12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Ирина165
Россия, Брянская обл., город Клинцы
3

Урок окружающего мира «Кто такие птицы»



Сценарий урока

Этап урока

Цель

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Основной акцент на этапе урока

I.  Организационный этап. Мотивация

Проверка готовности к уроку, установление эмоционального контакта в классе.

Учитель. Сегодня на урок к нам пришли гости. Давайте поприветствуем их. Посмотрите на гостей и поздоровайтесь с ними глазами.

Сегодня мы будем продолжать учиться работать в парах. Надо настроиться на работу, наладить контакт в паре.

Посмотрите вверх, вниз, посмотрите друг на друга, улыбнитесь друг другу.

На уроке мы будем работать под девизом. 

 Наш девиз – не унывать, всё пройти и всё узнать!

Мы хороший дружный класс

Всё получится у нас!

 

Слайд 2

II.. Этап повторения изученного.

Выявить знания детей по изученной ранее теме «Рыбы», «Насекомые».

-Вспомните, кто помогает нам в наших путешествиях.

(Наша помощница Черепаха и Муравьишка Вопросик)

И сегодня Мудрая Черепаха приглашает нас на научное заседание.

Все вы маленькие учёные и вам предстоит сделать несколько важных для себя открытий на этом уроке.

- Ответьте мне: «Кто такие учёные?»

Учитель знакомит учащихся с толковым словарём Ожегова и лексическим значением слова учёный

Учёный – это  специалист в какой-нибудь области науки 
Пример: У. с мировым именем. У.-экспериментатор.
2. - много знающий, образованный 

ответы детей

Слайд 3

III. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному восприятию нового материала.

 

Учитель. А теперь давайте вспомним, с какими группами животных мы познакомились на прошлых уроках?

( Рыбы. Насекомые )

-Распределите по группам животных и назовите их

-Назовите главные отличительные признаки насекомых и рыб.

- Молодцы!

- Чем покрыто тело большинства рыб?

-У каждого на парте карточка.

Рассмотрите его и закрасьте квадратик синим цветом, если это рыба, и зеленым, если это – насекомое.

Проверьте друг у друга работу. Если все верно, если вы согласны с товарищем, поднимите смайлик. Выполняем работу.

- Замечательно. Скажите, а всех ли вы животных закрасили? (нет)

- Кто остался? (птичка)

познавательная: вспоминают характерные признаки изученных групп животных, показывают друг другу выполненное домашнее задание - рисунки по теме «Рыбы»;

коммуникативная: взаимодействуют с учителем во время опроса, друг с другом во время проверки домашнего задания;

регулятивная: слушают поставленные вопросы и отвечают на них, контролируют правильность ответов учащихся, дополняют, уточняют.

Слайд 4

IV. Этап актуализации знаний

Цель – выявить первоначальные знания детей по теме «Птицы»; подготовить к восприятию новой темы.

Учитель. А каких птиц знаете? Назовите

-Учитель. Молодцы! Много птиц знаете!

Учитель. А на какие группы можно разделить птиц? (дикие и домашние)

(дети называют)

дикие и домашние

 

V. Этап изучения новых знаний.

Физминутка

создать проблемную ситуацию и познакомить учащихся с характерным признаком птиц

1). Постановка цели и задач урока.

- Кто-нибудь догадался, какая тема урока будет, на какой вопрос мы будем отвечать? (кто такие птицы)

- Чему мы будем учиться на уроке?

- А теперь откройте учебники на стр. 36 и прочитайте, какие учебные задачи мы будем решать на уроке? ( читающие дети читают стр.36)

Учитель. - Совершенно верно. Тема урока «Кто такие птицы».

А цели: познакомиться с многообразием птиц, выделить существенные и отличительные признаки птиц, чтобы уметь выделить птиц из других групп животных.

Показ движений под музыку

Муравей Вопросик приглашает нас в лес на прогулку. Представьте себе, что мы очутились в лесу. Здесь так много интересного. А кого можно встретить в лесу? (зверей, насекомых, птиц). Как нужно себя вести в лесу?

- Послушайте, кого увидел в лесу Муравьишка.

«Однажды вечером я гулял по лесу. Вот и солнышко стало садиться. За лесом, на окраине деревни, прокукарекал петух, созывая кур на насест. Большая ночная бабочка пролетела надо мной, бесшумно взмахивая крыльями. С резким свистом промчалась над лесной тропинкой летучая мышь. А в глубине леса с ветки на ветку прыгало удивительное животное, похожее на белку. «Какие разные животные,- подумал я, - но все они умеют летать… Наверное, все они – птицы.»

2). Определение главного признака птиц.

-Чтобы увидеть животных, о которых говорил Муравей, нам необходимо открыть учебник на стр. 36.

Рассмотрите животных. Действительно ли все они птицы?

- А знаете ли вы животное, похожее на белку, о котором сказал Муравьишка? Это белка-летяга. Птица ли она? А летучая мышь – птица?


