Урок русского языка в 8 классе «Предложения двусоставные и односоставные»

1
2
Материал опубликован 27 January 2017 в группе

Пояснительная записка к презентации

Булгакова Л.И.,учитель русского

языка и литературы МКОУ «СОШ№13»

с.Мирного, Благодарненского района,

 Ставропольского края

 

ПРЕЗЕНТАЦИЯ

Тема: «Предложения двусоставные и односоставные»

Цель: дать понятие двусоставных и односоставных предложений; формирование умений распознавать эти типы предложений по их значению и структурным особенностям; научить учащихся употреблять данные предложения в устной и письменной речи.

Ход урока.

На доске как эпиграф написаны слова: «Поэзия Пушкина –неиссякаемый источник, способный напоить «живою водой» всех».

1.Вопрос к классу: «Почему эти слова я записала как эпиграф? Что в записанном предложении требует объяснения с точки языковых норм?»

2. Индивидуальные задания по группам: 1группа- разбор данного предложения; 2группа- разобрать по составу слова неиссякаемый, источник; 3группа – выделить все орфограммы в словах эпиграфа.

3. Слово учителя: Посмотрим на это предложение. В нём есть и подлежащее, и сказуемое. Значит, оно двусоставное. А теперь проверим домашнее задание (учащиеся должны были выписать из стихотворений А.С.Пушкина «мудрые мысли» - предложения). Назовите те предложения, у которых отсутствует подлежащее.(Выбранные предложения записываем. Например: «Мой друг, отчизне посвятим души прекрасные порывы!) Подчеркиваем грамматическую основу предложений и переходим к теме урока.

4. Записав тему урока, отвечаем на вопросы: 1) на какие группы по строению грамматической основы делятся простые предложения? 2) Как определить, двусоставное или односоставное предложение перед вами?

5. Проводим лингвистический анализ текста.

Дни поздней осени бранят обыкновенно,

Но мне она мила, читатель дорогой,

Красою тихою, блистающей смиренно.

Определите тему текста.

Что вы видите за несколькими строчками поэта?

Подберите синонимы к словам бранят и блистающей.

Почему Пушкин называет красоту осени тихой? За что осень бранят?

Объясните знаки препинания и определите тип предложения.

6. Вопрос к классу: «А какие строчки поэта об осени нашли вы, ребята? Запишите их и определите, двусоставное или односоставное предложение вы записали». (Учащиеся записывают. Например: Роняет лес багряный свой убор, сребрит мороз увянувшее поле. Или: Унылая пора! Очей очарованье!)

7. Слово учителя: Ребята, среди односоставных предложений есть такие, у которых нет и не может быть сказуемого. Такие предложения именуются назывными. Вспомним отрывок из поэмы «Полтава»- «Полтавский бой». (учащиеся читают наизусть и записывают)

Посмотрим, с помощью каких предложений поэт рисует динамику боя? Конечно, с помощью назывных предложений. Давайте в этом отрывке найдем орфограммы в глаголах и прилагательных.

А теперь каждая группа запишите свои примеры назывных предложений, которые употребляет Пушкин. (учащиеся выписывают по 2 примера).

На основе записанных предложений осмысливается разделение односоставных предложений на распространенные и нераспространенные.

8. Основное закрепление материала:

1) Прочитать параграф№20 и подготовить устное выступление по теме

урока.

2) Игра в ситуации. Учащиеся должны привести строчки Пушкина к определенной ситуации и указать тип предложения.

Ситуация1. Вы приехали в Санкт- Петербург, стоите на берегу Невы...

(ученики приводят строки: Люблю тебя, Петра творенье и тд..)

Ситуация2. Зима. Вы встали утром, выглянули в окно и....

(ученики приводят пример: Мороз и солнце. День чудесный! И т.д.)

9. Работа по группам.

1группа пишет сочинение- миниатюру по данному началу. (Например. Вечер. Беру томик Пушкина и ...) с обязательным использованием в нем односоставных предложений.

 

2группа получает тексты со стихами Пушкина: они должны выразительно прочитать текст, обозначить грамматическую основу предложений, указать их тип, выделить в словах орфограммы.

3группа работает с учебником над упражнением№ 202.

10. Проверка самостоятельных работ и подведение итогов урока(рефлексия).

 

11.Домашнее задание. Для первой и второй групп- выписать из повести «Капитанская дочка» 6 предложений односоставных и двусоставных; третья группа выполняет упражнение№ 203

Предварительный просмотр презентации

Урок русского языка Предложения двусоставные и односоставные

Цель - научить распознавать этот тип предложений и уместно употреблять все виды односоставных предложений в устной и письменной речи

Поэзия Пушкина-неиссякаемый источник,способный напоить «живою водою» всех,кто прикоснется к нему Индивидуальные задания: 1группа-разобратьпредложение 2группа-разобрать по составу слова неиссякаемый ,прикоснется 3группа-обозначить орфограммы в словах неиссякаемый,живою,источник,прикоснется

«Мудрые мысли» Мой друг, отчизне посвятим Души прекрасные порывы! Фонтан любви, фонтан живой! Принес я в дар тебе две розы. Люблю немолчный говор твой И поэтические слезы . Во глубине сибирских руд Храните гордое терпенье. Не пропадет ваш скорбный труд И дум высокое томленье

Анализ текста Дни поздней осени бранят обыкновенно Но мне она мила, читатель дорогой, Красою тихою, блистающей смиренно.

