Урок окружающего мира «Кто такие птицы» (1 класс)
Пояснительная записка к презентации
Сценарий урока
Этап урока |
Цель |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Основной акцент на этапе урока |
I. Организационный этап. Мотивация |
Проверка готовности к уроку, установление эмоционального контакта в классе. |
Учитель. Сегодня на урок к нам пришли гости. Давайте поприветствуем их. Посмотрите на гостей и поздоровайтесь с ними глазами. Сегодня мы будем продолжать учиться работать в парах. Надо настроиться на работу, наладить контакт в паре. Посмотрите вверх, вниз, посмотрите друг на друга, улыбнитесь друг другу. На уроке мы будем работать под девизом. Наш девиз – не унывать, всё пройти и всё узнать! Мы хороший дружный класс Всё получится у нас! |
Слайд 2 |
|
II.. Этап повторения изученного. |
Выявить знания детей по изученной ранее теме «Рыбы», «Насекомые». |
-Вспомните, кто помогает нам в наших путешествиях. (Наша помощница Черепаха и Муравьишка Вопросик) И сегодня Мудрая Черепаха приглашает нас на научное заседание. Все вы маленькие учёные и вам предстоит сделать несколько важных для себя открытий на этом уроке. - Ответьте мне: «Кто такие учёные?» Учитель знакомит учащихся с толковым словарём Ожегова и лексическим значением слова учёный Учёный – это специалист в какой-нибудь области науки |
ответы детей |
Слайд 3 |
III. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному восприятию нового материала. |
Учитель. А теперь давайте вспомним, с какими группами животных мы познакомились на прошлых уроках? ( Рыбы. Насекомые ) -Распределите по группам животных и назовите их -Назовите главные отличительные признаки насекомых и рыб. - Молодцы! - Чем покрыто тело большинства рыб? -У каждого на парте карточка. Рассмотрите его и закрасьте квадратик синим цветом, если это рыба, и зеленым, если это – насекомое. Проверьте друг у друга работу. Если все верно, если вы согласны с товарищем, поднимите смайлик. Выполняем работу. - Замечательно. Скажите, а всех ли вы животных закрасили? (нет) - Кто остался? (птичка) |
познавательная: вспоминают характерные признаки изученных групп животных, показывают друг другу выполненное домашнее задание - рисунки по теме «Рыбы»; коммуникативная: взаимодействуют с учителем во время опроса, друг с другом во время проверки домашнего задания; регулятивная: слушают поставленные вопросы и отвечают на них, контролируют правильность ответов учащихся, дополняют, уточняют. |
Слайд 4 |
|
IV. Этап актуализации знаний |
Цель – выявить первоначальные знания детей по теме «Птицы»; подготовить к восприятию новой темы. |
Учитель. А каких птиц знаете? Назовите -Учитель. Молодцы! Много птиц знаете! Учитель. А на какие группы можно разделить птиц? (дикие и домашние) |
(дети называют) дикие и домашние |
|
V. Этап изучения новых знаний. Физминутка |
создать проблемную ситуацию и познакомить учащихся с характерным признаком птиц |
1). Постановка цели и задач урока. - Кто-нибудь догадался, какая тема урока будет, на какой вопрос мы будем отвечать? (кто такие птицы) - Чему мы будем учиться на уроке? - А теперь откройте учебники на стр. 36 и прочитайте, какие учебные задачи мы будем решать на уроке? ( читающие дети читают стр.36) Учитель. - Совершенно верно. Тема урока «Кто такие птицы». А цели: познакомиться с многообразием птиц, выделить существенные и отличительные признаки птиц, чтобы уметь выделить птиц из других групп животных. Показ движений под музыку Муравей Вопросик приглашает нас в лес на прогулку. Представьте себе, что мы очутились в лесу. Здесь так много интересного. А кого можно встретить в лесу? (зверей, насекомых, птиц). Как нужно себя вести в лесу? -Чтобы увидеть животных, о которых говорил Муравей, нам необходимо открыть учебник на стр. 36. Рассмотрите животных. Действительно ли все они птицы? - А знаете ли вы животное, похожее на белку, о котором сказал Муравьишка? Это белка-летяга. Птица ли она? А летучая мышь – птица?
