ноги, крылья.

 

 

Физминутка

Жу – Жу – Жу – жужжит пчела, (Дети расставляют руки в стороны)

Я лечу из далека. (Ритмично помахивают руками)

Зу -Зу - Зу – комар пищит, (Указательный палец выставляют вперед)

Укусить скорей спешит. (Делают ритмичные выбросы рук попеременно вперед)

Уф - Уф - Уф – как паровоз, (Ритмично притопывают ногами)

Шмель пыхтит, пыльцу привёз.

Жук гудит: Гужу. Гужу. (Хлопают в ладоши)

Я любого разбужу.

Исследование первой гипотезы:

Ребята, настоящие учёные никогда не верят просто слову, они всё проверяют путем опыта. (Слайд 17) Но сначала ставят перед собой вопрос-предположение – «а правда, что…» Такие научные предположения называются гипотезами.

И первая гипотеза, которую надо проверить, это «Насекомые – это те, кто имеют крылья». (Слайд18. Табличка «Крылья»)

- Как вы думаете, зачем насекомым крылья?

 

- Но только ли у насекомых есть крылья? (Слайд19)

- Значит, данный признак нельзя считать главным.

Исследование второй гипотезы: «Насекомые – это те, кто имеют усики». (Слайд 20. Карточка «Усики»).

Ваши предположения, зачем насекомым усики?

Усики у насекомого – это органы чувств, которыми оно воспринимает запахи и различает вкус. Чем усики длиннее, тем они чувствительнее. Некоторые насекомые ощупывают усиками, как мы пальцами, окружающие предметы.

- Только ли у насекомых есть усики? (Слайд 21)

- Значит, и этот признак нельзя считать главным.

3) Исследование третьей гипотезы: «Насекомые – это те, чьё тело состоит из трёх частей: головы, груди и брюшка». (Слайд 22. Карточка «Тело состоит из частей: голова, грудь, брюшко»).

- Но только ли у насекомых тело разделено на такие части?

- У ракообразных и паукообразных голова и грудь соединены между собой, есть и брюшко.

4) Исследование четвёртой гипотезы: «Насекомые – это те, кто имеют три пары ног». (Слайд 23. Карточка «6 ног – 3 пары ног»)

- У разных видов насекомых лапки служат для различных целей. Например:

у пчелы на передних конечностях имеются специальные корзиночки, в которые они складывают пыльцу;

водяной жук имеет на своих задних ногах некое подобие вёсел, на них отросли специальные волоски, которыми насекомое совершает гребные движения;

кузнечики и блохи совершают мощные прыжки, спасаясь от врага;

богомолы используют передние лапки для охоты, зажимая ими свою жертву. (Информацию могут подготовить и рассказать учащиеся).

 

 

 

 

 

 

 

 

- Крылья насекомые используют в основном для полёта.

-Крылья есть у птиц, даже у рыб.

 

 

 

 

 

Ответы детей.

 

 

 

 

 

 

-Усики есть у всех животных.

 

 

 

 

 

 

-У рака и паука есть брюшко.

 

 

 

 

 

Физминутка «Кузнечики» (Слайд 24)

Поднимайте плечики,

Прыгайте, кузнечики!

Прыг-скок! Прыг-скок!

Сели, травушку покушали,

Тишину послушали.

Тише, тише, высоко,

Прыгай на носках легко!

Первичное закрепление.

Цель: проверить усвоение обучающимися полученных знаний о представителях группы насекомых

Работа по учебнику, стр. 32

- Вернёмся к рисункам животных на стр. 32 учебника. Теперь вы знаете, признаки насекомых. Кто же здесь насекомое?

- Есть ли ещё животные с тремя парами ног?

Значит, это главный признак насекомых?

- Так чем же отличаются насекомые, от других групп животных? (Слайд 25, карточка «У насекомых три пары ног»)

 

 

 

- Богомол.

 

 

- У насекомых три пары ног.

Игра «Узнайте насекомое»

- Многие учёные ведут свои наблюдения за отдельными животными, насекомыми в своих домашних лабораториях. И такие учёные есть и среди нас.

Например, Дорджиева Данира заинтересовали насекомые, и он поделится с нами научной информацией. (Слайд 26)

 

Данир: Этих насекомых называют санитарами леса. Они поедают мелких гусениц, уничтожающих растения, больные гнилью и плесенью растения, которые заражают лес. То, что маленький санитар уничтожит за день, малый пёстрый дятел будет есть 20 дней. О каких санитарах леса идёт речь? (О муравьях)

Правильно.У муравьёв плохое зрение, но, шевеля усиками, они обнюхивают все встречные предметы. По запаху они узнают дорогу к муравейнику. Муравья называют самым сильным животным. Он может тащить груз, который по весу превышает его собственный.

