Урок русского языка в 8 классе «Односоставные предложения. Обобщение знаний»
УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 8 КЛАССЕ
Тема: Односоставные предложения. Обобщение знаний.
Цели:
- Формирование умений различать односоставные и двусоставные предложения, определять их тип, использовать односоставные предложения в разных стилях речи,
Задачи:
Образовательная: Систематизация сведений об односоставных предложениях.
Развивающая: отработка умений правильно определять тип односоставных предложений, отличать односоставные простые предложения от двусоставных предложений, находить односоставные простые предложения в составе сложных предложений.
Воспитательная: воспитание культуры речи учащихся.
Тип урока: Обобщение и систематизация знаний и умений.
Форма урока: Комбинированный.
Форма организации познавательной деятельности учащихся: коллективная, групповая, индивидуальная.
Методы обучения: словесный, наглядный, частично- поисковый.
Технология реализации: технология уровневой дифференциации. Технология формирования учебных задач. Деятельностный подход в обучении. Использование современных информационно- коммуникативных технологий.
Тип урока: практикум.
Ход урока.
Организационный момент.
Структура СИ-ФИНК-УАНДЭ
Звучит песня Булата Окуджавы «Давайте восклицать».
В тетрадь запишите ответы на вопросы:
Что я слышу?
Какие вопросы у меня возникли по этому поводу?
Песня, конечно, не случайна. Булат Шалвович Окуджава – известный русский поэт, бард, призывает «говорить друг другу комплименты», или приятные слова. Давайте и мы поприветствуем друг друга и скажем ободряющие слова. А я хочу сказать, что вы молодцы, и у нас все получится. (Учащиеся приветствуют партнера по плечу, по лицу)
Запишите эти прекрасные слова в тетрадь.
Тему урока вы сможете узнать, определив тип предложений во фрагменте песни.
Давайте восклицать, друг другом восхищаться.
Высокопарных слов не надо опасаться.
Давайте говорить друг другу комплименты,
Ведь это у любви счастливые моменты.
(Учащиеся определяют тип предложений, формулируют тему «Односоставные предложения. Обобщение знаний»)
Актуализация опорных знаний.
Повторение сведений о типах односоставных предложений.
Односоставные назывные предложения
Односоставные определенно-личные предложения
Односоставные неопределенно-личные предложения
Односоставные безличные предложения
Структура ФЭН-ЭН-ПИК
III. Проверка домашнего задания.
(Учащиеся зачитывают фрагменты художественных произведений различных авторов, в которых есть односоставные предложения, говорят о роли односоставных предложений в данных фрагментах)
IV. Развитие речи. Конструирование текста.
- Очень актуальны односоставные предложения в жанре репортажа, благодаря им текст приобретает лаконизм, динамичность и образность. Попробуйте создать короткое сочинение - репортаж с места события, большая часть предложений в котором будут односоставными. Вы можете:
- обозначить место, время действия;
- подчеркнуть особенности антуража;
- рассказать кратко о том, что происходит;
- закончить восклицательным повествовательным либо побудительным предложением;
- использовать художественные средства языка.
Темы:
«Хороша ты, матушка-зима»
«На уроке физкультуры»
«Приятного аппетита»
«Скоро ОГЭ»
(Учащиеся пишут сочинения, затем зачитывают их)
V. Физкультминутка. Структура ЧОП-ЧИЛИ-ЧОП
VI. Применение знаний в новой ситуации.
- Тема сочинения «Скоро ОГЭ» не случайна, к основному государственному экзамену мы готовимся постоянно по мере изучения программного материала. Тема «Односоставные предложения» не исключение. Эти знания нам пригодятся при выполнении задания 8 тестовой части.
Задание 8 сформулировано так: «Выпишите грамматическую основу предложения (№ предложения указан)». Помните, что для анализа может быть предложено односоставное предложение. Например, в предложении «Тебя можно слушать вечно, Пушкин!» (Ю. Олеша) грамматическая основа «можно слушать», при этом обращение «Пушкин» членом предложения не является.
Работа в парах. Взаимообучение. Структура РЕЛЛИ КОУЧ.
Тебя никогда нельзя понять... _______________________________ |
Осталось дождаться подходящего случая Ленке его преподнести. ______________________________ |
И тотчас нас волочит на другую ёлку. |
Всё было в порядке. ______________________________ |
Проверка правильности выполнения (на обороте листа).
Тебя никогда нельзя понять... _нельзя понять________ |
Осталось дождаться подходящего случая Ленке его преподнести. ___осталось дождаться__ |
И тотчас нас волочит на другую ёлку. волочит |
Всё было в порядке. ____всё было в порядке______ |
Индивидуальная работав сети Интернет на сайте «Решу ОГЭ».
- Сформируйте пакет из 5 заданий №8, решите его, поставьте себе оценку, учитывая, что 1 правильный ответ – это 1 балл.
VII. Рефлексия.
- Сформулируйте свое предложение по итогам урока, взяв за основу начало фразы:
Сегодня я узнал…
Было трудно…
Я понял, что…
У меня получилось…
Валентина
Шабалдина Любовь Григорьевна
Анна Михайловна