- Давайте, разберемся, кто же на самом деле птицы? Птицы – животные, которых на земле очень много. Они обитают и в воздухе, и на суше, и в воде, в горах и даже в ледяных просторах. Одни птицы большие, другие - крошечные, некоторые – быстроногие. - Посмотрите внимательно, какой признак есть у всех птиц, чего нет у других животных. Учитель. Важный ли признак для птиц - умение летать? ( Нет) Учитель. Какой же главный признак птицы? ( Перья). Учитель. Птицу узнают по перьям. Это вполне справедливо, поскольку из всех живых существ только птицы имеют перья, за что их и называют пернатыми.
Учитель. А для чего нужны перья птицам? ( Для того, чтобы птицам не было холодно, летать.) Учитель: Перья гораздо теплее меха. В холодные дни птицы взъерошивают перья, чтобы сохранить тепло. Своё оперение птицы чистят и укладывают. Но всё равно перья изнашиваются. Поэтому раз в год птицы сбрасывают старые и отращивают новые перья.
Давайте познакомимся со строением птицы.
3) Строение птицы.
Учитель: Посмотрите, что это за птица? Учитель: Дети, назовите все части тела птицы. У птиц есть клюв - это и рот, и нос. С помощью клюва они добывают пищу, разгрызают орехи и твердые семена, разрывают мясо. Форма клюва у птиц разная, так как зависит от той пищи, которую они едят. У хищных птиц (орлы), клювы загнутые. Попугай мощным клювом разгрызает орехи, у уток – сплюснутые клювы, чтобы щипать траву у края воды, у колибри- длинный тонкий клюв, чтобы добраться до сладкого нектара.
Работа в парах. - Найдите указанные части тела у птицы на своих карточках. Учитель. А теперь проверим. Правильно ли вы назвали части тела птицы (проверка по слайду 9) |
познавательная: с помощью иллюстрации в учебнике, слайда в презентации анализируют строение тела голубя, выделяя существенные и несущественные признаки; сравнивают тела разных птиц, выделяют их характерные особенности; строят рассуждения и делают обобщение; коммуникативная: взаимодействуют с учителем во время фронтальной беседы, в паре; допускают возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с собственной; ориентируются на позицию партнёра в общении и взаимодействии; регулятивная: принмают и сохраняют учебную задачу; с помощью учебника контролируют правильность ответов соседа; дополняют, уточняют высказанные мнения по существу поставленного задания; контролируют себя с помощью учебника.
Дети: Голубь. Дети: Туловище, ноги, крылья, хвост, шея, голова, клюв |
Слайд 5 Слайд 6 Слайд 7 Слайд 8 Слайд 9 Слайд 10 Слайд 11 Слайд 12 Слайд13 Слайд 14 |
Учитель. - Обратите внимание на форму тела птицы. Какая она? (Гладкая, обтекаемая.) Для чего нужна птице такая форма тела? (Форма тела помогает птице преодолевать потоки воздуха и быстро летать) Эту особенность формы тела птиц люди давно подсмотрели у природы и по её образу и подобию создали машину. Какую? (Самолёт) |
||||
Физминутка |
Лебеди летят, крыльями шумят. Прогнулись над водой, качают головой. Прямо и гордо умеют держаться |
-Дети шагают, машут руками |
||
VI. Практическая работа. |
организовать микроисследование в группах; познакомить учащихся со строением пера птицы, с разновидностями перьев. |
Чем же покрыто тело птиц? (Перьями) Учитель. А вы держали в руках перо птицы? А кто-нибудь задумывался о его свойствах? А чтобы больше узнать о свойствах перьев, что мы можем сделать? (нужно его рассмотреть, исследовать). А если рассмотреть перо, то о чем мы можем узнать? (зачем оно нужно птице) У вас на партах лежат разные перья. Достаньте их. Рассмотрите их внимательно. Сравните перья. Чем различаются? (Формой, цветом, размером)
|
познавательная: участвуют в микроисследовании, знакомятся с характерными особенностями перьев птиц, с разновидностями перьев; строят рассуждения, выдвигают предположения и делают обобщения; коммуникативная: взаимодействуют с учителем во время беседы, друг с другом при работе в группах; строят понятные высказывания, излагая свою мысль чётко и ясно; регулятивная: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей; контролируют правильность ответов учащихся. |
Слайд 15 |
Учитель. - Несмотря на то, что перья отличаются друг от друга, они имеют общие особенности. Проведём научное исследование.