Муравьи повышают плодородие почвы. Они рыхлят почву на глубину до полуметра. Постоянно перемешивая её с перегнившими листочками, травинками, останками насекомых, муравьи обогащают её органическими и минеральными элементами.

Ребята! Я обращаюсь к вам с просьбой: «Не уничтожайте, не топчите, не разоряйте муравейники!»

Варвара … загадает вам загадку. А мы узнаем за каким насекомым наблюдал юный ученый.

 

Варвара:

В луговой траве стрекочет,

В руки к нам идти не хочет.

Скачет он на длинных ножках

Через луг, через дорожки.

Весь зелёный – и с травинкой

Можно спутать его спинку.

- Кто это? (Слайд 27)

- Проверим? Посчитаем сколько ножек у кузнечика?

Я расскажу вам, чем стрекочет кузнечик. На ноге у кузнечика есть зазубренки, на крыле-зацепочки. Треск получается от трения ноги о крыло. Оказывается, у кузнечика есть ухо, которое находится в голенях передней пары ног.

- А теперь послушаем энтомолога … Ивана. (Слайд 28)

Она ярка, красива

Изящна, легкокрыла.

Сама похожа на цветок

И любит пить цветочный сок.

- Кто это?

- Бабочки - одни из самых красивых насекомых, они похожи на живые цветы. За их красоту люди дали бабочкам красивые имена: Махаон, Адмирал, Аполлон, Зорька, Лимонница и т.д. Бабочки летают днем, а ночью, подняв крылья, отдыхают. Бабочки не только украшают луга. Они пьют нектар из цветков, при этом переносят пыльцу с цветка на цветок. Бабочки – насекомые-опылители.

- Проверим, главный признак насекомых.

Бабочки — насекомые с полным превращением, так как личинка (гусеница) полностью отличается от взрослой особи. Их жизненный цикл состоит из 4 стадий: яйцо, личинка (гусеница), куколка и взрослое насекомое.

- Энтомолог Ольга … расскажет нам об удивительном насекомом. (Слайд 29)

Ольга: Своё название божья коровка получила за свой кроткий нрав. Она очень мирное существо: не кусается, не царапается, не щиплется. Может защищаться только тем что, выпускает жидкое «молочко». Поэтому и назвали её коровкой. «Молочко» – едкая на вкус и неприятно пахнущая жидкость, которая делает этих жучков несъедобными для птиц и животных. Основная пища божьей коровки – это тля. И даже личинка божьей коровки питается тоже тлёй. Божья коровка прикрепляет своё яичко прямо среди стада тли, и личинка сразу накидывается на добычу. Эти насекомые очень полезны и поэтому постарайтесь их никогда не обижать, а охранять и беречь.

- Энтомолог … Прохор расскажет нам о стрекозе. (Слайд 30)

Прохор: Стрекозы – чрезвычайно прожорливые насекомые. За один приём пищи стрекоза может съесть до пяти мух. При отсутствии слуха и ограниченном обонянии, самое главное преимущество стрекозы – её глаза. Считается, что стрекозы имеют самое сложное строение глаз среди всех насекомых. Это даёт им невероятное преимущество при охоте. Глаза стрекозы - уникальные оптические приборы. В каждом глазе находится около 30 000 фасеток. Это позволяет стрекозе во время полёта контролировать пространство впереди, сбоку, вверху, внизу и сзади себя.

-Уважаемые учёные рассказали нам о наиболее распространенных насекомых, но конечно, не обо всех.

- Ребята, уже давно доказано, что всё и все в природе друг другу нужны «и мошки нужны … и слоны». Из рассказов юных энтомологов мы узнали, что насекомые очень полезны.

 

 

 

 

 

Рефлексия учебной деятельности

- О чём говорили на уроке?

- Как распознать насекомое?

- Как мы должны относиться ко всему живому и насекомым?

Ответы детей.

 

 

ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ МАТЕРИАЛЫ:

1. Фото русский лес и ромашки, деревья - https://yandex.ru/images/search?text=%D0%B4%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%B2%D1%8C%D1%8F%20png&stype=image&lr=76&source=wiz

https://yandex.ru/images/

2. Фото, рисунки животных - https://clipart-best.com, ttps://yandex.ru/images/search?text=%D0%BD%D0%B0%D1%81%D0%B5%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D1%8B%D0%B5%20%D0%93%D0%98%D0%A4%20png&lr=76

https://yandex.ru/images/search?text=%D0%BB%D0%B5%D1%82%D1%83%D1%87%D0%B8%D0%B5%20%D1%80%D1%8B%D0%B1%D1%8B%20%D1%84%D0%BE%D1%82%D0%BE&lr=76&pos=18&img_url=https%3A%2F%2Fi.ytimg.com%2Fvi%2FryHsNFXA9bA%2Fmaxresdefault.jpg&rpt=simage

