Урок русского языка в 8 классе на тему «Односоставные предложения»
Пояснительная записка к презентации
Муниципальное общеобразовательное учреждение лицей №2 им.В.В.Тихонова
142500, г. Павловский Посад, ул. Кирова, д. 87
ПЛАН-КОНСПЕКТ
урока русского языка в 8 классе
на тему «Односоставные предложения (обобщение изученного)»
Учитель: Конакова О.И.,
высшая квалификационная категория.
2017-2018 учебный год
Цель урока: создание условий для совершенствования умения различать односоставные предложения, формирования навыка определения вида односоставного предложения по грамматической основе.
Задачи урока:
Обобщить изученный материал по разделу «Односоставные предложения»
Формировать познавательные, регулятивные и коммуникативные универсальные учебные действия.
Оборудование:
учебник «Русский язык, 8 класс» под редакцией М.М.Разумовской- М.: Дрофа, 2013;
проектор;
ноутбук;
презентация по теме урока.
Ход урока
1. Организационное начало урока.
Учитель:
Добрый день! Начнём наш урок с эпиграфа-пожелания.
2. Запись в тетрадь и осмысление эпиграфа.
Слайд №2
С благоговеньем прикасайся
К тому, чем ты вооружён!
Твори светло и упивайся
Безбрежным русским языком!
С.Скачко
Учитель:
- Прокомментируйте смысл этого четверостишия.
-Определите вид предложений в этих стихах по грамматической основе. (Предложения односоставные, определённо-личные.)
3. Целеполагание
Учитель:
- Заканчивая изучение очередного раздела учебника русского языка и обращая внимание на посыл в эпиграфе, подумайте и определите цели своей работы на уроке. (Обобщить изученный материал, знать виды односоставных предложений; знать особенности односоставных предложений; находить односоставные предложения в тексте; определять главный член предложения; использовать в речи односоставные предложения.)
4. Лингвистическая разминка:
Слайд№3
тест «Кто быстрее правильно ответит?» (устно).
1. Односоставные предложения – это:
а) предложения с одним словом;
б) предложения с одним главным членом;
в) предложения с одной грамматической основой.
(Предложения с одним главным членом).
2. Глагольные односоставные предложения
а) состоят только из глаголов;
б) имеют главный член предложения – сказуемое.
(Имеют главный член предложения – сказуемое).
3. Именные предложения
а) содержат имена людей;
б) имеют главный член предложения – подлежащее.
(Имеют главный член предложения – подлежащее).
- Верны ли утверждения? (устно)
Слайд №4
1.По цели высказывания предложения могут быть повествовательными, вопросительными и восклицательными ( побудительными).
2. По эмоциональной окраске – восклицательными и невосклицательными.
3. По наличию союзов в них – простыми и сложными.
4. По наличию второстепенных членов – односоставными и двусоставными (распространёнными и нераспространёнными).
5. Предложения могут быть осложнены союзами и частицами ( однородными членами, обращениями, причастными, деепричастными, сравнительными оборотами).
5. Практическая работа «Проверь себя».
Слайд№5
Запись на доске предложения для синтаксического разбора:
Разговаривать не надо,
Приседайте до упада,
Да не будьте мрачными и хмурыми. (В.С.Высоцкий)
6. Физминутка в тему урока.
Слайд №6
Учитель:
- Кто из вас знает, из какого очень известного стихотворения-песни В.С.Высоцкого записано предложение на доске? ( «Утренняя гимнастика»)
- Последуем совету, послушаем фрагмент песни и выполним несколько простых гимнастических упражнений.
Звучит фонограмма песни
7. Сравнительный анализ предложений. (устно и письменно)
Слайд №7
Величайшее богатство народа – его язык.
Не спеши языком, торопись делом.
( Сходство: предложения - повествовательные, невосклицательные, распространённые. Отличие: первое предложение – двусоставное, не осложнённое; второе – односоставное с однородными сказуемыми.)
8. Закрепление полученных знаний.
Слайд №8
На «4», «5»-выпишите пословицы, которые являются односоставными предложениями.
На «3»- спишите пословицы, расставив знаки препинания и объяснив орфограммы.
-
Книга в счастье украшает а в (не)счастье утешает.
Книги читай а дела (не)забывай.
Книга мала а ума пр..дала.
Книги читать не в ладушки играть.
Читай книгочей (не)жалей очей.
Книга друг человека.
Кто много читает тот много знает.
Век ж..ви век учись.
Слайд №9 «Проверь себя»
9. Творческая мастерская.
Слайд №10
Задание: преобразуй текст, заменив двусоставные предложения на односоставные.
- Сравните свой текст с другими вариантами, например…
Слайд №11
10. Итог урока.
Слайд №12
Учитель:
- Прокомментируйте информацию на слайде, не забывая об эпиграфе нашего урока.
11. Домашнее задание.
Слайд №13
- Используя односоставные предложения, придумайте социальную рекламу.
Литература.
Русский язык. 8 класс. Под редакцией М.М. Разумовской, П.А. Леканта. М.: Дрофа, 2013.
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998.