Учитель: Возьмите любое перо и рассмотрите его через увеличительное стекло - лупу. - Каждое перо имеет стержень. Догадайтесь, где стержень у пера. Покажите его.
- Найдите бородки, покажите их. Обратите внимание на то, как прочно они соединены.
- Что случится, если сейчас подует ветерок? Учитель. Давайте проверим ваше предположение. Положите пёрышко на ладонь и тихонько подуйте на него. Что случилось? (Они лёгкие, поэтому полетели.) Учитель: - Как вы думаете, а что находится внутри перьев? (Ничего. Внутри пусто, поэтому они очень лёгкие)
Капните водой из пипетки на перо. (Капелька скатилась, перо не намокает.) -Вот почему перья могут защитить птицу от воды. -Найдите самое маленькое и самое большое перо. Сравните их на ощупь. (Одно мягкое, пушистое; другое упругое, жесткое.) - Найдите вот такие маленькие и пушистые. Это кроющие перья. Они покрывают тело птицы и одновременно сохраняют тепло самого нижнего слоя –пуховых перьев. А летают птицы с помощью полётных или маховых перьев. Это жёсткие и упругие перья. -Для чего птице нужны разные перья? - (летать, сохранять тепло) Итак, мы выяснили, что тело птицы – хитроумно устроенный «аппарат», и важную роль в нем играют перья. Перо имеет стержень и бородки. Большие перья на крыльях помогают птицам летать, маленькие перья на теле защищают тело и придают ему форму, под ними пух, который согревает птицу. |
Перья полетят. Они лёгкие. Дети: Ничего. Пусто. |
Слайд 16 Слайд 17 Слайд 18 Слайд 19 Слайд20 |
||
Учитель: Обратите внимание. Почему на слайде перо нарисовано рядом с чернильницей? Учитель: Да, много лет назад не было ручек, и люди писали гусиным пером. А.С.Пушкин писал свои сказки таким пером. |
Дети: Перьями раньше писали. |
Слайд 21 |
||
VII. Обобщение, систематизация, применение знаний |
Учитель. - Взгляните на Мудрую Черепаху в учебнике стр.36. Чем она себя украсила? Кто узнал эти перья? (Это перья павлина). У павлина очень красивый и яркий хвост. Распустила хвост жар – птица - Скажите, как вы думаете, для чего некоторым птицам нужно яркое оперенье? Учитель. Оперение самцов часто бывает ярче и красочнее, чем у самок — таким образом они привлекают внимание подруги. Яркая окраска перьев важна птицам для маскировки. 1) Работа по учебнику стр 37 . Беседа о зимующих и перелетных птицах. - Назовите птиц, которых видите на странице учебника. - На какие две группы мы можем разделить птиц, которые здесь изображены? (Перелетные и зимующие) - Почему их так называют? (Перелетные птицы – зимой летят в теплые страны, у нас им холодно и нечего кушать. Зимующие – не боятся холода и остаются здесь.) Скоро зима, а в это время особенно тяжело птицам |
(Перьями.) |
Слайд 22 |
|
VIII. Этап подведения итогов. Рефлексия. |
выяснить, достигли ли цели урока; вместе с учащимися во фронтальной беседе обобщить изученный материал |
- Сегодня на уроке вы были маленькими учёными. Какие важные для себя открытия вы сделали на этом уроке? - Понравился ли вам урок? С каким настроением вы работали? – Что вы можете сказать о своей работе на уроке? – Если не совсем понравилась работа- красный - Было ли трудно? - Вы молодцы! Мне было приятно работать с вами. Я увидела умных, заинтересованных детей. - Скажите себе: «Я молодец! Я думал, я старался, я делал открытия». Спасибо за работу. Молодцы! А дома, по желанию, нарисуйте самую любимую вашу птицу. Расскажите родителям, что интересного вы узнали на уроке. |
познавательная: озвучивают новые знания, разбираясь, достигли ли цели урока; коммуникативная: взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме; регулятивная: контролируют правильность ответов одноклассников; самостоятельно оценивают свою работу на уроке, степень усвоения новых знаний. |
Слайд 25 |
Рекомендации для занятий дома. |
Нарисовать птичку в рабочей тетради |
|
|
|
|
Сафронова Елена Леонидовна
Карине Рафаеловна