Роняет лес багряный свой убор, Сребрит мороз увянувшее поле. Октябрь уж наступил-уж роща отдыхает Последние листы с нагих своих ветвей. Дохнул осенний хлад… Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса- Люблю я пышное природы увяданье…

Назывные предложения Швед, русский –колет ,рубит, режет, Бой барабанный ,клики, скрежет, Гром пушек ,топот ,ржанье ,стон , И смерть и ад со всех сторон .

Люблю тебя, Петра творенье! Люблю твой строгий стройный вид, Невы державное теченье, Береговой ее гранит.

Мороз и солнце! День чудесный!

Сочинение-миниатюра Вечер. Беру томик Пушкина и… Пушкин-великий русский поэт… Читая Пушкина, мы становимся добрее…

Домашнее задание 1и2группы.Выписать из повести «Капитанская дочка» 6 односоставных предложений 3группа.Работа по упр.203

Аннотация . УРОК ПРОВОДИТСЯ В 8 КЛАССЕ КАК ВВОДНЫЙ НА ЭТАПЕ ИЗУЧЕНИЯ РАЗДЕЛА «ДВУСОСТАВНЫЕ И ОДНОСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ» ТАК КАК УРОК ЯВЛЯЕТСЯ ВВОДНЫМ, СООТВЕТСТВЕННО СТАВИТСЯ ЦЕЛЬ: ДАТЬ ПОНЯТИЕ ДВУСОСТАВНЫХ И ОДНОСОСТАВНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ; ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЙ РАСПОЗНАВАТЬ ЭТИ ТИПЫ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО ИХ ЗНАЧЕНИЮ И СТРУКТУРНЫМ ОСОБЕННОСТЯМ ; НАУЧИТЬ УПОТРЕБЛЯТЬ ДАННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ В УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ. ГЛАВНАЯ ЦЕЛЬ УРОКА ВКЛЮЧАЕТ ПРАКТИЧЕСКИЕ НАВЫКИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТИПОВ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СТРОЕНИЮ ГРАММАТИЧЕСКОЙ ОСНОВЫ . ЭТА ЦЕЛЬ ДОСТИГАЕТСЯ ПУТЕМ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО МАТЕРИАЛА В ВИДЕ ИЗУЧЕННЫХ РАНЕЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ А.С.ПУШКИНА, В ОТРЫВКАХ КОТОРЫХ УЧАЩИЕСЯ НАХОДЯТ РАЗНЫЕ ТИПЫ ПРЕДЛОЖЕНИЙ . ТАКОЕ РЕШЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКОГО КОМПОНЕНТА ЦЕЛИ СПОСОБСТВУЕТ РАЗВИТИЮ ИНТЕРЕСА УЧАЩИХСЯ К ТВОРЧЕСТВУ А. ПУШКИНА ,А ТАКЖЕ СПОСОБСТВУЕТ ПОДДЕРЖАНИЮ ИНТЕРЕСА К ИЗУЧЕНИЮ ЯЗЫКА И КУЛЬТУРЫ НАРОДА . ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ВЫШЕПЕРЕЧИСЛЕННЫХ ЦЕЛЕЙ ИСПОЛЬЗУЮТСЯ РАЗНЫЕ ВИДЫ РАБОТЫ : АНАЛИЗ ТЕКСТА ,РАБОТА В ГРУППАХ ,НАПИСАНИЕ СОЧИНЕНИЯ-МИНИАТЮРЫ ПО ДАННОМУ НАЧАЛУ . НА УРОКЕ ИСПОЛЬЗУЮТСЯ СПЕЦИАЛЬНЫЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕСРЕДСТВА ( КОМПЬЮТЕР ,МУЛЬТИМЕДИЙНЫЙ ПРОЕКТОР) ,ЯЗЫКОВЫЕ СРЕДСТВА (ОРФОГРАФИЧЕСКИЕ ,ЛЕКСИЧЕСКИЕ , ГРАММАТИЧЕСКИЕ) ,ЛИЧНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ УЧАЩИХСЯ (СООБРАЗИТЕЛЬНОСТЬ , ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ ,ВЗАИМОПОМОЩЬ , ИНТЕРЕС )

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии

Нет презентации!

12 March 2017

Почему нет презентации? Все есть. Открываем урок - вверху написана ссылка"Презентация"

26 April 2017