https://yandex.ru/search/?text=%D0%BF%D1%82%D0%B8%D1%86%D1%8B&lr=76&clid=2186620

https://yandex.ru/images/search?text=%D0%BB%D0%B5%D1%82%D0%B0%D1%8E%D1%89%D0%B0%D1%8F%20%D1%8F%D1%89%D0%B5%D1%80%D0%B8%D1%86%D0%B0%20%D1%84%D0%BE%D1%82%D0%BE&pos=147&p=4&img_url=https%3A%2F%2Fgivotniymir.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2016%2F11%2Fyashherica-drakon-obraz-zhizni-i-sreda-obitaniya-yashhericy-drakon-1.jpg&rpt=simage

https://ribxoz.ru/som-opisanie-osobennosti-zhizni/

https://yandex.ru/images/search?text=%D0%BA%D0%BE%D1%82%D1%8F%D1%82%D0%B0&lr=76&p=1&pos=41&rpt=simage&img_url=https%3A%2F%2Fwallup.net%2Fwp-content%2Fuploads%2F2018%2F10%2F06%2F708282-kittens-kitten-cat-cats-baby-cute-s.jpg

https://yandex.ru/search/?text=%D1%82%D1%8E%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D1%8C%20%D0%BD%D0%B5%D1%80%D0%BF%D0%B0%20%D0%BC%D0%BE%D1%80%D0%B6%20%D1%84%D0%BE%D1%82%D0%BE&lr=76&clid=2186620

https://yandex.ru/search/?text=%D0%A0%D0%90%D0%9A%20%D1%84%D0%BE%D1%82%D0%BE&lr=76&clid=2186620

https://yandex.ru/search/?text=%D0%BF%D0%B0%D1%83%D0%BA%20%D1%84%D0%BE%D1%82%D0%BE&lr=76&clid=2186620

https://yandex.ru/search/?text=%D0%91%D0%9E%D0%93%D0%9E%D0%9C%D0%9E%D0%9B%20%D0%B5%D1%81%D1%82%20%D0%B4%D0%BE%D0%B1%D1%8B%D1%87%D1%83%20%D1%84%D0%BE%D1%82%D0%BE&lr=76&clid=2186620

https://yandex.ru/images/search?text=%D0%BC%D1%83%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%B5%D0%B9%20%D1%84%D0%BE%D1%82%D0%BE&stype=image&lr=76&source=wiz&pos=5&img_url=https%3A%2F%2Fprikolnye-kartinki.ru%2Fimg%2Fpicture%2FSep%2F29%2F92825038972b7d4a0114811634685711%2F4.jpg&rpt=simage

https://yandex.ru/search/?text=%D0%9F%D0%9B%D0%90%D0%92%D0%A3%D0%9D%D0%95%D0%A6%20%D1%84%D0%BE%D1%82%D0%BE&lr=76&clid=2186620, https://i.ytimg.com/vi/yD5WRPaGo8s/hqdefault.jpg

http://www.fotki.yandex.ru

3.Фон для презентаций - https://yandex.ru/images/search?text=%D1%84%D0%BE%D0%BD%20%D0%B4%D0%BB%D1%8F%20%D0%BF%D1%80%D0%B5%D0%B7%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B9%20%D1%88%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B0&stype=image&lr=76&source=wiz

https://photoshop-kopona.com/ru/fotoramki/shkola/

Методические разработки: Поурочное разработки по окружающему миру для 1 класса, составитель Н.Н.Черноиванова

https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/658674/

https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/okruzhayushchii-mir/2013/11/22/razrabotka-uroka-okruzhayushchiy-mir-2-klass-tema

https://yandex.ru/video/preview?filmId=14017318851095589346&text=%D0%BA%D1%82%D0%BE%20%D1%82%D0%B0%D0%BA%D0%B8%D0%B5%20%D0%BD%D0%B0%D1%81%D0%B5%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D1%8B%D0%B5&noreask=1&path=wizard&parent-reqid=1575787152061066-1385609218964288330100129-vla1-3571&redircnt=1575787172.1

http://www.mnogo-otvetov.ru/prochie/zachem-zhivotnym-nuzhny-usy/, https://kratkoe.com/rasskaz-pro-babochku-dlya-detey/

http://www.numama.ru/zagadki-dlja-malenkih-detei/zagadki-o-zhivoi-prirode/zagadki-pro-komara.html

http://www.zooclub.ru/, https://znanija.com/task/3651847, https://propochemu.ru/zhivotnye/muravishka-izvestnyy-lesnoy-sanitar

https://infourok.ru/integrativnoe-nod-po-ekologii-mir-nasekomih-vo-vtoroy-mladshey-gruppe-bozhya-korovka-v-tehnike-origami-2996300.html

https://infourok.ru/konspekt-uroka-po-okruzhayuschemu-miru-na-temu-nasekomie-klass-2211254.html


Звуки насекомых
MP3 / 337.69 Кб

Кто такие насекомые? Презентация
PPT / 48.81 Мб

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.