- Чтобы правильно ответить на эти вопросы, нужно знать общий признак птиц, который отличает их от других животных.
 

- Давайте, разберемся, кто же на самом деле птицы? Птицы – животные, которых на земле очень много. Они обитают и в воздухе, и на суше, и в воде, в горах и даже в ледяных просторах. Одни птицы большие, другие - крошечные, некоторые – быстроногие.

- Посмотрите внимательно, какой признак есть у всех птиц, чего нет у других животных.

Учитель. Важный ли признак для птиц - умение летать? ( Нет)

Учитель. Какой же главный признак птицы? ( Перья).

Учитель. Птицу узнают по перьям. Это вполне справедливо, поскольку из всех живых существ только птицы имеют перья, за что их и называют пернатыми.


 

Учитель. А для чего нужны перья птицам?

( Для того, чтобы птицам не было холодно, летать.)

Учитель: Перья гораздо теплее меха. В холодные дни птицы взъерошивают перья, чтобы сохранить тепло. Своё оперение птицы чистят и укладывают. Но всё равно перья изнашиваются. Поэтому раз в год птицы сбрасывают старые и отращивают новые перья.


 

Давайте познакомимся со строением птицы.


 

3) Строение птицы.


 

Учитель: Посмотрите, что это за птица?

Учитель: Дети, назовите все части тела птицы.

У птиц есть клюв - это и рот, и нос. С помощью клюва они добывают пищу, разгрызают орехи и твердые семена, разрывают мясо. Форма клюва у птиц разная, так как зависит от той пищи, которую они едят. У хищных птиц (орлы), клювы загнутые. Попугай мощным клювом разгрызает орехи, у уток – сплюснутые клювы, чтобы щипать траву у края воды, у колибри- длинный тонкий клюв, чтобы добраться до сладкого нектара.


 


 

Работа в парах.

- Найдите указанные части тела у птицы на своих карточках.

Учитель. А теперь проверим. Правильно ли вы назвали части тела птицы

(проверка по слайду 9)

познавательная: с помощью иллюстрации в учебнике, слайда в презентации анализируют строение тела голубя, выделяя существенные и несущественные признаки; сравнивают тела разных птиц, выделяют их характерные особенности; строят рассуждения и делают обобщение;

коммуникативная: взаимодействуют с учителем во время фронтальной беседы, в паре; допускают возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с собственной; ориентируются на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

регулятивная: принмают и сохраняют учебную задачу; с помощью учебника контролируют правильность ответов соседа; дополняют, уточняют высказанные мнения по существу поставленного задания; контролируют себя с помощью учебника.


 


 

Дети: Голубь.

Дети: Туловище, ноги, крылья, хвост, шея, голова, клюв

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8

Слайд 9

Слайд 10

Слайд 11

Слайд 12

Слайд13

Слайд 14

   

Учитель. - Обратите внимание на форму тела птицы. Какая она? (Гладкая, обтекаемая.)

Для чего нужна птице такая форма тела? (Форма тела помогает птице преодолевать потоки воздуха и быстро летать)

Эту особенность формы тела птиц люди давно подсмотрели у природы и по её

образу и подобию создали машину. Какую? (Самолёт) 

   

Физминутка

 

Лебеди летят, крыльями шумят. Прогнулись над водой, качают головой. Прямо и гордо умеют держаться
И очень бесшумно на воду садятся.

-Дети шагают, машут руками
-Наклоняются вперёд, кивают головой в разные стороны
-выпрямляются, стоят ровно
-садятся за парты

 

VI. Практическая работа.

организовать микроисследование в группах; познакомить учащихся со строением пера птицы, с разновидностями перьев.
 

Чем же покрыто тело птиц? (Перьями)

Учитель. А вы держали в руках перо птицы? А кто-нибудь задумывался о его свойствах?

А чтобы больше узнать о свойствах перьев, что мы можем сделать? (нужно его рассмотреть, исследовать).

А если рассмотреть перо, то о чем мы можем узнать? (зачем оно нужно птице)

У вас на партах лежат разные перья. Достаньте их. Рассмотрите их внимательно. Сравните перья. Чем различаются?

(Формой, цветом, размером)


 

познавательная: участвуют в микроисследовании, знакомятся с характерными особенностями перьев птиц, с разновидностями перьев; строят рассуждения, выдвигают предположения и делают обобщения;

коммуникативная: взаимодействуют с учителем во время беседы, друг с другом при работе в группах; строят понятные высказывания, излагая свою мысль чётко и ясно;

регулятивная: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей; контролируют правильность ответов учащихся.

Слайд 15

   

Учитель. - Несмотря на то, что перья отличаются друг от друга, они имеют общие особенности. Проведём научное исследование. 


 

Учитель: Возьмите любое перо и рассмотрите его через увеличительное стекло - лупу.

- Каждое перо имеет стержень. Догадайтесь, где стержень у пера. Покажите его. 


 

- Найдите  бородки, покажите их. Обратите внимание на то, как прочно они соединены.

 

- Что случится, если сейчас подует  ветерок?

Учитель. Давайте проверим ваше предположение. Положите пёрышко на ладонь и тихонько подуйте на него. Что случилось? (Они лёгкие, поэтому полетели.)

Учитель: - Как вы думаете, а что находится внутри перьев? (Ничего. Внутри пусто, поэтому они очень лёгкие)


Давайте проверим, возьмите ножницы и среднее перо разрежьте. Что вы видите внутри?

Капните водой из пипетки на перо.

(Капелька скатилась, перо не намокает.)

-Вот почему перья могут защитить птицу от воды.

-Найдите самое маленькое и самое большое перо. Сравните их на ощупь.

(Одно мягкое, пушистое; другое упругое, жесткое.)

- Найдите вот такие маленькие и пушистые. Это кроющие перья. Они покрывают тело птицы и одновременно сохраняют тепло самого нижнего слоя –пуховых перьев. А летают птицы с помощью полётных или маховых перьев. Это жёсткие и упругие перья. 

-Для чего птице нужны разные перья? - (летать, сохранять тепло)

Итак, мы выяснили, что тело птицы – хитроумно устроенный «аппарат», и важную роль в нем играют перья. Перо имеет стержень и бородки. Большие перья на крыльях помогают птицам летать, маленькие перья на теле защищают тело и придают ему форму, под ними пух, который согревает птицу.

Перья полетят. Они лёгкие.  

Дети: Ничего. Пусто.

Слайд 16

Слайд 17

Слайд 18

Слайд 19

Слайд20

   

Учитель: Обратите внимание. Почему на слайде перо нарисовано рядом с чернильницей?

Учитель: Да, много лет назад не было ручек, и люди писали гусиным пером. А.С.Пушкин писал свои сказки таким пером.

Дети: Перьями раньше писали.

Слайд 21

VII. Обобщение, систематизация, применение знаний

 

Учитель. - Взгляните на Мудрую Черепаху в учебнике стр.36. Чем она себя украсила? Кто узнал эти перья? (Это перья павлина). У павлина очень красивый и яркий хвост.

Распустила хвост жар – птица
Он горит и золотится.
Из заморских к нам долин
Этот хвост принес … павлин.

- Скажите, как вы думаете, для чего некоторым птицам нужно яркое оперенье?

Учитель. Оперение самцов часто бывает ярче и красочнее, чем у самок — таким образом они привлекают внимание подруги.

Яркая окраска перьев важна птицам для маскировки.

1) Работа по учебнику стр 37 .

Беседа о зимующих и перелетных птицах.

- Назовите птиц, которых видите на странице учебника.

- На какие две группы мы можем разделить птиц, которые здесь изображены?

(Перелетные и зимующие)

- Почему их так называют?

(Перелетные птицы – зимой летят в теплые страны, у нас им холодно и нечего кушать. Зимующие – не боятся холода и остаются здесь.)

Скоро зима, а в это время особенно тяжело птицам

Чаще всего птица погибает не от холода, а голода. Обязательно сделайте кормушку и не забывайте насыпать птичкам корм. 

(Перьями.)

Слайд 22

VIII. Этап подведения итогов. Рефлексия.

выяснить, достигли ли цели урока; вместе с учащимися во фронтальной беседе обобщить изученный материал

- Сегодня на уроке вы были маленькими учёными.

Какие важные для себя открытия вы сделали на этом уроке?

- Понравился ли вам урок? С каким настроением вы работали?

Что вы можете сказать о своей работе на уроке?
– У вас на столе смайлики. Оцените цветом свою работу на уроке.
– Если было интересно, легко на уроке, во всем разобрались – возьмите зеленый смайлик.
– Если иногда были трудности, сомнения,– желтый.

Если не совсем понравилась работа- красный
- Какое задание на уроке было самым интересным?

- Было ли трудно?

- Вы молодцы! Мне было приятно работать с вами. Я увидела умных, заинтересованных детей.

- Скажите себе: «Я молодец! Я думал, я старался, я делал открытия».

Спасибо за работу. Молодцы! А дома, по желанию, нарисуйте самую любимую вашу птицу. Расскажите родителям, что интересного вы узнали на уроке.

познавательная: озвучивают новые знания, разбираясь, достигли ли цели урока;

коммуникативная: взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме;

регулятивная: контролируют правильность ответов одноклассников; самостоятельно оценивают свою работу на уроке, степень усвоения новых знаний.

Слайд 25

Рекомендации для занятий дома.

 

Нарисовать птичку в рабочей тетради

   


 


презентация к уроку "Кто такие птицы"
PPT / 3.63 Мб

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (2)

Сафронова Елена Леонидовна, 05.01.18 в 12:50 0Ответить Пожаловаться
Ирина! Большое спасибо за урок. Дети -исследователи на уроке, а это замечательно
Карине Рафаеловна, 05.01.18 в 19:53 0Ответить Пожаловаться
Спасибо за урок!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.